Литература 7 класс Материалы к урокам
план-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему

Пак Ольга Анатольевна

Предварительный просмотр:

Викторина по повести А.С. Пушкина  «Барышня-крестьянка»

Цель.

1. Формирование у  учащихся внимания к                                каждой детали в тексте.

  1. Развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина и литературе в целом.
  1. Воспитание нравственных качеств,     эстетического вкуса.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к повести «Барышня-крестьянка».

Домашнее задание к викторине: прочитать повесть А.С. Пушкина  «Барышня-крестьянка».

Вступительное слово учителя.

1830 год - самый серьезный рубеж и пушкинской жизни, и пушкинского творчества. Лучшие произведения Пушкина были созданы осенью 1830года, как вам уже известно, называемой Болдинской.  К числу этих произведений относятся и «Повести Белкина», цикл которых завершает легкая и радостная «Барышня - крестьянка», где все одновременно и в шутку и всерьез. Сегодня мы попытаемся приглядеться к этой повести более пристально. Надеюсь, игра получится такой же увлекательной, как и сама повесть.

Гейм «Что в имени тебе моем...»

Команды получают листочки с вопросами. Все ответы на вопросы этого гейма - имена персонажей повести. На обдумывание - 2 минуты. За каждый правильный ответ - 1 балл. После выполнения листочки с ответами игроков сдаются жюри, а ведущий называет правильные ответы.

  1. Имя, отчество Берестова. (Иван Петрович)
  2. Имя, отчество Муромского (Григорий Иванович)
  3. Как дома называл свою дочь Муромский? (Бетси)
  4. Как звали служанку Лизы? (Настя)
  5. Имя пастуха, изготовившего для Лизы лапти? (Трофим)
  6. Имя кузнеца, чьей дочерью назвалась Лиза при первой встрече с Алексеем? (Василий)
  7. Каким именем назвалась Лиза при ее первой встрече с Алексеем? (Акулина)
  8. Кличка собаки Алексея (Сбогар)

Жюри подводит итог. В это время игроки прослушивают аудиозапись стихотворения А.С. Пушкина  «Что в имени тебе моем?...»

Гейм «Математический»

Проводится в форме блиц-турнира. Игроки команды должны отвечать сразу, быстро. Отвечать может любой игрок. Вопросы задаются сначала одной команде, потом другой. За каждый верный ответ - 1 балл.

Вопросы 1 команде:

  1. Возраст  Лизы (17 лет)
  2. Размер заработной платы мисс Жаксон (2 тыс)
  3. Возраст мисс Жаксон (40 лет)
  4. Расстояние между деревнями Берестовых и Муромских (три версты)

Вопросы 2 команде:

1.Сколько Трофим получил за лапти (полтину)

  1. Как рано отправилась Лиза в лес, ища первой встречи с Алексеем? (в шестом часу)
  1. Во сколько отец с сыном Берестовым приехали в гости к Муромским? (в два часа ровно)
  2. Сколько дней на раздумье дал Берестов-старший сыну, намереваясь женить его на дочери Муромского? (три)

«Прекрасное должно быть величаво...»

Этот гейм - проверка домашнего задания команд. Игроки демонстрируют рисунки к повести и защищают их. 3 балла  - максимальная оценка.

Жюри подводит итог. В это время игроки прослушивают аудиозапись стихотворения А.С. Пушкина  «Я помню чудное мгновенье..»

 «Черный ящик»

Максимальная оценка - 2 балла.

Назовите предмет, находящийся в черном ящике.

1 команде:

Это подарила Лизе мисс Жаксон  в знак примирения. (пудра)

2 команде:

Предмет с изображением мертвой головы, принадлежащий Алексею Берестову (кольцо)

«Заморочки из бочки»

Этот гейм проводится при помощи бочонков игры «Лото». Игрок, не глядя,  тянет из мешка бочонок и называет написанное на нем число. Ведущий называет вопрос, значащийся под этим номером.

Игроки тянут бочонки по очереди. За правильный ответ - 1 балл. Команда может помочь игроку, если он затрудняется, но в этом случае за ответ начисляется только 0,5 балла.

  1. Кто в повести была «столь же ветрена, как и ее барышня»? ( (Настя)
  2. Парик какого короля напоминали  фальшивые локоны Лизы Муромской, явившейся в несвойственном ей облике к гостям? (Людовика 14-го)
  3. Чьи это слова: «Стерпится, слюбится..» (Берестова-старшего)
  4. В какую игру играла Настя на дне рождения поваровой жены? (горелки)
  5. О ком так сказано: «Этакого бешеного я и сроду не видывала» (об Алексее)
  6. Кто умирал со скуки «в этой варварской России»? (мисс Жаксон)
  7. Название деревни Берестовых (Тугилово)
  8. Отличительной чертой чьего характера была ненависть к нововведениям? (Берестова)
  9. Какой герой представился камердинером молодого барина? (Алексей)
  10. О ком сказано: «Она перед тобой урод уродом» (о Лизе)
  11. Название деревни Муромских (Прилучино)
  12. Чьи это слова: «Ага! да у вас, кажется, дело совсем уже слажено...» (Муромского)
  13. Что служило почтовой конторой для переписки Алексея и Лизы? (дупло дуба)
  14. Кто в повести «был в самом деле молодец»? (Алексей)
  15. Цвет платья, в котором Алексей застал Лизу, внезапно явившись в дом Муромских и намереваясь дать отказ жениться? (белое)
  16. Кто сказал: «Куда нам по-английски разоряться!» (Берестов-старший)
  17.  Кто в повести назван настоящим русским барином? (Муромский)
  18. В чей адрес сказаны слова «черноглазая моя шалунья»? (в адрес Лизы)

Просмотр фрагмента видеофильма по повести «Барышня-крестьянка».

Жюри в это время подводит итог.

Слово жюри.

Заключительное слово ведущего.

Ну что ж, сегодня вы еще раз мысленно перелистали страницы «Барышни-крестьянки» и, думаю, получили истинное наслаждение. Пусть же ваши ошибки станут поводом для перечитывания великолепных произведений великого Пушкина.

Распечатка для учащихся:

____________________________________________

  1. Имя, отчество Берестова?
  2. Имя, отчество Муромского?
  3. Как дома называл свою дочь Муромский?
  4. Как звали служанку Лизы?
  5. Имя пастуха, изготовившего для Лизы лапти?
  6. Имя кузнеца, чьей дочерью назвалась Лиза при первой встрече с Алексеем?
  7. Каким именем назвалась Лиза при ее первой встрече с Алексеем?
  8. Кличка собаки Алексея

_______________________________



Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА № 1.

