Рабочая программа по родной литературе
рабочая программа (6 класс) на тему

Кидакоева Лариса Умаровна

Рабочая программа по родной литературе, 6 класс, по ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr._po_rod._lit._6_kl.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учителя родного (черкесского ) языка и литературы

МКОУ « СОШ а. Псаучье-Дахе имени Героя России О.М. Карданова»  

Кидакоевой Ларисы Умаровны

Родная литература , 6 класс

Предметная линия учебников

Бакова М.И. , Куржева Т.И.

2014-2015 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа. Рабочая программа по родной литературе для 6  класса МКОУ «СОШ а. Псаучье-Дахе имени Героя России О.М. Карданова»  составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования.

Структура документа. Рабочая  программа по родной литературе  представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса родной литературы представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Место предмета «Родная литература » в базисном учебном плане МКОУ «СОШ а. Псаучье-Дахе имени Героя России О.М. Карданова». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родной литературы в V1 классе –35 часов   (из расчета 1 раз в неделю).  Срок реализации программы – 1 год.

Общая характеристика учебного предмета. Родная литература  – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры адыгского  народа, средством приобщения к богатствам адыгской культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Родная литература » занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности литература обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс родной литературы  для 6  класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве родного языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм родного  литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Родная литература  представлена в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению родной литературы в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса родной литературы в целом.

Цели обучения. Курс родной литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного  подходов к обучению литературы.

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую родная литература выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения родной литературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения.

Личностные

1)  понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей адыгского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности литературы; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в  процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать литературу как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли литературы в жизни человека и общества;

2) понимание места литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) освоение базовых понятий лингвистики;

4) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии родного  языка;

5) проведение различных видов анализа слова

6) понимание  и осознание эстетической функции родной литературы

Уровень - базовый.

Направленность - основное общее образование.

Место предмета «Родная литература» в Базисном учебном плане:

В  год –35 ч.

Развитие речи -8 ч.

В неделю 1 ч.

Преемственность: изучение родной литературы  в 6 классе является логическим продолжением программы  начальной школы.

Организация учебного процесса: классно-урочная система

Реализация регионального компонента: отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам.

Материально - техническое обеспечение:

- Произведения писателей и поэтов;

- Интернет ресурсы;

- Тесты.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).

Календарно- тематическое планирование

№№ п/п

Основное содержание изучаемой темы

Требования к результатам

Форма контроля

Вид урока

Количество часов

Дата

1.

Нартский эпос.

Рассказы о нартах.

Выразительное чтение рассказов, уметь пересказывать.

фронтальный

комбинированный

1

2

Внеклассное чтение

Выразительное чтение

комбинированный

1

3

Р.Р. Сочинение

« Гъэмахуэ зыгъэпсэхугъуэр зэрызгъэк1уар.»

1

4

Пачев Б. « Псалъэ пэжхэр»

Учиться  понимать хорошее и плохое

фронтальный

комбинированный

1

5

Шогенцуков А.

« Хьэжыгъэ пут закъуэ»

Выразительное чтение , пересказывать близко к тексту.

фронтальный

комбинированный

1

6

Р.Р. Изложение

1

7

Охтов А. « Хьэбибэ пашагъэр еубыд»

Для себя брать пример с героев произведения.

фронтальный

комбинированный

1

8

Кешоков      А. «Адэ», «Гъуэгу къежьап1э.»

Историю своего народа и его прошлое.

фронтальный

комбинированный

1

9

 Ханфенов А.

« Къущхьэдэс къалэ Черкесск»

Историю столицы нашей республики.

фронтальный

комбинированный

1

10

 Р.Р. Сочинение « Мой любимый город»

1

11

Хакунов И.

 « Кавказ»

Любить свой родной уголок Родины.

фронтальный

комбинированный

1

12

Охтов М. « Къопс дыгъэр»

Выразительное чтение

фронтальный

комбинированный

1

13

Налоев З.

