Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС
рабочая программа (5 класс) по теме

Пояснительная записка по литературе и календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Пояснительная записка.        

Рабочая программа по литературе для 5 кл. составлена на основе Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по литературе для основной школы. (См.:Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 –9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.)

Федеральный базисный учебный  образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме в 5 классе – 105ч.

Согласно учебно-календарного графика ГБОУ СОШ с.Васильевка  2012-2013 уч.год – 34 недели. Поэтому рабочая программа по литературе представлена на 102 ч. Сокращение произошло за счёт уплотнения.

Название раздела

Колич. часов по прим. прогр.

Колич. часов по прогр. Школы с. Васильевка.

Из литературы 18 в.

2ч.

1 ч.

Из литературы 19 в.

43 ч.

41ч.

Цели и задачи программы.

  1. Формирование духовно развитой личности.
  2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, необходимых для успешной самореализации личности.
  3. Постижение уч-ся вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ.
  4. Поэтапное , последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать худ. произведение.
  5. Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в худ. тексте, и создание худ. текста, представление суждений, своих оценок по поводу прочитанного.
  6. Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.
  7. Использование опыта общения с произведениями худ. литерат. В повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Учебно-методический комплект.

  1. Коровина В.Я, Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл. Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлёв В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы:  5 кл. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 5 кл.»--М.: Аудиошкола: Просвещение, 2011.
  4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5кл.: Метод.советы. – М.: Просвещение, 2003.
  5. Ерёмина О.А. Уроки литературы в 5 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

                 Учебно – тематическое планирование

Название разделов

Колич. часов

Содержание

УУД

К читателям

1 ч.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги.

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанного. Ответы на вопросы.

Устное народное творчество

15 ч.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Исполнители фольк. произведен. Малые жанры фольк. Детский ф.

 Теория литр. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народн. Сказки. Сказка как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравственное и эстетич. Содержание сказок. Сказители.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в поступках героев.

«Иван- крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная  богатырская  сказка героического содержания.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» -- народные представления о справедливости, добре и зле.

Теория л. Сказка как повествоват. Жанр фольклора. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их растолкование. Выражение личного отношения к прочитанному. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей. Различные виды пересказов. Письменные ответы на проблемные вопросы. Нравственная оценка героев сказок иллюстрирование. Сочинение собственных сказок.  

Из древнерусской литературы.

2 ч.

Начало письменности у восточн славян. Возникновение др.русск. л. Связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

« Повесть временных лет» как литерат.  памятник. « Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки ф. в летописи.

Теория л. Летопиcь.

Выразительное чтение. Пересказ сюжетов, летописей. Поиск незнакомых слов и определения их значения. Нравственная оценка поступков героев. Характеристика героев. Устные и письменные ответы на вопросы.

Из литературы 18 в.

 1 ч.

М.В.Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Случились вместе два астронома в пиру…» -- научные истины в поэтической форме. Юмор в стихотворении.

 Теория л. Роды лит.Жанры.

Поиск сведений о писателе. Пересказ фрагментов публицистического и научно-популярного текстов. Выразительное чтения стихотворения. Поиск незнакомых слов. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов.

Из русской литературы 19 в.

41 ч.

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра.

И.А. Крылов. Краткий рассказ о писателе. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом». Осмеяния пороков.

Теория л. Басня. Аллегория. Понятие об эзоповом языке.

А.Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Ж. и народные сказки. Особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория л. Баллада.

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о жизни. « Няне»--мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью к няне. «У лукоморья дуб зелёный…» пролог к поэме «Руслан и Людмила»--собирательная картина сюжетов. « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»--её истоки противостояние добрых и злых сил в сказке. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители»  нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (для вн.чт.)

В.М. Гаршин. «Attalea Princeps». Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория л. Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм. Рифма. Способы рифмовки.

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.» Бородино» -- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения. Батальные сцены. Теория л. Сравнение, гипербола, эпитет. Метафора, звукопись, аллитерация.

Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место», «Ночь перед рождеством» (Вн.чт.)

Теория лит. Фантастика. Юмор.

Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Крестьянские дети». Мир детства, речевая характеристика. «Есть женщины в русских селеньях». Поэтические образы русских женщин. «На Волге» (вн. Чт.)

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Му-му». Реальная основа повести. Духовные и нравственные качества Герасима.. Немота гл. героя – символ немого протеста крепостного человека.

Теория л. Портрет. Пейзаж. Литературный герой.

