Современные методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
материал по теме

Каменева Ирина Анатольевна

Материал представлен как результат работы с одаренными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Результаты работы Каменевой Ирины Анатольевны, учителя русского языка и литературы МОАУ СОШ №4 г.Белогорск Амурской области

Современные методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Дети должны жить в мире красоты, … фантазии и творчества.

Василий Александрович Сухомлинский

         Любому обществу нужны одаренные,  творческие люди и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развивать способности всех его представителей.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать и развивать его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Как определить, одаренный ли ребенок?

        Для выявления одаренных детей в 5 классе мы провели краткий ориентировочный тест (КОТ), предназначенный для определения интегрального показателя умственных способностей, и тест Торранса, который поможет исследовать творческую одаренность детей начиная с дошкольного возраста (5–6 лет) и до выпускных классов школы (17–18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.

Результаты диагностики 5 «Б» (23 ученика)

  1. Результаты анализа краткого ориентировочного тестирования.

Высокий уровень (4.2%) умственных способностей показала Шадрина Валерия. У данной ученицы хорошо развита скорость и точность восприятия, пространственное воображение.

Уровень способностей выше среднего (20,8%) показателя были обнаружены у 4 учеников: Назаровой, Платонова, Тувыщевой, Щеткиной.

Средний уровень (54,2%)умственных способностей показали 13  учеников.

Уровень ниже среднего (20,8%) показателя – 5 учеников.

Низкого  уровня способностей не обнаружено ни у одного из учеников.

Вывод: У учеников с показателями умственных способностей высокий и выше среднего хорошо развиты способности:

  • к обобщению и анализу материала;
  • гибкость мышления и переключаемость, что является важной характеристикой общих способностей к обучаемости;
  • скорость и точность восприятия, распределения и концентрации внимания;
  • пространственное воображение.

У учеников с низким показателем умственных способностей все перечисленные выше качества плохо развиты. Для их развития рекомендуются:

  • упражнения развивающие концентрацию и распределение внимания;
  • чтение толковых словарей, полезно решать лингвистические задачи;
  • полезны сборники головоломок
  1. Результаты теста Торренса.

По результатам данного теста высокий показатель оригинальности у 7 учеников: Карповой, Тонких, Кисель, Масликов, Шишова, Юрьева, Тувышева.

Особенно можно отметить работы Тувышевой, Юрьевой, Шишовой, так как они более оригинальны и уникальны.

По результатам тестов была определена цель  моей работы  - создание  условий для  выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и дальнейшего профессионального  самоопределения.  

Я расскажу о двух направлениях своей работы: подготовка к олимпиаде по русскому языку и о театральном кружке.

Изучив задания различных олимпиад по русскому языку, ввела в факультативные занятия курс по истории языка. Ребята знакомятся с историей письменности, с реформой азбуки. После изучения тем провожу повторение в форме игры. В 7 классе в ходе занятий провожу игры на повторение изученных тем (презентации).

Результатом работы являются достижения ребят в  олимпиадах различного уровня.

        В этом году впервые участвовали в городской олимпиаде:  

по литературе – Назарова Валерия – II место

Третий год мы являемся участниками Международной олимпиады по основам наук (по русскому языку). В 2009-2010 уч.году участвовало 3 ученицы, в финал вышло две: Назарова Валерия – 1 место (100 баллов), диплом I степени, золотая медаль; Щеткина Елизавета – 2 место (99 баллов), диплом I степени, серебряная медаль.

В 2010-2011 уч.году участвовало пятеро учащихся 6-х классов, все вышли в финал. Результаты: Диплом II степени – Назарова Валерия (6Б), Пискунов Александр (6Д), Щеткина Елизавета (6Б); Диплом III степени – Путилина Анастасия (6Б), Шадрина Валерия (6Б).

В 2011-2012 году к участию подключились и другие учителя. Всего в первом туре участвовало 56 учеников нашей школы по разным предметам: русский язык, литература, биология, география, математика, история, обществознание, английский язык и химия. Среди всех участвующих – 30 по русскому языку и литературе. 10 участников – ученики 7-х классов.

21 апреля участвуем в третьем финальном этапе.

