Конспект литературно-музыкальной композиции "Живи мой край, народ и язык мордовский родной!"
план-конспект урока по теме

Сидяева Валентина Алексеевна

Конспект литературно-музыкальной композиции "Живи мой край, народ и язык мордовский родной!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rodnogo_yazyka.docx26.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ № 28»

Провела: Сидяева Валентина Алексеевна

 

Живи мой край, народ и язык мордовский родной!

В.1. Шумбратада, кельгома ялгат!

В.2. Здравствуйте, уважаемые гости!

В.1. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы!!!

В.2. В нашей республике стало доброй традицией отмечать День родного языка, организованный в память о лингвисте, педагоге, общественном деятеле Анатолии Павловиче  Рябове, праздник стал объединяющим для мордвы, живущей не только в Мордовии, но и за ее пределами.

Анатолий Павлович Рябов (15 апреля 1894, с. Лобаски Ичалковского района Мордовии  23 мая 1938, г. Саранск)  эрзянский лингвист, педагог, общественный деятель, профессор, автор эрзянского алфавита на латинской основе.

Вед.1. Наше главное богатство – это наш народ, наш красивейший язык, наша самобытная мордовская культура,  а богатство надо беречь, и мы обязаны сохранить мокшанский и эрзянский языки.

Вед.2. Чтобы,  мы, дети, с рождения слышали родную речь, учили  мордовские языки.

Песня. Слов дороже в мире нет.

Вместе  с сестрою

Я слова учу.
Знать язык мокшанский

Очень я хочу.
Припев : «ТЯДЯЙ» - это мама.
               «АЛЯЙ» - это папа
               «ШУМБРАТ» - здравствуй и привет!  
               Слов дороже в мире нет.
               «КУДОЗЕ» - это дом мой.
               «ЯЛГАЗЕ» - это друг мой.
               «ШУМБРАТ» - здравствуй и привет! -
                Лучше слов на свете нет! – 2 раза.
Сазорозень мархта
Мокшень кяль содан

Мокшекс пара мяльса

Корхтама карман

В.2.  Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли.

Вед.1. Мокшень кяльняй, ару кяльняй!

Корхтайхть, курок тон юмат

В.2.  Но аф стамот монцень мяльне,

Тон вдь верозонк сувать!

Вед.1. Это очень хорошо когда человек знает и свой родной, и русский, и другие языки. Одно другому не мешает. Сегодня, с целью сохранения культуры, обычаев, традиций мордовского народа, родной язык ведется во всех русскоязычных школах нашей республики.

Михайлов Денис.

Мон тонафнян нилеце класса, эрян Саранск ошса. Тонафнеса мокшень кяльть оцю мяль вельде. Пяк пара, што школаса улихть мокшень кялень урокт, и  шабатне кармасть тонафнема тядянь-алянь  кяльснон. Синь вдь эряйхть Мордовияса и ламонцнень  атянь-атясна ульсть мокшет.

А мзярда ломанць шарьхкодьсы эсь кяленц, кармай морафтома мокшекс и эста содасы мокшень народть культуранц. Уледа шумбрат, ялгат. Корхтада мокшекс. Тясть юксне тядянь-алянь кяльть!!!

 В.2 Мы, мордва, остаемся верными традициям наших предков, их заветам любить свою землю, знать свои исторические корни, свою национальную культуру, свой язык, ибо родной язык является основой всестороннего развития  мордовского народа.

В.1 На разных языках – мордовском, русском, татарском – слагались и звучали песни в нашем крае. Но в них было много общего: они поэтично отражали природу, исторические события, свою нелегкую долю, любовь и радость жизни.

Вед.2.  В старину, да и сейчас и русские и мордва очень любили веселиться. На всех праздниках они пели свои национальные песни.

Песня  «Эрзянь Полюнясь»

В.1  У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным. Около двух тысяч лет существует на земле мордовский народ, говорящий на двух языках, мокша и эрзя.

В.2. Все мы живем в Мордовии, в славном городе Саранске, который является небольшой частью нашей большой Родины.

В.1.        Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть другая красота,

В.2.  Но я люблю свои места родные,

Свои родные, милые места!

Стихи о Саранске читают:

Корочкина Маша . Чикнайкина Кристина

В.1.  Наши песни всюду славятся,

Наши танцы любят все.

В.2.  Выйдет мордовская красавица

Да пройдет во всей красе!

Мордовский танец

Вед.2. На Мордовских посиделках

Наши бабушки давно

Пели песни и плясали

Ткали тонкое сукно

Вед.1. Дружно ткали, вышивали

Петь частушки не забывали

Частушки:

1. Посиделочки мордовские

Припевочкой мы начнем

Мы саранские девчонки

Вам частушки пропоем.