А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь» -- радостная яркая картина весенней природы.

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

Теория л. .Сравнение. Сюжет.

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» -- осмеяние глупости и невежества героев. Юмор ситуации. Речь персонажей.

Теория л. Юмор. Речевая характеристика персонажей.

Поэты 19 в. О Родине и родной природе. Обзор.

Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»,  «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осенние первоначальной…».

А.Н.Плещеев «Весна»,  И.С.Никитин «УТРО», «Зимняя ночь в деревне», Майков А.Н. «Ласточки», И.З.Суриков «Зима», А.В.Кольцов «В степи». Выразительное чтение стихов.

Теория л. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

сведений о Поиск писателях и поэтах. Выразительное чтение произведений. Чтение по ролям. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление  характеристик героев произведений. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Создание собственных иллюстраций. Конкурсы, викторины. Составление планов. Пересказ произведений. Аргументация своего мнения с помощью цитат.  

Из литературы 20века

30 ч.

И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Рассказ как поэтическое воспоминание о Родине.

В.Г Короленко. Краткий рассказ о писателе.  «В дурном обществе». Жизнь детей из богатых и бедных семей.

Теория л. Портрет. Композиция лит. Произведения.

С.А Есенин. Краткий рассказ о поэте. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями»--поэтизация  картин малой Родины.

П.П Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы хозяйка». Реальность и фантастика в сказе.

Теория лит. Сказ как жанр лит. Сказ и сказка.

К.Г Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание реальное и фантастическое.

С.Я Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев»--пьеса-сказка положительные и отрицательные герои победа добра над злом.

Теория лит. Драма. Пьеса-сказка.

А.П Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Жизнь как борьба добра и зла смена радости и грусти, страдание и счастья.

В.П Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость.

Теория лит. Автобиографичность произведения.

К.М Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…».

А.Т Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети- обострённо трагическая и героическая тема произведений о ВОВ.

И. Бунин. «Помню- долгий зимний вечер…», А. Прокофьев. «Алёнушка»

Д. Кедрин. «Алёнушка». Н. Рубцов. «Родная деревня». Дон- Аминадо. «Города и годы». Лирические произведения о Родине, родной природе. Конкретные пейзажные зарисовки.

С. Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория лит.  Умор.    

Поиск сведений о писателях и поэтах. Выразительное чтение произведений. Чтение по ролям. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление  характеристик героев произведений. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Создание собственных иллюстраций. Конкурсы, викторины. Составление планов. Пересказ произведений. Аргументация своего мнения с помощью цитат.

Выразительное чтение наизусть.

Из зарубежной литературы.

15 ч.

Р.Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиции предков.

Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов.

Теория лит. Баллада. Художественная деталь.

Ж. Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

Теория лит. Аллегория.

М. Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Дружба мальчиков. Внутренний мир героев.

Д. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише»-- сказание о взросление подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших.

сведений о Поиск писателях и поэтах. Выразительное чтение произведений. Чтение по ролям. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление  характеристик героев произведений. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Создание собственных иллюстраций. Конкурсы, викторины. Составление планов. Пересказ произведений. Аргументация своего мнения с помощью цитат.

 Выразительное чтение наизусть.  

Итоговый контроль.

2 ч.

Литературный праздник. «Путешествие по стране Литературии». Тестирование.

Выразительное чтение. Чтение наизусть. Устные монологические ответы. Различные виды пересказов. Устные и письменные рассказы о произведениях и героев. Решение тестов.  Иллюстрирование примерами изученных литературоведческих терминов.  

Планируемые результаты освоения предмета:

Личностные результаты:

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
  2. Формирование ответственного отношения к учению,готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию .
  3. Формирование целостного мировоззрения , соответствующего современному уровню развития науки и общественной  практики, учитывающее социальное, культурное , языковое, духовное многообразие современного мира.
  4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, религии, традициям.
  5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные  сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни.
  6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
  7. Формирование коммуникативной компетентности  в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  8. Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях  и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде.
  9.   Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни человека и общества, уважительное отношение к членам своей семьи.
  10. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Метапредметные результаты:

  1. Умение самостоятельно определять  цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно  планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения  учебных и познавательных задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
  5. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
  6. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности.
  7. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения.
  8. Умение создавать , применять и преобразовывать  знаки и символы, модели и схемы для решения  учебных и познавательных задач.
  9. Смысловое чтение.
  10. Умение организовывать учебное сотрудничество и современную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.
  11. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Владение устной и письменной речью.
  12. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметные результаты:

