Урок литературы в 11-м классе. "В мире расколотом надвое" (М.А. Шолохов "Тихий Дон")
план-конспект урока (11 класс) на тему

Гринкевич Галина Григорьевна

Цель урока: определить с учащимися суть шолоховской концепции гражданской войны в романе-эпопее.

Задачи урока: учиться работать с текстом, находить “ключи” в нём для ответа на вопрос, осмысливать, отбирать “изюминку” в тексте для себя.

Эпиграф к уроку:

“В гражданской войне нет правых и виноватых,

нет справедливых и несправедливых,

 нет ангелов и нет бесов, как нет победителей.

В ней есть только побеждённые –

мы все, весь народ, вся Россия”.

 

Борис Васильев

“Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей гражданской войне – чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, всё равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война в моем понимании”                                                                                              Борис Васильев   

   

Вступительное слово учителя.

“Тихий Дон” - это роман о судьбах народа в переломную эпоху. Но он конкретно – историчен по своей фабуле, и судьбы героев соотнесены с этой исторической реальностью. Поэтому, чтобы понять роман, надо обратиться к действительности, обращенной в нем. Шолохов повествует о тяжелом моральном состоянии народа, который доведен до отчаяния. И когда он берется за шашку, то теряет меру сдержанности и осмотрительности. Льется кровь с обеих сторон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit._sholokhov._v_mire_raskolotom_nadvoe.docx47.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11-м классе.

"В мире расколотом надвое" (М.А. Шолохов "Тихий Дон")

Цель урока: определить с учащимися суть шолоховской концепции гражданской войны в романе-эпопее.

Задачи урока: учиться работать с текстом, находить “ключи” в нём для ответа на вопрос, осмысливать, отбирать “изюминку” в тексте для себя.

Эпиграф к уроку:

“В гражданской войне нет правых и виноватых,

нет справедливых и несправедливых,

 нет ангелов и нет бесов, как нет победителей.

В ней есть только побеждённые –

мы все, весь народ, вся Россия”.

Борис Васильев

“Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей гражданской войне – чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, всё равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война в моем понимании”                                                                                              Борис Васильев    

   

Вступительное слово учителя.

“Тихий Дон” - это роман о судьбах народа в переломную эпоху. Но он конкретно – историчен по своей фабуле, и судьбы героев соотнесены с этой исторической реальностью. Поэтому, чтобы понять роман, надо обратиться к действительности, обращенной в нем. Шолохов повествует о тяжелом моральном состоянии народа, который доведен до отчаяния. И когда он берется за шашку, то теряет меру сдержанности и осмотрительности. Льется кровь с обеих сторон.

А каковы общественные взгляды самого писателя? Он против насилия, тем более совершаемого в такой форме, которая разрушает все нравственные нормы. Шолохов никому не прощает жестокости. Попрание закона человечности – тяжкое преступление, не имеющее никаких оправданий. Так мыслит народ. Так считает и выразитель его дум и психологии Шолохов.

  1. Сообщение темы, цели, задачи урока.
  2. Определяя суть шолоховской концепции гражданской войны, я бы хотела обратить ваше внимание, ребята, и внимание гостей к размышлениям современных писателей, историков, которым открылось новое видение событий тех лет. Так Борис Васильев утверждает: (чтение эпиграфа к уроку).

Словарная работа

Суть – самое главное, существенное.

Концепция - система взглядов на что-нибудь, основная мысль.

В справедливости сказанного нас убеждает роман-эпопея “Тихий Дон”. Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелейшие последствия. Чем же объясняют тот уровень правды исследователи? Откуда Шолохов черпал эту Правду?

Правда
http://festival.1september.ru/articles/313471/img1.gif

Подобно Л.Н.Толстому в повести “Хаджи-Мурат”. “Мир людской, разворошенный революцией…”

А как же Шолохов рисует, этот людской мир, разворошенный революцией?

Один из излюбленных приёмов автора – рассказ – предварение.

Словарная работа:

Предварение – т.е.сделать что-то раньше забегая вперед.

Так Шолохов в 5 части романа в 1 главе (концовка) пишет “До января на хуторе Татарском…” (читается отрывок)

- Какое сочетание слов является в этом отрывке ключевым?

http://festival.1september.ru/articles/313471/img2.gif

они то и сломают привычный уклад жизни донского казачества. Оттого-то и сущность событий, изображенных в романе трагедийная, потому что она затрагивает судьбу огромных слоёв населения. Именно огромных:

- Сколько действующих персонажей в романе-эпопее? (Более семисот)

  1. Главные
  2. Эпизодические
  3. Названные по именам
  4. Безымянные

И Шолохова волнует их судьба.

Так что же происходило на Дону в годы гражданской войны? Как сам Шолохов называет это явление гражданской войны?

http://festival.1september.ru/articles/313471/img3.gif

Расказачивание казачества

т.е. суть шолоховской концепции в романе показать, как происходило на самом деле. (РАСКАЗАЧИВАНИЕ КАЗАЧЕСТВА)

Чем оно сопровождалось?

– массовым террором.

Обратимся к тексту романа, к его эпизодам

  • Массовый террор ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста)
  • Бесчинства красных ч.6.гл.16 (чтение отрывка текста)
  • Список расстрелянных ч.6.гл.24 (чтение отрывка текста)

- Как Шолохов изображает это время?

- Как рисует будущее?

“Все Обдонье жило потаённой, придавленной жизнью… мгла нависла над будущим”

Об этом говорит Шолохов!

