Формирование единого образовательного пространства на уроках русского языка и литературы
опыты и эксперименты по теме

Жирякова Альфия Абузяровна

Материал содержит опыт работы учителя русского языка и литературы по формированию единого образовательного пространства на уроках. В работе использованны   гиперссылки на видеоматериалы и презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_innovatsionnoy_deyat.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование единого образовательного пространства на уроках русского языка и литературы

“Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, – все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава “золотую розу” – повесть, роман или поэму”.

                 Я думаю, эти слова К. Паустовского как нельзя точнее характеризуют процесс педагогического творчества учителя – словесника. Годами и десятилетиями он идет к своему мастерству. Каким получится урок – зависит от многого: жизненного и методического опыта учителя, времени и событий, происходящих в стране, от настроения, способностей, интеллектуального уровня его учеников.                                                                                                                                                                                                                                                                                                           В  течение  ряда лет работаю над проблемой “Формирование единого образовательного  пространства на уроках русского языка и литературы”. Утвердилась в правильности выбора, прочитав книгу Е.Н. Ильина “Путь к ученику”: “Школа, семья, будем откровенны, зачастую не союзники, а скрытые антагонисты. Каждая из сторон, упрекая другую, по-своему права… Требуется надежное скрепляющее звено. Не мероприятия и даже не их система, а урок может и должен стать этим звеном. Разумеется, урок литературы!” 

                 С течением времени, как известно, все меняется. Но в данное время мне кажется, что я на правильном пути. В реализации этой методической задачи для себя на первое место я поставила привитие интереса к изучаемому предмету и воспитание учащихся. А дальше искала методы, приемы для выполнения этой задачи.

                     Не секрет, что многие ученики не любят русский язык. Он у них ассоциируется с бесконечным списыванием упражнений, заучиванием каких-то правил. Здесь, в первую очередь, учитель должен владеть артистизмом + интересные и занимательные формы и методы работы + систематически, неустанно прививать осмысленное отношение учащихся к языковому материалу. И в этом поможет воспитательная направленность урока.

                     Практическая значимость данной проблемы заключается в том,  чтобы пробуждать интерес к изучаемому предмету. Считаю это фундаментом для изучения всего курса русского языка и литературы, основой для всестороннего воспитания учащихся. Решая проблему воспитания интереса у школьников к изучению русского языка, учитываю, что русский язык – предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости.

                     Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

      Своеобразие и новизна предлагаемого опыта в том, что применение на уроке инновационных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Ведущая педагогическая идея – проведение уроков разных типов, использование нестандартных методов и приемов с целью развития интереса к русскому языку и литературе, сотрудничество учителя и ученика на основе взаимного уважения и доверия; обучение без принуждения; освоил теорию, проверь на практике.

Результативность опыта

    Проводимая мною работа формирует такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности, позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

1.Ученики ежегодно принимают участие в олимпиадах по русскому языку и литературе, являются победителями школьных олимпиад и призёрами окружных.

2. Принимают участие в различных творческих конкурсах и занимают призовые места.

3. Имеют хорошие результаты по итогам внешнего мониторинга и ЕГЭ.

        Модернизация образования не только интенсифицировала инновационную деятельность педагогических коллективов и творчески настроенных учителей, но и породила потребность в обновлении форм и методов распространения опыта. Сегодня это понятие включает в себя процессы представления, передачи и сопровождения работы по освоению передового опыта на теоретическом, методическом и практическом уровнях. С вышеуказанной темой я выступала на педагогическом совете ГБОУ СОШ с. Камышла, на окружной конференции педагогических работников «Формирование ИКТ-компетентности педагогов» было представлено моё выступление по теме «Использование образовательных электронных ресурсов в образовательной деятельности», на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» представила опыт работы по теме « Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». На сайте Про Школу.ру выставлен доклад  «Использование образовательных электронных ресурсов в образовательной деятельности»,  

       “Если урок литературы не сделать воспитательным, прикладным – значит, к прорехам семейного воспитания добавить еще одну и вовсе оголить человека”, - утверждал Е.Н.Ильин. Думаю, что это уже аксиома.

