По следам толерантности
книга (7 класс) на тему

Мартынов Андрей Валерьевич

Рассказ о проблемном поведении подростков. Предлагаются пути и способы решения. Рассматриваются предпосылки и истоки. Объем: 8 стр. Предназначен для использования на уроках литературы, русского языка, классных часах, посвященных проблемам подросткового поведения, толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 02_martynov_shk_1_nadym_tolerantnost_tekst_rus.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Мартынов Андрей Валерьевич, МОУ СОШ №1, г. Надым, ЯНАО, 2013 г.

Синяк.

- Откуда этот синяк? Не успели переехать, а ты снова кулаки в ход пускаешь. Что случилось? – спросила мать, внимательно оглядывая своего пятиклассника в прихожей.

- Ничего, – и опустив голову, добавил – не случилось.

- Понятно. Может всё-таки расскажешь? Ведь лучше головой думать, чем кулаками махать.

- А что они… - как бы спросив, ответил негодуя сын, махнув головой в сторону новой школы.

- Значит снова они? – вздохнув, сказала мать. – Знаешь, брат, когда двое ссорятся, то кто-то один виноват быть не может. Давай поговорим. Любую ситуацию можно исправить.

- Ладно, - всё еще надув щеки, протянул ученик. – Только умоюсь.

Разговор.

- Знаешь, мам, я не люблю задавак, воображал и задир. Особенно, если они из себя ничего интересного не представляют. – сев в кресло напротив матери, произнес мальчик.

- Ну, сын, это может быть всего лишь только твоё субъективное мнение. – откинувшись на спинку кресла, сказала мать.

- Д…, правда! – почти крикнув, парировал парень. – Мы проходили новую тему и нужно было решить задачу. Я её сделал в числе первых, но учитель вызвала к доске этого Пашку, а он пыкал-мыкал, но так и не решил. Балбес! – выпалив всё, что успел, отреагировал сын.

- Обзываться нехорошо – это не признак ума. – спокойно ответила мать, - Теперь понятно: ты вызвался решить и своим поведением унизил его, так?

- Да не унижал я! Я просто вышел и решил, а он только стоял и ухмылялся.

- А ты его еще и раззадорил, да? Всё ясно. А после школы вы выясняли отношения.

- Да не выясняли… - нахмурившись ответил сын. – Они целой компанией на меня навалились. Только я не боюсь! Они у меня еще получат! Я на следующем уроке предложу им пари! Посмотрим, что они смогут! Только воображать умеют! А учатся еле-еле.

Хлопнула входная дверь.

- О, вот вы где! – заглянув в зал, сказал улыбаясь отец. – Обедать будем?

- Будем, будем. – ответила жена. – Заодно и разговор продолжим.

Обсуждение.

- Так, академик, ты не прав. – выслушав короткий рассказ, произнес отец. - И, вот, в чём. Во-первых: нехорошо кичиться своими успехами и способностями. Во-вторых: мы все разные. Мы – то есть люди. И в этом и есть природная мудрость. В-третьих: можно выразить одну и ту же мысль многими разными способами и при этом не обидеть собеседника.

- Ого, сколько всего! Но я же только задачу решил, а потом просто защищался. Не я первый напал.

- Значит так, вопрос к тебе: - Я у тебя кем работаю?

- Директором.

- То есть мне нужно перед всеми остальными гоголем ходить, да? Я же директор!

Сын молча посмотрел на отца.

- Если я буду унижать и оскорблять других, пусть даже только своим поведением, то ко мне никто работать не пойдёт. Мне придется закрыть мою компанию. Так и с тобой никто дружить не хочет, потому что ты ставишь себя выше других. Это неправильно. Это во-первых. – спокойно закончил фразу отец.

- Во-вторых: Если бы мы все были директорами, кто бы тогда работал? Кто бы возил грузы, ремонтировал сантехнику, строил дома, учил ребят…?

По тому как внимательно сын слушал, было понятно, что он серьезно задумался над этими словами.