        С.М. Петров пишет, что " в центре поэмы "Полтава" - изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе. В основу героического содержания поэмы легла идея о том, что Полтавская битва была подготовлена всем развитием петровской России, что это была битва за существование целого народа, за будущность России".

        а) Что Вам известно о Петровской эпохе и Полтавском сражении?

        б) Можно ли считать  Полтавский бой великим историческим событием для России? Как это отразилось в поэме?

КАРТОЧКА № 2.

        А.Н. Соколов замечает, что "Пётр как исторический деятель и как личность - полная противоположность Карлу".

        а) С какими целями участвовал в битве Пётр и Карл?

        б) Можно ли сказать, что противоположность Петра и карла в поэме проявляется в их внешности и поступках?

        в) Как автор выражает своё отношение к императорам?

КАРТОЧКА № 3.

        Т. Галушко считает, "Песнь о вещем Олеге" решает вопрос "о роли и месте поэта (пророка) в истории".

        а) Каким образом изображается кудесник в "Песне о вещем Олеге"? Можно ли считать этот образ аллегорией поэта?

        б) Кто, на ваш взгляд, главный герой произведения: ""заветов грядущего вестник" или князь и его конь?

        в) Если произведение решает вопрос о роли и месте поэта (пророка) в истории, то каким будет ответ?

КАРТОЧКА № 4.

        В.Г. Маранцман видит смысл "Песни..." в следующем: "Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти - залог бессмертия".

        а) Определите, какое бессмертие имелось в виду исследователем?

        б) Как вы думаете, в чём заключается залог бессмертия?

КАРТОЧКА № 5.

        А. Архангельский замечает, что во вступлении к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" "безымянный царь, с его великой творческой мощью, лишён личностного начала".

        а) Почему литературовед называет царя безымянным? Так ли это? Если царь безымянный, то откуда мы знаем, что перед нами Пётр I?

        б) Можете ли вы согласиться с тем, что во вступлении к поэме нет личности Петра ("лишён личностного начала")?

        в) Как показывает поэт творческую мощь своего героя?

КАРТОЧКА № 6.

Е.А. Маймин считает, что вступление "Медного всадника" написано "словами оды", а основная часть поэмы - "эпический рассказ".

        а) Какие слова во вступлении поэмы позволяют назвать его одой? Почему основная часть поэмы названа литературоведом эпическим рассказом?

        б) У "Медного всадника" есть подзаголовок "Петербургская повесть". Указывает ли тот факт, что текст не имеет чётких границ одного жанра, на многозначность его смысла?

КАРТОЧКА № 7.

        Д.Д. Благой считает, что "Полтавой" Пушкин осуществил вековое задание - создать высокохудожественную героическую поэму о Петре".

        а) Можно ли согласиться с тем, что "Полтава" - поэма о Петре?

        б) Как вы думаете, почему поэма была названа "Полтава"?

КАРТОЧКА № 8.

        Ф.В. Булгарин утверждает, что "характера Петра Великого нет в поэме, но есть прекрасный портрет его".

        а) Как вы считаете, может ли быть портрет, но не быть характера?

        б) Согласны ли вы с мнением критика?

КАРТОЧКА № 9.

        Ю.М. Лотман замечает, что "только отказавшийся от всего личного Пётр сохраняет право на память потомков".

        а) Как вы понимаете выражение "право на память потомков? Кто из известных Вам исторических лиц этого удостоился?

        б) Чем заслуживает в поэме "Полтава" Пётр право на память потомков? Объясните своё мнение.

        в) Какова, по вашему мнению, цена бессмертия человека?

КАРТОЧКА № 10.

        И. Михайлова предлагает следующие варианты определения жанра "Песни о вещем Олеге": "былина", "литературная баллада", "народная баллада".

        а) Определите лексическое значение слов былина и баллада. Чем отличаются летопись и баллада, литературная и народная баллады?

        б) В каком жанре написана "Песнь о вещем Олеге"?

КАРТОЧКА № 11.

        А.Г. Вампеев отмечает, что в последней строфе "Песни..." "горечь от смерти Олега преодолевается тризной, которая подчёркивает общую судьбу князя и его коня".

        а) Что вам известно о погребальном обряде (тризне) князя?

        б) В каких словах Олег сожалеет о том, что у него не одна судьба с конём?

        б) В чём тогда смысл странного совпадения?

КАРТОЧКА № 12.

        А.И. Герцен писал: "Пётр I - самый полный тип эпохи, призванный к жизни гений-палач, для которого государство было всё, а человек ничего"?

        а) Говорит ли во вступлении к поэме А.С. Пушкин о гениальности Петра?

        б) Заметили ли вы во вступлении поэмы мысль о том, что для Петра  I "государство было всё, а человек ничего"?

Карточка № 13.

        С.М. Петров пишет: "Пётр  I выступает во введении и как покоритель природы, её стихий, как воплощение победы культуры и цивилизации над такой дикостью и отсталостью, которые до него веками царили "на берегу пустынных волн".

        а) Как вы считаете, говорит ли поэт о покорении природы во вступлении?

        б) Что рассказал А.С. Пушкин о дикости и отсталости некогда пустынных мест, преображённых волею Петра  I?

        в) Действительно ли во вступлении царь показан как воплощение победы культуры и цивилизации?



Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА № 1.

        Г. Бердников в образе Очумелова увидел «холопство и деспотизм».

        а) определите значение слов «холопство и деспотизм».

        б) Можете ли Вы согласиться с тем, что в образе Очумелова в рассказе «Хамелеон» присутствуют холопство и деспотизм?

        В) В чём смысл соединения в полицейском надзирателе (представителе власти и закона) таких противоположных качеств, как холопство и деспотизм?

КАРТОЧКА № 2.

        М.В. Кузнецова пишет: «Главное, что Хрюкин «пострадал» (то есть не получил «удовлетворения» от хозяина собаки и сочувствия от окружающих) совершенно случайно, так же случайно, как мог бы оказаться победителем».

        а) От чего Хрюкин пострадал в рассказе «Хамелеон»?

        б) Действительно ли герой пострадал совершенно случайно? Если да, то от чего зависело поражение или победа Хрюкина?

КАРТОЧКА № 3.

        М.П. Громов отметил следующую особенность творчества А.П. Чехова: «он «существенно сократил описание, сведя портрет к нескольким сильно акцентированным деталям».

        а) С помощью каких деталей дано описание мужика Дениса Григорьева в рассказе «Злоумышленник»?

