Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему:
    Урок по русскому языку "Устаревшие слова" для 5 класса

    Павлова Мария Евгеньевна

     Разработка урока по ФГОС для учащихся 5 класса на тему: "Устаревшие слова". Урок построен на работе учащихся в группах и предполагает дифференцированные задания. Целью урока является определение понятия "Устаревшие слова", умение классифицировать "устаревшие слова" по лексическим группам, умение работать со словарями. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл putevoy_list.docx198.34 КБ
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc53 КБ
    Файл urok_konspekt.docx16.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    C:\Users\Zueva.N.U\Desktop\0045.jpg

    Путевой лист

    Ученика (цы) 5 класса  «__»

    __________________________

    ______________________________

    http://www.omskcult.ru/images/event10507.jpg http://heliograph.ru/images/2091451_carskaya-stolovaya.jpg

    C:\Users\Zueva.N.U\Desktop\ru02.gif

    Крестьянская изба

    Квашня-

    Историзмы

    Архаизмы

    Крестьянская изба

    Ступа-

    C:\Users\Zueva.N.U\Desktop\ru02.gif

    Историзмы

    Архаизмы

    Крестьянская изба

    Крынка-

    C:\Users\Zueva.N.U\Desktop\ru02.gif

    Историзмы

    Архаизмы

    Крестьянская изба

    Рубель-

    C:\Users\Zueva.N.U\Desktop\ru02.gif

    Историзмы

    Архаизмы

    Крестьянская изба

    Светец-

    C:\Users\Zueva.N.U\Desktop\ru02.gif

    Историзмы

    Архаизмы



    Предварительный просмотр:

    Устаревшие слова

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС

    (урок открытия новых знаний)

    Павлова Мария Евгеньевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ№69 Калининского района

    Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с устаревшими словами.

    Задачи: познакомиться с устаревшими словами, научиться их классифицировать, определять значение.

    Личностные: развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.

    Метапредметные: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), извлекать информацию из толковых словарей, перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица).

    Предметные: дать понятие об устаревших словах (архаизмах и историзмах), опознавать устаревшие слова, объяснять их

    Регулятивные УУД:

    • Умение сопоставлять смешиваемые орфографические явления

    – Коммуникативные УУД:

    • Развитие умения связно излагать мысли;
    • Сохранение и развитие умения слушать и слышать;

    – Познавательные УУД:

    • Извлечение новой информации, преобразование и применение её.
    • объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова

    Этап урока                     

    Деятельность учителя                      

    Деятельность учащихся                                     

    Универсальные учебные действия

    Самоопределение к          деятельности

    Организационный момент

    Включение в дело. Выявление темы, целей и задач урока.

    Подготовка класса к работе.                

    Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

     «Мозговой штурм»

     

    Отвечают на вопросы, способствующие мыслительным операциям и учебным навыкам.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

    2.Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи

     

    Ввод в новую тему урока: Просмотр видеоролика из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию».

    Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

    Ставят цели, формулируют

     (уточняют) тему урока.

    Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: логические-формулирование проблемы.

    4.  Создание проблемных ситуаций. Поиск решения задач.

     

    Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

     « Путешествие в прошлое ».

    Работа в командах.

    Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

    Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

    коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, взаимодействие в группах.

    5. Первичное закрепление

     

    Устаревшие слова помогают протянуть нить между прошлым и настоящим, помогают сохранить историю нашего народа.

    - Существует наука этимология (от греческого "etumon" - "истина" +"logos" - "понятие",

    "учение") - раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов.

     Работа с путевыми листами.

    Сопоставляют лексические значения слов с изображением предмета.

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

    познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, коммуникативные: поиск и выбор информации.

    Физминутка

    Вытяните выю, расправьте рамена (плечи), поднимите десницу и шуйцу, укажите перстами чело, очи,  уста,  ланиты, ударьте дланью о длань, погрозите перстом соседу.

    6. Рефлексия деятельности(итог урока).

     

    Самоанализ учащихся. Выявление проблемных моментов.

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия.



    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: Устаревшие слова

    Цель: -знакомство учащихся с устаревшими словами.

    Задачи урока:

    - обучающая: познакомиться с устаревшими словами; научиться их классифицировать; определять их значение;

    - развивающая: создать условия для развития познавательного интереса, творческой активности обучающихся, расширения кругозора обучающихся;

    - воспитательная: продолжить развивать у обучающихся трудолюбие и аккуратность,

    Тип урока: усвоения новых знаний.

    Формы работы: Работа с раздаточным материал и словарями, групповая работа 

    Методы: объяснительно – иллюстративный, словесный (беседа), практическая работа.

    Формируемые универсальные учебные действия:

    Личностные:

    Метапредметные:

    Коммуникативные: 

    Регулятивные: 

    Познавательные: 

    Предметные:

    Оборудование: проектор, ноутбук, дидактический материал (наглядность).

    ХОД УРОКА.

    1.Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку,  приветствие.

    Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать Вас на открытом уроке. Меня зовут Мария Евгеньевна. (слайд 1) А теперь проверим готовность к уроку.

