Язык как средство и фактор сохранения национальной культуры
статья на тему

Статья предназначена филологам. О важности сохранения родного языка в современном мире

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekut_dve_rechki_v_serdtse.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кизлярская гимназия №1имени М.В. Ломоносова»

«Язык как средство

 и фактор сохранения национальной культуры»

                                                                   Учитель русского языка и литературы

высшей категории,

Отличник образования РД,

Заслуженный учитель РД

Ляховая Л.Ф.

                                               

                                                                        Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой.

Забыв родной язык, я онемею,

Утратив русский, стану я глухой.

Т. Зумакулова,

болгарский поэт

    Академик Д.С. Лихачев писал: «…Филология – наука глубоко личная и глубоко национальная, нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур. Она оправдывает свое название («филология» - любовь к слову), так как в основе своей опирается на любовь к словесной культуре всех языков, уважение и интерес ко всем словесным культурам. Она стоит в начале культуры и завершает ее».

     Одна из самых острых проблем современности – проблема сохранения национальных культур, особенно культур малых народов. В условиях многонациональных государств это происходит потому, что официальная жизнь происходит на государственном языке. Хорошее образование можно получить только на этом языке, а финансируемые за свой счет  национальные культурные центры и средства массовой информации с трудом борются за существование. Исчезновение разных культурных традиций очень обедняет мир, делает его гораздо менее устойчивым и более склонным к катастрофам.

     Родной язык – это средство сохранения и трансляции культуры, истории, традиций народа и преемственности поколений. Сегодня, когда телевидение и некоторые печатные средства массовой информации открыто пропагандируют безнравственность, жестокость западного мира, насилие, терроризм и религиозный экстремизм,  самым действенным, мощным оружием против бездуховности и жестокости являются родной язык и национальная культура. Только тот способен противостоять злу и насилию современного мира, кто обогатил себя духовно-нравственными ценностями своего народа.

      Современный социально-культурный облик народов России если и определяется традиционными этническими компонентами материальной и духовной культуры, семейного и общественного быта, то совсем не в той мере, в какой это было лет 50 тому назад. Социологические исследования в ряде регионов показывают, что существует реальная угроза гибели языков некоторых коренных народов России. Эта проблема имеет свою предысторию: в советское время процессы интернационализации и слияние наций и народов рассматривались как историческая перспектива, а исчезновение языков некоторых народов считалось вполне возможным.

     Сейчас неоспоримым является то, что употребление родного языка является базовым условием сохранения и трансляции национальной культуры, ее особенностей, так как многие компоненты этой культуры (устное народной творчество, народная песня, национальная литература, театр) существуют благодаря его функционированию.

     Особенность Дагестана заключается в том, что  примерно из ста языков, отнесенных к языкам коренных народов России, около трети сосредоточенно в пределах данного региона. О перспективах превращения Дагестана в «заповедник языков» писалось много. Однако современная национально-языковая ситуация  не может не вызывать озабоченности. Сегодня наблюдается низведение социальных функций национальных языков до семейно-бытового уровня. Это влияет на национальное  самосознание значительной части россиян. Для многих из них связь собственной национальности с реально присущими им национальными    качествами, в том числе с соблюдением национальных традиций, знанием родного языка, становится, по большому счету, номинальной. Особенно для тех, кто покинул пределы родной республики и проживает в других регионах.

Повсеместно в России делопроизводство осуществляется только на русском языке. Школьное и дошкольное образование строится главным образом на русском языке. Национальные языки в качестве языков начального обучения используются только в некоторых горских районах. До недавнего времени преподаванию этих языков в качестве предмета в городских школах национальных регионов не уделялось должного внимания. Можно сказать, что к национальным языкам родители учащихся всё ещё относятся как к помехе в получении своими детьми достойного образования. Такое отношение легко объяснимо.  Нет  средних специальных и высших учебных заведений (кроме  факультетов национальной филологии) , в которых преподавание велось бы на национальных языках  или для поступления в которые практиковалась бы сдача экзамена по национальному  языку. Отпадает и практический резон требовать от ребёнка его изучения.

Всё это, казалось бы, должно было привести к функциональной гибели или существенному свертыванию родных языков. Однако языки малочисленных народов выжили , сохранились и продолжают существовать, правда, ограничены территорией селения или группы селений, внутрисемейным общением, бытовым уровнем. И первоочередной задачей на сегодняшний день является сохранение и распространение этих языков для дальнейших поколений. Ведь если мы потеряем какой-либо язык, мы утратим культуру и традиции целого народа. А без прошлого, как известно, не может быть будущего. Все шаги , способствующие распространению родных языков , служат не только содействию многоязыковому образованию , но и развитию более полного ознакомления с языковыми культурными традициями по всему миру , крепят солидарность , основанную на взаимопонимании , терпимости и диалоге.

Язык любого народа – наиболее эффективное средство сохранения и развития его культурного и духовного наследия. Это представляется очень важным сегодня в условиях размывания национальных приоритетов.  Но этому можно и нужно поставить заслон. И для популяризации родных языков делается многое: издаются литература на национальных языках, учебники, периодические издания, выходят различные телепередачи. Языки защищены на конституционном уровне. В республиканских школах оборудуют кабинеты и стенды национальных культур, языков, фольклора народов Дагестана. И в нашей школе стало традицией ежегодное проведении фестиваля «Дружбы народов Дагестана». Уникальные обряды, самобытная музыка, песни, танцы, кухня. Прикасаться ко всему этому каждому школьнику радостно и волнительно. Чтение стихов на родном языке, исполнение песен вызывает не только интерес, но и уважение к культуре другого народа, закладывает прочный фундамент к сближению, объединению, способствует взаимопониманию между людьми.

Ребята уже с начальной школы знакомятся с творчеством писателей и поэтов Дагестана. Они пробуют писать свои стихи, узнают пословицы и поговорки. Наши ученики принимают участие и занимают призовые места в городском конкурсе чтецов стихотворений дагестанских поэтов на родном языке. Есть призовые места и на Республиканском конкурсе.

Учащиеся старших классов пишут сочинения на лингвистические темы:

«В языке одухотворяется весь народ и вся его родина»

«Филология сближает человечество – современное нам и прошлое»

«Больше всего языком человек принадлежит своей нации».

        Дагестан, объединяющий более 100 языков , сотни лет был предметом интереса и восхищения. Поэтому главная задача учителей- сберечь это наследие для грядущих потомков.

        Всемирноизвестный дагестанский поэт Расул Гамзатов писал:

Кого-то исцеляет от болезней

Другой язык. Но мне на нём не петь.

И если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовности, патриотизма школьников средствами народных традиций и национальной культуры.

          Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом.  Это культурная память народа, неотделимая от сам...

Преподавание Литературы народов Дагестана как способ сохранения национальной культуры

Преподавание Литературы народов Дагестана как способ сохранения национальной культуры...

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям народа является сегодня одной из важнейших задач школы. При этом основным средством трансляции культуры выступает русский язык, который является...

Этнохудожественная направленность программы «Волшебный мир творчества» как средство сохранения национальных традиций.

В статье представлен опыт работы по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный мир творчества», направленной на сохранение и развитие художественной...

Статья в сборнике научных трудов по материалам международной конференции "Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства" (стр. 89)

В сборнике научных трудов по материалам международной конференции "Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях  многонационально...

Русский язык.Тест № 1. Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Русский язык.Тест № 1. Раздел 1.  Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры....