Главные вкладки

    Статья " Нравственное воспитание на уроках литературы"
    статья (5 класс) на тему

    Мальцева Татьяна Алексеевна

    Как научить детей различать прекрасное и безобразное, как зародить в их душе "чувства добрые"? Ответ на этот вопрос мы находим на страницах литературных произведений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 им. Александра Демина муниципального образования Брюховецкий район Краснодарского края

    «Пробуждать чувства добрые»

    (Нравственное воспитание на уроках литературы»)

    Из опыта работы

    Подготовила

                учитель русского языка и литературы

    Мальцева Татьяна Алексеевна

    станица Чепигинская

    2014 год

                          Нравственное воспитание на уроках литературы

                             

          Мы живем в сложное время. Трудно в стране. Трудно в школе. Нелегко работать учителю. Щемит учительское сердце от воинствующей  бездуховности. Ведь там, где бездуховность, там и зло. А зло в наше время многолико, оно пронизало все общество. Что надо предпринять, чтобы возродить духовный потенциал нации? Как помочь детям выдержать натиск жестокой реальности, научить различать прекрасное и безобразное, зародить в их душе «чувства добрые»?

         Решать проблему духовно-нравственного воспитания во многом помогают уроки  литературы. Главная цель изучения предмета: «Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма» (1, с.5.) В программу 5-11 классов включены ценнейшие в идейно-художественном отношении произведения отечественной литературы. Но для того чтобы эти произведения были не только прочитаны, но и стали частью духовного мира человека, ученик должен уметь применять эти знания, постоянно, целенаправленно и заинтересованно использовать их. «Воспитывать человека интеллигентно, не воспитав его нравственно,- значит вырастить угрозу для общества» (2,с.251.) И здесь на помощь ученику должен прийти учитель литературы. Именно он несет ответственность за то, как отзовется «слово» в душах детей. Применение активных форм и методов обучения способствуют становлению духовно-нравственной личности. Выбор оптимальных методов и форм над текстом связан и со спецификой жанра произведения, и с особенностями его восприятия учениками.

                                   Что такое добро и что такое зло? Ответ на этот вопрос пытались найти пятиклассники, знакомясь со сказкой К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». «…зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!»- говорит мельник Панкрат Фильке. Анализируя поступок мальчика, попробуем определить, насколько справедливы слова мельника  и почему сказка называется «Теплый хлеб»?(3,с.5) Ребята приходят к выводу, что теплый хлеб помог Фильке помириться с конем, доказать, что он не является «бессмысленным гражданином», он приносит пользу, трудится, как все, может исправлять ошибки и совершать хорошие поступки. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но и потому, что был согрет теплом души, общей радостью.

                                      Применение технологии проблемно-диалогового обучения позволяет достичь высокого уровня напряженности мышления учащихся, когда знания добываются своим трудом. Я организовываю работу таким образом, чтобы ребята самостоятельно отыскивали нужные для решения поставленной проблемы сведения, делали необходимые обобщения и вывод, сравнивали и анализировали фактический материал. Примером инициативного поведения учащихся может послужить урок в 8-м классе по рассказу А.П. Чехова «О любви». Чем руководствуется человек, поступая нравственно? Почему нелегко поступать нравственно? На эти вопросы пытаются найти ответ ребята, размышляя о судьбах литературных героев. В школьной программе данный рассказ представлен как история об упущенном счастье. Но восьмиклассники в противовес автору учебника, выражая православный взгляд на семью, заявили, что главный герой рассказа Алехин не мог быть вместе с Анной Алексеевной, замужней женщиной, имеющей двоих детей, хотя очень любил ее. В противном случае он поступил бы безнравственно.

                                    Не сторонними наблюдателями, а активными участниками были мои ученики при обсуждении рассказа Т.Н. Тэсс «Голубая ель». Они подготовили ролевую игру-суд «Обвиняется Зло». Зло многогранно и не всегда распознаваемо. И часто не наказуемо. А жаль. «Ель засохла и умерла. Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о совершенном злодеянии». Именно не проходить, закрыв глаза, мимо зла, и учит нас рассказ «Голубая ель». В конце урока прозвучало стихотворение А.Фета «Добро и зло». Никого не оставила равнодушной фраза «…и различай добро и зло». Ведь так важно- уметь увидеть зло, под какой бы маской оно не скрывалось! И этому надо учить с раннего возраста.

                           

           Урок-семинар в 11 классе по повести В. Распутина «Живи и помни» превратился в коллективное раздумье о Великой Отечественной войне, о нравственных качествах человека, о святости памяти, о сверстниках, их отношении к прошлому и настоящему. В ответах и оценках старшеклассников обнаруживаются нравственная оценка событий, попытка соотнести свое понимание мира с отношением героев произведения к происходящему. В итоге беседы старшеклассники убедительно доказали главную мысль повести В. Распутина: «Дезертир для нас и есть дезертир. Чистая душа Настены и есть чистая душа, какую бы славу она на себя не приняла ради спасения мужа. А правда покажет себя правдой сквозь любую толщу воды или камня. Важнее всего: не исковеркать, ни скрыть правду нельзя, на этом стоит вся нравственная история человечества».

