Дидактический материал "5классная мозаика"
методическая разработка (5 класс) по теме

Мальцева Татьяна Алексеевна

Дидактический материал предназначен для учащихся 5 класса. Увлекательные задания вызовут интерес детей к изучению русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5klassnaya_mozaika.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                           Дидактический материал по русскому языку «5классная мозаика»  

                                                                                         Мальцева Татьяна Алексеевна,

                                                                                                   учитель русского языка и литературы                            

                             Лингвистическая сказка «Если по-человечески»

Любознательный человек, увидев всякую вещь, обычно интересуется, для чего она служит и как устроена. Вопрос об устройстве может относиться не только к творениям человеческих рук и ума, но и к растениям, животным, минералам. А давайте задумаемся, как устроено слово.

    Слово в моем представлении- это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце- корень. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие таят в себе зло, равнодушие, эгоизм, корысть, зависть.

   Голова слова- это приставка. Она все время думает, как помочь сердцу-корню лучше выразить значение слова. Трудно корню без приставки. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем- попробуй догадайся!  А если добавить приставку, многое становится понятным:

              пришел, пошел, сошел, ушел, обошел, вышел…

Вот что значит слово «с головой»!

   А суффикс- это руки! Да, рабочие, волшебные руки. Суффикс может все! Изменить размер и рост?! Пожалуйста! С ним дом не просто дом, а маленький

            Дом-ик ;  дом-ишко

Или огромный

               Дом-ин-а    дом-ищ-е

Суффикс способен даже превратить здание в человека! Не верите?

              Школа           школьник!

Да что там здание! Даже город!

              Город       горожанин

              Москва     москвич

              Саратов    саратовец

Правда, здорово? А казалось бы: всего одна или несколько букв- суффикс. Маленький, да удаленький!

    А что же окончание? Смысла не изменяет, значит, это только одежда. Как ни «нарядить» слово, все равно оно будет означать то же самое! Зато окончание помогает спастись от одиночества! Один-

                Товарищ

А появилась чудесная «одежка» - появились

                 Товарищ-и!

Но как трудно научиться различать окончания! Сколько их, самых разных! Попробуй запомнить! Что ж, слова, как и мы, люди, стремятся разнообразно и модно одеваться.

                                            Слово делится на части,

                                            Ах, какое это счастье!

                                            Может каждый грамотей

                                            Делать слово из частей.

                   Творческий подход к выполнению работы над ошибками  

                                      «Письмо ученому соседу»

Цель работы- развить умение анализировать собственную деятельность, научить исправлять и предупреждать ошибки.

    Дорогой друг, сегодня получил  свою контрольную работу и хочу под..лит..ся   с тобой ____________, потому что п..лучил _________. А ошибок всего ________________. Ты зна..ш.., слово_______________ пишет..ся с буквой __________, так как ___________________. Жаль, конечно, но я не знал, что слово_____________________________ пишется через____________ , потому что _________________. А еще я допустил ошибку в слове _____________________, но теперь я запомнил, что _______________. Представляеш…, такое пр..стое слово, как _______________ я написал с ошибкой из-за собственной невнимательности. Интересно, что, когда писал, сомневался в написании слова _________________, зато в следующий раз я ни на минуту не усомнюсь и воспользуюсь правилом ________________________. А слова ____________________ мне следует запомнить. Правда, правило о __________________ я еще не изучил, поэтому и слово ____________________ написал неправильно. Думаю, что в следующ.. работе я учту все замечания и напишу ее на ____________. А теперь, мой друг, я пр..щ..юсь с тобой и надеюсь, что мое письмо будет полезно и тебе. Но если я вдруг д..пустил ошибку, я обязательно ее проанализирую, исправлю и запомню. Ведь человеку свойственно ошибат..ся, и считаю, что не стыдно не знать, но стыдно не учи..ся.

        Дата написания:

       

                                Орфографические пятиминутки

                         Дифференциация предлогов и приставок       

1.Мы ходили (по) грибы,

Забирались (под) дубы.

                    (А. Барто) 

2. Вася (с) Павликом сегодня молодцы:

     Пропололи и полили огурцы.

3. (От)ложил дела (без)дельник

     (Со) среды (на) понедельник.

4. (Под) березой (на)пригорке

    Старый еж (у)строил норку.

5. (У)летел скворец (не)зря

    (За) леса и (за) моря.

6. Одеяло (у)бежало,

   (У)летела простыня,

    И (под)ушка, как лягушка,

    (У)скакала (от) меня.

                    ( К. Чуковский)

7. (В) огороде (вы)растаю,

    А когда я (со)зреваю,

    Варят (из)меня томат,

    (В) борщ кладут и так едят.

                        (помидор)

8. (Рас)кололся тесный домик

    (На) две половинки,

     И посыпались (в) ладошку

     Бусинки-дробинки.

                         (горох)

9.(С) неба (к) нам он (при)летел,

   (По)кружился, тихо сел,

   (За)мерзшую землю

   (В) шубу белую (о)дел.

