«Подготовка к сочинению-описанию по картине Е. А. Симбирина «Поэт Тукай»
план-конспект урока (6 класс) на тему

Кутерова Галия Юнисовна

План урока и его хронометраж

I.                    Организационный момент – 1мин.

II.                  Сообщение целей урока – 1 мин.

III.                Актуализация опорных знаний – 5 мин.

IV.                Анализ картины – 24 мин.

V.                  Физкультминутка – 1 мин.

VI.                Работа по готовому плану – 4 мин.

VII.              Закрепление – 5 мин.

VIII.            Рефлексия – 2 мин.

IX.                Домашнее задание – 1 мин.

X.                  Подведение итогов урока. Оценивание деятельности учащихся – 1 мин.

Литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine_simbirina_poet_tukay.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Татаромаклаковская средняя общеобразовательная школа

Психолого-педагогический  проект урока

По теме: «Подготовка к сочинению-описанию по картине Е. А. Симбирина

«Поэт Тукай»

6 класс

Работу выполнила

учитель татарского языка и литературы

Кутерова Галия Юнисовна

2013 г.

Оформление доски.

Унсигезенче  март.

Тема: Е. А. Симбиринның “Шагыйрь Г. Тукай” картинасы буенча сочинениегә хәзерлек.

 «Бар уем кичен-көндезен сезнең хакта, милләтем”.

(«Лишь служение народу признаю за счастье я»)

                                                                                                          Г. Тукай.

Портрет Симбирина Е.А.

“Поэт Тукай”

Введение

Тема:   Подготовка к сочинению – описанию по картине

                         Е. А. Симбирина « Поэт Г. Тукай».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Традиционный.

Цели урока:

Дидактические:  совершенствование умения описывать портрет; умение выделить характерные особенности во внешности конкретной личности на основе наглядности (портрет).

Развивающие: развитие и совершенствование навыков устной и письменной  речи учащихся, мышления, творческих способностей.

Воспитательные:  воспитание наблюдательности и любознательности, любви к творчеству великого татарского поэта Г. Тукая, культурно-духовного наследия.

Методы обучения: аналитико-синтетический, репродуктивный.

 

Форма организации: фронтальная.

Приемы обучения: мотивация учебной деятельности, беседа, создание ситуации занимательности.

     

 Подготовительная работа: учащиеся заранее заучивают  стихотворения  Г. Тукая на татарском и русском языках, готовят информацию о творчестве народного художника Ефима  Александровича  Симбирина.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Психолого-педагогическое

обоснование

  1. Организационный момент.

Вступительное слово   учителя

II. Сообщение целей работы над сочинением- описанием.

III. Актуализация опорных знаний.

Физкультминутка

IV. Анализ картины.

1.Сведения о художнике.

2. Ознакомление с жанром живописи – портрет.

3.Словарная работа.

4. Беседа по картине

 

5. Проведение словарно - стилистической работы.

V.  Работа по готовому плану

VI. Закрепление.

VII.Рефлексия.

VIII. Домашнее задание

  -Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Ребята,  сегодня мы с вами заочно посетим  музей  великого татарского поэта Габдуллы  Тукая. (Включается диск «Г. Тукай», где показывается музей Тукая).

Как видите, здесь чувствуется дух поэта. Нас окружают его сказочные герои, книги, произведения искусства, посвящённые народному поэту. Мы не просто посещаем музей, но и обогащаем свои знания о Тукае, черпаем богатый материал для предстоящего сочинения - описания по картине Е. А. Симбирина   «Поэт Г.Тукай».

А сейчас, ребята, откройте, пожалуйста, тетради,  запишите число, тему и эпиграф  урока «Е. А. Симбиринның “Шагыйрь Тукай” картинасы буенча сочиенниегә хәзерлек”

«Бар уем кичен-көндезен сезнең хакта, милләтем.

(Слежу за осанкой учащихся).

Жизнь  Г.Тукая можно сравнить кратковременным весенним дождём, который обмывал и орошал землю, прошёл мощным и бурным потоком. Именно такое сравнение сделал Ахмед  Исхак, так как между временем написания первого стихотворения  «В саду знаний» и последнего «Школа», написанный за четыре дня до смерти,  прошло всего-навсего семь лет. Тяжёлые годы детства явились для Тукая большой жизненной школой. Именно в кырлайский период юный Габдулла впервые осознал чувство любви к народу и родной земле. «Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь», - говорил он.  Не случайно впечатления тех лет нашли художественное воплощение в творчестве Тукая.