Т.о., можно сказать, что интерес к олимпиаде с каждым годом возрастает. Ребята показывают хорошие результаты. Интересные задания позволяют проверить свои знания.

Интерес к русскому языку проявляется и в участии ребят в различных конкурсах        

и исследовательских конференциях (грамоты).

               В прошлом году мы приняли участие в школьной научно-практической конференции. Результат: Путилина Анастасия – I место, Щеткина Елизавета – III место. В городской научно-практической конференции «К вершинам наук», которая проходила 12 апреля 2011г Путилина Настя заняла II место.

Творческие конкурсы

  1. Городской конкурс детского творчества «Живому жить» Тувышева Дарья победила в литературной номинации, написав сказку-быль, и заняла  2 место в городском конкурсе «Зеленая планета» в номинации «Жизнь леса и судьбы людей».

  1. Городской конкурс «Письмо космонавту» - Геворгян Елена (3 место) – сентябрь 2011
  2. 20.10.2011 – городской конкурс «Мой край, твою историю храню, тебя люблю и гордо воспеваю» - Назарова В., 7Б, II место

        Традиционные «Приемыховские чтения» также дают свои результаты.

        В 2009-2010гг:

        Титаева Татьяна выступила с басней собственного сочинения.

        В декабре 2011 – Титаева Татьяна представила еще одну басню.

        Т.о., литературная копилка нашего класса пополняется.

       

Также хотелось бы рассказать о театральном кружке. В 2009 году я вела курс «Театр». С него все и началось. Ребята с интересом изучали историю театра, готовились к инсценировкам в классе. И в декабре мы выступили с первой постановкой на традиционных «Приемыховских чтениях».

В этом году для ребят ведется курс «Искусство слова», где ребята продолжают работу

Традиционными стали разминки в начале каждого занятия, позволяющие ребятам познакомиться с азами актерского мастерства. Это и сценическая речь, и разминки на разогрев, упражнения на выражение эмоций. Разминка строится на технике речи - чистоговорки, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки.

(тренинг)

Данные занятия развивают у ребят правильную речь, память и мышление. На занятиях я не раз видела, как бывает трудно даже способным детям выразить свои мысли. Когда я стала заниматься с детьми то, поняла, что каждый из детей по-своему талантлив. У каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, - и это победа. (Пример: один мальчик, был очень скованным, когда выходил к доске заикался, всего боялся, но когда я проработала с ним какое - то время, а затем дала ему одну из главных ролей - он раскрылся), великолепно сыграл дьячка в постановке «Ночи перед Рождеством».

  

Результатом наших занятий стал театральный коллектив, который получил название «Балаганчик». Состав коллектива уже сложился. В него входят Бобин Илья, Назарова Валерия, Шадрина Валерия, Путилина Анастасия, Платонов Влад, Гладунов Андрей. Но наши двери открыты и для других ребят класса, себя попробовали Юрьева Ксения, Гаврилюк Данила и др. Т.о., можно сказать, что большая часть класса – творческие ребята.

        Первый наш опыт – театральная постановка на Приемыховских чтениях в 5 кл. В прошлом году мы приняли участие в городских фестивалях театральных коллективов «Да здравствует театр!» и «Театральная весна-2011». На фестивале «Да здравствует театр!» наш коллектив победил в номинациях «Лучшая роль» (Шадрина Валерия, роль Солохи) и «Лучший театральный костюм».

В этом году мы подготовили инсценировку по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон». Первое выступление было в школе. С 25 по 27 марта мы приняли участие в традиционном городском фестивале «Театральная весна». Фестиваль проходил в течение трех дней. В первый день мы выступали с постановкой. Второй день – ребята прошли тренинг и участвовали в брейн-ринге. Третий день – награждение и выступление с поздравлением.

Работа учителя с одаренными детьми - это сложный и никогда  не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии  одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно  с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения  отказаться от того,  что еще сегодня казалось творческой находкой и  сильной стороной.

Благодаря творчеству можно выразить все то, что не можешь сказать обычными словами, что на душе у тебя, что ты чувствуешь и ощущаешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Выступление на районном семинаре по данной теме....

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Как развивать одаренного ребенка?На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность у...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

Статья "Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка".

В статье предлагаются некоторые интересные формы проведения уроков русского языка...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)

В данный  материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...