                                     21.11.2013 года Президент РФ В. В. Путин принял участие в Российском литературном собрании, на котором он заявил: «Программу преподавания русского языка и литературы в школе нужно пересмотреть».(4) Долгожданные слова для всех учителей! К большому сожалению, в программу для обязательного чтения не включены произведения о школе, а ведь именно они привлекают внимание молодежи. Произведения А.Алексина и А. Лиханова, В. Железникова и Л.Исарова, М. Прилежаева и Ю. Вяземского позволяют учителю на хорошем литературном материале не только вести с учащимися серьезный разговор о волнующих их проблемах, но и самому увидеть в молодежной среде то, что не замечал раньше. Жестокость, безапелляционность- что это? Болезни роста или складывающегося характера? Как далеко может завести подростка неумение и нежелание «быть зрячим на земле? На многие из поставленных вопросов ответила Е. Габова в рассказе «Не пускайте рыжую на озеро» (5.с.5). Готовых рецептов она не дает, но показывает, что добрый, целеустремленный, порядочный  человек преодолевает все трудности, невзгоды и обиды и находит свое заветное место в жизни.

                                 «Месть- одно из сложнейших чувств, противоречивых явлений в жизни человеческого общества,»- такой вывод сделали мои ученики после изучения произведений, вошедших в раздел «Порочный круг» в УМК для 6 класса (6, с.63-67). Я считаю, что книга «Вокруг тебя- Мир», предназначенная для 5-7 классов, -одно из лучших пособий по воспитанию у детей духовно-нравственного воспитания. Литературные произведения, включенные в этот комплекс, заставляют задуматься о Справедливости, Любви, Доброте, Понимании, Милосердии. Помогают приобрести ученикам необходимый опыт эмоционального переживания.

          Урочная работа по духовно-нравственному воспитанию сочетается с внеклассными мероприятиями. В моей методической копилке есть интегрированный урок (литература и история) по теме «Великий сын России», посвященный

    М.В. Ломоносову;

                                       внеклассное мероприятие «Твори добро на всей земле»; круглый стол «Для дела жизни необходимо внутренне счастье».

                                        Совместно с учащимися выполнен проект « Я помню, я горжусь!», посвященный 70-летию освобождения Брюховецкого района от фашистов. С литературно-музыкальной композицией «Гори, земной поэзии костер», посвященной творчеству кубанских поэтов, мы принимали участие в муниципальном конкурсе и заняли 1 место.

                                    Весной этого года совместно с учителем истории была подготовлена и проведена встреча с нашим земляком, ныне живущим на Урале, поэтом Недранцом Григорием Федоровичем. С волнением и интересом ребята слушали стихи о родной станице Чепигинской, узнавали поэтическое описание родных мест. Такие мероприятия очень важны. Они воспитывают нравственные качества, несут добро, приучают детей видеть и слышать окружающих.

                                   Творческий проект «Оглянись, ты услышишь меня…»  всколыхнул учащихся 10 класса. Среди своих станичников они отыскали и нашли имена своих земляков, пишущих стихи. Для многих это было приятной неожиданностью: узнать о том, что человек, которого ты давно знаешь, пишет стихи, которые тебя не могут оставить равнодушным.  Мы оформили поэтическую рукопись и передали ее в библиотеку.

                                     

      Группа активистов 6-7 классов в течение года собирала «Чепигинские балачки», наперебой делясь ими со своими одноклассниками, инсценируя их на переменах. Обобщенный материал мы передали в музей станицы Чепигинской. А сейчас со станичной  фольклорной группой «Гарни молодычки» мы готовимся принять участие в районном фестивале кубанских коллективов.

                                         Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают непрерывность духовно-нравственного и патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности. Уверена в том, что для многих моих учеников понятия честь, долг, ответственность, порядочность не останутся просто фразой из книги. Огоньки веры и любви, зажженные в детских сердцах на уроках литературы, помогут им жить по законам добра.

    Примечания

    1-Примерная программа по литературе. 5-9 класс: ФГОС второго поколения. М.: Просвещение- с.5

    2- Лучшие афоризмы всех времен и народов.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.- с.251

    3-Я иду на урок литературы: 5 класс: Книга для учителя.- М.: Из-во «Первое сентября», 2000.- с.15

    4-    http://www.rosbalt.ru/main/2013/11/21

    5-Габова Е. Не пускайте рыжую на озеро.- Приложение к журналу «Литература в школе» №9-2008,- с.5.

    6-Вокруг тебя- Мир. Книга для ученика. 5-7 класс./К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова и др.- М.: ООО «Гендальф», 2006.- с.96


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка, 5 класс

    Размышления о  возможности воспитания учащихся на уроках литературы и русского языка посредством слова. Статья сопровождается электронным приложением. Материалы из опыта работы учителя русского я...

    Статья "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"

    Задача духовно-нравственного воспитания молодежи имеет чрезвычайную значимость. Её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных, потому что молодые люди часто не понимают,...

    Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"

    Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"...

    Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"

    В статье представлена система работы по формированию культуры чтения...

    Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"

    В статье представлена система формирования культуры чтения...

    Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"

    В статье рассказывается о нравственном воспитании учащихся на уроках литературы в школе...

    Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка в 5-7 классах"

    Духовно-нравственное воспитание на урокахлитературы и русского языка в 5-7 классах Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!Николай...