 (Беседа ведется под мелодию «Аллюки»)

-Ребята, а какие стихотворения  Г. Тукая вам знакомы с детства? Давайте вспомним их.

А давайте споем песню  написанную на стихи  Тукая  «Туган тел».

-Ребята, интересно будет вам узнать и о том, в каких еще произведениях искусства запечатлен образ поэта.

 (Наиболее яркие скульптуры, памятники  Г.Тукаю,  показываются по диску, по альбому).

Чудеса у нас на свете,

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Итак, ребята, мы с вами  окунулись в мир Тукая, в мир поэзии и живописи. А теперь можно приступить к работе над картиной художника  Е.А. Симбирина  “Поэт Тукай”.Сначала послушаем сведения о художнике.

-Ребята, мы с вами впервые сталкиваемся с жанром портрета. Поэтому внимательно рассмотрим и изучим все детали картины.

Это, как известно, довольно сложный жанр для описания. Скажите, что такое портрет?  И какова его особенность?

Действительно,  ребята, портрет – это один из самых сложных жанров изобразительного искусства. В нем воссоздается облик определенных людей. Жанр портрета сложен, потому что изображая внешность человека художник остается один на один с изображенным человеком. А еще он не только копирует его, но и размышляет о нем, стремится постичь его внутренний мир, то есть раскрывает образ  изображенного героя.

-А теперь посмотрим на экран и объясним значения следующих слов

Высвечивается слайд №1

Живопись

Живописец

Портрет

Портретист

Действительно,  ребята, в  портрете художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека. Особенность портрета в том, что он содержит рассказ о человеческих переживаниях, о прожитой жизни, которая «читается» по лицу героя. Создавая портрет, художник размышляет о своем герое, стремится постичь его внутренний мир, выразить свое отношение к нему, т.е. раскрывает его образ средствами живописи.

-Ребята, кто изображен на картине?

-Оправдывает ли картина свое название?

-Почему?

-Какими средствами живописи автор картины привлекает ваше внимание к поэту? Какие цвета он использовал?

-Ребята, а что художник особенно выделил во внешнем облике Тукая?

Действительно, ребята, поэт в раздумье и он  

поглощен этим состоянием. Это мы видим в его необычной позе. Худые  длинными пальцами руки – все это говорит о раздумье поэта.

- Какие черты характера сумел выразить

живописец?

-Да ребята, я с вами согласна. Но мы видим не очень крепкого здорового человека.  Он мучительно ищет в своей душе ответ на тревожные вопросы жизни.

Вглядитесь внимательно, какое значение в раскрытии образа играет фон? Что изображено на этом фоне?

-Да, фон помогает понять состояние человека. Тукай изображён на фоне причудливых сплетений линий, которые также говорят о том, что поэт напряжено думает. В голове много мыслей, тревог. В этих линиях можно увидеть героев его произведений:

сказочного  Шурале, прекрасную девушку,

дремучий лес…  А нежное сочетание синих, сиреневых, белых красок придает картине особую выразительность.

-Ребята, мы можем сказать, о чем думает поэт?  

Действительно,  ребята, мы точно не можем сказать, о чем он думает. Но художник воплотил важнейшие черты личности выдающегося татарского поэта, его проницательность, ум, озабоченность судьбами людей.

Какие чувства и мысли вызывает картина?

- Каково отношение  художника к поэту?

 

Значит, ему удалось заглянуть в духовный мир поэта.

-А какое впечатление произвела на вас

картина?

-Ребята, давайте подберем слова-определения, характеризующие внешний облик  Тукая, и запишем их  в тетрадях.

Высвечивается слайд №2.  Телосложение - крепкое, худое, стройное, худощавое, чуть сутулое.

Слайд №3. Лицо – широкое,  узкое, красивое, открытое, румяное, бледное, смуглое, выразительное, с правильными чертами, умное.

Слайд №4. Глаза – черные, голубые, блестящие,  испуганные, радостные, задумчивые, большие, узкие, пристально смотрят куда-то, маленькие.

Слайд № 5. Брови – черные, светлые, густые, широкие, чуть нахмуренные, тонкие.

Слайд №6. Взгляд – сосредоточенный, пронзительный, спокойный, тревожный.

Слайд №7. Лоб – узкий, высокий, открытый.

Слайд №8. Нос – прямой, курносый, широкий, правильный.

Слайд №9. Губы – пухлые, плотно сжатые, резко очерченные.

Слайд №10. Волосы – светлые, темные, коротко постриженные, длинные, пышные.

Слайд №11. Руки – пухлые, худые, сильные, с длинными пальцами, бледные.