- В-третьих, - продолжил отец, - можно дать команду секретарю, чтобы она сварила мне кофе. А можно вежливо попросить, еще и пошутив при этом. Как думаешь, какие у нас будут отношения с сотрудниками, если я буду только командовать?

- Ну, ты и сравниваешь… - попытался парировать сын.

- Конечно сравниваю. Именно сейчас и закладываются у тебя привычки, которые потом будут тебе либо помогать, либо мешать. Которые и формируют твой характер. Аргументируй? – улыбаясь, ответил отец.

- Да… ну… это… - опустив глаза в тарелку с супом, пытался найти ответ сын.

- А еще, брат, есть, как минимум, семь серьезных причин, которые объясняют то или иное поведение человека. Вечером расскажу, если тебе интересно. На работу нужно бежать. Всё, пока! – убрав тарелку со стола в раковину, сказал отец и, поцеловав жену, убежал вниз по лестнице.

*********

        - Все умные, один я не прав! – бурчал себе под нос, моя посуду, сын.

        - Алёш, тебе с уроками помочь? – спросила из прихожей мать, вернувшись домой после того, как вынесла мусор.

        - Нет. Я сам. Там не трудно.

        - Хорошо. Я пошла на работу. До вечера.

- Пока, мам!

Вечером.

Вечером Алёша зашёл к отцу в кабинет и спросил:

- Пап, ты обещал про 7 причин рассказать, не забыл?

- Очень хорошо, что ты сам подошёл. – Повернувшись к сыну сказал отец и, отложив свои бумаги в сторону, продолжил, – Значит тебе не безразлично то, что произошло. Садись рядом, смотри…

Отец взял карандаш и начал рисовать на листе бумаги круги и подписывать их разными словами.

Причины.

- Многие умные люди, разные философы, ученые брались за объяснение причин того или иного поведения людей.

- Пап, а зачем мне это знать? – перебил отца Алексей.

- Пожалуйста, не перебивай. Я всё объясню. – спокойно ответил отец и продолжил, - Дело в том, что поведение можно объяснить, а объяснив, можно разобраться в причинах. Выяснив причины, можно будет посмотреть на ситуацию с совершенно другой стороны, глубже в неё вникнуть и, возможно, даже сделать правильный вывод и после этого помочь человеку, а не поссориться с ним.

Сын придвинул свой стул ближе к столу и, судя по тому как он следил за карандашом отца, ему было очень интересно.

Высокомерие – зловредный зверь.

- Знаешь, Алёш, ты у нас уже совсем взрослый парень. Да у нас с мамой нет и не было от тебя секретов. Ты помнишь, как мы тебя забрали из детского дома?

- Да, помню. – улыбнувшись ответил сын. – Я так был рад! Так был рад! Я вас так долго ждал! Я очень боялся, что вы не придете…

- Эх, ты, - прервал скороговорку Алёши отец, с улыбкой смотря ему в глаза. – Мы с мамой очень тебя любим и уважаем. Давай тогда разберемся, откуда у нас с тобой взялся этот зверь.

- Какой зверь? – удивленно подняв брови, спросил сын. - Давай!

- Скажи, ты помнишь своих родных родителей?

- Помню. – опустив голову ответил Алёша, уже без радости в голосе.

- А как вы жили, помнишь?

- Плохо.

- Нужно подробнее, сын, ответить. Если мы разберемся в прошлом, то сможем исправить ошибку и изменить будущее, понимаешь?

- Ого! Как это?

- А ты ответь, как вы жили.

- Да ругали они меня постоянно. – смотря в пол, ответил сын. – Обзывали по всякому. Я их не люблю. Не хочу… - оборвал фразу сын дрожащим голосом.

- Понятно, почему ты оказался в детском доме. А, знаешь, как раз такие отношения в семье и являются причиной того, что люди становятся высокомерными, жадными, упрямыми.

Сын поднял глаза на отца, - Но я же не…

- Нет, нет. Я не о тебе. Я просто хочу рассказать, как такие отношения порождают определенные черты характера.

