Конспект урока мокшанского языка в 5 классе по теме "Неопределённая форма глагола"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Давыдова Светлана Максимовна

Конспект урока мокшанского языка в 5 классе по теме "Неопределённая форма глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_5_a_klass.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Конспект урока мокшанского языка в 5 классе

Неопределённая форма глагола

Цели:

образовательная: уточнить представления учащихся о неопределённой форме    глагола, как   начальной; формировать умения в распознавании глаголов неопределенной формы по их существенным признакам и точно употреблять их в речи; формировать орфографическую зоркость;

развивающая: развивать логическое мышление, творческое воображение, различные формы речи: устную и письменную, развивать интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, классифицировать), деятельностные умения (уметь действовать по памятке), развивать умение работать в группах и самостоятельно:

воспитывающая: воспитывать чувство ответственности при работе в группах, доброжелательное отношение друг к другу, интерес к мокшанскому языку,  любовь родной природе, бережное отношение к ней.

Методическое обеспечение: раздаточный материал (карточки), табличка-подсказка, учебник, детский журнал «Якстерь тяштеня»,  компьюторная поддержка (использование слайдов)

Ход  урока.

1.        Актуализация знаний о глаголе. Слайд 1

- О какой части речи мы вели разговор на предыдущих уроках?

- Сколько наклонений имеет глагол в мокшанском языке (7).

- Пеперечислите.

Изъявительнай, повелительнай, сослагательнай, условнай, условно-сослагательнай, побудительнай, желательнай.

- Что вы знаете о глаголах повелительного наклонения?

 Игра  «Разведка»

Доска:

-к, -т, -ть

-да, -сть

-шенд, -кшн

Сёлк

 кантт 

морасть

сявода 

ожуда 

сёрмадость 

сашендода 

тушендода 

ушеткшнеда 

Сёлк, сявода, кантт, ожуда, сашендода, сёрмадость,  тушендода, кандода, ушеткшнеда, морасть, шабат.

- Докажите, что эти глаголы обозначают повелительное наклонение

- Все ли слова вписали в таблицу? Почему?

Слово ШАБАТ – имя существительное.

- Составьте, пожалуйста, предложение, используя глаголы из таблицы, слово Шабат и запишите его в тетрадь.

Молодцы! С заданием справились все.

ВЫВОД! Глаголы повелительного наклонения в мокшанском языке образуются с помощью суффиксов –к, -т, -ть (ед.ч.) и –да,     -сть (мн.ч.)

2.        Постановка учебной задачи

 Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. В этом вам поможет слайд. Обратите свое внимание на него. Вашему вниманию предоставлены слова. Сможете ли вы отличить форму глаголов повелительного наклонения от другой формы глагола? В какой форме даны слова. Слайд 2

Варить (что делать?)  – пидек - пидесть                 (мезе тиемс?) пидемс

Жить (что делать?)   – эряк - эряда                         (мезе тиемс?) эрямс

Любить (что делать?)  – кельк - кельгода      (мезе тиемс?) кельгомс

- Можете ли вы сейчас отличить неопределенную форму от другой формы         глагола?

Запись на: НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ  ФОРМА  ГЛАГОЛА Слайд 3

- Чему же должны будем научиться сегодня? Слайд 4:

1.        Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм

2.        Ставить вопросы

3.        Образовывать неопределенную форму

4.        Употреблять и находить глаголы в неопределенной форме в тексте

3.        Открытие детьми новых знаний. Слайд 5

-  Поставьте вопросы к глаголам (см. выше).

-  Какие вопросы прозвучали?

Что делать?                    Мезе тиемс?

Варить                        пидемс

Жить                         эрямс

Любить                         кельгомс

Беречь                         ванфтомс

Писать                         сёрмадомс

Сверкать                         пиндолдомс

Течь                         шудемс

Лететь                         лиемс

- Чем отличаются вопросы?

- Прочитайте глаголы, которые отвечают на вопрос      Мезе тиемс?

- Какую особенность в правописании  вы заметили ?

-СЕКРЕТ! Если основа мокшанского глагола оканчивается на твёрдый согласный, то между основой и суффиксом инфинитива употребляется соединительная гласная О, после мягкой основы – Е, редко Я. (АФИШИРОВАНИЕ)

- С какой формой глагола мы познакомились?

- Кто сможет рассказать о неопределенной форме глагола?

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ. (Шигаева Маргарита)

- Найди в словаре с.119 букву А и выпиши глаголы из этой статьи.

