Родословная семьи
материал по теме

Тагиров Рамиль Асхатович

Знать свои корни, родословную. Я хотел показать, как составит свою родословную и ее элементы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodoslovnaya_semya.docx861.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Родословная моей семьи.

«Счастлив тот, кто может проследить свою

родословную, одного предка за другим, и облечь

седое время покровом юности»

Жан Поль

Цель урока:

Развивающие:

- знакомство учащихся с возможностями информационных технологий и Интернет, при проведении исторических и генеалогических исследований;

- расширение кругозора учащихся по исторической проблематике;

Образовательные:

- учить составлять генеалогическое дерево с применением ИКТ;

- знакомить с историческими источниками (архивы, перепись населения, метрические книги, паспортизация);

- изучить программу “GenoPro” для рисования генеалогического дерева;

Воспитательные:

- формирование чувства сопричастия и сопереживания истории России и Татарстана, формирование понятия «Родина», осмысление того, на какой земле он живет, формирование понятия «Малая Родина», воспитания чувства Семьи, преемственности поколений, ответственности перед будущим;

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид урока: урок – практикум.

Материал урока: компьютер с подключением к интернету, видео проектор с экраном, слайды созданные с программой “Power Point”, генеалогическое дерево Габдуллы Тукая и Минтимера Шариповича Маймиева, словари по генеалогии, рабочие тетради.

Методы и приемы: беседа, вопросы, пояснения, словарная работа, показ слайдов, практическая работа, работа с ресурсами WWW, постановка проблемы и решение, работа со схемами, опрос, исследовательский поиск, озорная лекция.

Литература:

1 – С. Котельников, Л. Бирюкова «Всероссийское генеалогическое древо», Web – страница: http://www.vgp.ru

2 – С. Котельников, Л. Бирюкова «Советы начинающим генеалогам», 1998 – 2008 г.

3 – Р. Г. Насыров, статья «История деревень», «Сельская новь №27» 11 март, 2004 г.

4 – «Генеалогическое дерево – ссылки» Web – страница http://www.genotree.ru/links.htm

5 – Родословная Минтимера Шариповича Шаймиева, журнал «Майдан» №10, 2004 год, стр 127.

6 – Родословная поэта Габдуллы Тукая, журнал «Майдан» №9, 2004 год.

7 – Программа по генеалогии “GenoPro”, Web – страница http://www.genopro.com/

Структура урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Сообщение целей урока и постановка проблемы – 4 мин.
  3. Изложение нового материала – 13 мин.
  4. Словарная работа – 3 мин.
  5. Физкультминутка – 2 мин.
  6. Работа с Интернетом – 13 мин.
  7. Закрепление материала – 5 мин.
  8. Домашнее задание – 2 мин.
  9. Рефлексия – 2 мин.

План урока.

  1. Организационная часть.
  2. Вводная часть урока, постановка проблемы.
  3. Изложение нового материала «Как составить свою родословную?».
  4. Словарная работа.
  5. Знакомство с ресурсами “WWW” по генеалогии, истории семьи, происхождению фамилий. (Путешествие по сайтам интернета).
  6. Работа с “WWW” ресурсами (практическая часть). Знакомство с программой “GenoPro”.
  7. Подведение итогов урока, выводы, домашнее задание, рефлексия.

Ход урока.

  1. Организационная часть.

- Здравствуйте ребята, садитесь. Дежурные, подайте рапорт об отсутствующих… Спасибо.

  1. Вводная часть урока. Постановка проблемы.

- Ребята посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это такое? Правильно. Это генеалогическое дерево знаменитого татарского писателя Габдуллы Тукая и Минтимера Шариповича Шаймиева.

- Ребята, что такое генеалогическое дерево? А вы знаете свою родословную? (Ответы учащихся на поставленные вопросы)

- Ребята! Вы уже меня поняли, сегодня на нашем уроке, речь  пойдет о своей родословной, генеалогическом дереве. Запишите а тетради тему нашего урока «Родословная моей семьи».