        б) Что можно сказать о мужике по описанию? Похож ли он на злоумышленника?

КАРТОЧКА № 4.

        М.В. Кузнецова считает, что «грустно и нелепо до смешного» - одна из формул чеховского миропонимания».

        а) Какие эпизоды рассказов А.П. Чехова вызвали у вас смех? Что нелепого и грустного Вы заметили в произведениях писателя?

        б) В чём состоит особенность чеховского миропонимания?

КАРТОЧКА № 5.

        Г.А. Вялый отметил в юморе А.П. Чехова «соединение разнообразных форм и оттенков – от уничтожающего смеха до любовной улыбки. В нём было отрицание и утверждение, гнев и нежность».

        а) Действительно ли смех А.П. Чехова в рассказах «Хамелеон» и «Злоумышленник» разный?

        б) Как Вы думаете, что отрицает (а может быть, и утверждает) писатель в своём творчестве?

КАРТОЧКА № 6.

        А.П. Чехов в одном из писем замечал: «Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев, нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев».

        а) Как бы Вы описали душевное состояние полицейского надзирателя Очумелова в рассказе «Хамелеон»? От чего оно зависит?

        б) Через какие действия передаётся душевное состояние Очумелова?

КАРТОЧКА № 7.

        М.В. Кузнецова делает следующий вывод: в рассказе «Хамелеон» «преклонение перед силой и глумление над беззащитностью – некий общий закон, и ему бездумно подчинены все герои произведения».

        а) Перед какой силой преклоняется полицейский надзиратель Очумелов? Над кем глумятся в рассказе?

        б) Можете ли Вы согласиться с тем, что этому общему закону бездумно подчинены все герои произведения? Докажите это.

КАРТОЧКА № 8.

        Г. Бердников пишет, что некоторыми своими современниками А.П. Чехов воспринимался «как человек идейно бескрылый и беспечный, как литератор, который обо всём – о добре и зле – пишет одинаково безучастно и бесстрастно».

        а) Не показались ли и вам (например, при первоначальном знакомстве) рассказы А.П. Чехова безыдейными? Что в творческой манере писателя, на ваш взгляд, даёт для этого повод?

        б) Согласны ли Вы с тем, что Чехов обо всём – о добре и зле – пишет одинаково безучастно и бесстрастно?

КАРТОЧКА № 9.

        По мнению М. Горького, А.П. Чехов «овладел своим представлением жизни и таким образом стал выше её. Он освещает её скуку, её нелепости, её стремления, весь хаос с высшей точки зрения».

        а) Какая жизнь, по Вашему мнению, отразилась в рассказах «Хамелеон», «Злоумышленник»?

        б) Как Вы поняли, с какой точки зрения изображал А.П. Чехов жизнь? Можно ли назвать эту точку зрения «высшей»?



Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА № 1.

        Е.Н. Басовская замечает, что в былинах "характеры героев не прописаны подробно, каждому свойственны одна-две яркие черты, далеко не все поступки кажутся естественными, их мотивы порой неубедительны, а иногда и вовсе отсутствуют. и всё-таки некоторые былинные образы не лишены чисто человеческого обаяния".

        а) Какие былинные образы вызывают у вас симпатию?

        б) Можете ли вы согласиться с тем, что в былинах характеры героев не прописаны подробно? Если да, то какие черты характера выделяют Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича?

        в) Какие поступки былинных героев вам кажутся нелогичными? Приведите примеры, обратившись, например, к былине "Три поездки Ильи Муромца". Попытайтесь объяснить причины нелогичности поступков героев.

КАРТОЧКА № 2.

        "Эпос был не только исторической памятью народа, но и его достоинством, умом, нравственным кодексом". В.Л. Аникин

        а) Определите лексическое значение слова "эпос".

        б) Если былины являются героическим эпосом, то каков нравственный кодекс известных вам былин?

КАРТОЧКА № 3.

        В учебнике литертауры былина "Вольга и Микула Селянинович" оканчивается похвалой мужичков Микуле. Но текст имеет следующее продолжение:

        Тут приехали ко городу ко Курцеву,

        Стали по городу похаживати,

        Стали города рассматривати:

        "Как этот третьего дни был, да мужиков он бил!"

        А мужички-то стали собиратися,

        Собиратися они да думу думати:

        Как бы прийти да извинитися

        А им низко бы да поклонитися.

        Тут проговорил Вольга Святославович:

        "Аи же ты, Микула Селянинович!

        Я жалую от себя тремя городами со крестьянами.

        Оставайся здесь да ведь грошовую!"

        а) Что нового сообщает концовка былины?

        б) Почему Вольга считает, что лучшие наместником посадить Микулу?

        в) Согласны ли вы с тем, что только приведённое завершение былины может раскрыть её идею? Если да, то в чём идея былины?



Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА № 1.

При первом издании повесть Л.Н. Толстого «Детство», по воле Н.А. Некрасова, имела заглавие: «История моего детства», чем возмущался Л.Н. Толстой: «Кому какое дело до истории моего детства».

        а) Сердитая реплика Толстого проясняет ли, на Ваш взгляд, то, о чём его повесть, как её надо понимать?

        б) А вам интересна была бы история детства именно Льва Толстого? Что бы вы хотели узнать об этом детстве?

КАРТОЧКА № 2.

        В отечественном литературоведении сложилось мнение, что с образом Николеньки Иртеньева связана одна из самых любимых и задушевных мыслей Л.Н. Толстого – мысль о громадных возможностях человека, рождённого для движения, для нравственного и духовного роста.

        а) Видно ли из глав «Классы» и «Наталья Савишна» то, что человек рождён «для движения»? Если да, то в чём вы это увидели?

        б) Заметили ли Вы при чтении повести нравственный и духовный рост её главного героя?

КАРТОЧКА № 3.

        И.Ф. Смольников задаётся следующим вопросом: «В повести «Детство» 28 глав, и почти в каждой главе герой плачет. Он плачет 18 раз. Много ли это или мало?»

        а) Не показалось ли Вам, что герой повести часто плачет? Что бы Вы ответили на вопрос исследователя?

        б) чем вызваны слёзы Николеньки? Могли бы Вы назвать причины слёз важными, принципиальными?

КАРТОЧКА № 4*.

        М.Б. Храпченко отмечает, что в повести «Детство» «подробности чувств, душевная жизнь в её внутреннем течении выступают на первый план, отодвигая собою интерес событий».

        а) Заметили ли Вы при чтении подробности чувств в повести «Детство»?