Отец придвинул к сыну лист с кругами, которые нарисовал, и стал объяснять дальше.

- Все наши удачи и неудачи имеют свои корни в прошлом, в нашем детстве, юности. Вот, смотри: если родители не любят своего ребенка, не уважают, постоянно его ругают и наказывают, то маленький человек растет злым, раздражительным, обидчивым, жадным, завистливым, высокомерным, замкнутым. Становясь старше, он становится упрямым, неуступчивым, не признает свою неправоту, ему трудно извиняться, если он не прав. Всё это рушит его хорошую будущую жизнь, его отношения с другими людьми и ему из-за этого гораздо труднее жить. Понимаешь?

- Понимаю, пап. Я догадался, почему ты мне про это рассказываешь.

- Молодец, сынок.

- Я только когда с вами начал жить, увидел, что можно жить совсем по другому. Мне теперь хочется идти домой, хочется вас видеть, с вами разговаривать… - мальчик прислонил голову к плечу отца и было видно, что он прячет свои глаза, наполнившиеся слезами, за сильной отцовской рукой.

- Ну, ты же видишь, что всё поправимо?

- Да, - тихо ответил сын, скрывая дрожь в голосе.

- Молодчина ты у нас! Теперь нам с тобой нужно уничтожить этого зловредного зверя, который мешает жить спокойно.

- Это кого? – спросил сын, - И как?

- Раз мы с тобой выявили причины, - продолжил спокойно отец, - значит можно делать и выводы, а затем и принимать решения. Мы же с тобой взрослые мужчины – нам всё по плечу!

- Конечно! – гордо ответил мальчик, уверенно смотря в добрые и умные глаза отца.

- Знаешь, высокомерие, гордыня, жадность, злость, упрямство – это всё очень плохие звери. Они разрушают твоё хорошее будущее. Их нужно прогнать. Ведь ты и они – это не одно и то же.

Алёша внимательно слушал и было понятно, что он настроен серьезно бороться с теми зверями, о которых упомянул отец.

- Да, я не хочу быть таким! – уверенно произнес он. – Мне не нравится быть таким!

- Тогда полдела сделано! – с улыбкой добавил отец. – Осталось совсем немного.

- А что осталось?

- Нужно еще перестать оценивать себя и других – это раз. Нужно понять, прочувствовать, что мы все равные среди равных. Нужно переступать через своё «не хочу» и делать первым шаги навстречу другим. Нужно учиться общаться просто и открыто, обращаться за советами, делиться радостями, учиться прощать.

- Да уж, сколько всего ещё, - качнув головой, отреагировал сын.

- На самом деле, это всё легко. – продолжил отец, - Просто живи спокойно и помни, что ты нам нужен. Нужен своим друзьям, своим одноклассникам. Мы все – одно целое. И мы все делаем одно общее доброе дело – строим наше хорошее будущее и любим нашу самую красивую во вселенной планету, так?

- Да, - спокойно ответил Алёша. – Я завтра подойду к Пашке и попрошу его простить меня. Я же не хотел…

- Вот и молодец! Я тебя уважаю.

Отец обнял сына и, поцеловав в голову, предложил:

- Ну, что, пойдём маме помогать ужин готовить?

- Ой, точно! Мы же совсем забыли, что она там одна!

**************************

И жизнь Алёши стала меняться. Меняться в лучшую сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Районная акция "След в след"

       Одним из ведущих направлений деятельности МБОУ ТСОШ является профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании, профилактика правонарушений и преступлений учащихся...

Презентация по геометрии 10 класс по теме :"Метод следов. Построение следа секущей плоскости."

Презентация  по теме "Метод следов.Построение секущей плоскости." поможет лучше усвоить и закрепить материал . Построение следа секущей плоскости в прямоугольном параллелепипеде.Секущая плоскость...

Порядок следования крайний, первый, последний, перед, после, следом за, следующий.

Конспект урока по математике на тему "Порядок следования: крайний, первый, последний, перед, после, следом за, следующий." для 1 (дополнительного) класса учащихся с интеллектуальными нарушен...