  1. Понимание ключевых проблем изученных произведений русскогот фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 в.,  русских писателей 19-20 вв..
  2. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания. Выявление заложенных в них нравственных ценностей.
  3. Умение анализировать литературное произведение
  4. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка.
  5. Приобщение к духовно-нравственным ценностям  русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.  
  6. Формулирование собственного отношения к произведениям  литературы., их оценка.
  7. Собственная интерпретация изученных литературных произведений.
  8. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней.
  9. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.
  10. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту. Вести диалог.
  11. Написание изложений и сочинений на темы, связанные с проблематикой изученных произведений.  Классные и домашние творческие работы. Рефераты.
  12. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса.
  13. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 кл.

  1. Различать пословицы и поговорки.
  2. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устной и письменной речи.
  3. Различать сказки волшебные, бытовые, сказки о животных.
  4. Выявлять характерные  для народных сказок   и былин художественные приёмы.
  5. Уметь пересказывать самостоятельно прочитанные произведения..
  6. Уметь читать выразительно художественные произведения.
  7. Уметь характеризовать главных героев.
  8. Уметь выявлять  темы, образы, идею, приёмы изображения человека в произведениях.
  9. Уметь подбирать и обобщать материал о биографии и творчестве изученных писателей.
  10. Знать роды и жанры литературы.  Уметь выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в лит.  произведении.
  11. Уметь сопоставлять сюжеты, персонажей лит. произведений.
  12. Уметь писать сочинения на литературном материале. Уметь редактировать сочинения.
  13. Знать изобразительно-выразительные средства и уметь находить их в произведениях.


Предварительный просмотр:

Дата

Тема

Элементы содержания

Планируемый результат

1

К читателям

Беседа о роли книги в жизни человека. Рассматривание учебника. Выразительное чтение. Решение тестов.

Диагностика уровня литературного развития пятиклассников. Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии.

                                        Устное народное творчество (10ч)

2

Устное народное творчество. Малые жанры.

Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Рассказ с элементами беседы.. Выставка книг.

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель  создания.

3

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка».

 Виды сказок.  Композиция сказок. Чтение сказки актёрами. Личное отношение к услышанному.

Знать жанровые особенности сказки. Уметь отличать виды сказок.

4

« Царевна-лягушка».

Чтение по ролям. Создание собственной иллюстрации к сказке.

Уметь выразительно читать по ролям.

5

« Иван- крестьянский сын и чудо-юдо.»

Чтение сказки. Ответы на вопросы.

Уметь выразительно читать.  Уметь   анализировать поступки героев.

6

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».

Пересказ отдельных эпизодов. Создание собственной иллюстрации.

Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды.

7

« Журавль и цапля»

Размышление о своеобразии сказок о животных. Прослушивание актёрского чтения.

Знать жанровые особенности сказок о животных.

8

«Журавль и цапля».

Пересказ сказки . Ответы на вопросы.

Уметь пересказывать сказки.

9

« Солдатская шинель»

Размышление о своеобразии бытовых сказок. Прослушивание актёрского чтения. Выразительное чтение учащимися. Ответы на вопросы.

Знать своеобразие бытовых сказок.

10

Из рассказов о сказочниках.

Чтение текста учебника. Устное рассказывание о собирателях фольклора. Сочинение собственных сказок.

Знать некоторых фольклористов.  Видеть отличие сказки от мифа.

11

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Каков мой любимый герой русской народной сказки?

2. Почему я люблю читать народные сказки?

3. Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

Уметь письменно аргументировать своё мнение.

                                                                 Из древнерусской литературы (2ч.)

12

« Повесть временных лет».  Понятие о летописи.

Вводный рассказ учителя.  Ответы на вопросы.

Знать что такое летопись.

13

« Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Прослушивание актёрского чтения.  Ответы на вопросы. Выразительное чтение.  Мини-сочинение по картине Иванова.

Уметь выразительно читать. Уметь описывать иллюстрацию. Уметь анализировать действия героев.

                                                                  Из литературы 18 в. (1ч.)

14

М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. « Случилось два астронома в пиру.» Роды и жанры литературы.

Сведения о Ломоносове. Выразительное чтение стихотворения. Словарная работа. Составление таблицы « Роды и жанры».

Иметь представление о месте  Ломоносова в истории русской культуры и науки. Знать что такое роды и жанры.

