Урок-викторина по русскому языку "Путешествие в слово" в 5-6 классах
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цель урока:

-углубить знания учащихся по русскому языку;

-привить интерес к предмету путем включения упражнений занимательного характера;

-расширять словарный запас учащихся.

Задачи урока:

- повторение и обобщение изученного материала;

- развитие творческих способностей учащихся;

-повышение интереса учащихся к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-viktorina_po_russkomu_jazyku_sokolova_m.a.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-викторина по русскому языку.

Тема: «Путешествие в слово».

Класс: 5-6

Цель урока:

-углубить знания учащихся по русскому языку;

-привить интерес к предмету путем включения упражнений занимательного характера;

-расширять словарный запас учащихся.

Задачи урока:

- повторение и обобщение изученного материала;

- развитие творческих способностей учащихся;

-повышение интереса учащихся к предмету.

Оборудование: презентация «Сказочная страна»,  книжная выставка, посвященная теме урока; оборудованные столы для команд (карточки с заданиями, ручки, карандаши).

Ход проведения урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в слово. Слово живет в сказочной стране. Страна эта огромна, состоит из отдельных княжеств, которые населяют необычные жители.

Работа с иллюстрацией.

  1. «В гостях у Фонетики».
  1. В каких словах по 100 согласных?
  2. Прочитайте слова:

100ляр, 7я, ви3на, 3буна,О5, Тол100й, 1окий, про100.

  1. В каких словах букв больше, чем звуков:

Лень, семья, просьба, грусть, свадьба.

  1. У кого хвост длиннее?

Ведущий называет слово из двух и более слогов. Записав его, вы должны составить цепочку слов таким образом, чтобы последний слог предыдущего слова был первым слогом следующего слова. Например: тра-ва, ва-гон, гон-ки и т.д. Выигрывает та команда, которая запишет как можно больше слов.

  1. Прочитайте вслух предложения: «Ученица Куницына собирается отправиться в Братск».

- Сколько в этом предложении звуков [ц]?

  1. Есть ли твердые согласные звуки в скороговорке

Летели лебеди с лебедятами?

  1. «Здравствуй, Лексика!»

Задание 4.1. Найдите  и выпишите пары антонимов.

  1. «Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень,

Не столь различны меж собой.

Ты богат, я очень беден,

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ, и бледен.

Всегда так будет, как бывало,

Таков издревле белый свет.

Ученых много – умных мало,

Знакомых тьма, а друга нет.»

2.  «И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой – то холод тайный,

 Когда огонь кипит  в крови.

В толпе друг друга мы узнали,

Сошлись – и разойдемся вновь.

Была без радости любовь,

Разлука будет без печали.»

3.  «Вы – свет , а я похож на тьму,

Вы веселы , а я печален,

Вы параллельны ко всему,

А я, напротив, вертикален.»

Задание 4.2. Найдите  и выпишите синомимы.

«Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как надоели мне они!» -

Так проворчал Мороз угрюмый,

И речку льдом сковал без шума,

Деревья скрыла седина,

И наступила тишина.»

Задание 4.3. «Раз, два, три -  говори!»

Учитель называет слова. Участники команд, по очереди, быстро называют антоним.

Большой - …, высокий - …, длинный - …, широкий - …, толстый - …, глубокий - …, прямой - …,  первый - …, скупой - …, нежный - …, смеяться - …, хвалить - …, радоваться - …, зло - …, холод - …, труд - … .

  1. Пунктуация. «Капризная особа».

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

Задание. Выпишите из предложения все возможные словосочетания.

  1. На пути к Словообразованию.

6.1.Произнесите несколько раз скороговорку. Найдите в ней однокоренные слова.

Перепёлка перепелёнка перепелёнывала,

Перепелёнывала, еле перепеленала.

6.2. «Раз, два, три – говори!»

Каждой  команде по очереди ведущий читает словосочетание, предлагая заменить каждое из них одним словом  с нужным суффиксом.

  1. Музыкант, играющий на трубе.
  2. Житель Тулы.
  3. Смелый человек.
  4. Хитрый человек.
  5. Тот, кто любит шутить.
  6. Тот, кто богат на выдумки.
  7. Любящий мечтать.
  8. Участник игры.
  9. Тот, кто пашет землю.
  10. Сельский житель
  11. Житель Харькова.
  12. Житель Томска.
  13. Специалист по химии.
  14. Собирающий коллекцию.
  15. Детёныш орла.
  16. Светловолосая женщина.
  17. Женщина-повар.
  18. Болтливая девочка.
  19. Березовая роща.
  20. Гриб, растущий под березами.
  21. Момент бросания мяча.
  22. Стебель соломы.
  23. Машина для молотьбы.
  24. Свойство доброго человека.
  25. Свойство чего-либо нового.
  26. Качество хвастливого человека.
  27. Синоним слова Стройка
  28. Существительное от глагола ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАТЬ.

6.3.«Строители, за работу!»  Задание. Графически укажите строение слова.

Маленький,    пришкольный,     перебежчик,     москвич, перегрузка,     побежал.

Морфология.

6.4.Определите род имён существительных:

Бандероль-                 Шаль-                 Стержень-

Вестибюль-                 Хрусталь-           Скальпель-

Вермишель-               Янтарь-               Кадриль-

Мозоль-                       Ясень-                 Гвоздь-

Тюль-                            Полынь-             Гавань-

Молодежь-                 Сельдь-

Шампунь-                    Роскошь-

  1. В гостях у Орфоэпии. Поспешишь – людей насмешишь.

- Существует старая шутка – как писать: У рыбов нет зубов, у рыб нет зуб или у рыбей нет зубей? Шутка придумана не случайно, не все твердо знают окончания некоторых существительных в родительном падеже множественного числа. Как, например, правильно: пара чулок или чулков? Пара носок или носков? Случаются и совсем курьезы. Одна ученица писала: В нотной тетради каждый лист расчерчен на пять чертей. А как вы ответите на эти вопросы?

Как  правильно сказать: Семь кочергей, семь кочерг, семь кочерёг? Об этом веселый рассказ под названием «Кочерга» написал Михаил Зощенко. Прочитайте его!

- Как правильно  сказать:

пара ботинок – пара ботинков;

пара валенок – пара валенков;

пара чулок - пара чулков;

пара носок - пара носков;

пара туфель – пара туфлей;

много дел – много делов;

много мест – много местов?

  1. Подведение итогов урока. Награждение команды – победителя.

- Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в слово, но оно не последнее. Ведь есть еще и другие интересные истории в сказочной стране: «Ты и твое имя», «Почему так говорят…», «Это интересно», «Знаете ли вы…».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока

Урок литературы в 11 классе дает полное представление об отношении А.А. Ахматовой к поэзии Б. Пастернака....

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе...

Урок по русскому языку "Устаревшие слова" для 5 класса

Разработка урока по ФГОС для учащихся 5 класса на тему: "Устаревшие слова". Урок построен на работе учащихся в группах и предполагает дифференцированные задания. Целью урока является определение...

презентация к уроку русского языка родственные слова в 4 классе VIII вида

в презентации представлены задания для отработки назыка подбора родственных слов и нахождения общей части в родственных словах...

План урока русского языка "Корень слова" для 5 класса

План урока русского языка "Корень слова" для 5 класса разработан для успешного проведения урока по программе ФГОС...

Открытый урок. Урок-викторина "Кто знает больше" (фразеологизмов, крылатых слов и т.п.)

Цель урока: 1) Ознакомить с учебными фразеологическими словарями; повторить основные признаки фразеологизмов, их значение и употребление в речи.2) Добиваться умения объяснять значение фразеологизмов п...