Современны требования к преподаванию родных языков.
материал на тему

Арсланова Рамиля Хамзиевна

Современны требования к преподаванию родных языков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremenny_trebovaniya_k_prepodavaniyu_rodnykh_yazykov.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Современны требования к преподаванию родных языков.

        За последние десятилетия требования к системе образования в корне меняются. Произошли заметные изменения и в системе образования Республики Башкортостан. Введение нормативно-подушевого финансирования вносит существенные  изменения в организацию изучения родных языков, в т.ч. башкирского языка как государственного, формирование национальных классов в школах с русским языком обучения.

        В 2008-2009 учебном году удалось сохранить прежние позиции в национальном образовании. На родном языке обучаются и изучают родной язык 73% учащихся нерусской национальности. Не изменилось и количество изучаемых родных языков. В 1279 школах обучение велось на родном – башкирском, татарском, марийском, чувашском и удмуртском языках.

        В новом учебном году в связи с оптимизацией в сети образовательных учреждений количество национальных школ несколько сократится, поскольку отдельные начальные и основные школы стали филиалами базовых школ, некоторые из-за отсутствия контингента учащихся временно закрыты.

        Ведётся большая работа по созданию соответствующей современным требованиям материально-технической базы преподавания родных языков. Школы республики полностью укомплектованы учебными пособиями по родным языкам.

        Заметно улучшился качественный состав учителей, однако отделам образования районов и руководителям школ необходимо продолжить целенаправленную работу по обеспечению общеобразовательных учреждений квалифицированными кадрами с соответствующим образованием.

        Правительством Республики Башкортостан, Министерством образования РБ проводится большая работа по стимулированию труда учителей, повышению мотивации учащихся к изучению родных языков. С 2006 года реализуется национальный проект «Образование», в рамках которого награждаются лучшие учителя России. Отрадно, что в конкурсе активно участвуют и учителя родных языков.

        В 2009 году премии Президента России был удостоен 71 учитель, в том числе 42 учителя башкирского, 12 татарского, 4 учителя марийского, 2 чувашского, 1 учитель удмуртского языка и литературы и 10 учителей – «Культуры Башкортостана».

        Повышению квалификации учителей родных языков способствуют профессиональные конкурсы, проводимые Министерством образования РБ и Министерством образования и науки РФ. В прошлом году во Всероссийском конкурсе «Учитель года родных языков» участвовала победитель межрегионального конкурса «Учитель года башкирского языка и литературы – 2008» В.М. Ситдикова и заняла III место.

        Профессиональные конкурсы способствуют повышению авторитета учителя, выявлению лучших представителей учительства, распространению передового педагогического опыта, стимулируют педагога к повышению квалификации.

        Однако в отделах образования некоторых районов не уделяется должного внимания профессиональным конкурсам, они не проводятся либо проводятся формально. Поэтому на республиканских и межрегиональных конкурсах могут выступить неподготовленные участники.

        В прошлом учебном году педагогам России и общественности была предложена новая педагогическая инициатива «Наша новая школа».

        В проекте выделены пять ключевых направлений развития общего образования. В качестве одного из главных направлений выдвигается работа с одарёнными детьми. Поддержка талантливой молодежи предполагает создание специальной системы по выявлению и поддержке одарённых детей и формированию среды для проявления и развития способностей каждого ребёнка. Основной формой выявления и развития способностей каждого ребёнка. Основной формой выявления и развития одарённости является олимпиадное движение. Сегодня республиканские олимпиады проводятся по 6 языкам с охватом более 800 человек. В том числе более 500 учащихся по 5 родным (башкирскому, татарскому, марийскому, чувашскому, удмуртскому) языках. Учащиеся из Абзелиловского, Альшеевского, Аскинского, Баймакского, Бакалинского, Дюртюлинского, Зилаирского, Илишевского, Ишимбайского, Калтасинского, Мелеузовского, Миякинского, Стерлитамакского, Учалинского районов и г. Сибай, Стерлитамак, Уфа ежегодно на олимпиадах показывают хорошие результаты. Вместе с тем нельзя отметить, что учащиеся некоторых районов не способны выполнить даже половину предложенных заданий олимпиады.

        Министерством образования Республики Башкортостан и Башкирским институтом образования проводится большая работа, направленная на поощрение на поощрение научно-исследовательской деятельности учащихся. Таковыми являются республиканский конкурс сочинений на родных языках «Пою мою республику», республиканский форум «День родного языка», конференции Малой академии наук.

        В этом году на республиканский конкурс сочинений поступило 644 сочинения на 13 языках, в прошлом году – на 10 языках. С 15 по 17 сентября 2009 года работала республиканская комиссия по проверке сочинений учащихся. Есть работы, достойные высокой оценки.