- Сегодня на уроке будем учиться составлять родословную своей семьи, а также познакомимся с интернет ресурсами, сайтами и программами, которые нам помогут составлять генеалогическое дерево семьи.

  1.  Изложение нового материала.

С годами все чаще мы задумываемся о прошлом. О семейном в том числе. Что было бы, если бы.… Но все ли знают, помнят о своих корнях – дальше бабушек и дедушек?

В Волжской Булгарии был такой древний обычай. Когда жених просил руку своей невесты, чтобы жениться, родители девушки спрашивали у  жениха о родословной. Если джигит не сможет назвать своих семерых предков, тогда ему не выдавали замуж своих дочерей. Как вы думаете, ребята, почему не выдавали замуж дочерей, за не знавшего своих предков.

Если Вы подвержены мыслями о собственном одиночестве, о бессмысленности жизни, испытываете ощущение тщетности своих усилий или недостаток сил для решения стоящих задач, то Вам будет достаточно в очередной раз вернуться к Истории Вашей Семьи, и Вы почувствуете новый прилив сил.

Ведь Вы – это продолжение усилий Ваших дедов и прадедов и Вы сможете достойно выйти из любой ситуации, как это, в конечном счете, удавалось и им. Вы выполняете Великую Миссию в истории человеческой цивилизации – Вы продолжаете Историю Вашей Семьи!

История Вашей Семьи – поддержка не только для Вас, но для всех тех, кто идет за Вами, для Ваших детей, внуков и правнуков.

Человек живет, пока о нем помнят! В современном понятийном обороте словом «виртуальный» значит «находящийся в памяти» (не важно – человека или компьютера). Человек, вошедший в историю, так что кроме его имени остались и более обширные воспоминания о нем как о личности, обречен на «виртуальное» бессмертие, его будут периодически вспоминать все те, кто соприкасается с той областью истории, в которой он оставил свой след, с его биографией, его мыслями, делами, трудами. До эпохи информационных технологий возможность войти в историю была примерно у одной тысячной процента, всех живших на Земле. Для этого надо было быть государственным деятелем, или совершить что–то выдающееся в какой-либо из сфер жизнедеятельности. Сегодня все может измениться. Сейчас практически каждый может сохранить Историю Своей Семьи, и войти в нее, причем в качестве ее основоположника, поскольку традиция сохранения истории семьи только-только зарождается. Тем самым он может обеспечить свое бессмертие и бессмертие всех тех о ком он помнит. Действительно ребята тема очень актуальна, и я думаю, что вы после этого занятия, будете думать о своих предках и станете заниматься составлением своей семьи.1

Первый вопрос приходится решать нам с Вами: «Как составить родословное дерево»?

Существует два вида родословной:

- нисходящее (от предка к потомкам).

- восходящее (от потомка к предкам)

Родословные могут быть смешанными, мужскими и женскими. Изображаться могут в виде вертикальных, горизонтальных и круговых схем.

Нисходящая горизонтальная схема.

                Родоначальник                  Сын                        Внук                         Правнук

                  Отец (Муж)

                Мать (жена)                    Невестка             Жена внука                 Правнучка

                                                        (жена сына)

                                         

                                                               Дочь                     Внучка

                                                               Зять                 Муж внучки

Смешанная восходящая вертикальная схема

Данные для заполнения родословного дерева берутся из «Генеалогических карточек», составленных Вами на каждого члена семьи.

Всякое генеалогическое исследование покоится на трех составляющих:

  1. Имена людей
  2. Даты
  3. Название населенных пунктов

Отсутствие хотя бы одного компонента чаще всего делает поиски почти невозможными. Нельзя найти Ибрагимова Якуба Хамзиновича в Казани, если нет привязки по времени. И нельзя найти того же Вячеслава, родившегося в 1710 году, если неизвестно, где произошло это событие. Начинайте с опроса всех живущих родственников. Снимайте копии со старых фотографий и документов. Обязательно записывайте всю информацию и выясняя степень родства. Помните, что любая мелочь или самая бредовая семейная легенда может оказаться ключом к открытиям или хотя бы указать направление поисков. Очень важные сведения часто содержатся в старых записях  письмах.