Слайд №12. Характер -  слабый, твердый, решительный, волевой.

-Хорошо, а давайте, заменим сочетания

слов по образцу.

Высвечивается слайд №13.

Человек с широкими плечами – широкоплечий человек.

Юноша с темными волосами –

Молодой человек с черными глазами -

Рубашка из ситца-

Жилет из шерсти -

-А теперь назовем  выражения,  которые  используются при описании внешности человека.

Высвечивается слайд №14.

       (Для самопроверки)

Юноша лет 27; ему около тридцати; говорят о силе его характера; выбрал необычную позу; поэт напряженно думает…

-А теперь подберем к словам картина, изобразить синонимы.

Высвечивается слайд №15. 

              (Для самопроверки)

Картина - холст, полотно, произведение

Изобразить - показать, нарисовать, передать, запечатлеть

-Ребята,  обращаю ваше внимание на экран.

Высвечивается слайд №16.

I.Г. Тукай – татарский народный поэт.

II.Образ поэта в картине Е.А. Симбирина.

  1. Внешний облик поэта:

а) черты лица;

б) поза;

в) одежда;

г) фон картины.

2. Черты характера.

3. Отношение художника к поэту.

III. Мое отношение к картине.

Перед вами план, по которому вы должны написать   сочинение.

А теперь попробуем устно описать портрет по плану.

(Осуществляется межпредметная связь)

(Под звуки мелодии «Аллюки»).

Ребята, сегодня на уроке мы поближе познакомились с тайнами настоящей живописи.

-С каким жанром живописи познакомились?

-Чем отличается портрет от фотографии?

Итак,  ребята, сегодня мы с вами побывали в музее великого татарского поэта Г. Тукая. И мы еще раз убедились, что он  прожил короткую, но достойную и счастливую  жизнь. Так, как поэт служил народу. Строки из стихотворения «Миллятка»    (высвечивается слайд № 17) «Лишь служение народу признаю за счастье я» подтверждают об этом.

 Для нас имя  Тукая означает целую эпоху в духовном развитии татарского народа, в становлении его литературы, искусства, культуры в целом. Поэт навсегда остался жить в благодарной памяти народа.  В апреле этого года исполнится  122 года со дня рождения. Тукай был и остается солнцем татарской поэзии. Сегодня лучшие его поэтические строки звучат как завещание. Поэт словно предвидел и начертал:  «Пусть сольются мысли и труд». Более емко и точно, кажется,  не выразить смысл их преобразований, на путь которых сегодня в едином порыве встал весь народ.

-Ребята,  а дома вы напишите сочинение-

описание по картине Е.А. Симбирина «Поэт Тукай» по данному плану.

Объявляю, комментируя, оценки за урок, учитывая активность работы учащихся, привлекая и самих детей.

Учащиеся стоя приветствуют учителя,  приготавливаются к уроку.

Запись в тетрадях темы и эпиграфа сочинения.

«Бар уем кичен-көндезен сезнең хакта, милләтем.

(«Лишь служение народу признаю за счастье я»)

                            Г. Тукай.

Учащиеся читают  наизусть стихотворения  «Сегодня праздник», «Ребенку», отрывок из сказки-поэмы  «Шурале».

(Стихотворения  читают на родном и на русском языках).

Дети поют один куплет из песни «Туган тел» на татарском языке.

Один ученик читает стихотворение «Родной  язык» на русском языке.

 

Учащиеся высказывают свои впечатления и мнения о просмотренном.

Подготовленный ученик знакомит с творчеством художника. Задание было дано заранее

Ребята внимательно рассматривают картину.

Портрет- это изображение человека. Особенность портрета в том, что он содержит рассказ о человеческих переживаниях, о прожитой жизни, которая «читается» по лицу героя.

*буяу белән рәсем ясау;

 *рәссам, художник;

 *сурәт, кеше рәсеме;әдәби әсәрдә персонажның кыяфәтен сурәтләү.

*сурәт ясаучы кеше.

- На картине  мы видим великого татарского поэта  

Г. Тукая.

-Да, оправдывает.

-Потому что  на картине мы видим портрет Г. Тукая, и определенное сходство есть.

-Художник изобразил поэта в центре картины. Он сидит в необычной позе, положив руки на спинку стула. Автор использовал  розовото-сиреневые цвета. Поэт в белой рубашке с широкими, но короткими  рукавами и черный жилет. Весь фон картины  говорит о том, что поэт напряженно о чем-то думает.