        б) Как раскрывает эти подробности Л.Н. Толстой?

        В) Действительно ли душевная жизнь в произведении отодвигается на второй план интерес событий? Аргументируйте свой ответ.

        КАРТОЧКА № 5.

         Л.Д. Опульская пишет о повести «Детство», что это «внешне незамысловатое повествование о детстве… близкого автору по происхождению и нравственному облику Николеньки Иртеньева».

а) Как Вы понимаете определение «внешне незамысловатое»? Подходит ли оно к главам «Классы» и «Наталья Савишна»?

б) Есть ли в повести какой-то внутренний, более глубокий её смысл?

КАРТОЧКА № 6.

И.Ф. Смольников замечает, что у читателя при чтении «Детства» создаётся впечатление «активной и мгновенной реакции ребёнка на радость и боль, которые причиняют ему люди, на огорчения, которые он сам порой приносит тем, кого искренне любит».

а) Приведите доводы о мгновенной реакции героя повести на радость и боль?

б) Часто ли окружающие причиняют боль маленькому ребёнку?

в) Какие огорчения приносит Николенька окружающим? Чем они вызваны?

КАРТОЧКА № 7.

К.Н. Ломунов отмечает: «Поэтизируя детские годы своего героя, Толстой не скрыл их теневых сторон».

а) Действительно ли писатель не скрывает теневых сторон детства Николеньки? Какие теневые стороны показаны в повести?

б) То, что автор «не раскрывает теневых сторон детства» героя, - это достоинство или недостаток повести? Почему?

КАРТОЧКА № 8.

В 1908 году Л.Н. Толстой писал: «Когда я написал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства».

а) Почувствовали ли Вы «прелесть и поэзию детства» в повести Толстого?

Б) Когда была опубликована повесть «Детство»? О чём, по вашему мнению, может свидетельствовать мнение Л.Н. Толстого об этой повести в 1908 году?



Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА № 1.

        А.Н.Соколов видит смысл "Песни про купца Калашникова" в "противопоставлении прошлого настоящему". Поэтому "своему поколению", "дремлющему в бездействии", М.Ю.Лермонтов противопоставляет людей, умеющих действовать, бороться".

        а) Что Вам известно о времени, когда создавалась поэма?

        б) Как вы считаете, а сам М.Ю. Лермонтов "дремал в бездействии" или действовал, боролся? Объясните своё мнение.

КАРТОЧКА № 2.

        В.С.Баевский писал: "В этой поэме мы видим ясно выраженное отношение к власти, любовное изображение ... характеров не односторонне героических, а повседневных, со своими слабостями и достоинствами".

        а) Кто в "Песне про купца Калашникова" представляет власть?

        б) какой показана власть в этом произведении? Как бы Вы определили авторское отношение к власти?

        в) Можно ли увидеть в характере Степана Калашникова слабости и достоинства? А в характере Кирибеевича?

КАРТОЧКА № 3.

        А.Н.Соколов считает, что "в сцене поединка, ещё не вступив в бой с Кирибеевичем, Калашников одерживает над своим противником моральную победу".

        а) Как вы понимаете выражение №моральная победа"? Чем такая победа отличается от физической? Какая победа важнее?

        б) Согласны ли Вы с точки зрения исследователя?

        в) О чём тогда говорит окончание поэмы?

КАРТОЧКА № 4.

        И.Андронников пишет, что в "Песне..." М.Ю.Лермонтов "возвеличил простого русского человека: Степан Калашников выходит на бой с царским любимцем и, убив его, не хочет повиниться перед царём".

        а) Как вы считаете, почему Калашников не захотел повиниться перед царём?

        б) В чём проявилось возвеличивание простого русского человека?

 

КАРТОЧКА № 5.

        К.М.Азаров утверждает, что в "Песне..." "каждый герой является носителем страсти: Калашников - чести, Кирибеевич - любви".

        а) Какие строчки "Песни..." позволяют согласиться с такой точкой зрения? Приведите примеры.

        б) Как вы считаете, подлинна ли честь Калашникова и любовь Кирибеевича? Чем вызвана Каждая из старстей?

        в) Почему в поэме эти положительные качества человека противопоставляются?

КАРТОЧКА № 6.

        "В Грозном совмещаются два начала: жестокость и благородство. Грозный, можно сказать, олицетворяет судьбу, рок". К.М.Азарова

        а) Согласны ли вы с тем, что в "Грозном совмещаются два начала: жестокость и благородство"?

        б) Как вы поняли, что олицетворяет собой Грозный?

        в) В чём заключается идея произведения?



Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА № 1.

        П.А.Николаев пишет: "Подлинное чудо искусство: читателя не покидает ощущение, что был на свете исторический прототип тараса Бульбы или просто он сам".

        а) Какое впечатление произвела на Вас повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"? Чем было вызвано ощущение исследователя?

        б) Определите лексическое значение слова "прототип". Что Вам известно об истории создания произведения?

КАРТОЧКА № 2.

В.Г. Белинский так определил своеобразие юмора Н.В. Гоголя: "Его повести смешны, когда Вы их читаете, и печальны, когда Вы их прочтёте".

        а) Какие эпизоды в повести вызвали у Вас смех?

        б) Стало ли вам грустно после прочтения "Тараса Бульбы"? Почему?

        в) Встречались ли Вы в других произведениях писателя с этой особенностью его творчества? Если да, то чем это объясняется?

КАРТОЧКА № 3.

        П. Вайль и А.Генис считают, что "Гоголю неинтересно представлять Андрия заурядным предателем. Он должен быть равен Тарасу и Остапу".

        а) Можно ли назвать Андрия заурядным предателем?

        б) В чём Андрий равен Тарасу и Остапу, а в чём - нет?

КАРТОЧКА № 4.

        Е.Н Куприянова пишет, что в повести "Тарас Бульба" "... история смыкается с современностью по принципу контраста красоты героического прошлого вольнолюбивого "племени" с безобразием тусклостью его крепостнического бытия".

        а) Что вам известно о времени создания повести "Тарас Бульба"?

        б) Определите значение слова "контраст". Действительно ли жизнь в повести контрастирует со временем, когда жил Гоголь?

КАРТОЧКА № 5.

        В.Г. Белинский писал: "Бульба - герой, человек с железным характером, железной волею... Вы содрогаетесь от Бульбы, хладнокровно лишающего мать детей, убивающего собственною рукою родного сына..., и вы же смеётесь над ним, дерущимся на кулачки со своим сыном, пьющим горилку со своими детьми... И причина этого комизма ... заключается не в способности автора находить во всём смешные стороны, но в верности жизни".