Помочь в этой работе нам поможет Генеалогическая карточка, которая является своеобразным опросником, составленным на каждого живущего и умершего члена семьи.

Генеалогическая карточка.

  1. Фамилия (для замужних женщин указать девичью)
  2. Имя, отчество (если менялись, указать какие были)
  3. Дата и место рождения
  4. Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать местоположение могилы)
  5. Национальность
  6. Фамилия, имя, отчество отца.
  7. Фамилия, имя, отчество матери
  8. Место жительства (с указанием дат)
  9. Имена и даты рождения братьев и сестер
  10. Образование, что окончил
  11. Место работы или службы, должности.
  12. Участие в войнах (какие, где)
  13. Награды, звания
  14. ФИО жены (мужа)
  15. ФИО детей, их даты рождения
  16. Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917 года)
  17. Хобби
  18. Источники информации: документы, фотографии, письма, воспоминания, интервьюирование.
  19. Дата заполнения.

Второй шаг нашего исследования будет работа с материалами домашнего (семейного, родового) архива: документы, фотографии, письма, рукописи. Особенно обратите внимание на паспорта, выданные в советское время. В них написаны предыдущие номера документов. По этим номерам можно их найти. Если человек военный, надо обратиться к военкоматам.

Третьим шагом может быть работа с документами в библиотеках, музеях и архивах (все адреса на сайте http://www.genotree.ru/links.htm )

Материалы 1, 2, 3 переписи населения находятся  в Москве в архиве «Древних актов», а материалы 7, 9, 10 переписи населения находятся в Национальном архиве Татарстана.

Первая перепись проводилась в 1710-1727 годах, вторая в 1747-1748 годах, третья в 1762-1763 годах, четвертая в 1782 году, пятая в 1795 году, шестая в 1811 году, седьмая в 1816 году, восьмая в 1834 году, девятая в 1850 году, десятая в 1858 году. В 1997 году проводилась всеобщая всероссийская перепись населения.

  1. Словарная работа.

Ребята! Чтобы составить генеалогическое дерево надо четко знать терминологию родства. Чтобы вы поняли старые записи и объяснения пожилых родственников – большинство терминов сейчас не используются. Я умножил их через ксерокс и раздам Вам каждому по экземпляру. Дома изучите и запомните. Вдруг пригодятся.