         Изначально следует усвоить детям, что художественное произведение – это не панацея от всех бед, оно не навязывает, как поступать в той или иной ситуации, но подсказывает и предупреждает опытом предыдущих поколений. Хорошая литература – это хороший писатель + хороший читатель. Отсюда вижу свою задачу в том, чтобы формировать хорошего читателя. Тысяча вопросов к писателю – это и есть чтение.

Урок-диалог – моя основная форма урока, а главное – многовариантность ответа на один и тот же вопрос. Необходимо дать школьнику право на свой путь и темп развития, создать такую структуру урока, где не просто учатся, но и общаются. А это ведет к увеличению желания учиться - в нем стимул к общению. Как часто бывает на уроке, что ученик, не прочитавший роман, но уловивший ход рассуждений, вступает в разговор. Таким образом, урок литературы еще и воспитывает коммуникативные способности. Воспитывать внимание учащихся ко “всем впечатлениям бытия”, любви и интересу к живой действительности, развивать культуру эстетических переживаний, чувство “светлой радости” от созерцания красоты в жизни и искусстве, постоянно поддерживать эти переживания, возбуждая любознательность и потребность в них, – необходимые условия для воспитания художника в человеке. Нельзя художественно воспитывать учащихся, если их эстетические эмоции и мысли пробуждаются лишь по расписанию уроков литературы. Нужна постоянная, жизненная необходимость в эстетических переживаниях, в пытливой, ищущей мысли. Воспитание этой потребности к прекрасному в учащихся – одна из насущных задач преподавания литературы.

                    Между тем, на уроках литературы должны возбуждаться прежде всего эстетические переживания, сами по себе имеющие огромное воспитательное значение. Эстетическое чувство, если оно истинное и глубокое, несет огромное нравственное начало. Важное развить у учащихся  умения слушать и слышать поэтическое слово. Принцип и в преподавании литературы – ошеломление, удивление. К каждому произведению можно найти свой ключик. И как тяжело он дается любому учителю, как долго мы идем к тому, чтобы научить и воспитать грамотного и достойного гражданина.

                 XXI век – век информационных технологий. Особую роль в образовании могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника.

                      Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет мне повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа - и Интернет-ресурсов

                    Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому при составлении домашнего задания стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Творческие задания. Обычно они выполняются на добровольных началах, но стимулируются высокой оценкой и похвалой.

                     Диапазон творческих заданий широк, но остановлюсь на нескольких из них. Это фотогалереи и фантастические добавки.  Каждый художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя портретную характеристику героя, в которой автор, как правило, акцентирует внимание на основных чертах характера своего героя. На уроках литературы мы часто составляем словесный портрет персонажа, следующий шаг – фотопортрет. Работа выполняется группами по 5-6 человек. Ученики находят цитаты, содержащие информацию о герое, выявляют важнейшие стороны его личности.    

                   Мультимедиа на уроках я использую по-разному: тренажёры и электронные репетиторы для фронтальной и индивидуальной работы, компьютерные игры по русскому языку для закрепления и повторения материала, элементы электронных изданий и аудиодисков включаю в презентации для сообщения новых знаний. Большую роль в изучении нового материала отвожу мультимедийным энциклопедиям. Особенно удачными, на мой взгляд, являются энциклопедии Кирилла и Мефодия.

                    Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении я выполняю единственную задачу: сделать урок литературы интересным, а чтение увлекательным. А нетрадиционные уроки с использованием информационных технологий должны привлечь современного школьника к чтению, облегчить процесс знакомства с классикой, пробудить интерес к книге. Надо только помнить, что школу делает школой учитель.

Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются  одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.

Внедрение информационных и коммуникационных технологий на уроках позволили мне реализовать идею развивающего  обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.  Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками  погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками.

Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. Поиск новых идей в Интернет ресурсах побудил меня создать свои страницы на http://alfiadimux.ya.ru/, http://www.proshkolu.ru/user/Zirjakova111/ и https://my.1september.ru/. С некоторыми из них я хочу вас познакомить.

Наверное, многие используют в своей работе компьютерные презентации. Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты и игры, обобщающие пройденный материал.

Иногда я создаю презентации для разнообразия и привития интереса к предмету русского языка, особенно если это урок-обобщение или зачёт урок 10 класс " однознач. и многознач."