        а) Какое впечатление на вас произвёл Тарас Бульба? Над какими его поступками Вы содрогались, а над какими смеялись?

        б) Какие черты характера Тараса Бульбы Вы считаете главными?

        в) Действительно ли характер Бульбы верен жизни?

КАРТОЧКА № 6.

        "Автору "Тараса бульбы" чужды все, кто не разделяети его веры в Россию. У него русское - это не просто особенное, но самое лучшее: " Нет, братцы, так любить, как русская душа... Нет, так любить никто не может!" С.И. Машинский

        а) Как показано в повести, что русское - это не просто особенное, но самое лучшее?

        б) Присутствует ли в произведении вера в Россию? Докажите это.



Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА № 1.

        "Весь мир и сам герой предстают у Некрасова в состоянии крайнего потрясения, совмещения несовместимого». М.Н. Бойко.

        а) Что может вызвать потрясение в стихотворениях «Вчерашний день, часу в шестом» и «Размышления у парадного подъезда»?

        б) Следует ли говорить в отношении этих произведений о совмещении несовместимого? Если да, то в чём это проявляются?

КАРТОЧКА № 2.

        Л.Я. Гинзбург отмечает следующую особенность творчества Н.А. Некрасова: он «вводит «низкие» слова, которые приобретают поэтический смысл».

        а) Какие «низкие», не поэтические слова, образы, ситуации можно увидеть в стихотворении «вчерашний день, часу в шестом»?

        б) Можно ли сказать, что «низкие» слова приобретают смысл трагический и ужасный, отражают социальную трагедию угнетённых?

КАРТОЧКА № 3.

        Я.А. Токарева считает, что «чувство долга, основное в характеристике Трубецкой, призывает её оставить семью и столицу и отправиться вслед за мужем в Сибирь».

        а) Как в поэме объясняется, почему княгиня Трубецкая оставляет семью и отправляется за мужем в Сибирь?

        б) Существенно ли для образа героини то, что именно чувство долга, а не какое-либо другое (например, любовь) призывает её оставить семью и столицу? Расскажите об авторском замысле.

        

КАРТОЧКА № 4.

        Н. Скатов утверждает, что поэма «Княгиня Трубецкая» обрывается «кульминационным взрывом».

        а) Определите лексическое значение слова «кульминация».

        б) Каким эпизодом заканчивается поэма «Княгиня Трубецкая»? Можно ли назвать его кульминационным?

КАРТОЧКА № 5.

        В. Турбин писал о стихотворении Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом»: «Это – газетная поэзия; это – стихи, так сказать, в номер: вечно торопящийся, озабоченный репортёр некой газеты, побывал на Сенной и уже через час, примостившись на краю стола в прокуренной комнате секретариата, на обрезках гранок набросал стихи».

        а) О чём могут рассказывать стихи в номер? Какая форма подачи события в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» позволяет отнести его к стихам в номер?

        Б) Действительно ли две последние строчки стихотворения опровергают мнение В. Турбина, позволяя увидеть большее, чем стихи в номер? Почему?

КАРТОЧКА № 6.

Ю.В. Лебедев отмечает, что в поэме «Русские женщины» «характер героини мужает и крепнет в дороге, в ходе встреч и знакомств, сближений и столкновений с разными людьми».

а) Как характеризует княгиню Трубецкую её дорога в Сибирь?

б) Случайно ли то, что поэма начинается и заканчивается дорогой? Какой смысл приобретает дорога в поэме?

КАРТОЧКА № 7*.

        По мнению Д. Быкова, «женщина в лирике Некрасова обречена, и судьба её тем трагичнее, катастрофа тем неотвратимее, чем больше внутренняя сила героини».

        а) Могли бы Вы назвать характер княгини Трубецкой обладающим большой внутренней силой? Почему?

        б) Что Вы знаете о судьбе жён декабристов? Указывает ли что-то в тексте поэмы на обречённость, трагичность судьбы героини?

        в) В чём заключался смысл поступка жён декабристов?



Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА № 1.

        А.С. Пушкин писал: "Ломоносов был великий человек. Между Петром Первым и Екатериной Второй он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом".

        а) Как вы поняли, почему Пушкин называет Ломоносова "великим человеком"?

        б) Что ознанают слова: "Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом"?

        в) Что ещё вы могли бы прибавить к названным заслугам Ломоносова?

КАРТОЧКА № 2.

        Т.Ф. Курдюмова отмечает "научные истины в поэтической форме, юмор стихотворения "Случились вместе два Астронома в пиру..."

        а) Заметили ли вы научные истины в этом стихотворении? Если да, то какие?

        б) Определите значение слова "юмор". В чём проявляется юмор в стихотворении "Случились вместе два Астронома в пиру..."?



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 ЛИТЕРАТУРА 7 КЛАСС

        Главнейшие роды литературы: эпос, лирика, драма (1 час).

        Роды литературы. Богатство и разнообразие их жанров. Судьба эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Постоянное обновление жанров. Новое содержание и старые формы.

        Теория. Роды и жанры литературы.

Фольклор и его жанры (1 час).

        Жизнь жанров фольклора: самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры УНТ. Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьба школьного фольклора. Былина "Садко" (1 час). Герои и события новгородских былин. История обогащения. Элементы сказки в былине. Энергия и удачливость как достоинства героя. Былина "Садко" и одноимённая опера Римского-Корсакова. Сатирическая драма "Барин" (1 час). Народный театр на ярмарках и гуляньях. народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма "Барин" как  пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры., именуемые "фофанцы". Ученики в роли "фофанцев". Знакомство с жанрами народной драматургии и их особенностями.

        Теория. Жанры народного театра. Живые жанры современного фольклора. Особенности цикла новгородских былин.

        ЛИТЕРАТУРА  XIX ВЕКА И ЕЁ ЖАНРЫ ( 2 ЧАСА).

        Самые популярные жанры литературы XIX века. Золотой век русской поэзии. Лирика и поэмы. Классические жанры русской прозы XIX века: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. связь жанров. Расцвет жанра басни в начале века.

        Теория. Жанры эпоса. Жанры лирики. жанры драмы.

        Из истории басни. Басня в античной литературе. Басни Эзопа., Ж. де Лафонтена. Русская басня XVIII века. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX века. Великий баснописец - И.А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.

        Теория. Басня и притча.

        Василий Андреевич Жуковский ( 2 часа).