         Но в последние годы республиканский конкурс сочинений на родных языках больше огорчает, чем радует. На конкурс поступают работы низкого уровня, как по содержанию, так и по оформлению. Создаётся впечатление, что учащиеся постепенно разучиваются писать сочинения. Согласно Положению на республиканский конкурс направляются сочинения, занявшие 1-е места в районе или городе. Поэтому отдельные работы вызывают недоумение: как может занять место в районе сочинение, в котором есть стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки. Всё это приводит к заключению, что в отдельных районах конкурс практически не проводится.

        Данные мероприятия проводятся в целях развития мотивации у учащихся к изучению родных языков, именно поэтому конкурсы и олимпиады предлагается провести в несколько этапов: школьный, муниципальный и республиканский с целью охвата наибольшего количества.

        Упорной и целенаправленной работы требует подготовка учащихся к участию в Республиканском конкурсе юных сказителей эпоса «Урал батыр». нельзя подготовить участника за короткий срок. Он должен понять суть произведения, проникнуться духовными истоками культуры, истории народа, обладать великолепной памятью, всеми качествами ораторского искусства, артистическими способностями, чтобы довести до слушателя гениальный эпос.

        Следующим из пяти ключевых направлений развития общего образования проекта «Наша новая школа» является задача обновления образовательных стандартов, включающих требования к структуре образовательных программ, к условиям реализации и требования к результатам их освоения.

        В 2007 году по заказу Министерства образования Республики Башкорстостан были разработаны стандарты по предметам национально-регионального компонента и утверждены на коллегии министерства. Новые требования, озвученные проектом «Наша новая школа», требуют пересмотра этих стандартов, и работа в данном направлении начата. В настоящее время разрабатывается Лингвокультурологическая концепция преподавания русского, башкирского и других родных языков в общеобразовательных учреждениях РБ, учитывающая социокультурную и психологическую сущность языка. По развитию этой концепции в течении десятилетий плодотворно работает профессор Л.Г. Саяхова. Взаимосвязь языка как духовного богатства народа, подход к языку как культурно-исторической среде, формирующей языковую личность – один из основополагающих принципов лингвокультурологии. В ближайшем будущем она составит основу новых образовательных программ башкирского и других родных языков.

        Министерством образования Республики Башкортостан также разрабатывается Концепция развития национального образования, которая должна стать основополагающим документом в развитии национального образования, преподавания родных языков. Если прежней Концепцией в качестве приоритетной задачи было сформулировано возрождение национальной школы с обучением на родном языке, то новой Концепцией становится более глобальная задача – возрождение этноса на новом уровне в соответствии с мировыми требованиями через сферу национального образования. Родной язык выступает как основной фактор формирования национально-духовных основ личности, осознающей свою этническую принадлежность и включенной в общечеловеческую культуру.

        Как уже было отмечено, новые госстандарты включают требования к условиям реализации образовательных стандартов, которые предусматривают создание комфортной среды и наличие кадров, способных осуществить эту задачу. Учителя должны соответствовать инновационной профессиональной деятельности, т.е. владеть технологиями развивающего обучения, обладать ключевыми профессиональными качествами.

        Предполагаемое начало внедрения новых стандартов в начальных классах – сентябрь 2010 года. Готовы ли сегодня, особенно национальные школы, к таким нововведениям? Думается, что не совсем. В сельских школах мало учителей, применяющих технологию развивающего обучения, в каждом районе их всего несколько человек, на уроках же остальной части учителей преобладает репродуктивный момент обучения. Поэтому одной из основных задач методистов по родным языкам, которые отвечают на национальное образование, и методистов по начальному образованию в текущем учебном году будет переподготовка учителей начальных классов национальных школ для работы в новых условиях.

        Необходимо уделить особое внимание повышению квалификации учителей родных языков и подготовке молодых специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание родных языков по современным технологиям обучения.

Преподавание родных языков становится очень важным в нашем совре­менном мире. Сегодня, когда дети потихоньку переходят на русский язык, нам, учителям, надо не только научить правильно разговаривать на...

Доклад "Преподавание родных языков по современным технологиям"

Доклад "Преподавание родных языков по современным технологиям"...

Современные требования в преподавании английского языка

На сегодняшний день стратегической целью российского образования является воспитание успешного поколения граждан страны, владеюших адекватными знаниями, навыками и компетенциями, в соответствии с наци...

Современные требования в преподавании английского языка

Создание и организация условий, инициирующих ученическое действие...

В Челябинске пройдет межрегиональный мастер-класс, посвящённый лучшим современным практикам преподавания родных языков народов России

4 сентября 2020 года в Челябинске, на базе Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования пройдет межрегиональный мастер-класс «Лучшие педагогические практ...

Статья "Современные технологии в преподавании родного языка"

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса о...

Статья "Современные технологии в преподавании родного языка"

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса о...