Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"
статья по литературе по теме

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«В будущей России образование не должно

отделяться от духовного воспитания…»

И.Ильин

Сегодня, изучая произведения русских классиков, учитель литературы, как никакой другой предметник, имеет возможность говорить о духовно-нравственных категориях, живительным источником которых всегда для русского человека являлось православие. Не понимать роли христианства, когда в течение тысячи лет именно под воздействием православия шло формирование русского национального характера и изучать произведения русской классики, отсекая духовные корни, которые всегда её питали, – значит изучать литературу ради самого предмета.

Исследование стиля писателя, особенностей жанра, композиции, работа над выразительными средствами и т.п. не должны подменять главного в уроке литературы – серьезного разговора о духовных ценностях, о всегда сложном пути человека к пониманию Истины – Бога – Совершенства.

Через тщательно продуманную систему уроков литературы учитель может помочь детям найти себя в прекрасном мире русской культуры, сердцем которого является православие.

Актуальность такой работы связана и с особенностями времени, с теми изменениями, которые наметились и возникли в обществе (гуманизация образовательного процесса, возвращение к духовным истокам, внимание к православию как источнику, мощному импульсу в развитии личности).

Сместились акценты. Ушла в прошлое политизация литературы, но сильно влияние бюрократических процессов, тенденциозности. И поэтому так актуальна сегодня проблема – превратить каждый урок литературы в урок нравственности. Русская же литература XIX и XX вв., ее лучшие произведения помогают человеку обрести духовные ценности.

Именно поэтому на уроках литературы сегодня так важно рассматривать не только особенности стиля писателя, но настойчиво говорить о духовности, о воздействии литературы на становление личности. И здесь первостепенной задачей  видится создание на уроке особого духовного пространства.

Как же это происходит на уроках литературы?

Первое – создано адаптированное календарно-тематическое планирование, где на первый план выносятся темы, связанные с воспитанием духовности.

Второе – введены  в уроки своеобразные «нравственные погружения», связанные с тематикой предстоящего на уроке разговора «долг», «честь», «совесть», «счастье», «память», «любовь».

Третье – делаем особый акцент на произведения, способствующих воспитанию духовности (список прилагается).

Четвертое – спланирована внеурочная деятельность в сотрудничестве с классными руководителями (Проведение совместных классных часов на морально-этические темы, поэтические вечера).

Пятое – подготовка научно-исследовательских работ по духовно-нравственным проблемам русской литературы, литературному краеведению.

Сегодня у учителя литературы особая миссия: когда у молодого поколения теряются нравственные ориентиры, когда идеи вседозволенности все глубже проникают в сознание человека, «на каждом из нас лежит  долг  подвига – в меру своих сил способствовать тому, чтобы духовная судьба у России была».

Список произведений русской литературы, рекомендованных для изучения на уроках для воспитания духовно-нравственных качеств учащихся.

XI-XVII века

Поучение Владимира Мономаха

Послание Владимира Мономаха Олегу Святославовичу

Слово о полку Игореве

Житие Александра Невского

Повесть о Петре и Февронии Муромских. Ермолая (Еразма)

Житие Протопопа Аввкума

XVIII век

М.В. Ломоносов. Преложение псалма 103-го. Утреннее размышление о Божием Величестве. Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния

Г.Р. Державин Властителям и судиям. Бог.

И.А. Крылов. Ода шестая, выбранная из псалма 93-го. Ода восьмая, выбранная из псалма 87-го

XIX век

Н.М. Карамзин. История  государства Российского. Том IX. Царствование Иоанна IV. Из главы седьмой.

И.А. Крылов. Лань и дервиш. Добрая лисица.

В.А. Жуковский. Лалла Рук. 19 марта 1823. суд Божий над епископом.

П.А. Вяземский. Палестина.

А.С. Пушкин. Свободы сеятель пустынный… Пророк. Воспоминание. Жил на свете рыцарь бедный. Мадонна. Отцы пустынники и жены непорочны… Напрасно я бегу к Сионским высотам…Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

Н.В. Гоголь. Шинель

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. Молитва. Выхожу один я на дорогу.

Ф.И. Тютчев. Наш век. Эти бедные селенья. О вещая душа моя! Над этой темною толпой…

А.Н. Островский. Гроза.

Н.А. Некрасов. Рыцарь на час. Кому на Руси жить хорошо.

И.С. Тургенев. Живые мощи (из «Записок охотника»), Два богача (из «Стихотворений в прозе»). Христос.

Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы.

Н.С. Лесков. Однодум. Очарованный странник

Л.Н. Толстой. Божеское и человеческое. Три смерти

А.П. Чехов. Студент. Скрипка Ротшильда

XX век.

А.Блок. Апокалипсис. Я, отрок, зажигаю свечи… На поле Куликовом. Рожденные в года глухие…

М.Горький. Мать.

А.И. Куприн. Суламифь. Анафема.

И.А. Бунин. Лирник Родион. Роза Иерихона. Чистый понедельник

Н.С. Гумилев. Андрей Рублев. Слово.

С.А. Есенин. Пойду в скуфье смиренным иноком. Проплясал, проплакал дождь весенний… Иорданская голубица. Пантократор.

В.Ф. Ходасевич. Путем зерна. Слезы Рахили. Мечта моя! Из Вифлеемской дали…

О.Э. Мандельштам. Отравлен хлеб и воздух выпит. Среди священников левитом молодым…В хрустальном омуте какая крутизна! Тайная вечеря.

К.Г.Паустовский. Телеграмма

А.А. Ахматова. Библейские стихи: Рахиль. Лотова жена. Мелхора. Requiem.

Б.Л. Пастернак. Стихотворения Юрия Живаго: Гамлет. На Страстной. Рождественская звезда. Магдалина. Гефсиманский сад.

М.И. Цветаева. Ученик. Есть некий час – как сброшенная клажа… Первое солнце. Магдалина. Молвь.

В.В. Набоков. Садом шел Христос с учениками… Мать. Легенда о старухе, искавшей плотника. Когда я по лестнице алмазной…

М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.

А.И. Солженицын. Пасхальный крестный ход.

В.М. Шукшин. Мастер.

В.Г. Распутин «Изба», «В ту же землю»

В.Т. Шаламов. Прокуратор Иудеи.

И.А. Бродский. Остановка в пустыне. В деревне Бог живет не по углам… Сретенье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.

Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоци...

Выступление на научно-практической конференции "Система работы по обучению и воспитанию на уроках литературы учащихся 9-11 классов"

Система работы по обучению и воспитаниюна уроках литературы учащихся 9 - 11-х классов Главная задача российской образовательной политики – обеспечение совре­менного качества образования на основ...

Нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)

В общественной атмосфере сегодняшнего дня очень важны вопросы нравственного воспитания. Эта проблема, от которой зависит будущее страны. Большая роль в воспитании нравственного человека отводится русс...

Статья "Духовное воспитание на уроках литературы"

. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пус...

Нравственное воспитание на уроках литературы

Материал содержит выступление на педчтениях по нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы + презентация ....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса

В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Задача учителя - воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности. Как можно решить эту задачу на уроках литературы при изучении произведений школьной программы? На каких произведениях акцен...