        Сюжеты и герои баллад. Цензурные преграды при их публикации. Авторы, "подсказавшие" Жуковскому сюжеты баллад (Гёте, Шиллер и др.). Баллада "Рыбак" - перевод одноимённой баллады Гёте. Сюжет баллады и фольклор. Образ русалки в знакомых ученикам произведениях и его воплощение в прозе и в балладе. Баллада "Перчатка". Смелость рыцаря и чувство собственного достоинства. Героя и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова.

        Из истории баллады.  Истоки жанра баллады. Место баллад Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей XIX и XX веков. Баллады Эдгара По "Аннабель - Ли". Баллады в устном народном творчестве, в школьном фольклоре.

        Теория. Романтическая баллада.

        Джордж Гордон Байрон (2 часа).

        "Хочу я быть ребёнком  вольным...". "Стансы". "Романс". "В день моего тридцатишестилетия". Романтическаий настрой и трагическое мировосприятие в его лирике: "Душа моя мрачна", ""Видение Вальтасара" и др. Свободное владение формой. Байрон и Пушкин. Байрон и Лермонтов.

        Теория. Романтическая лирика.

        Александр Сергеевич Пушкин ( 4 часа).

        "Элегия", "К портрету Жуковского", "Певец". "Эпиграмма". "Стансы". "Друзьям". "Моя эпитафия". "Барышня-крестьянка". "Дубровский". Богатство тематики и разнообразие лирических и эпических жанров в творчестве А.С. Пушкина. "Повести Белкина". "Барышня-крестьянка". Герои повестей. Автор и его решение вопросов композиции повести. Незавершённый роман "Дубровский". Особенности сюжета. Слияние признаков любовного и социального романов. Герои романа и их судьбы.

        Теория. Жанры лирики поэта. Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман.

        Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

        Теория. Роман.

        Михаил Юрьевич Лермонтов ( 3 часа).

        "Нет, я не Байрон, я другой...". "Элегия". "Стансы". "Песня". "Романс". "Эпиграммы и мадригалы". "Эпитафия". Различные жанры в творчестве поэта. Стихотворение "Смерть поэта" и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора. Герои поэмы "Мцыри" и его исповедь. романтический сюжет и романтический герой. Особенности романтического пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирике и поэме.

        Теория. Романтический герой. Рифма. "Словарь рифм" Лермонтова.

        Николай Васильевич Гоголь (4 часа).

        "Ревизор". История создания комедий. Россия XIX века в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Женские образы комедии. мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. "Хлестаковщина". Сценическая исория комедии (театр, кино).

        Теория. Афиша комедии. Ремарки.

        Образ героя драматического произведения. Особенности отражения действительности на страницах драматического произведения. Структура драматического произведения и его герои. Ремарки и диалог как приёмы создания образа.

        Иван Сергеевич Тургенев ( 2 часа).

        Стихотворения в прозе. ("Русский язык", "Собака", Дурак", "Щи" и др) Творческая лаборатория писателя и история создания "Стихотворений в прозе". Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений. "Русский язык" - выражение преданной и безграничной любви к Родине. Соотнесение личной судьбы с судьбой страны.

        Теория. Стиль.

        Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3 часа).

        "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил". Сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Жанровое определение произведения и его условности. Сюжет сказки. Герои - два генерала и их кормилец - мужик. Особенности сатирического образа. Сатира и гротеск.

        Теория. Гротеск.

        Из истории жанра сатиры. Сатира - одна из форм комического. Сатира "Как гром негодования, гроза духа" (В.Г. Белинский). Сатира в произведениях классиков: Пушкина и Лермонтова и Щедрина.

        Теория. Сатира в лирике и эпосе.

        Николай Семёнович Лесков (2 часа).

        "Левша". Жанр - сказ. Сюжет и герои сказа. особенности стиля прозы Лескова, "тонко знающего русский язык и влюблённого в его красоту" (М.Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герой сказа: Левша, Платов, Цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история постановки сказа.

        Теория. Сказ как жанр эпоса.

        Марк Твен ( 1 час).

        Америка и её люди в зеркале сатиры Твена. Повести "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна" как автобиографические повести юмористао детстве и отрочестве. Рассказ "Как я редактировал сельскохозяйственную газету" как памфлет. Особенности сатиры Твена. Сюжет, герои и приёмы изображения. Гротеск как приём.

        Теория. Памфлет.

        Антон Павлович Чехов (2 часа).

        Юмористические рассказы молодого Чехова. "Хирургия". Стремительность развития сюжета. Необычность оформления юморески "Жалобная книга". Выразительность юмористических характеристик героев. Забавный набор реплик. Безудержный юмор и жизнелюбиен повествования. Инсценировки рассказов Чехова по выбору. Конкурс инсценировок.

        Теория. Юмореска.

        Портрет героя в различных жанрах художественных произведений (2 часа).

        Искусство портрета в творчестве писателей XIX века. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в поэме. Портрет в лирическом произведении. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства.

        Теория. Портрет.

        Подведём итоги. Жанры художественной литертауры XIX века.

        Артур Конан Дойл (1 час).

        "Пляшущие человечки". Детективный рассказ как жанр. Его специфика. Сюжет и герои.

        ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА И ЕЁ ЖАНРЫ.

        Теория. Новые жанры в искусстве.

        Лирика начала ХХ века (5 часов).

        Отрадение духовных поисков человека ХХ века в лирике. В.Я. Брюсов. "Гимн человеку", "Труд"; И.А. Бунин. "Изгнание", "У птицы есть гнездо...",; К.Д. Бальмонт. "Бог создал мир из ничего..."; Игорь Северянин. "Не завидуй другу..."; Р. Киплинг. "Если...", "Заповедь" идр. Нравственная проблематика в лирике ХХ века. Богатство и разнообразие жанров и формы стиха.

        Теория. Сонет (1 час).

        Максим Горький (5 часов)

        Максим Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. "Старуха Изергиль". Сочетание в рассказе реалистического повествования и легендо Данко и Ларре. "Легенда о Данко" как утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении "Старуха Изергиль". Романтический сюжет и романтический образ Данко. "Старый Год".

        Теория. Место эпических жанров в творчестве писателей ХХ века.

        Владимир Владимирович Маяковский (2 часа).

        Проблема творчества в произведении "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче". Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. мир Маяковского - мир гипербол. "Необычайное приключение..." как гимн творчеству. Сатирические гимны поэта. "Гимн обеду". Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.

        Теория. Тонический стих Маяковского.

        Михаил Афанасьевич Булгаков (2 часа).

        "Ревизор с вышибанием" - сатира на злобу дня и на невежество героев "новой постановки". Связь реального события и сюжета "Ревизора" Гоголя. Участники крохотной юмористической сценки. Необычная связь эпиграфа с текстом.