                                                                   Из литературы 19 в. ( 41 ч.)    

15

Русские басни.

 И. А. Крылов.

Понятие о басне. Сообщение о Крылове.

Знать специфику жанра басни. Знать фрагменты из жизнеописания Крылова.

16

Крылов « Волк на псарне».

Прослушивание фонохрестоматии.  Размышление о прочитанном.  Ответы на вопросы . Выразительное чтение.

Понимать аллегорию и мораль этой басни.

17

Крылов « Свинья под дубом».

Прослушивание фонохрестоматии. Размышление о прочитанном. Чтение по ролям. Ответы на вопросы.

Понимать аллегорию и мораль этой басни.

18

Крылов « Ворона и лисица»

Прослушивание фонохрестоматии. Размышление над прочитанным.  Ответы на вопросы.

Понимать аллегорию и мораль басни.

19

В. А. Жуковский «Спящая царевна».

Знакомство с творчеством Жуковского.  Прослушивание фонохрестоматии. Размышление о прочитанном.

Знать фрагменты из жизнеописания Жуковского. Понимать отличие народной сказки от авторской.

20

В.А. Жуковский « Спящая царевна».

Выразительное чтение. Ответы на вопросы. Создание иллюстрации.

Уметь выразительно читать. Анализировать поступки героев.

21

В.А. Жуковский « Кубок».

Выразительное чтение баллады. Из истории создания баллады. Словарная работа. Понятие о балладе.

Уметь выразительно читать. Знать что такое баллада.

22

А.С. Пушкин . « Няне».

Сообщение о Пушкине. Выразительное чтение стихотворения. Размышление над прочитанным.

Знать фрагменты биографии Пушкина. Уметь выразительно читать . Уметь находить эпитеты, сравнения, метафоры.

23

А.С. Пушкин « У лукоморья…»

Прослушивание фонохрестоматии.  Размышление над прочитанным. Выразительное чтение. Ответы на вопросы.

Уметь выразительно читать пролог . Понимать сходство  отрывка с народными сказками.

24

А.С. Пушкин « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Прослушивание фонохрестоматии. Размышление над прочитанным. Деление сказки на части.

Знать содержание сказки. Уметь делить текст на части.

25

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне».

Пересказ фрагментов сказки. Устные характеристики героев. Ответы на вопросы . Составление иллюстраций.

Уметь пересказывать сказку. Уметь характеризовать центральные образы героев.

26

Рифма. Способы рифмовки. Ритм.  Стихотворная и прозаическая речь.

Знакомство с понятиями: рифма, способы рифмовки, ритм, прозаическая речь.

Знать понятие рифмы, ритма, прозаической речи.

27

О сказках Пушкина.

Викторина по сказкам Пушкина. Создание иллюстраций.

Расширить знания о сказках Пушкина.

28

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский.

Рассказ что такое литературная сказка. Сообщение о Погорельском.

Знать  и черты литературной сказки. Знать фрагменты биографии Погорельского.

29

Погорельский « Чёрная курица, или Подземные жители»

Знакомство со сказкой. Комментированное чтение..

Уметь анализировать композицию, давать характеристику героям.

30

Погорельский « Чёрная курица, или Подземные жители».

Деление сказки на части. Ответы на вопросы.

Уметь делить текст на части. Уметь анализировать поступки героев.

31

Погорельский « Чёрная курица, или Подземные жители.»

Пересказ эпизодов. Обогащение словаря.

Уметь пересказывать текст.

32

М. Ю. Лермонтов «Бородино».

Сообщение о  Лермонтове. Прослушивание фонохрестоматии. Ответы на вопросы.

Знать сведения из жизни Лермонтова. Уметь выразительно читать стихотворения. Уметь анализировать.

33

М.Ю. Лермонтов. « Ашик-Кериб». Вн. Чт.

Пересказ рассказа. Выставка книг Лермонтова.

Уметь пересказывать . Расширять читательский кругозор.

34

Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Сообщение о Гоголе. Общая характеристика цикла « Вечера на хуторе близ Диканьки». Ответы на вопросы.

Знать краткие сведения  из биографии Гоголя.

35

Гоголь. « Заколдованное место».

Прослушивание фонохрестоматии.  Размышление над прочитанным. Выразительное чтение.

Знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести.

36

Гоголь « Заколдованное место»

Чтение по ролям. Ответы на вопросы.

