Главные вкладки

    Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы"
    статья (6 класс) на тему

    Данная статья содержит краткое описание технологии интерактивного обучения на уроках в основной школе, ее особенности, некоторые формыи методы, преимущества.  Также в ней описаны фрагменты некоторых уроков, на которых применяется работа в парах, групповая работа учащихся.  заострено внимание на такой форме работы, как взаимопроверка и оценивание работ своих товарищей и собственных работ самими учащимися.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            Перемены,  происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих  государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

             Двадцать первый век делает заказ на выпускников школ. Это должны быть, в первую очередь, личности, обладающие вероятностным мышлением. Выпускник школы должен быть способным ориентироваться в незнакомой ситуации. В процессе обучения учащиеся овладевают универсальными учебными действиями. Это развивает у них способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного  и активного присвоения нового социального опыта. Поэтому на данном этапе развития образования и возникла необходимость  внедрения в учебный процесс инновационных методик, новых педагогических технологий. Они призваны обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, содействовать сохранению и укреплению здоровья.

            Я считаю, что интерактивные методы обучения вполне отвечают данным требованиям. На уроках русского языка и литературы я стараюсь активно применять технологию интерактивного обучения.

            Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся. Это взаимодействие осуществляется на основе диалога. Умение вести диалог очень важно. Оно предполагает, что собеседники не только слушают друг друга, но еще и слышат. Каждый участник диалога учится не просто говорить, а изъясняться так, чтобы его поняли другие.

            Использование интерактивных методов обучения на уроке требует большой подготовки от учителя. В первую очередь, это касается информации, отобранной на урок.  Также  такие уроки требуют наличие необходимого раздаточного материала. Тщательно продумывается и оборудование урока.

            Со стороны учащихся тоже требуется многое: готовность сотрудничать, умение подчиняться правилам, предложенным учителем, необходимый уровень подготовки.

    На своих уроках русского языка и литературы  я стараюсь применять методы интерактивного обучения  в системе. Наиболее удачно проходит внедрение таких видов, как работа в парах и в группах.

            Эффективность такой работы очень велика и значима, особенно для учащихся. Дети получают возможность  учиться вести диалог, искать и находить компромиссы. Учащиеся получают не только систему определенных знаний, но и  овладевают   набором ключевых компетентностей  в коммуникационной сфере.

            Такие методы способствуют высокой степени мотивации, предполагают широкие возможности для творчества.

            Так при ведении урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи» интерактивные методы использовались мной неоднократно на протяжение  всего урока.

    На этапе повторения и систематизации ранее изученного материала учащиеся работают  в группах ( по четыре человека). Каждая группа получает схематический рисунок.

            Предлагаю вспомнить, что им уже известно о местоимении из курса начальной школы, из  5 класса. Дети советуются, предлагают свои варианты, спорят, прислушиваются друг к другу и заполняют пустые ячейки. Затем один представитель от группы озвучивает записанное, то есть защищает  работу своей группы.

            На этапе формирования  новых знаний учащиеся работают в парах. Для наблюдения  им предлагается языковой материал (текст):
    …Весна на пороге. Скоро она (…) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая (…) погода продержится недолго.  Через несколько (…) дней засияет яркое весеннее  солнце, начнется настоящая весна.

            У каждой пары на столе лежит карточка, которую они совместно заполняют, делая соответствующие выводы из наблюдений над текстом.

    Местоимение

    Указывает на…

    Изменяется по…

    В предложении может быть…

            Чтобы учащиеся двигались в правильном направлении, задаю им наводящие вопросы:

    • Какие слова заменяют местоимения?
    • Что обозначают эти части речи?
    • Сделайте вывод.
    • Как изменяются местоимения?
    • Что можно определить у выделенных местоимений?
    • Сделайте вывод.
    • Какую синтаксическую функцию выполняют выделенные местоимения в предложениях?
    • Сделайте вывод.

            Именно применение методов интерактивного обучения позволяет учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У них повышается самооценка, уверенность в себе. Ведь на каком-то определенном  этапе работы в парах или в группах каждый ребенок оказывается востребованным, полезным, его знания вливаются в общие. Дети, в конечном счете, видят результат своих трудов.

            Очень плодотворно применение данной технологии и на уроках литературы.

    После знакомства с произведением Оскара Уайльда «Кентервильское привидение» учащиеся делятся на группы по 2-3 человека. Здесь удобно давать дифференцированные задания, как более простые, так и сложные, творческие, даже в какой-то мере исследовательские. ( в зависимости от уровня подготовленности членов данной группы):

    • Назовите всех героев рассказа и расскажите об их роли в сюжете произведения.
    • Ответьте на вопрос, подтвердив отрывком из текста свою мысль: о чем идет спор  у бывшего и будущего хозяев замка Кентервилей.
    • Как происходит первая встреча новых  хозяев замка с враждебным привидением?
    • Перечислите все столкновения новых хозяев с возмущенным привидением.

            Возможно творческое задание: подготовить инсценирование первого разговора призрака с Виржинией.

            Также возможно домашнее групповое задание  с использованием Интернет-ресурсов: просмотреть мультфильм, созданный по этому произведению, сравнить финальную сцену, сделать соответствующие выводы.

            Таким образом, в работу вовлечены абсолютно все учащиеся класса, каждый получил задание, с которым ему по силам справиться.

            За небольшой промежуток времени проделана довольно объемн7ая работа. Затем, во время защиты своих ответов, учащиеся  опять включены в диалог. Слушатели имеют возможность задать вопрос, дополнить ответ,  возможна полемика по отдельным вопросам.

            Я считаю удачным и применение такой формы работы, как взаимопроверка. Особенно актуально это на уроках русского языка.

            Так на этапе повторения  и систематизации ранее изученного материала учащиеся получают задание поставить личные местоимения в начальную форму:

    Передо мной
    У вас

    С нами

    За тобой

    К ним.

            После выполнения на экране появляется слайд  «Проверь» с правильными ответами. Дети обмениваются тетрадями с соседом по парте, сверяют ответы  и ставят оценку за данный вид работы.

            Внедрение интерактивных методов обучения в учебный процесс дает очень многое всем субъектам  образовательного процесса.

            Конкретный ученик включен в общую работу, у него развивается личностная рефлексия; он занимает активную позицию в учебной деятельности; работа каждого ученика оценена другими учениками или учителем.

            В конкретной микрогруппе развиваются навыки общения и взаимодействия, формируется ценностно-ориентационное единство группы, учащиеся приучаются к смене социальных ролей в зависимости от ситуации.

            Класс в целом получает возможность развивать навыки анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

            В связке «класс – учитель» происходит формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию в учебных и в иных ситуациях.

            Я считаю, что технология интерактивного обучения позволяет реализовать субъективный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать на каждом занятии коммуникативные умения учащихся. Каждый участник образовательного процесса получает справедливую оценку, формируется активно-познавательная позиция учащихся.

            Все это соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно-познавательного процесса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

    Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.   ...

    Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

    Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

    ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

    Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

    Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

    Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

    Обобщение опыта работы по теме "Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"

    В данной статье помещен опыт работы учителя русского языка литературы по теме самообразования"Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"....

    Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)»

    Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)». В статье освещается теоретический материал и предложены для внимания 2 ученических...

    Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

    Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в  процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность,  г...