Конечно, я готовлю презентации и к урокам по картинам, ведь без репродукции не обойтись, а мне нравится писать с ребятами сочинения не по тем картинам, которые даны во вклейках в учебнике. Они не всегда хорошего качества и не всегда являются, на мой взгляд, шедеврами. О сочинении-описании по картинам можно найти материал на соответствующей странице.

Не всегда удовлетворяют имеющиеся в наличии учебные документальные фильмы по биографиям писателей и поэтов. Часто они даже морально устаревшие. Поэтому я вместе с учениками  создаю  документальные фильмы.

В разделе интегрированные проекты вы найдёте видеофильмы- исторические справки о различных исторических личностях, рассказы о картинах по литературным произведениям. Ведь очень часто на уроках литературы мы рассказываем не только о литературе, но и о смежных видах искусства.

Фонохрестоматии можно использовать как:

  • эталонное прочтение, к которому следует стремиться;
  • иллюстрацию;
  • в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров.

Прекрасно не просто послушать фонохрестоматию, а дополнить её фрагмент видеорядом. Это всегда более наглядно и интересно. Вот пример такой работы - стихотворение С. Есенина "Шагане, ты моя, Шагане..." в исполнении актёра Никоненко.

Также мы с учащимися создаем видеоролики по биографиям писателей и поэтов. Насколько интереснее не просто прослушать рассказ учителя, но и увидеть воочию портреты людей, окружающих этого человека, места, с которыми связана его жизнь!

Повышают интерес к урокам литературы и к творчеству поэтов видеоклипы, созданные по песням на стихи. При этом мы берём музыку в современной обработке, что также помогает приблизить поэта к современному слушателю, показать актуальность его поэзии в наши дни. Предлагаю вашему вниманию клип на стихотворение В. В. Маяковского "Лиличке" в исполнении группы "Сплин".

Также можно просматривать фрагменты экранизаций литературных произведений. В ходе поиска материала к урокам я стараюсь собрать видеотеку по всем программным произведениям. Просмотр предваряется заданиями. Видеофрагменты используются:

  •  как иллюстрация к произведению;
  • для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций;
  • для сопоставление фрагментов художественного текста и видеофрагмента;
  • как наиболее простые задания типа: какие события предшествовали; данному моменту и какие последуют за ним;
  • для  предварения просмотра эпизода какими-то вопросами по содержанию.

Заочные экскурсии

Создание заочных экскурсий - документальных фильмов - важный момент в моей работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы? Во-первых, они расширяют кругозор учащихся. Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе по программе В.Я.Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видеоподдержка таких уроков. В-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Щелыково, поэтому такие экскурсии замещают "живые".

Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ и всё изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические приемы.

Построение схем, алгоритмов, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Например, на уроке русского языка я часто использую компьютерное тестирование, которое помогает обобщить изученный материал, закрепить его.

В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом урокеконечно, не реально, да и не нужно.  Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.

     Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.

     Девизом каждого учителя сегодня  пусть станут  слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»

Список использованных материалов.

1.http://alfiadimux.ya.ru/,

2.http://www.proshkolu.ru/user/Zirjakova111/ 

3. https://my.1september.ru/.

4.Компьютерные презентации.

5.("Лексика.10 кл.").

6.Сочинения-описания по картинам на соответствующей странице.

7.Документальные фильмы.

8.Интегрированные проекты   

9. Видеоролики по биографиям писателей и поэтов.

10.Фрагменты экранизаций литературных произведений.

11.Видеофрагменты 

12.Заочные экскурсии

13. Компьютерное тестирование

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Образовательное пространство современного урока татарского языка и литературы.

Мы пытаемся формировать и развивать творчески мыслящую личность ребенка, способную принимать нестандартные решения. Основной результат нашей деятельности - получение детьми прочных знаний, умений, нав...

Формирование учебно-образовательного пространства на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий

Здоровье школьников – одно из важных условий благополучие школы, её успешности на рынке образования. С учётом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем ск...

Формирование УУД. Способы и приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы.

В работе рассматриваются важные вопросы, связанные с введением ФГОС, анализируются приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы, педтехнологии, отвечающ...

Статья "Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)"

Статья. Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)...