Уметь доказывать, что « Заколдованное место» -- это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая. Приводить примеры из текста

37

Н. А. Некрасов. « Мороз Красный нос».

 Сообщение о поэте. Выразительное чтение произведения. Развитие представлений об эпитете.

Знать краткие сведения из биографии Некрасова.  Знать и уметь находить эпитеты, сравнения.

38

Некрасов « Крестьянские дети».

Чтение выразительно стихотворения. Устные ответы на вопросы.

Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь находить изобр.-выразит. Ср-ва .

39

Некрасов  «На Волге» Вн.чт.

Чтение стихотворений наизусть. Анализ стихотворения « На Волге».

Уметь читать стихотворения наизусть. Уметь определять тему стихотворения, находить эпитеты, сравнения, метафоры.

40

И. С. Тургенев « Му-Му».

Краткие сведения о писателе. Восприятие и выразительное чтение повести.

Знать краткие сведения о Тургеневе. Владеть понятием « сюжет».

41

Тургенев « Му-Му».

Выразительное чтение. Деление на части. Развитие представлений о литер. Герое, портрете, пейзаже.

Уметь делить текст на части. Уметь характеризовать героя. Понимать значение пейзажа в раскрытии авторского замысла.

42

Тургенев « Му-Му»

Пересказ понравившихся эпизодов. Ответы на вопросы. Знакомство с понятием « гипербола».

Уметь пересказывать художественный текст. Знать понятие «гипербола» уметь находить гиперболы в тексте.

43

Р.Р. Тургенев « Му-Му»

Письменный ответ на вопросы:

  1. Почему Герасим ушёл в деревню?
  2. Что хотел сказать читателям Тургенев ( вызвать сочувствие, протест против своеволия, показать силу характера)?
  3. В чём вина и в чём беда барыни?

Уметь письменно отвечать на вопросы, используя цитаты. Уметь доказывать свою точку зрения.

46

А.А.Фет «Весенний дождь»

Сообщение о Тютчеве. Выразительное чтение стихотворения. Устное иллюстрирование. Ответы на вопросы.

Уметь выразительно читать стихотворение наизусть. Уметь определять тему, идею и выразит. средства стихотворения. Знать краткие сведения о Тютчеве.

47

Л.Н. Толстой. Из истории создания « Кавказского пленника»

Сообщение о Толстом. Чтение статьи в учебнике. Ответы на вопросы.

Знать краткие сведения о Толстом. Знать историю создания « Кавказского пленника».

48

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»

Выразительное чтение рассказа. Словарная работа.

Понять тему рассказа. Знать главных героев.

49

Л.Н.Толстой « Кавказский пленник»

Деление рассказа на части и озаглавливание их. Ответы на вопросы. Характеристика героев по плану.

Уметь делить текст на части. Уметь давать характеристику гл. героям.  Уметь анализировать эпизоды.

50

Р.Р. Л. Н. Толстой « Кавказский пленник»

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Каковы друзья и враги пленного Жилина?
  2. Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?
  3. Какие мысли Толстого в рассказе мы называем гуманистическими?

Уметь письменно аргументировать свой ответ.

Уметь размышлять, рассуждать, приводить цитаты в качестве доказательства.

51

А.П. Чехов. О смешном в литературном произведении.

Сообщение о А.П. Чехове. Чтение статьи учебника. Ответы на вопросы. Дать понятие «Юмор» .

Знать краткие сведения из биографии Чехова.

Понимать значение юмора в худож. произведениях.

52

А.П.Чехов « Хирургия»

Прослушивание фонохрестоматии. Размышление над услышанным. Чтение по ролям. Ответы на вопросы.

Уметь читать по ролям. Уметь анализировать произведение.

53

Русские поэты о родной природе, о Родине и о себе. И.Ф. Тютчев « Зима недаром злится»

Чтение статьи учебника. Прослушивание фонохрестоматии. Размышление над услышанным. Выразительное чтение.

Уметь выразительно читать стихотворения. Уметь читать стихотворения наизусть. Знать особенности построения поэтического произведения.  

54

Ф. И.Тютчев « Весенние воды».

Прослушивание фонохрестоматии. Размышление над услышанным.  Чтение наизусть.

Знать особенности построения поэтического произведения. Уметь выделять средства передачи настроения.

55

А.Н. Плещеев «Весна», И.С.Никитин «Утро».

