Проектный метод на уроках литературы
статья по теме

Зубова Людмила Ивановна

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, реализующих современные  задачи обучения, может служить проектное обучение.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pooektnyy_metod_na_urokakh_literatury.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод на уроках литературы

 Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом  витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых, старых педагогических истин в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Почти все так называемые "новые технологии" – это хорошо забытые старые.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно  сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с  жизнью.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, реализующих вышеназванные задачи, может служить проектное обучение.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний.

Методу проектов характерна концептуальность, то есть опора на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований. Главной отправной точкой метода является необходимость природосообразного построения учебной работы, созданий условий для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через совершенствование способностей и накопление индивидуального опыта.

Метод проектов отвечает требованию системности. Метод описывает этапы выполнения учебного исследования, роли, которые отводятся в нем ученику и учителю, способы их взаимодействия, критерии оценки работы.

Воспроизводимость – важная характеристика  данного метода. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов и при изучении материала различной степени сложности.

Метод адаптируется к особенностям  всех учебных дисциплин, и в этом смысле он универсален.

 Начиная работу над проектом, учащиеся отвечают на такие вопросы: Что я хочу сделать? Чему я хочу научиться? Кому я хочу помочь? Название моего проекта. Какие шаги я должен предпринять для достижения цели своего проекта? На основании своих ответов учащиеся составляют план учебного проекта по следующей схеме: название проекта, проблема проекта (почему это важно для меня лично?), цель проекта (зачем мы делаем проект?), задачи проекта (что для этого мы делаем?), сроки исполнения проекта, расписание консультаций, сведения о руководителе проекта, планируемый результат, форма презентации, список учащихся, задействованных в проекте.

Цели работы над проектом:

- научить самостоятельному достижению намеченной цели;

- научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;

- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;

- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;

- сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

Представим работу над проектом-эссе «Диалоги М.Цветаевой».

Цель проекта: исследовать вопрос о влиянии Творчества А.Пушкина, А.Блока, А.Ахматовой, Б.Пастернака на поэзию М.Цветаевой.

Характеристика проекта.

Предметно-содержательная область: монопроект, в рамках одной области знаний.

Организация проектной деятельности: работа в группах.

По характеру контактов: среди участников одного класса.

По продолжительности: мини-проект (1 урок).

Сфера применения: наглядный материал к урокам литературы.

Этапы работы над проектом:

Класс делится на группы, внутри которых распределяются обязанности; создается проект, который защищается перед классом.

Критерии оценки проектных работ:

Самостоятельность работы над проектом; актуальность и значимость темы; полнота раскрытия темы; оригинальность решения проблемы; использование наглядных и технических средств; успешная защита проекта.

 Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования. В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно нормативной модели образованию и используется в представленных подходах к оценке его качества.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода на уроках черчения

Основной задачей курса является – создание условий по формированию исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. При реал...

Использование проектного метода на уроках литературы

Презентация к педсовету "Педагогические технологии"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

проктный метод на уроках английского языка...

Использование проектного метода на уроках Методическое пособие для преподавателей

Методическое пособие «Использование проектного метода на уроках» для преподавателей средних специальных учебных заведенийСоставитель: О.А. Лобанова; ГОУ СПО «Самарский металлургический колледж» ...

Проектный метод на уроках математики

Проектная форма образования как пространство успешного развития и саморазвития учащихся....

Использование проектного метода на уроках литературы

Работа на уроках литературы в рамках проблемного метода...