Здоровьесбережение на уроках коми языка
материал на тему

Соколова Мария Андреевна

Используем полезное с приятным

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа  №12 имени Олега Кошевого»

 Здоровьесбережение

на уроках коми языка

                                                     

                                                                               Составитель:

     Соколова Мария Андреевна

                                                                                учитель коми языка

Сыктывкар, 2014

Изучение коми языка, как в младших, так и в старших классах связано с усвоением большого объёма информации. Требуется постоянное напряжения внимания и памяти, что может привести к переутомлению, усталости, снижению эффективности урока. Чтобы свести эти нежелательные моменты к минимуму – необходимо менять виды деятельности на уроке: слушать учителя, ученика, написать план ответа, самостоятельно прочитать текст, рассмотреть картину, выполнить творческое задание, поработать в паре, в группе и т.д. Проведение физкультминуток, динамических пауз, «зарядок для глаз» является важным компонентом урока.

Современный урок коми языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках коми языка вызвана спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Чтобы достигнуть высокой эффективности урока следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, необходимо предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока необходимо включать многократные зарядки – релаксации, отводя на них 3-5 минут.

Цель релаксации – снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новом, необычном. Следует помнить, что при проведении релаксации целью является не запомнить языковой материал, а освободить ученика на какое-то время от умственного напряжения.

Таким образом, особая роль релаксации на уроке коми  языка определяется тем, что она позволяет без труда переключаться с одного вида речевой деятельности на другой. Снятия напряжения во время урока необходимо, чтобы весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учащихся создавалась бы располагающая к занятиям обстановка.

Проведение физкультминуток является важным компонентом урока. Физкультминутка поднимает настроение учащихся. Важно умело их обыграть, привлекая при этом постепенно и ненавязчиво изучаемую лексику.

Динамические упражнения, построенные на движениях.

Чеччам чöла шум ни зык

Вöчам тадзи öти-кык, öти-кык.

Коскö пуктам кыкнан ки

Недыр чеччалыштам ми.

Киöн клоп да клоп

Кокöн топ да топ

Чöла пуксям да кывзам урок.

Упражнения для глаз:

  • Начертите на доске или другим способом букву Ö. Затем попросите детей глазами очертить ее сначала в одном направлении, потом необходимо поменять. При этом можно приговаривать скороговорку или рифмовку.
  • Öтчыд Öньö öмидз öктiс,

Öдва öкмис öти кöш.

Öвад öдöлитiс - вöтлiс,

Öньö скöрмис - корсьö нöш.

Öдзöс бокысь, öшинь улысь

Нöшсö корсьö, Öньö скöр.

Öгрö тьöтыс шуö: "Öвсьы,

Öпöть öмöй колö ньöр?"

  • Хорошим упражнением для глаз будет письмо. Например, сначала можно написать какие-нибудь большие буквы на доске. Затем перевести взгляд на свою парту и там глазами «написать те же буквы». Затем на любом маленьком предмете.
  • Можно использовать стихотворения с имитированием:

Юа кö ме йöв - ворса шы ни тöв.

Сёя кö ме рок - öдйö ветлас кок.

Сея кö ме нянь - быдма ён да шань.

Сёя кö ме шыд - лоа зэв ыджыд.

Особой популярностью у детей пользуются музыкально – танцевальные физкультминутки, а также пение песен на коми языке с использованием  различных движений. Музыкальная зарядка на коми языке – веселый и эффективный способ обучения. Такие разминки нужны не только для смены вида деятельности, они помогают в изучении коми  с детьми, ведь, как известно, легче запомнить слова и фразы на любом иностранном языке, если они сопровождаются действиями. К тому же музыкальная зарядка на коми  языке легко превращается в игру.

Маръямоль.

Визув юö петö ёль, петö ёль, петö ёль

Быдмö сэтöн маръямоль, маръямоль, маръямоль.

Сикöтш вылö куим-нёль, куим- нёль, куим- нёль

Колö дзоридз маръямоль, маръямоль, маръямоль.

Муса зонмöй эн лы коль, эн лы коль, эн лы коль

Кыкöн корсям маръямоль, маръямоль, маръямоль.

Локта гортö гиль да голь, гиль да голь, гиль да голь,

Вая сьöрысь маръямоль, маръямоль, маръямоль.

Сöмын унасö ог  доль , ме ог доль, ме ог доль

Кодкöд вота маръямоль, маръямоль, маръямоль.

Важное место в релаксации занимают игры. Они способствуют отдыху, вызывают положительные эмоции, легкость и удовольствие. Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. На начальном этапе естественным для учащихся являются игровые элементы деятельности, на следующем этапе нужен другой тип игры, который бы способствовал раскованности учащихся. Необычная деятельность привлекает внимание учеников и служит релаксацией.

  • Фонетические игры.

«У кого лучший слух?» 

Цель: дифференциация на слух звуков родного и иностранного языка. Учитель объявляет учащимся, что он будет произносить русские и коми звуки. Задача учащихся распознать коми звуки и поднять руку, как только они услышат один из них. Если дети слышат русский звук, руку поднимать не надо. Учащиеся, которые ошибаются, выбывают из игры. Выигрывает команда, в которой осталось больше учеников.

