Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы"
статья (6 класс) на тему

Данная статья содержит краткое описание технологии интерактивного обучения на уроках в основной школе, ее особенности, некоторые формыи методы, преимущества.  Также в ней описаны фрагменты некоторых уроков, на которых применяется работа в парах, групповая работа учащихся.  заострено внимание на такой форме работы, как взаимопроверка и оценивание работ своих товарищей и собственных работ самими учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Перемены,  происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих  государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

         Двадцать первый век делает заказ на выпускников школ. Это должны быть, в первую очередь, личности, обладающие вероятностным мышлением. Выпускник школы должен быть способным ориентироваться в незнакомой ситуации. В процессе обучения учащиеся овладевают универсальными учебными действиями. Это развивает у них способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного  и активного присвоения нового социального опыта. Поэтому на данном этапе развития образования и возникла необходимость  внедрения в учебный процесс инновационных методик, новых педагогических технологий. Они призваны обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, содействовать сохранению и укреплению здоровья.

        Я считаю, что интерактивные методы обучения вполне отвечают данным требованиям. На уроках русского языка и литературы я стараюсь активно применять технологию интерактивного обучения.

        Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся. Это взаимодействие осуществляется на основе диалога. Умение вести диалог очень важно. Оно предполагает, что собеседники не только слушают друг друга, но еще и слышат. Каждый участник диалога учится не просто говорить, а изъясняться так, чтобы его поняли другие.

        Использование интерактивных методов обучения на уроке требует большой подготовки от учителя. В первую очередь, это касается информации, отобранной на урок.  Также  такие уроки требуют наличие необходимого раздаточного материала. Тщательно продумывается и оборудование урока.

        Со стороны учащихся тоже требуется многое: готовность сотрудничать, умение подчиняться правилам, предложенным учителем, необходимый уровень подготовки.

На своих уроках русского языка и литературы  я стараюсь применять методы интерактивного обучения  в системе. Наиболее удачно проходит внедрение таких видов, как работа в парах и в группах.

        Эффективность такой работы очень велика и значима, особенно для учащихся. Дети получают возможность  учиться вести диалог, искать и находить компромиссы. Учащиеся получают не только систему определенных знаний, но и  овладевают   набором ключевых компетентностей  в коммуникационной сфере.

        Такие методы способствуют высокой степени мотивации, предполагают широкие возможности для творчества.

        Так при ведении урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи» интерактивные методы использовались мной неоднократно на протяжение  всего урока.

На этапе повторения и систематизации ранее изученного материала учащиеся работают  в группах ( по четыре человека). Каждая группа получает схематический рисунок.

        Предлагаю вспомнить, что им уже известно о местоимении из курса начальной школы, из  5 класса. Дети советуются, предлагают свои варианты, спорят, прислушиваются друг к другу и заполняют пустые ячейки. Затем один представитель от группы озвучивает записанное, то есть защищает  работу своей группы.

        На этапе формирования  новых знаний учащиеся работают в парах. Для наблюдения  им предлагается языковой материал (текст):
…Весна на пороге. Скоро она (…) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая (…) погода продержится недолго.  Через несколько (…) дней засияет яркое весеннее  солнце, начнется настоящая весна.

        У каждой пары на столе лежит карточка, которую они совместно заполняют, делая соответствующие выводы из наблюдений над текстом.

Местоимение

Указывает на…

Изменяется по…

В предложении может быть…

        Чтобы учащиеся двигались в правильном направлении, задаю им наводящие вопросы:

  • Какие слова заменяют местоимения?
  • Что обозначают эти части речи?
  • Сделайте вывод.
  • Как изменяются местоимения?
  • Что можно определить у выделенных местоимений?
  • Сделайте вывод.
  • Какую синтаксическую функцию выполняют выделенные местоимения в предложениях?
  • Сделайте вывод.

        Именно применение методов интерактивного обучения позволяет учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У них повышается самооценка, уверенность в себе. Ведь на каком-то определенном  этапе работы в парах или в группах каждый ребенок оказывается востребованным, полезным, его знания вливаются в общие. Дети, в конечном счете, видят результат своих трудов.

        Очень плодотворно применение данной технологии и на уроках литературы.

После знакомства с произведением Оскара Уайльда «Кентервильское привидение» учащиеся делятся на группы по 2-3 человека. Здесь удобно давать дифференцированные задания, как более простые, так и сложные, творческие, даже в какой-то мере исследовательские. ( в зависимости от уровня подготовленности членов данной группы):

  • Назовите всех героев рассказа и расскажите об их роли в сюжете произведения.
  • Ответьте на вопрос, подтвердив отрывком из текста свою мысль: о чем идет спор  у бывшего и будущего хозяев замка Кентервилей.
  • Как происходит первая встреча новых  хозяев замка с враждебным привидением?
  • Перечислите все столкновения новых хозяев с возмущенным привидением.

        Возможно творческое задание: подготовить инсценирование первого разговора призрака с Виржинией.

        Также возможно домашнее групповое задание  с использованием Интернет-ресурсов: просмотреть мультфильм, созданный по этому произведению, сравнить финальную сцену, сделать соответствующие выводы.

        Таким образом, в работу вовлечены абсолютно все учащиеся класса, каждый получил задание, с которым ему по силам справиться.

        За небольшой промежуток времени проделана довольно объемн7ая работа. Затем, во время защиты своих ответов, учащиеся  опять включены в диалог. Слушатели имеют возможность задать вопрос, дополнить ответ,  возможна полемика по отдельным вопросам.

        Я считаю удачным и применение такой формы работы, как взаимопроверка. Особенно актуально это на уроках русского языка.

        Так на этапе повторения  и систематизации ранее изученного материала учащиеся получают задание поставить личные местоимения в начальную форму:

Передо мной
У вас

С нами

За тобой

К ним.

        После выполнения на экране появляется слайд  «Проверь» с правильными ответами. Дети обмениваются тетрадями с соседом по парте, сверяют ответы  и ставят оценку за данный вид работы.

        Внедрение интерактивных методов обучения в учебный процесс дает очень многое всем субъектам  образовательного процесса.

        Конкретный ученик включен в общую работу, у него развивается личностная рефлексия; он занимает активную позицию в учебной деятельности; работа каждого ученика оценена другими учениками или учителем.

        В конкретной микрогруппе развиваются навыки общения и взаимодействия, формируется ценностно-ориентационное единство группы, учащиеся приучаются к смене социальных ролей в зависимости от ситуации.

        Класс в целом получает возможность развивать навыки анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

        В связке «класс – учитель» происходит формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию в учебных и в иных ситуациях.

        Я считаю, что технология интерактивного обучения позволяет реализовать субъективный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать на каждом занятии коммуникативные умения учащихся. Каждый участник образовательного процесса получает справедливую оценку, формируется активно-познавательная позиция учащихся.

        Все это соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно-познавательного процесса.