-Блестящие черные глаза, пристальный взгляд поэта, устремленный куда-то,  резко очерченные губы, слегка нахмуренные брови. А еще поэт сидит в необычной позе.

- По выражению лица, взгляда, позе мы видим перед собой целеустремленного человека.

Весь фон картины говорит о том, что поэт напряженно думает, потому что фон помогает понять состояние человека

 Точно мы не  знаем, о чем он думает.  Может поэт обдумывает какое-то свое новое произведение и ищет подходящие слова для своих мыслей, может он думает о тяжелой судьбе своего народа.

-Чувства любви, гордости и в то же время  сожаления, что так рано ушел из жизни такой талант.

-Он относится к нему с гордостью, с любовью. Чувствуется, что он вложил душу в картину. Фигура, чуть сутулая, лицо, поза – все выписано художником ярко, выразительно, в теплых тонах.

-Картина поразила своей простотой, выразительностью. С поэтом хочется поговорить, задать вопросы, послушать, как он читает свои стихи.

Учащиеся подбирают и записывают нужные слова в тетрадях.

Худощавое, чуть сутулое.

Узкое,  бледное, с правильными чертами.

Черные, блестящие, задумчивые, пристально смотрят куда-то.

Черные, широкие, чуть нахмуренные.

Сосредоточенный, тревожный.

Высокий, открытый.

Прямой, правильный.

Резко очерченные.

Темные, коротко постриженные.

Худые,  с длинными пальцами, бледные.

Твердый, решительный, волевой.

брюнет

 кареглазый

ситцевая

шерстяная

Егет; якынча 30 яшьтә; урындык артына таянып, нәрсәдер  турында уйлап утыра.

Холст, полотно, произведение.

Показать, нарисовать, передать, запечатлеть.

Учащиеся записывают план в тетрадях.

Учащиеся высказывают свои мнения,  в ходе исправляются речевые недочеты. Особое внимание уделяется на правильное употребление форм прилагательных, их значение в тексте.

- Портрет.

-Тем, что фотографию делает фотограф,  и он ничего не может менять, а в портрете художник описывает все черты характера, мысли, настроение, фон. Художник пишет  своего героя  так, как он хочет его видеть.

Культура приветствия, настрой на учебную деятельность, подготовка рабочего места.

Развитие познавательного компонента на основе эмоциональной активизации

Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи.

Развитие регулирующего компонента на основе рефлексии.

Развитие познавательной мотивации

Проводится для снятия физической и умственной усталости, чтобы переключить внимание с одного вида деятельности на другой.

Развитие операционного компонента на основе произвольно-психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Развитие внимания и памяти на основе  операционного компонента.

Развитие операционного компонента на основе аналитико-синтетического мышления и сравнения

В процессе коллективной работы учащиеся выясняют компоненты, используемые для описания внешности человека. Расширяется и обогащается словарь учащихся.  Уделяется внимание  на правильность употребления имен прилагательных в различных формах в устной  и письменной речи.

Развитие регулирующего компонента на основе

саморегуляции.

Развитие операционного компонента на основе произвольно-психическоих процессов.

Развитие регулирующего компонента на основе рефлексии.

План урока и его хронометраж

  1. Организационный момент – 1мин.
  2. Сообщение целей урока – 1 мин.
  3. Актуализация опорных знаний – 5 мин.
  4. Анализ картины – 24 мин.
  5. Физкультминутка – 1 мин.
  6. Работа по готовому плану – 4 мин.
  7. Закрепление – 5 мин.
  8. Рефлексия – 2 мин.
  9. Домашнее задание – 1 мин.
  10. Подведение итогов урока. Оценивание деятельности учащихся – 1 мин.

Литература.

Учебник   “Әдәбият  6 кл.”      Казань,  издательство   “Магариф” 2004 г.

С.В Кульневич, Т. П. Лакоценина «Современный урок» часть 1. Издательство «Учитель» 2004г.

С.В Кульневич, Т. П. Лакоценина «Анализ современного урока» Издательство «Учитель» 2003г.

Журнал «Магариф» №4 2006.

Словарь татарской энциклопедии. Казань. Татарстан  энциклопедия институты 2002 г.

Сочинение по картине  Л. Л. Страхова. Санкт-Петербург издательский дом “Литера” 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина «Рожь»

урок призван обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать то единственное слово, которое делает пейзаж живым, дать им п...

разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс

Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине  А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на   основе картины.Развивающая: ...

Подготовка к сочинению - описанию по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Конспект урока развития речи по теме "Подготовка к сочинению - описанию картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"...

Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"

Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи.  2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...

Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)

Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...