 « Дыгъэ шыщ1э»

Творчество и литературную жизнь писателя.

фронтальный

комбинированный

1

14

Хагандуков Р. «Шыхъуэ щ1алэм и л1ыгъэр»

Выразительное чтение

фронтальный

комбинированный

1

15

Дзасежев Х.

повесть

« Уэкъулэ»

Уважать старших, любить и почитать родителей.

фронтальный

комбинированный

1

16

Братов Х.

« Гугъэр

 адэжь щ1эинщ»

Выразительное чтение.

фронтальный

комбинированный

1

17

Шоров Х « Адэм и фэеплъ»

Историю своего рода.

фронтальный

комбинированный

1

18

Внеклассное чтение

1

19

Добагов М. «Атакэ нэужьым»

Пережитое нашим народом в ВОВ. Знать наших героев.

фронтальный

комбинированный

1

20

Р.Р.  Сочинение по картине

1

21

Абитов Х « Уэшх мыухыж»

Выразительное чтение

фронтальный

комбинированный

1

22

Асланов М.

« К1эрт1оф закъуэ»

Учить любить природу окружающую нас.

комбинированный

1

23

Хапанцев С.

 « Ущык1мэ 1уэхущ»

Понимать зло и добро.

фронтальный

комбинированный

1

24

Газгешев Х. «Вымрэ жэмымрэ»

Находить в баснях мораль и учится на их примере.

фронтальный

комбинированный

1

25

КантемировТ. «К1асэу къыгуры1уащ»

Выразительное чтение

фронтальный

комбинированный

1

26

Китов Ф.

« Гъащ1эм щыщ тк1уэпс»

С помощью произведения воспитывать в детях честность.

фронтальный

комбинированный

1

27

Р.Р. Изложение

1

28

Кохов Т. «Анэхэр фхъумэ»

Любить и уважать своих матерей.

фронтальный

комбинированный

29

Р.Р. Сочинение

 « Анэм нэхъ лъап1э теткъым дунейм!»

1

30

Пшибиев И .

 « Л1ыжьхэм я къыр»

Выразительное чтение

фронтальный

комбинированный

1

31

Кохова Х. « Ирегъагъэ си Хэкур»

Выразительное чтение, любить свою родину.

фронтальный

комбинированный

1

32

Мисроков С. «Къанлы»

        Находить зло и добро.

фронтальный

комбинированный

1

33

Хагандуков Р.

 « Хуэсакъ щ1акхъуэм»

Любить труд других людей, бережно относится к хлебу.

фронтальный

комбинированный

1

34

Кардангучев З.

« Шыхэпщ»

Выразительное чтение

фронтальный

комбинированный

1

35

О моём любимом писателе.

Рассказ о любимом писателе и его произведении.

фронтальный

комбинированный

1

Список литературы (основной и дополнительный)

1.Учебник.  Родная литература  - 6 класс. Бакова М.И. , Куржева Т.И. – 1998год.

2.Методика преподавания кабардинского языка и литературы.  – Бакова М.И. 2006г.

3. Занимательная грамматика на уроках черкесского языка и литературы. -  Бакова М.И. 1988г.

4. Учебно- методическое пособие для письменных работ. Кантемирова Б.А. 2005г.

5. Методические рекомендации для учителей черкесского языка и литературы. Кантемирова Б.А. 2009г.

6. Сборник диктантов и изложений. Таов Ж.,  Уналоков В. 1999г.

7. Журнал « 1уащхьэмахуэ»

8. Журнал для детей « Нур»

9. Журнал для детей « Радуга»

10. Образовательные диски.

Приложение к программе.

Темы рефератов:   1. «Сокровища родного языка»

                                2. «Живое слово и его значение»

                                3. «История моего рода»

                                4. «История моего аула»  

                                5. «Трудовые подвиги земляков»

                                6. «История ансамбля «Адыгэ нэмыс»»

                                7. «Трудовые подвиги земляков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 11 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...