  • Бабка, бабушка – мать отца или матери, жена деда.
  • Брат – каждый из сыновей одних родителей.
  • Брат крестный – сын крестного отца.
  • Брат крестовый, брат по кресту, брат названный – лица, обменявшиеся нательными крестами.
  • Братан, братаник, братеня, братеник, брательник – двоюродный брат.
  • Братаниха – жена двоюродного брата.
  • Братанна – дочь брата, племянница по брату.
  • Братова – жена брата.
  • Брательница – родственница вообще, двоюродная или дальняя.
  • Братыч – сын брата, племянник по брату.
  • Вдова – женщина, не вступившая в другой брак после смерти мужа.
  • Вдовец – мужчина, не вступивший в брак после смерти жены.
  • Внук – сын дочери, сына, а также сыновья племянника или племянницы.
  • Внучка, внука – дочь сына, дочери, а также дочери племянника или племяниццы.
  • Деверь – брат мужа.
  • Дед – отец матери или отца.
  • Дед крестный – отец крестного отца.
  • Дедина, дедка – тетка по дяде.
  • Дедич – прямой наследник по деду.
  • Дочь – лицо женского пола по отношению к своим родителям.
  • Дочь названная – приемыш, воспитанница.
  • Дщерич – племянник по тетке.
  • Дщерша – племянница по тетке.
  • Дядька – приставленный для ухода и надзора за ребенком.
  • Дядя – брат отца или матери.
  • Жена – замужняя женщина по отношению к мужу.
  • Жених – сговоривший себе невесту.
  • Золовица, золовка, золова – сестра мужа, иногда жена брата, невестка.
  • Зять – муж дочери, сестры, золовки.
  • Кум, кума – Отец крестный, мать крестная.
  • Мать – лицо женского пола по отношению к своим детям.
  • Мать крестная, мать крестовая – восприемница при обряде крещения.
  • Мать названная – мать приемышу, воспитаннику.
  • Мать молочная – мамка, кормилица.
  • Мать посаженная – женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.
  • Мачеха – другая жена отца, неродная мать.
  • Муж – женатый мужчина по отношению к  жене.
  • Невестка – жена сына.
  • Отец – лицо мужского пола по отношению к своим детям.
  • Отец крестный – восприемник у купили.
  • Отец названный – отец приемышу, воспитаннику.
  • Отец прибеседный, отец посажанный, отец ряженый – лицо, выступающий вместо родного отца на свадьбе.
  • Отце начальник – старший в поколении.
  • Отчим – другой муж матери, неродной отец.
  • Отчинник, отчич – сын, наследник.
  • Падчерица – дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.
  • Пасынок – сын неродной одному из супругов.
  • Племянник – сын брата или сестры.
  • Племянница – дочь брата или сестры.
  • Племяш – родич, родственник.
  • Прародители – первая по родословной известная чета, от которой берет начала род.
  • Пращур – родители прапрадеда, прапрабабки.
  • Родоначальник -  первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.
  • Сват, сватья – родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.
  • Свекор – отец мужа.
  • Свекровь – мать мужа.
  • Свойственник – лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу жене.
  • Свояки – лица, женатые на двух сестрах.
  • Свояки двоюродные – лица, женатые на двоюродных сестрах.
  • Сестра – дочь одних родителей.
  • Сестренница – двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца.
  • Сестренка, сестрина, сестричка – двоюродная сестра.
  • Сестренич, сестрич – сын сестры матери или отца, племянник по сестре.
  • Сноха, сыноха – жена сына, невестка.
  • Сношенница – жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу, невестки.
  • Супруг – муж.
  • Супруга – жена.
  • Сын – лицо мужского пола по отношению к своим родителям.
  • Сын крестный (крестник) – лицо мужского пола по отношению к восприемнику.
  • Сын названный – приемыш, воспитанник.
  • Тесть - отец жены.
  • Тетка, тетя – сестра отца или матери.
  • Теща – мать жены.
  • Шурин – родной брат жены.

  1. Физкультминут

  1. Знакомство с ресурсами WWW  по генеалогии, истории семьи.

Генеалогия по шагам.

1. Покупаете две большие папки и не менее двадцати восьми бумажных конвертов. Или два огромных скоросшивателя с пластиковыми вкладышами. 

2. Проводите дома ревизию старых документов и фотографий. Со всех документов снимаете ксерокопии. В одну папку складываете все копии документов и фотографии, касающиеся отцовской линии, в другую - материнской. Для каждого человека - отдельный конверт. Получая новые сведения, не забывайте их раскладывать. По возможности доберитесь до семейных архивов своих родственников и скопируйте все, относящееся к делу. 

3. Рисуете генеалогическое древо на основании того, что уже знаете, причем включаете в него всех известных вам родственников, сколь бы запутаны не были ваши родственные связи. Можете рисовать его на бумаге, можете в компьютерной программе. Адреса, где можно скачать компьютерную программу есть на странице www.vgd.ru/program.htm. По мере развития исследования дополняйте дерево. 

4. Допустим, вы серьезно подходите к генеалогии. Тогда для каждого прямого предка вы должны знать точную дату и место рождения и, если умер, смерти, и хотя бы приблизительную биографию. Точно определите для себя, чего именно вы не знаете. 

Допустим, один из ваших родителей не знает девичьей фамилии, и места рождения собственной матери. Тогда необходимо пойти (если ваша семья все время живет на одном месте) или написать (если ваши предки переезжали) в органы ЗАГС того района, где дедушка и бабушка вступали в брак, и попросить выслать копию свидетельства о браке. Там есть фамилия до заключения брака, имя, отчество, дата и место рождения. Что можно узнать в органах ЗАГС, написано на странице www.vgd.ru/genzags.htm. Прочтите эту страницу до конца, практические советы находятся внизу страницы. 