- Прочитай. Поставь вопрос. Посмотри, на что оканчивается.

- Сделайте вывод.

- Почему так?

ВЫВОД: Неопределенная форма глагола  не несет на себе отпечатка времени, числа, поэтому ее выбрали как начальную форму. От нее образуются другие глагольные формы.

4.        Первичное закрепление

- Прочитайте текст упражнения 10. Стр. 71. Запишите глаголы в два столбика (с  комментированием). От глаголов в форме повелительного наклонения образуйте неопределенную форму глагола.

Слайд 6. Образец: Морак - (мезе тиемс?) морамс

Задание выполнить (по цепочке)

Слайд 7. Контроль, сверить выполнение задания.

Слайд 8. З а г а д к а + запись пения соловья.

Работа в парах. Вспомните глаголы, поставьте их в неопределенной форме (устно)

Слайд 9. Игра:  Узнай меня (выбрать среди появляющихся на экране слов глаголы в неопределенной форме – 2 хлопка, а другая форма – один хлопок)

   Слайд (нолдамс, пидемс, ласьк, симода, сувамс, лувода, морседа, корхнеда, рисавамс, ярхцасть, арседа, кулхцонкшнесть, удомс, синдемс, лиемс, арьсемс)

- В какой форме стоят выбранные нами глаголы?

- На какие вопросы отвечают?

- На что оканчиваются?

- Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Слайд 10

1.        Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм

2.        Ставить вопросы

3.        Образовывать неопределенную форму

4.        Употреблять и находить глаголы в неопределенной форме в тексте

   - Какие уже выполнили?

- Теперь научимся образовывать неопределенную форму глагола.

5. Задание для работы в группах

-  Ребята, летом в нашей Республике планируется большое мероприятие. Это …. Слайд 11

1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства. Поэтому к нам в город приедет много гостей. Давайте, попробуем составить небольшой путеводитель. Гостям интересны особенности мокшанского языка. Мокшанский язык богат крылатыми выражениями, приметами и пословицами.  У нас три группы.

Ребята из 1 группы будут работать над следующим заданием. Из предложенных предложений найти фразеологизмы, правильно раскрыть скобки, т.е. умело вставить глаголы в неопределенной форме. Защитить свою работу.  

А еще гостям интересны наши национальные блюда. На Руси издавна говорили: «Щи да каша – пища наша». «Коса пачат – тоса аф вачат».  Вот и мы составим рецепт приготовления пшенной каши с грибами. Это задание получает 2 группа.  

А для ребят из 3 группы задание будет следующего характера: Правильно вписать в пословицы и поговорки нужную глагольную форму.

Работа в группах

6. Рефлексия.  Подведение итогов

Отчет групп о выполненной работе.

1 группа: Фразеологизмы: Ласькомс прянь-пильгонь синдезь.

                                        Лазомс седи. (на доске)

2 группа: Штамс косьфтаф панкнень. Лопафтомс синь кафта частс лямбаза ведьса, тяка жа ведьса пидемс. Пидеф панкне педямс, сяда меле мелкайста керсемс. Лайкай ведьти каямс сура ямкссь, салыяфтомс, и ёмла тол лангса пидемс. Пидеф ямти каямс рястаф шурьхкять, панкнень, шорямс. Тяни каямс ямсь тарелкас и путомс шрать лангс. Танцтиста ярхцамс!

3 группа: Мезе видят, сянь и пидят.  

Кафта нумол мельге панят, фкявок аф кундат.

Атямсь рана торай – кизось ули цебярь.

Тундань морозсь траксонь сюра аф синди 

- Молодцы, все справились с работой. Гостям тексты будут понятны и приятны. Но и мы с вами молодцы не нарушили норм мокшанского языка.

- Что нового узнали на уроке о глаголе?

-Прочитайте задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока:

Слайд 12

1.        Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм

2.        Ставить вопросы

3.        Образовывать неопределенную форму

4.        Употреблять и находить глаголы в неопределенной форме в тексте

- Со всеми ли задачами мы справились? Молодцы!

1. Вспомните свои впечатления на уроке.

2. Закончите предложения:

Я работал с ___________________ настроением.

Я __________________ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда ____________________.

Я бы хотел стать более ___________________.

- Какое задание больше понравилось?    

- С каким настроением уходим с урока?

На столе лежат жетоны,  выберите соответствующий цвет:  

Тюжяста – мне всё понятно.