"Гуси и стрижи  - Дзодзöгъяс да джыджъяс"

Цель: дифференциация на слух и фонетическая отработка аффрикат  [дз] и [дж]. Одна команда детей –гуси, а вторая команда-стрижи. Если команды слышат звук гусей  [дз], то хлопают в ладоши и говорят слова "дзодзöг", если слышат звук [дж], сидят тихо (прячутся). Затем команды меняются заданиями.

"Найди пару - Корсь пара"

 Цель: ищем глухие и звонкие согласные или букву и звук. Учитель раздает ученикам карточки с буквами/звуками. Выигрывает та пара, которая быстрее остальных нашла друг друга.

«Аукцион слов». 

Цель: повторение изученных слов. Учащиеся стоят в кругу и по очереди называют слова. Тот, кто называет последнее слово на предлагаемый звук, тот победитель.

 «Круг». 

Цель: повторение изученных звуков. На полу чертится круг. Все участники встают за кругом, каждый по очереди называет слово. Если в слове есть предлагаемый звук, например [Ö], все прыгают в круг; если этого звука нет, выпрыгивают из круга.

 «Прочти по губам».

Цель: фонетическая отработка речевого образца. Игроки читают по губам ведущего слово или фразу и произносят ее вслух хором.

  • Лексические игры.

«Синонимы». 

Цель: активизация лексики по любой теме. Игра в мяч. Учащиеся называют слова с тем же значением.

«Антонимы». 

Цель: активизация лексики по любой теме. Игра в мяч. Учащиеся называют слова с противоположным значением.

«Снежный ком». 

Цель: активизация  или закрепление лексики по любой теме. Учащиеся стоят в кругу и по очереди называют слова. Один из учеников произносит слово по заданной теме. Следующий ученик повторяет это слово и добавляет еще одно свое и т.д. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество слов в том порядке, в каком их называли ученики.

«Чего не хватает?» 

Цель: закрепление лексики по любой теме. Учащиеся смотрят на  тематические картинки или предметы в течение нескольких минут, затем закрывают глаза. Одна или несколько из картинок или предметов убираются. Задача учащихся назвать то, что было спрятано.

«Кого нехватает?»

Цель: закрепление в речи речевых оборотов. Прячется один или несколько учащихся из класса, ведущий отгадывает, кто это.

«Будь внимателен». 

Цель: Называются слова по заданной теме, например «животные». Если называется животное, учащиеся хлопают в ладоши; если называются слова по другим темам - топают ногами.  

«Переводчик». 

Цель: тренировка лексических и речевых навыков по любой теме.  Игра в мяч. Учитель называет слово  или предложение на русском,  учащиеся - на коми (или наоборот).

 «Глухой телефон». 

Цель: тренировка речевых образцов по любой теме. Дети встают друг за другом в линеечку. Ученик, стоящий первым передает информацию о себе, следующие передают информацию, рассказывая об этом ученике. Последний, получивший информацию, должен сказать, что рассказал о себе первый ученик. Затем последний ученик встает в начало, и игра повторяется.

«Считай правильно». 

Цель: активизация лексики по теме «Числительные». Учащиеся встают в круг. Ведущий бросает мяч и называет число на коми. Тот, кому бросили мяч, придумывает любое движение и выполняет столько раз, сколько было сказано. Все остальные хором считают вслух.

«Следы».

Цель: тренировка лексических навыков по теме «Числительные». По классу расклеиваются большие следы с числами от 1 до 10. Учащиеся должны перепрыгивать со следа на след, называя числа в прямом или обратном порядке. Тот, кто забудет, выходит из игры.

 «Цвета».

 Цель: активизация лексики по теме «Цвета». Водящий встает спиной к участникам игры и называет любой цвет. Участники отыскивают названный цвет на себе и, говоря , например “перкаль ”, переходят на другую сторону. Тот, у кого нет этого цвета, говорит одно предложение, например “Меным кажиччö кольквиж рöм ”. Тот, кто не сможет сказать предложение, становится ведущим.

Литература

  1. Азаровская А.Е. Зарядки не только для хвоста. // Коммуникативная методика. – 2003. – № 4
  2. Вакс Э.П. Видеопрограмма “PlayandlearnEnglish”. – Студия Интеракт, 1998. – 60 мин.
  3. Никитенко З.Н., Осиянова О.М. О содержании национально – культурного компонента в обучении английскому языку младших школьников. // Иностранные языки в школе. – 1994. – № 5.
  4. Пой и играй: Сборник песен для начальной школы. – Обнинск: Титул, 2004. – 64 стр.
  5. . Курбатова  М. Ю. Игровые приемы обучения английскому языку на начальном этапе // Иностранный язык в школе. № 3, 2006. –– 28 с.
  6. Лимерова В.А. Коми кывйö роч челядьöс велöдiгöн литературнöй   гижöдъясöн вöдитчöм. // Дидактический материал.  Сыкт., 1992