Прослушивание фонохрестоматии. Ответы на вопросы. Чтение выразительно наизусть. Сравнение стихов Плещеева и Тютчева.

Знать особенности построения поэтического произведения. Уметь выделять средства передачи настроения. Уметь сравнивать стихи разных поэтов.

56

А.Н.Майков «Ласточки», И.З.Суриков «Зима»

Прослушивание фонохрестоматии. Ответы на вопросы. Чтение стихотворений наизусть.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

                                                              Из литературы 20 в. ( 30 ч.)

57

И.А. Бунин « Косцы»

Сообщение о писателе. Прослушивание фонохрестоматии.  Размышление над услышанным.

Знать краткие сведения из биографии писателя. Уметь анализировать поэтическое произведение. Осмыслить особый мир произведений Бунина.

58-61

В.Г. Короленко « В дурном обществе»

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение. Составление плана повести. Ответы на вопросы повести. Характеристика героев. Пересказ отдельных эпизодов. Выявление темы и идеи произведения.

Знать краткие сведения из биографии писателя. Знать главных героев и уметь их характеризовать. Давать оценку их поступкам.

Знать композицию повести. Уметь пересказывать. Уметь определять позицию автора.

62

С.А. Есенин « Я покинул родимый дом», « Низкий дом с голубыми ставнями».

Устный рассказ о поэте. Прослушивание фонохрестоматии. Ответы на вопросы. Выразительное чтение наизусть.

Владеть навыками анализа поэтического произведения. Знать отличительные особенности художественного мира Есенина.

63

П.П.Бажов Сказ «Медной горы хозяйка»

Устный рассказ о Бажове. Ответы на вопросы. Выразительное чтение

Знать особенности прозы Бажова. Знать жанровые особенности сказа.

64

П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»

Чтение по ролям. Характеристика героев. Словарная работа: диалектизмы. Анализ эпизода произведения.

Уметь составлять характеристику героев. Понимать роль диалектизмов в произведении.

65

К.Г. Паустовский   «Тёплый хлеб».

Рассказ о писателе.  Выразительное чтение сказки. Словарная работа . Беседа по вопросам.

Знать содержание сказки Паустовского. Уметь определять тему и  выделять проблемы.

66

К.Г. Паустовский « Тёплый хлеб»

Пересказ сказки. Выявление черт фольклорной традиции в сказке. Характеристика героев.

Уметь пересказывать сказку. Понимать значение черт фольклорной традиции в сказке.

67

К.Г. Паустовский « Заячьи лапы» Вн.Чт.

Прослушивание фонохрестоматии. Ответы на вопросы. Анализ произведения.

Знать содержание сказки. Уметь анализировать произведение.

68

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Рассказ о писателе. Знакомство с жанром пьсы-сказки. Прослушивание фонохрестоматии. Ответы на вопросы. Чтение по ролям.

Уметь читать по ролям. Знать особенности пьесы-сказки. Владеть умениями анализа  текста художественного произведения.

69

Сказки народные и литературные.

Чтение статьи учебника. Ответы на вопросы. Придумывание сказки о волшебных событиях, которые могли бы произойти в вашем классе.

Знать отличия народных и литературных сказок. Развитие фантазии.

70

А.П. Платонов « Никита»

Рассказ о писателе. Прослушивание фонохрестоматии.  Размышление над прочитанным.

Воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев.

71

А.П.Платонов «Никита».

Письменная характеристика героев. Сопоставление реальных и фантастических элементов рассказа.

Уметь давать характеристику героям. Уметь сопоставлять реальные и фантастические элементы рассказа.

72

В.П.Астафьев. Судьба рассказа « Васюткино озеро».

Устный рассказ о писателе. Чтение текста по учебнику. Ответы на вопросы. Пересказ .

Знать краткие биографические сведения о б Астафьеве.  Знать историю создания рассказа.

73-74

В.П. Астафьев « Васюткино озеро».

Выразительное чтение рассказа. Характеристика героев с использованием цитат. Характеристика авторской позиции. Значение описания природы .

Уметь характеризовать героев, выявлять авторскую позицию. Уметь определять значение картин природы в рассказе.

75

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Сообщение о поэте. Прослушивание фонохрестоматии. Ответы на вопросы. Выразительное чтение наизусть.

Владеть навыками анализа поэтического произведения. Знать краткие сведения о поэте.

76

К.М.Симонов»Майор привёз мальчишку на лафете…»

Сообщение о поэте. Прослушивание фонохрестоматии. Анализ произведения. Выразительное чтение.