Если, допустим, вашей бабушки нет в живых, но жива ее сестра, то вам нужно уговорить ее сходить в ЗАГС или, по крайней мере, разрешить вам обратиться в ЗАГС от ее имени - тогда вы сможете узнать фамилию, имя, отчество, дату и место рождения своих прабабушки и прадедушки. 

5. Следующий этап - поиск в библиотеке. Прочтите по этому поводу две статьи Максима Оленева, находящиеся по адресам: www.vgd.ru/STORY/olenev3.htm, www.vgd.ru/ STORY/olenev2.htm. Страницы, содержащие сведения о ваших возможных родственниках копируйте - как правило, в библиотеках, содержащих нужную вам литературу, такая услуга есть. Если там, где вы живете, нет хорошей исторической библиотеки, единственное, что я могу вам предложить - обратиться к девочкам, которые регулярно дают предложение своих услуг на Русской доске сайта ВГД, например, это объявление номер 1090. Не имею никакой материальной заинтересованности в рекламе их услуг, но больше предложения услуг такого рода мне не попадались. Адрес доски - book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=Family-Tree&flat=Genealogical_Forum. 

6. Допустим, вы добрались до какого-то предка, крестьянина или мещанина, который родился до революции в маленьком населенном пункте (где был только один церковный приход, в деревне), и вы точно знаете его дату и место рождения. Можно писать письмо в архив. Адрес архива берете в разделе Поиск по городам (www.vgd.ru/SNOSKI/fraim.htm), вам нужен областной архив той области, в которой находится этот населенный пункт. Как вообще работают архивы написано на странице www.vgd.ru/genarch.htm. 

Не надо спешить и просить составить вам родословную, двигайтесь постепенно. 

Письмо пишете такое: 

Директору архива такого-то 

Адрес 

От (ваше ФИО и адрес) 

Заявление

Я, (ФИО), прошу помочь мне в генеалогическом поиске. 

Мой (степень родства) (ФИО), (такого-то) вероисповедания, родился в таком-то населенном пункте такого-то числа такого-то года, что указано в (таком-то документе, допустим, в свидетельстве о браке). Прошу, используя имеющиеся в вашем архиве метрические книги или другие фонды, сообщить мне сведения о его родителях и прислать копии имеющихся документов. Оплату гарантирую. 

С уважением 

ФИО 

Дата.Если вы не знаете точно, когда ваш предок родился, можете быть менее конкретны, тогда надо написать: по семейному преданию родился в таком-то населенном пункте примерно в таком-то году и, соответственно, в заявлении попросите уточнить дату рождения. 

Если ваш предок жил не в деревне, а в городе, особенно в большом, где было много церковных приходов, желательно знать его адрес (тогда, скорее всего, он был прихожанином ближайшего к месту жительства прихода). Может быть, архив и согласится просмотреть сведения обо всех приходах, но стоить это будет очень дорого. 

Когда вам пришлют информацию, пишите следующий запрос, про следующего предка. 

7. Если ваш предок был дворянином, и вы знаете, в какой губернии у него было имение, возможно, его родословная уже существует. Вам нужно посмотреть список дворян этой губернии. Откуда взялись такие списки, написано в жалованной грамоте дворянству (она находится на странице www.vgd.ru/gramota.htm). Вообще имеет смысл прочесть всю страницу, посвященную дворянству, там много есть всего полезного: www.vgd.ru/nobility.htm. Эти списки издавались, многие из них есть в Москве, в исторической библиотеке. Посмотрите в алфавитном указателе слова Алфавитный, Алфавит, Список. Обзор дворянских родословных книг, хранящихся в фонде Департамента Герольдии (РГИА, ф. 1343, оп.51), находится на странице www.vgd.ru/4vest4.htm. В РГИА (Санкт-Петербург) можно написать запрос, контактные координаты находятся на странице www.rusarchives.ru/federal/rgia/index.shtml. 

8. Если ваш предок служил офицером, вам нужно обратиться в Российский военно-исторический архив (РГВИА) или в Российский государственный архив военно-морского флота (РГАВМФ). Что там искать, написано на странице www.vgd.ru/ENGLISH/officer.htm. 

