Открытый урок. Урок-викторина "Кто знает больше" (фразеологизмов, крылатых слов и т.п.)
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)

Абдуллина Луиза Хазинуровна

Цель урока: 1) Ознакомить с учебными фразеологическими словарями; повторить основные признаки фразеологизмов, их значение и употребление в речи.

2) Добиваться умения объяснять значение фразеологизмов путем замены их синонимичными словами или путем подбора эквивалентных фразеологических оборотов (из родного); добиваться умения употреблять в речи устойчивые словосочетания и крылатые выражения для придания речи эмоционально-экспрессивной окраски.

3) Обогатить речи учащихся наиболее употребительными фразеологическими оборотами, крылатыми словами и выражениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-viktorina_po_russkomu_yazyku_v_10_klasse.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.Инзер муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

Открытый урок по теме:

Урок-викторина

«Кто больше знает»

(фразеологизмов, крылатых слов и т.п.)

в 10 классе

Разработала урок и провела

учитель русского языка и литературы

Л.Х.Абдуллина

2019

В.Г. Белинский «Фразеологизмы составляют народную физиономию русского языка, его оригинальные средства и самобытное самонародное богатство».

Цель урока: 1) Ознакомить с учебными фразеологическими словарями; повторить основные признаки фразеологизмов, их значение и употребление в речи.

2) Добиваться умения объяснять значение фразеологизмов путем замены их синонимичными словами или путем подбора эквивалентных фразеологических оборотов (из родного); добиваться умения употреблять в речи устойчивые словосочетания и крылатые выражения для придания речи эмоционально-экспрессивной окраски.

3) Обогатить речи учащихся наиболее употребительными фразеологическими оборотами, крылатыми словами и выражениями.

Лексическая тема: «Знания, которые не пополняются, убывают с каждым днем».

Материал: Е.А. Быстрова, А.П. Окунева «Краткий фразеологический словарь русского языка», книга «Путешествие в мир русского языка» К.Закирьянов, В.П.Жуков, А.В.Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка; карточки, дидактические материалы, запись на доске. «Башкирское народное творчество. Пословицы…»

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Работа по теме: I Вступительное слово учителя.
  3.  Прочитать диалоги из книги «Пособие по развитию речи».

- Кроме отдельных слов, словосочетаний и предложений в русском языке есть еще более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только все выражение в целом (объяснить значение фразеологизмов из примеров).

- Количество таких выражений в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Как вы уже знаете, изучением их занимается фразеология – особый раздел лингвистической науки. Слово «фразеология» происходит из двух греческих слов: «фразис» - «выражение» и «логос» - «изучение». Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами, иногда другие выражения – идиома (греч. «своеобразная»), фразеологическая единица.

Изучение фразеологии важно для познания самого языка. Фразеологизмы существуют в русском языке в тесной связи с лексикой. Их изучение помог лучше познать их строение, образование и употребление в речи. фразеологизмы состоят из слов и одновременно могут соотноситься по значению со словами, например: кот наплакал – мало, одерживать победу – победить. Из некоторых фразеологизмов образовались слова: втирать очки – очковтирательство, бить баклуши – баклушничать.

По грамматической структуре является либо словосочетаниями, либо предложениями, например: тянуть волынку – умышленно затягивать какое-либо дело, работу, медлить, дать стрекоча; бабушка надвое сказала:- Федот, да не тот.

А) для чего, с какой целью мы изучаем фразеологию? (совершенствование речевого мастерства, речевой культуры).

Б) В чем преимущество фразеологизмов перед отдельными словами и свободными словосочетаниями?

В) На какие разряды делятся фразеологические обороты с точки зрения стилистики?

Г) Какие особенности фразеологизмов вы отметите? (точность, образность).

Н.В.Гоголь охарактеризовал героя комедии «Ревизор» Хлестакова – человека, не понимающего, что он делает с помощью одного фразеологизма – без царя в голове.

Изучение русской фразеологии вводит нас в лабораторию народа-языкотворца и не случайно с таким вниманием изучают ее писатели, которые видят в русской фразеологии великолепные примеры образного выражения явлений действительности.