Владеть навыками анализа поэтического произведения. Уметь сопоставлять произведения разных авторов.

77

И.А.Бунин « Помню – долгий зимний вечер».

Сообщение об авторе. Прослушивание фонохрестоматии. Анализ произведения

Владеть навыками анализа произведения.

78

Д.Б.Кедрин « Алёнушка»

Сообщение об авторе. Анализ стихотворения. Создание иллюстрации.

Уметь анализировать произведение.

79

А.А.Прокофьев  «Алёнушка».

Прослушивание фонохрестоматии. Анализ стихотворения. Сопоставление стихов Кедрина и Прокофьева.

Уметь анализировать произведение. Меть сопоставлять разные стихотворения.

80

Н.М.Рубцов «Родная деревня»

Прослушивание фонохрестоматии. Ответы на вопросы. Выразительное чтение наизусть. Создание иллюстрации.

Владеть навыками анализа. Уметь выразительно читать наизусть.

81

Дон-Аминадо «Города и годы»

Сообщение об авторе. Прослушивание фонохрестоматии. Размышление о прочитанном.  

Владеть навыками анализа стихотворения.

82

Саша Чёрный «Кавказский пленник»

Краткие сведения об авторе.  Выразительное чтение рассказа. Словарная работа.Развитие понятия о юморе.

Уметь выразительно читать юмористические произведения.

83

Саша Чёрный « Игорь-Робинзон»

Выразительное чтение произведения. Пересказ фрагментов.

Уметь пересказывать юмористические произведения.

84

Ю.Ч.Ким «Рыба-кит»

Выразительное чтение рассказа. Ответы на вопросы. Создание иллюстраций к рассказу.

Уметь анализировать произведение.

85

Н.А.Тэффи «Валя». Вн.чт.

Пересказ рассказа . Составление иллюстраций.

Уметь пересказывать юмористические произведения.

                                                                Из зарубежной литературы ( 15 ч.)

86

Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд»

Сообщение о писателе. Выразительное чтение. Ответы на вопросы. Понятие баллады.

Знать жанровые особенности баллады. Владеть навыкам анализа произведения.

87

Д.Дефо «Робинзон Крузо».

Сообщение об авторе. Выразительное чтение. Создание иллюстраций.

Знать биографические сведения об авторе.

88-90

Д.Дэфо « Робинзон Крузо»

Выразительное чтение. Пересказ отрывков. Характеристика гл. героя.

Уметь характеризовать поведение и характер гл. героя.

91

Х.К.Андерсен «Снежная Королева».

Сообщение об авторе. Прослушивание фонохрестоматии.

Знать краткие сведения об авторе. Знать содержание сказки.

92-94

Х.К.Андерсен « Снежная королева»

Выразительное чтение. Композиция сказки. Характеристика г. героев. Создание иллюстраций.

Владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев. Знать жанровые и композиционные особенности сказки.

95-98

М.Твен «Приключения Тома Сойера».

Сообщение об авторе. Выразительное чтение. Пересказ эпизодов. Характеристика героев.  Ответы на вопросы.

Иметь представление о личности и творчестве  Твена. Уметь составлять словесный портрет героев. Пересказывать произведение.

99

Дж.Лондон «Сказание о Кише»

Сообщение о писателе. Чтение сказания. Составление плана. Ответы на вопросы. Специфика жанра.

Знать биографию писателя. Уметь объяснять смысл  рассказа. Понимать специфику жанра «сказание». Уметь охарактеризовать образ героя.

100

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Почему Герда победила Снежную королеву?
  2. Какие герои олицетворяют добро и зло в сказках Андерсена?
  3. Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Тома Сойера?
  4. Чем похожи герои романа « Приключения Т.С.» на моих сверстников?

Уметь письменно  отвечать на проблемные вопросы. Уметь аргументировать своё мнение.

101

Практическая работа. Литературный праздник « Путешествие по стране Литературии».

Чтение наизусть понравившихся произведений. Инсценирование отрывков произведений. Викторина по изученным произведениям.

Знать и уметь определять роды и жанры  произведений. Владеть теоретико-литературными понятиями. Уметь объяснять свою точку зрения.

102

Итоговый урок. Контрольная работа.

Выполнение тестирования. Рекомендация книг для летнего чтения.

Знать и уметь определять роды и жанры  произведений. Владеть теоретико-литературными понятиями. Уметь объяснять свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...