    Руки?НАМЕСТЕ
    Ноги?НАМЕСТЕ
    Локти?УКРАЯ
    Спина? ПРЯМАЯ. ( 1 минута)

    2.Мотивация учебной деятельности.

    Давайте попробуем определить тему урока. Я предлагаю Вам, просмотр видеоролика. Особое внимание уделите речи персонажей.

    (слайд 2 – видеоролик) (40 секунд)

    Ответьте на вопрос «Не услышали ли Вы в речи героев такие слова с которыми, мы редко сталкиваемся в устной и письменной речи?» (Услышали)

    Назовите эти слова (чело, князь)  Молодцы! Правильно!

    -Ребята, как вы думаете « как звучит тема сегодняшнего урока?»

    (высказываются) (слайд 3)

    - Какую цель можно поставить для данного урока? (высказываются)

    (слайд 4)

    - А как эту цель, мы можем достичь? (высказываются)

    - Как вы думаете, где мы можем встретить устаревшие слова? (высказываются) (2 минуты)

    Для знакомства с ними, мы отправимся в прошлое. Предлагаю закрыть глаза и перенестись во времена древние, забытые.

    (слайд 5) 1 группа – Вы отправляетесь в крестьянскую избу

    (слайд 6) 2 группа – Вы попадаете в жилище ремесленника

    (слайд 7) 3 группа – Вы оказываетесь в царских палатах

    (слайд 8) 4 группа – Вы находитесь в составе царской дружины ( 1 минута)

    -Перед вашими глазами на столе лежит путевой. Напишите на нем ваше ФИ и класс. ( 30 секунд)

    -Откройте путевой лист, там вы увидите одно слово, ваше задача определить лексическое значение этого слова. Для этого скажите мне, из каких источников, мы узнаем лексическое значение слов. (Словари)

    - У вас на столе варианты словарей, выберите тот, который поможет вам выполнить задание. Помните, что Вы ограничены по времени ( 3 минуты)

    - Так же на столе Вы найдете рисунки. Соотнесите предмет, изображенный на картинке, с лексическим значением слова. (1 минута)

    -Кто готов?

    - Пожалуйста, выберите одного представителя вашей группы, которого вы подготовите для ответа у доски.  Он будет должен сопоставить название предметов с их лексическим значением. ( 1 минута)

    - Кто готов?

    Сопоставляют слова (4 минуты)

    Физ-культ минутка (2 минуты) (слайд 9)

    - Прошу Вас снова обратиться к путевому листу. Там вы видите картинку, обозначающую части тела при помощи устаревших слов, внимательно изучите её.

    «Вытяните выю, расправьте рамена, поднимите десницу и шуйцу, укажите перстами чело, очи, уста, ланиты, ударьте дланью о длань, погрозите перстом соседу.»

    - Устаревшие слова помогают протянуть нить между прошлым и настоящим, помогают сохранить историю нашего народа.

    существует наука этимология (слайд 10) (20 секунд)

    – Ребята, мы научились находить лексическое значение слов, сопоставлять их с изображением предмета. Но это не все, что мы должны о них знать.

     (слайд 11) – Группа устаревших слов делиться на два вида: архаизмы и историзмы (определение на слайде)

    - (слайд 12) – Ребята на слайде вы видите слова, определите к какому виду устаревших слов они относятся. Распределите их в таблице, которая находиться в путевом листе. (4 минуты) Отдайте свою работу, соседу сидящему справа. Совершим взаимопроверку.

    (слайд 13) – проверяем! (1 минут)

    Оцените! – шкала на слайде (слайд 13) (30 секунд)

    - Сколько у нас Умников? (все правильно)

    - Сколько у нас Разумников? (8-9 прав.)

    - Сколько у нас Незнаек? (меньше 8) (1 минуту)

    Теперь возвращаемся назад в будущее.

    3. Рефлексия

     - Скажите тему сегодняшнего урока. (слайд 14)

    - Скажите справились ли мы с задачами. (слайд 15)

    - Достигли ли мы поставленной цели? (слайд 16)

    Обратимся к презентации : первая группа

    Закончите фразу..

    Сегодня я узнал

    Было интересно

    Было трудно

    Теперь я могу.

    Всем спасибо за урок !!!!!!!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Обобщение по теме «Имя прилагательное»

    Данный материал - конспект урока в 5 классе по русскому языку, который давался в рамках областного семинара «Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения как резерв повышения качества ...

    Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

    Презентация к открытому уроку по русскому языку в 5 классе. Урок- игра." Повторение изученного в 1 четверти"

    Данная презентация создана мной для проведения открытого урока в 5 классе по итогам 1 четверти. Она позволяет учителю быстро ориентироваться в правильности ответов учеников, а также способствует увели...

    Конспект урока "Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"

    урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"...

    Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)

    Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст  им скучать на уроке....

    Открытый урок по русскому языку в 5 классе Тема урока « Главные и второстепенные члены предложения»

    Открытый урок по русскому  языку в 5 классеТема урока « Главные и второстепенные члены предложения»...