В РГВИА (Москва) есть читальный зал, исследователи, работающие по личному заявлению могут заказать 5 дел и 5 описей в день. Если вы в другом городе, можно сделать заказ, контактные координаты находятся на странице www.rusarchives.ru/federal/rgvia/index.shtml. В РГАВМФ (Санкт-Петербург) тоже есть читальный зал и туда тоже можно отправить запрос, контактные координаты находятся на странице www.rusarchives.ru/federal/rgavmf/index.shtml. 

9. Если вы знаете, где ваш предок, принадлежавший к податному сословию, (какие вообще есть сословия написано на странице (www.vgd.ru/gensosl.htm), жил в девятнадцатом веке, или ранее, то у вас появляется возможность в генеалогическом поиске использовать ревизии. Какие были ревизии и переписи написано на странице www.vgd.ru/ENGLISH/revizion.htm. 

Пишете в областной архив такое письмо: 

Директору архива такого-то 

Адрес 

От (ваше ФИО и адрес) 

Заявление

Я, (ФИО), прошу помочь мне в генеалогическом поиске. 

Мой (степень родства) (ФИО), (такого-то) вероисповедания, такого-то сословия, родился в таком-то населенном пункте такого-то числа такого-то года, что указано в (таком-то документе, допустим, в свидетельстве о браке). Прошу, используя ревизские сказки, метрические книги или другие фонды, сообщить мне сведения о его предках, родителях и других членах его семьи и прислать копии имеющихся документов. Оплату гарантирую. 

С уважением 

ФИО 

Дата. Опять-таки, если точно даты не знаете и документов не имеете, пишите в заявлении по семейному преданию и просите уточнить дату рождения. 

10. Копии всех написанных запросов сохраняйте и складывайте в свои папки и конверты. Туда же отправляйте полученные ответы. 

Архивы обязаны отвечать на запросы, которые написаны понятно и содержат адрес отправителя. Поэтому, если вы отправили запрос в архив, а вам не отвечают, звоните туда по телефону и спрашивайте, получили ли ваш запрос, и, если говорят, что нет, посылайте еще раз. Бывает, что запросы теряются на почте. 

Если на запросы, написанные в архивы, вы получили отрицательный ответ, это не значит, что поиск окончился - искать предков можно по разным документам, не только по метрическим книгам и ревизским сказкам, но, как правило, архивы с другими документами не работают. Поэтому тут уже нужно ехать работать в архив самому, или нанимать генеалога для выезда в интересующий вас архив. При этом вы должны сказать генеалогу обо всех написанных вами запросах и о полученных результатах - ему тогда легче будет спланировать свою работу. 

  1. Практическая работа учащихся с WWW ресурсами.

А) Какие источники помогут восстановить твою родословную.

Путешествуя по сайту ВГД и «Поиск пропавших предков» с конкретным заданием. Возможные формы заданий: определите, с чего начинается любое генеалогическое исследование, что такое метрические книги, ревизские подсказки, исповедные росписи, в каких архивах хранятся материалы по различным периодам истории России, как сделать запрос и т.п. Возможно задание в форме аналитического обзора электронных версий статей, размещенных на сайтах.

Б) Мои однофамильцы или родственники.

Учащиеся ищут в базе однофамильцев, возможных родственников. При желании пополняют базу данных ВГД рассказом о себе, своих родителях, родственниках.

В) Работа с программой GenoPro

1. Запустить программу. Сразу же после запуска будет доступно меню с подсказками, помогающими в работе с программой. Рекомендуем с ними ознакомиться.

http://softobase.com/ru/files/styles/500x/public/questions_picture/screen_genopro1.png

2. Не закрывайте меню подсказок – оно всегда поможет работать в программе. Для создания новой семьи – нажмите букву «F».

http://softobase.com/ru/files/styles/500x/public/questions_picture/screen_genopro2.png

Заполните поля Муж/Отец и Жена/Мать. На их основе будут вестись дальнейшие записи в программе.