- В добрый путь! Постараемся запомнить больше фразеологизмов и употреблять их в речи.

II Карточки (2 задания).

  1. Объяснять значения фразеологизмов.
  2. Заменить фразеологизмом.

- Написать в тетради.

3. На доске – заменить фразеологизмами.

- никаких недостатков (ни сучка…)

- основа всего, самое значительное.

- искусен, опытен.

- задремать на мгновение (альфа и омега, глаз набит, клевать носом)

4. Найдите фразеологизмы ( из темы №4)

5. Назовите не менее 5 фразеологизмов, которые можно использовать при характеристике:

1) болтливого человека;

2) вороватого человека;

3) глупого человека.

6. Соедините стрелками (на доске).

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! (закрепощение, несвобода, рабство).

Задание.

7. Объяснить значения фразеологизмов. С какими глаголами употребляются приведенные выражения?

8. От каждой буквы фразеологизма образуйте новый фразеологизм.

9. Вставить фразеологический оборот в предложение (по смыслу).

А) В обществе филателистов он чувствует себя как … (как рыба в воде).

Филателист – человек, коллекционирующий почтовые марки (хобби).

Б) Катя все еще спотыкалась, сдержанно вздыхала. А Мишке, хоть бы что, как …(с гуся вода), шел бы и (шел с винтовкой за плечами тысячу верст). (А.Н.Толстой)

В) Ни к селу, ни к городу – совершенно некстати, не к месту, невпопад.

- Чему вы смеетесь?- спросил Константин Семенович. – Просто так… - Он всегда смеется ни… (к селу, ни к городу), - сказала Галя. (Г.Матвеев)

Г) – Истинно музыкальных произведений так мало, что я их мог бы по … … (пальцам пересчитать) или капля в море, кот наплакал.

10. Составить предложения с фразеологическими оборотами (2 предложения)

А) восходящая звезда;

Б) на птичьих правах или пушечное мясо;

В) краеугольный камень (основа, сущность чего-либо);

Г) альфа и омега.

ИЛИ

Продолжить высказывание, пояснив значение фразеологизмов:

А) Прочитав письмо, Димка почувствовал себя на седьмом небе: … (приглашают на каникулы).

Б) Он кусал себе локти.

III 11. Повторить пословицы, поговорки, крылатые слова.

К фразеологии в широком смысле относятся пословицы, поговорки, меткие и яркие высказывания писателей, ученых, общественных деятелей, ставшие крылатыми.

Что такое пословица? Это краткое образное законченное изречение, именующее назидательный смысл.

В семью пословиц зачисляются и меткие выражения, крылатые слова, имеющие конкретного автора.

Это высшая оценка афористического творчества писателя.

В свое время А.С.Пушкин предсказывал, что половина стихов из «Горе от ума» «должна войти в пословицу». А вскоре Белинский отметил: «Стихи Грибоедова обратились в пословицы и поговорки». Какие вам больше всего запомнились?

А) Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой.

Б) Грех не беда, молва нехороша.

В) Свежо придание, а верится с трудом.

-Источников фразеологизмов очень много, источники различны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".

Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....

Конспект открытого урока в 8 классе по теме "Вводные слова и знаки препинания при них".

Данный урок представляет собой урок подачи нового материала. Я постаралась в доступной и интересной для учеников форме познакомить их с такой сложной темой, как "Вводные слова". И, как показал опыт, м...

Открытый урок по литературе в 11 классе "Молитвенное слово русской поэзии"

Урок дает представление об особенностях православных молитв, раскрывает жизнеосмысливающее, очистительное и исцеляющее свойство молитвы, способствует нравственному и эстетическому воспитанию учащихся,...

Открытый урок по теме: "Если душа родилась крылатой": тематический репертуар ранней лирики М.И. Цветаевой

Данный материал представляет собой конспект открытого урока по литературе (8 класс), а также презентацию к нему....

Открытый урок 2 класс "Безударная гласная в корне слова".

Открытый урок 2 класс по теме "Безударная гласная в корне слова"....

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...