        Теория. Драматическая сценка.

        Константин Георгиевич Паустовский (2 часа).

        Поэтическая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества ("Золотая роза"). "рождение рассказа". Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъёма, вдохновения. Природа и окуружающие люди как причина возникновения творческого импульса.

        Теория. Замысел и его реализация в произведении искусства.

        Роман - повесть - рассказ. Особенности эпических произведений, их общность и отличия. Роман и его судьба. Повесть и рассказ. Возможность примерного разграничения этих трёх эпических жанров.

        Теория. Роман. Повесть, Рассказ. Связь между жанрами эпоса.

        Великая Отечественная война в художественной литературе (2 часа).

        Песня. очерк. новелла. рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, в которых на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны. привлечение произведений, изученных ранее.

        Михаил Александрович Шолохов.

        "Они сражались за Родину"(фрагменты). Битва за Родину в первые месяцы войны. трагические события отступления армии. Эпизоды боёв в южных степях страны. Стойкость и героизм учатников сражений.

        Теория. Описание событий войны по их живым следам.

        Фёдор Александрович Абрамов (1 час).

        "О чём плачут лошади". Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и её диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека.

        Теория. Сюжет и аллегорические герои.

        Александр Трифонович Твардовский (1 час).

        "Как после мартовских метелей...", "Июль - макушка лета...". Богатство тематики Твардовского. Тема ВОв и мирных трудовых будней (повторение). Лирические раздумья поэта. Картины родной природы. Природа и человек.

        Теория. Тематика лирики.

        Александр Вампилов (2 часа).

        "Несравненный Наконечников". Водевильное решение проблемы выбора призвания. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьёзные проблемы весёлого жанра. Замысел незавершённого водевиля.

        Теория. Водевиль.

        Жанры произведений и различные виды описаний. Место и роль портрета, пейзажа, интерьера в произведениях различных родов и жанров.

        Валентин Григорьевич Распутин (2 часа).

        "Уроки французского". Трудные годы в жизни страны на страницах рассказа. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, её умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

        Теория. Война на страницах послевоенной прозы.

        Жанры фантастики. Роберт Шекли (2 часа).

        Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Рассказ "запах мысли". Герой - Лерой Кливи и обитатели планеты З - М - 22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении.

        Теория. Жанры научной фантастики.

        Из истории эссе (1 час). Особенности жанра. Популярность в литературе. "Радость творчества" - эссе К.Г. Паустовского.

        Теория. Эссе.

        Из истории пародии (1 час). Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия разных эпох и её роль в истории литературы. Козьма Прутков и его "творчество". Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.

        Теория. Пародия. Фельетон. Шарж.

        Итоги (3 часа).

        Итоги чтения за год и анализ составляющих его жанров. Жанры, которые используются в деловой речи учеников. Рекомендации по самостоятельному чтению во время каникул. Самостоятельное чтение и литературные игры на досуге.

        



Предварительный просмотр:

ТЕСТ № 1.

  1. Кого из героев можно назвать главным в рассказе «Хамелеон»?

а) Очумелова;

б) Хрюкина;

в) щенка;

г) генерала.

2. Каково авторское отношение к героям рассказа «Хамелеон»?

        а) сочувствие;

        б) негодование;

в) высмеивание;

г) безразличие.

3. В чём смысл заглавия рассказа «Хамелеон»?

        а) в рассказе высмеивается лицемерие и ханжество;

        б) метафорическое обозначение чиновничества;

        в) глубокий метафизический смысл.

4. Чувство ритма прозы и её музыкального звучания коренится в

        а) нахождении соответствий прозаического и какого-нибудь музыкального произведения;

        б) грамотном составлении композиции произведения;

        в) прекрасном знании и тонком чувстве родного языка.

5. Кого в рассказе А.П. Чехова можно назвать «хамелеоном»?

        а) Очумелова;

        б) Хрюкина;

        в) Елдырина;

        г) повара;

        д) толпу зевак.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ № 1.

1. Каково отношение А.С.Пушкина к Петру I в поэме "Медный всадник"?

        а) востордение;

        б) негативное;

        в) двойственное;

        г) равнодушное.

2. Какими средствами А.С. Пушкин передаёт свой восторг от Петербурга?

        а) внутренними монологами;

        б) прямыми авторскими оценками;

        в) с помощью героя-рассказчика;

        г) через демонстрацию мнения Петра I.

3. Как можно определить пафос вступления к "Медному всаднику"?

        а) задумчивый, печальный;

        б) трагический;

        в) философский;

        г) торжественный.

4. Расположите события, описываемые А.С. Пушкиным в поэме "Полтава", в хронологическом порядке:

        появление  Петра I,; смотр войск; Пётр приветствует полки; Карл даёт сигнал к началу сражения; первый утренний бой; победа России; Полтавская битва; пир Петра I.

5. Как можно объяснить авторское местоимение "мы", употребляемое А.С. Пушкиным в "Полтаве", хотя он не был участником битвы? "Мы" -

        а) армейские командиры;

        б) русская армия, войска;

        в) Россия, её будущее.

6. На какие чувства читателя воздействует А.С.Пушкин в привиедённом описании боя?... Швед, русский - колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон...

        а) зрительное восприятие;

        б) звуковое восприятие;

        в) духовное состояние.

7. Определите жанр "Песни о Вещем Олеге"

        а) былина;

        б) поэма;

        в) баллада;

        г) легенда.

8. Что явилось источником для создания "Песни о Вещем Олеге"?

        а) "Повесть временных лет";

        б) "история государства Российского" Н.М.Карамзина;

        в) исторические хроники.

9. Какой художественный приём использует автор, повторяя стихи "... Они/ бойцы/ поминают минувшие дни/ И битвы, где вместе рубились они..."?

        а) анафора;

        б) гипербола;

        в) рефрен;

        г) сравнение.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ ПО ТЕМЕ "БЫЛИНЫ".

ВАРИАНТ № 1.

1. К какому роду литературы относятся былины?

        а) лирика;

        б) драма;

        в) эпос.

2. Выбрать определние жанра былины.

        а) Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси;

        б) Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности;

        в) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений.

3. Написать известные вам виды былин.

4. Соотнести названия былин с циклами.

        а) "Садко"                                         1) Киевский цикл

        б) "Три поездки Ильи Муромца"         2) Новгородский цикл.

5. Выбрать имена, не относящиеся к "младшим богатырям".