Сянгяря – всё  понял, могу помочь товарищу.  

 Якстерь –  мне ещё нужна помощь.

-Мне очень понравилось с вами работать. Вы молодцы. Понравилась в работе ваша активность, целеустремленность, ваш дружеский настрой в группах. Оценки за урок:


1 группа.

Выпишите из журнала «Якстерь тяштеня» фразеологизм, 2 пословицы, 3 приметы о весне. Объясните значение фразеологизма.  Глаголы, которые в них есть, употребите в неопределенной форме.

!Ласьк (ласькомс) прянь-пильгонь сидезь. (Бежать сломя голову, т.е. очень быстро) (фразеологизм)

Мезе видят (видемс), сянь и пидят (пидемс).  (Что посеешь, то и пожнешь). (пословица)

Кафта нумол мельге панят (панемс), фкявок аф кундат (аф кундамс). (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь). (пословица)

Атямсь рана торай (торамс) – кизось ули (улемс) цебярь. (Гром гремит рано – лето удастся). (примета)

Якшама майсь – козя урожайсь.  (Май холодный – год хлеборобный). (примета)

Тундань морозсь траксонь сюра аф синди (аф синдемс). (Весенний мороз рога корове не сломает, т.е. он слабый и не страшен). (примета)

2        группа

Прочитайте рецепт каши. Поставьте глаголы из скобок в неопределённую форму. Внимательно следите за вопросом!

Суронь ям панга мархта.

(Штасасть)_______________ косьфтаф панкнень. (Лопафтсасть)________________ синь кафта частс лямбаза ведьса, тяка жа ведьса (пидемат)_______________. Пидеф панкне (педямат) ___________________, сяда меле мелкайста (керсемат) __________________. Лайкай ведьти (каятада) ___________ сура ямкссь, (салыяфтость) ________________ , и ёмла тол лангса (пидесть) ___________________. Пидеф ямти (каятатада) ____________________ рястаф шурьхкять, панкнень, (шорясасть) ____________. Тяни (каясасть) ямсь тарелкас и (путость) ____________________ шрать лангс. Танцтиста (ярхцада) ___________________ !

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК (ПОМОЩЬ)

Штасасть – штамс (промыть),  лопафтсасть – лопафтомс (замочить),  пидемат- пидемс (отварить),  педямат – педямс (процедить), керсемат – керсемс (нарезать),  каятада – каямс (добавить), салыяфтость – салыяфтомс (посолить), пидесть – пидемс (медленно томить),  шорясасть – шорямс (перемешать),  каясасть – каямс (разложить),   путость – путомс (подать на стол), ярхцада – ярхцамс (приятного аппетита).

Рецепт приготовления пшенной каши с грибами

Промыть сушеные грибы. Замочить их на 2 часа в тёплой воде, в этой же воде их надо сварить. Отварные грибы процедить, мелко порубить (нарезать).  В кипящую воду бросить пшено и на медленном огне варить. В готовую кашу положить жареный лук с грибами, перемешать. Разложить по тарелкам и подавать на стол. Приятного аппетита!

Штамс косьфтаф панкнень. Лопафтомс синь кафта частс лямбаза ведьса, тяка жа ведьса пидемс. Пидеф панкне педямс, сяда меле мелкайста керсемс. Лайкай ведьти каямс сура ямкссь, салыяфтомс, и ёмла тол лангса пидемс. Пидеф ямти каямс рястаф шурьхкять, панкнень, шорямс. Тяни каямс ямсь тарелкас и путомс шрать лангс. Танцтиста ярхцамс!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка 10 класса по теме "Фразовые глаголы".

материалы данной разработки помогут  выявить степень сформированности умений и навыков использования фразовых глаголов в речи....

урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"

ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...

План-конспект урока мокшанского языка во 2 классе на тему "Школьные дела".

План-конспект урока мокшанского языка во 2 классе на тему "Школьные дела"....

Конспект урока английского языка 2 класс "Глагол can"

Урок подготовлен для проведения во 2 классе в рамках общешкольного проекта "Олимпийский год знаний"...

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение знаний о глаголе"

Цель: закрепить и обобщить знания о глаголе как о части речи, о временах глагола;развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание;воспитывать любовь к языку, к художественному слову А.С. Пу...

План конспект урока русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Приводится  план-конспект урока  русского  языка...

Урок мокшанского языка 5 класс "Мокшень щам"

Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. -Народные костюмы мокши   достигли законченной худ...