                        (снег)

                                       Говорите правильно!

Упр.1. Прочтите несколько раз следующие слова. Перепишите слова, выделите гласную, на которую падает ударение, цветным карандашом.

   понЯть- пОнял- пОняли- понялА

   снять- снял- снЯли- снялА

   спать- спал- спАли- спалА

Запомните ударение в этих словах!

Прочтите, употребив слова понял, поняла, поняли. Следите за ударением.

  Учительница объясняла урок, а потом спросила: «Все…..?» Одна девочка сказала: «Я не …» «А ты, Витя, ….?» «Да, ….»- ответил он. «Объясни, как ты …» Витя объяснил. «Вот теперь все …,»- сказала учительница.

Упр.2 ЗанЯть-зАнял- зАняли –занялА

            Пароход отойдет через две минуты,

            Чемоданами народ

            Занял все каюты. (С. Маршак)

Упр.3. ЗвонИт, звонИшь, звонИте

            Телефон опять звонит!

            От него в ушах звенит!  (А. Барто)

Мальчик….по телефону. Почему ты … так поздно?  Ученица …в школу. Не забывайте больного товарища, … ему!

Упр.4. ДремОта –зевОта- ломОта

          Бродили по дороге дремота и Зевота.

          Дремота забегала в калитки и в ворота. (С. Маршак)

Есть душистое втиранье

От укуса комаров,

Есть микстура от чиханья,-

Проглотил- и ты здоров!

Клейкий пластырь от мозолей

И настойка на траве

От ломоты и от болей

В животе и в голове.  (С. Михалков)

Упр.5. КвартАл

    Увезли забор и доски.

    Дом стоит на перекрестке,

    Дом на солнце заблистал,

    Украшает весь квартал. (А. Барто)

Упр. 6. Верба

    Мы из школы номер восемь,

    Там, где верба у крыльца,

    Мы вам птицу преподносим,

    Говорящего скворца.     (А. Барто)

Упр. 7. прожИть- прОжил- прОжили- прожилА

             задаАть- зАдал- зАдали- задалА

             отдАть- отдал- Отдали- ОтдалА

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то. (С. Маршак)

       В тот же день царица злая,

       Доброй вести ожидая,

       Втайне зеркальце взяла-

       И вопрос свой задала.  (А. Пушкин)

          Склонение имен существительных

               Свинья в полынье

Шла весной по льду свинья.

Ей попалась полынья.

Плюх! Торчит из полыньи

Только хвостик от свиньи.

Мы скорее к полынье,

Мы помочь хотим свинье.

Сами- чуть не в полынью.

Но спасли-таки свинью!

Недовольны мы свиньей

Разве шутят с полыньей?

Вспоминайте о свинье,

Чтоб не плавать в полынье.

                 

       Будем склонять!

Раз, два, три, четыре. Пять-

Будем слово кот склонять.

У норы добычи ждет,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без  хвоста,

Вырываясь от кота,

А теперь и  за версту

Не приблизится к коту,

Крыса старая- и та,

Видя грозного кота,

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит и  в темноте

Вспоминает о коте.

                                Игра деда Буквоеда

Всем приготовиться к охоте за словами!

Наш уговор таков:

Из этих букв, что пред вами,

Сложить как можно больше слов.

Л З Т С К Т О И Р Н О А (лист, зонт, роза, лиса, тина, сон, нос, оса, нота, рота, кит, кот, ток, тир и др)

                             Игра в слова

Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Поиграйте раньше с нами,

А потом садитесь сами!

Вот из слова ГАСТРОНОМ

Вышел важный АСТРОНОМ,

Вышел МАГ и вышел ГНОМ,

А за ними АГРОНОМ.

МОСТ построен на реке,

ГРОМ грохочет вдалеке,

С нижней палубы МАТРОС,

От причала тянет ТРОС…

Сверху летчику видна

Вся родная СТОРОНА.

Список использованной литературы

1.Введенская Л.А., Саакьян Р.Я. Наш родной язык.- М., Просвещение, 1971.

2. Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии.- Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2004.

3. Лозинская Т.П. Русский язык. Это интересно!- Брянск, «Курсив». 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная мозаика по творчеству Н.В. Гоголя

Данная викторина - интересное и увлекательное путешествие по страницам произведений Гоголя (много иллюстративного материала). Лучше всего использовать как материал повторения в 10 классе!Начинается ви...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Практическое применение графического редактора Paint. Конструирование из мозаики: "Объемная мозаика"

практическое занятие по информатике с использованием графического редактора Paint....

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов...

Дидактическая творческая игра “Мозаика”

Дидактическая творческая игра (по теме “Имя прилагательное”) для учащихся 6-го класса....

Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики (С. Г. Тер-Минасова).

Презентация по теме "Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики"...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ХИМИИ К КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Сюжетно-ролевая игра.Одна из педагогических технологий на основе активизации, интенсификации деятельности учащихся: Игровые технологии...