        а) Илья Муромец;

        б) Алёша Попович;

        в) Добрыня никитич;

        г) Скимен-зверь.

6. Какое событие соответствует кульминационному моменту былины?

        а) Ссора богатыря и князя;

        б) Поединок богатыря, в котором он одерживает победу;

        в) Пир у князя.

7. Каким стихотворным размером написаны былины?

        а) Двухсложный (ямб, хорей);

        б) Трёхсложный (дактиль, амфибрахий, анапест);

        в) Былинный стих.

8. Выбрать определение гиперболы.

        а) Один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

        б) Один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам;

        в) Один из тропов, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака.

9. Какой из перечисленных признаков былин не соответствует истине?

        а) Былина - исконно русский жанр;

        б) Былина - правдивый исторический рассказ;

        в) Былина родственна мифу;

        г) Былина рисует картину мироздания.

10. К какому циклу относится былина "Садко"?

        а) Киевские былины;

        б) Новгородские былины.

11. К какому древнему повествованию былина ближе?

        а) Сказка;

        б) Легенда;

        в) Миф;

        г) Историческая повесть.

12. Выписать гиперболы в приведённом фрагменте былины.

        Приезжает дружинушка хоробрая,

        Пять молодцев да ведь могучих,

        Ко той ли ко сошке кленовенькой;

        Они сошку да вокруг вертят,

        А не могут сршку из земли поднять,

        Из омешиков земельку повытряхнуть.

13. Соотнести имена русских богатырей и черты, наиболее для них характерные.

        а) Илья Муромец;             1) удалой, буйный, азартный;

        б) Алёша Попович;           2) мудрый, степенный, уверенный в себе, предусмотрительный;

        в) Василий Буслаев;         3) трудолюбивый, неторопливый, хозяйственный;

        г) Микула Селянинович;    4) неопытный, наглый, ленивый, хитроватый.

14. С какой целью Вольга Святославович отправляется в путь-дорогу?

        а) мир посмотреть;

        б) на войну;

        в) за данью;

        г) к гости к князю Владимиру.

15. "Былины - это древние песнопения о славных подвигах богатырей, исполняющиеся нараспев по звон гуслей". Н.Н. Костанян.

        а) Какие известные вам былины подтверждают это определение? В чём отличие былины от сказки?

        б) Какие качества богатырей славят былины? Приведите примеры.

        в) Можно ли сказать, что былины выражают мечту народа о сильном и добром защитнике земли Русской?



Предварительный просмотр:

ТЕСТ № 1.

  1. Какова главная черта характера Николеньки?

а) несговорчивость;

б) самонадеянность;

в) высокомерие;

г) склонность к самоанализу.

  1. Почему Николенька плачет, после того как Наталья Савишна попросила у него извинения за свою несдержанность?

а) он продолжает сердиться на Наталью Савишну;

б) ему стыдно за свои мысли о «доброй старушке»;

в) он понимает, что отплатить за обиду невозможно.

  1. Как связаны между собой события внутренней и внешней жизни героя?

а) они описываются параллельно;

б) Л.Н. Толстой не показывает внутренний мир персонажа;

в) события внешней жизни служат средством раскрытия внутреннего состояния;

г) события внешней и внутренней жизни взаимосвязаны.

  1. Какой представляется автору жизнь в дворянской усадьбе?

а) скучной и безрадостной;

б) полной и содержательной;

в) суетной и бездуховной;

г) поэтичной и одухотворённой взаимной любовью.

      5. Почему повесть Л.Н. Толстого «Детство» названа автобиографической?

            а) автор пишет о своих близких;

б) в повести изображена родовая усадьба графов толстых;

в) автор описывает своё детство и жизнь в родовой усадьбе.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ № 1.

1. Какие из приведённых характеристик не отражают своеобразие поэмы "Песня про купца Калашникова"?

        а) Изображается столкновение двух сил: народной и самодержавной;

        б) Язык порэмы;

        в) Композиционное постороение;

        г) Сохранение основных атрибутов песенно-былинной манеры.

2. Определите жанр "Песни о купце Калашникове".

        а) былина;

        б) песня;

        в) поэма;

        г) баллада.

3. Каким предстаёт в "Песне о купце Калашникове" царь Иван Васильевич?

        а) добрым царём-батюшкой;

        б) жестоким, бессердечным властителем;

        в) справедливым и мудрым правителем.

4. Соотнесите элементы композиции "Песни..." и соотвествующие им моменты произведения:

        а) экспозиция;          1) встреча Кирибеевича с Алёной;

        б) завязка;                2) казнь Калашникова;

        в) кульминация;        3) рассказ о могиле;

        г) развязка;               4) пир у Грозного;

        д) эпилог;                 5) сцена кулачного боя.

5. С каким фольклорным персонажем перекликается образ Калашникова?

        а) сказочный добрый молодец;

        б) былинный богатырь;

        в) Соловей - разбойник;

        г) Владимир Красно Солнышко.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ № 1.

1. Определите жанр "Русских женщин".

        а) повесть;

        б) поэма;

        в) рассказ;

        г) баллада.

2. Каково авторское отношение к княгине Трубецкой?

        а) сочувствует её доле;

        б) восхищается её мужество;

        в) не разделяет убеждений героини;

        г) осуждает героиню.

3. Каким в "Размышлении..." нарисован образ вельможи?

        а) сочувственно;

        б) сатирически;

        в) реалистические;

        г) обличительно.

4. Чем отличается последняя часть стихотворения (начиная со слов "Родная земля...") от всего произведения?

        а) пафосом;

        б) темой;

        в) ритмикой;

        г) средствами художественной выразительности.

5. Каким предстаёт иркутский генерал-губернатор в поэме?

        а) внимательным и заботливым;

        б) властным и жестоким;

        в) мудрым и проницательным;

        г) упрямым и самонадеянным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс материалы к урокам литературы

Разработка уроков литературы по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"...

10 класс материалы к урокам литературы

Разработка уроков литературы по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Контрольные работы по литературе 8 класс. Материалы к уроку

Контрольные работы по литературе 8 класс. Материалы к уроку...

6 класс. Материалы к уроку по теме "Модуль"

6 класс. Материалы к уроку по теме "Модуль"...

10 класс. Материалы к уроку: Площади многогранников

10 класс. Геометрия. Материалы к уроку: Площади многогранников. Задачи подобраны из открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ...

8 класс. Материалы к уроку: Сокращение алгебраических дробей.

8 класс. Материалы к уроку: Сокращение алгебраических дробей.(разложение квадратного трехчлена на множители)...