3. После написания инициалов отца и матери, на их основании можно писать данные про их детей. Для этого в нижнем меню, под инициалами родителей, нажмите кнопку «Добавить» и укажите всех детей отца и матери.

http://softobase.com/ru/files/styles/500x/public/questions_picture/screen_genopro3.png

4. После заполнения данных, нажмите кнопку ОК и разместите полученное небольшое дерево на страницы программы. Должна получиться вот такая картинка:

http://softobase.com/ru/files/styles/500x/public/questions_picture/screen_genopro4.png

5. Чтобы добавить родителей (бабушку и дедушку), выберите одного из членов семьи и нажмите кнопку на клавиатуре P (Parents). Появится дополнительная ветка древа, куда нужно будет вписать родителей. Делается это двойным кликом мыши на незаполненную ячейку.

http://softobase.com/ru/files/styles/500x/public/questions_picture/screen_genopro5.png

6. В итоге, у вас получится семейное генеалогическое древо.

http://softobase.com/ru/files/styles/500x/public/questions_picture/screen_genopro6.png

Чтобы его распечатать на отдельном листе документа – нажмите Ctrl+P. 

  1. Подведение итогов урока. Выводы. Задания.

Ребята! Мы сегодня поработали очень хорошо. Вы – молодцы! Я буду счастлив, если Вас смог заинтересовать знаниями о генеалогическом дереве или родословной семьи. Во все времена люди хранят память о своих предках. Когда-то имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста. Потом родственные связи стали изображать в виде дерева, отсюда и пошло название «Родословное дерево».

Сегодня генеалогия, или историческое родословие, получила большое распространение и популярность среди разных слоев населения, людей разных возрастов. Это, прежде всего связано с тем, что мы не хотим быть «Иванами не помнящими родства»

Домашнее задание:

Собрать исходного материала для написания истории своей семьи. (В конце четверти или учебного года проводится классная или школьная конференция с участием всех родителей учащихся класса. На конференции могут быть представлены творческие работы по истории семьи с использование генеалогических программ, веб-сайты или презентации).

  1. Рефлексия.

- Этот урок мне понравился…

- Этот урок мне не понравился…

- Я бы хотел увидеть…

На этом наш урок окончен. Сегодня следующим я поставлю оценки…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минем гаиләм- минем шәҗәрәм. Тәрбия сәгате.Моя семья-мое родословное.Классный час.

Тема : Минем гаиләм- минем шаҗәрәмМаксат: укучыларда гореф- гадәтләргә, гаилә традицияләренә,ядкарьләренә кысыксыну уяту, буыннар бәйләнеше, исем, фамилияләр, аларның килеп чыгышы, әһәмияте туры...

Разработка урока по теме "Семья. Моя родословная"

Материал урока помогает учащимся в обобщении и актуализации речевых навыков по темам: "Хобби", "Профессия", "Черты характера", "Обязанности в семье", "Отношения в семье"; заставляет учащихся зад...

классный час по теме "Родословная моей семьи"

данный материал может быть использован для проведения классного часа среди учащихся 7-8 классов. в нем рассказывается о создании родословного древа....

Проект "Родословная семьи Путриных"

Проект выполнен учащейся 7 класса.Цель: составить родословную семьиЗадачи:- выяснить, что такое родословная, и как она составляется;- собрать информацию о ближайших родственниках.Этапы:I. Изучение тео...

Проект "Родословная семьи Матирко"

  Проект выполнен учащимся 10 класса.   Цель: на основе изучения документов из семейного архива и воспоминаний родственников составить родословную семьи....

РОДОСЛОВНАЯ СЕМЬИ ИВАНОВЫХ

И Изучение своих корней – это богатейший источник жизненного и исторического опыта. Восстанавливая родословные древа семей, мы тем самым узнаём судьбы конкретных людей – трагических, герои...

Проект "Изучение родословной семьи "

История рода, история семьи способна рассказать о тех особенностях исторического развития страны, которые, обычно, остаются неизведанными; позволяет разносторонне взглянуть на то или иное историческое...