2.Гармония морака,

Весялгодан монга

Минь частушкат моратама

Эряфоньконь колга

3. В долгожданный этот праздник

Здесь вам каждый очень рад

И поэтому мы вместе

Говорим гостям: «Шумбрат!»

4. Кие ёрай ярхцамс кшида,

Симомс танцти позада,

Ся аф ащи пятналангса,

И аф нюрькси озада.

4. Мы мордовские девчонки

Любим свой родимый край

С каждым годом он все краше

И цветет как вешний рай.

5. Вярьге лиихть гуленят,

Кандыхть тёждя толганят,

Саранскяень стирьхне  мазыхть

Бта шужярень толганят.

6. Частушкатнень морайнек,

Петемс ёраськ мялентень,-

Кда тусть синь мялезонт,-

Цяпасть эста кядентень.

В.1. Земли есть и красивей –

Мне не надо иной

В.2. Ты ведь тоже Россия,

Край Мордовский родной!

В.1. Шачемазе крайнезе! – признаются в любви к нему мокшане.

В.2. Тиринь ёнксонок!- ласково и нежно называют его эрзяне.

В.1. Родная, родная земля,  как клятву верности произносят русские.

В.2.  Правдивы, полны любви строки о Родине ее верных сыновей.

Песня  «Шачема крайняй»

В.1.   В жизни каждого народа случались события, которые по своему характеру имели и имеют огромное историческое значение. Именно к таким событиям в истории мордовского народа можно с полным правом отнести и 1000-летие единения Мордовского народа с народами Государства Российского.

В.2.  Исторические корни русских и мордвы настолько сильно сплетены, что разорвать их практически невозможно. Многовековая дружба мордвы с русским народом красной нитью проходит через всё устное творчество мордовского народа.

Песня. Аф цяфтай.

В.2.  Благодаря самоотверженному труду мордовского народа, братскому сотрудничеству всех  народов нашей страны  Мордовия превратилась в равноправную державу.

В.1.  Аф азови монь азонтф валсон

Мокшэрзянь масторть мазышиц,

В.2.  И аньцек седисон толкс палы

Юрнай тя крайти кельгомшись.

В.1.  Наш этнос живет на этой земле уже три тысячи лет. Он многое испытал на своем долгом историческом пути, и ему еще предстоит пройти через многие испытания. Кто живет – тот движется. И пока живет мордовский народ, будет жить и его национальное движение.

В.2.  Мордовия – процветает и становится известной не только в нашей стране, но и во всем мире. Это говорит о тесном сотрудничестве всей России и Мордовии и о взаимоподдержке. Процветание обеих культур возможно только в рамках единого и могущественного государства.

Песня : Моя Мордовия

В.1. Мы, мордва, остаемся верными традициям наших предков, их заветам любить свою землю, знать свои исторические корни, свою национальную культуру, свой язык, ибо родной язык является основой всестороннего развития  мордовского народа.

В.2. Без знания прошлого, сохранение великого духовного наследия предков невозможно построение лучшего общества. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура- как растение: у неё не только ветви, но и корни…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "К единственному краю"

Сценарий литературно-музыкальной композиции "К единственному краю" по стихам Бальмонта...

Конспект литературно-музыкального ринга «О героях великой войны»

Конспект и презентация к литературно-мызыкальному рингу "О героях великой войны"...

Сценарий литературно – музыкального салона для старшеклассников “ Два народа, две культуры – одна судьба” ( о творчестве Ф.Ю. Тютчева и Г.Кандалыя) напечатан в сборнике педагогических идей центра дистационного образования “ Прояви себя”Выпуск 004 от 01 ок

Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во времени...

Конспект Литературно-музыкальная композиция « Мой дух бессмертен силой…» (к 200-летию М.Ю.Лермонтова)

Цели урока: - Повторить основные этапы биографии поэта, сообщить новые факты его жизни и творчества.-Определить основные мотивы поэзии Лермонтова.-Воспитывать интерес и любовь к творчеству поэта....

Литературно - музыкальная композиция «Родной язык – душа народа»

Литературно - музыкальная композиция «Родной язык – душа народа» была проведена в рамках районного семинара для учителей родного языка . Разработала и подготовила: О.В. Шелемех, учитель русс...

Конспект литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству А.С. Пушкина "Весь я - память.."

Данная разработка литературно-музыкальной композиции поможет Вам познакомиться с творчеством великого гения - А.С. Пушкина...