- А как казаки воспринимают это время?

Петро Мелехов (о разделении народа) ч.6.гл.2 (чтение отрывка текста)

Мирон Григорьевич (о жизни) ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста)

- Что скажет Шолохов о людях?

“Набычился народ, осатанел” т.е.стал злым, жестоким http://festival.1september.ru/articles/313471/img4.gifозверел

Обратите внимание, какие верные слова выбирает Михаил Шолохов!

И мы сегодня не можем пройти мимо тех сцен, которые изображают эту ЖЕСТОКОСТЬ

- Казнь Подтёлкова и его отряда

- казнь Лихачёва

- как убивали 25 коммунистов

ч.5.гл.30 (чтение отрывка текста) – повесили

ч.6.гл.31(чтение отрывка текста) – зверски зарубили

ч.6.гл.54 (чтение отрывка текста) – зверски истязал

http://festival.1september.ru/articles/313471/img5.gif

“…А в Пономарёве всё ещё пыхали …” (ч.5.гл.30) (чтение отрывка текста)

Почему Шолохов не ищет правых и виноватых, а только перечисляет?

- Что же происходит в мире расколотом надвое?

Убийства img4.gif (892 bytes)насильственное прерывание жизни, право на которое не дается человеку, и не оправдывается ничем!

Поэтому он никого не оправдывает и не винит.

- А как он относится к насильственной смерти?

Отвергает!

- Что же он противопоставил жестокости?

http://festival.1september.ru/articles/313471/img6.gif

Учащиеся рассуждают о символах.

Трудно бывает остановить человека, когда разум его помрачён враждой и местью.

- Кто мстит и кому?

Мишка Кошевой застрелил деда Гришаку, сжёг курень Коршунова и ещё 7 домов!!

Митька Коршунов “всю семью Кошевого вырезал, тот же Мишка Кошевой убивает Петра Мелехова, а затем становится зятем Мелеховых”.

- Но можно ли остановить месть?

Можно!

И кто же, по мнению Шолохова, может остановить жестокость, задуматься над смыслом жизни?

Бессловесная природа!

Она лишена страстей и исполняет данное ей предназначение: ПОДДЕРЖИВАЕТ ТОРЖЕСТВО

ЖИЗНИ

Поэтому – то многие в 1928 году удивились необычному в нашей литературе – концовке II-ой книги романа. На Дону полыхает гражданская война, гибнут люди, погиб так же бессудно красноармеец Валет. (зачитать сцену похорон красноармейца Валета).

- Итак, какие две жизненные реалии сталкиваются в одном эпизоде? Что они несут?

http://festival.1september.ru/articles/313471/img7.gif

Можно дать как Д/З.

- Так о чём же напоминает скорбный лик божьей матери? В чём суть этой надписи?

- О чём Шолохов напоминал, жившим тогда и нам, нашему поколению? Чему учит?

- Какую главную мысль отстаивает?

Итак, природа выбирает жизнь.

- А люди?

Люди же на распутье, они ищут, мечутся. Их суровое время поставило перед выбором.

Ч.6.гл.16.

- Ты какой же стороны держишься?

- Ты, кажется, принял красную веру?

- Ты в белых был? Беленький? Офицер, а?

Эти вопросы задавали одному и тому же человеку – главному герою романа М.А.Шолохова

Григорию Мелехову.

- А он отвечает на них?

Нет.

- Почему?

Он устал.

- От чего?

От войны.

- Так в чем же, по-вашему, суть гражданской войны?

В ломке человека! В его непостоянствеhttp://festival.1september.ru/articles/313471/img4.gif колебанияhttp://festival.1september.ru/articles/313471/img4.gif метания http://festival.1september.ru/articles/313471/img4.gifрождает злобу http://festival.1september.ru/articles/313471/img4.gifвражду http://festival.1september.ru/articles/313471/img4.gifместь http://festival.1september.ru/articles/313471/img4.gifв озверение.

Об этом говорил и Л.Н.Толстой в повести “Хаджи - Мурат”

- А концепция Шолохова какова?

Прекратить братоубийственную войну!

- А концепция Бабеля?

Отвергает войну.

- А Фадеев?

Показывает ломку человека (Левинсон).

Его поступки оправданы высшей целью.

А так истолковывает свою позицию Борис Васильев. (Чтение записи на доске)

Поэтому-то и мечта главного героя романа Григория Мелехова пожить мирным тружеником, семьянином, но она постоянно разрушается жестокостью гражданской войны.

Ч.6. гл.10

И вновь контраст, но уже эмоциональный!

И так от эпизода, к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей жизни.

- внутренне стремление его как человека к миру

- в окружающей жизни – война.

Так что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого “недоуменного” существования? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, к труду на земле?

Шолохов не отвечает на эти вопросы. Своим “Тихим Доном” писатель М.Шолохов обращается и к нашему времени, учит искать нравственные и эстетические ценности не на путях классовой нетерпимости и войны. Если судить по нынешнему времени, одним из актуальных вопросов в наше время является межнациональный конфликт. Внутри России и сейчас идёт гражданская война. (Чечня, Нагорный Карабах) Искать же эти ценности надо на путях мира и гуманизма, братства и милосердия.

Россия нынче тоже в муках великого передела, она в мире расколотом надвое, она пока ещё на распутьеЧто будет с ней? Что будет с нами?

И сегодняшний урок я хочу закончить словами Ф.И.Тютчева. Прав он был, говоря:

Умом Россию не понять, 
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать – 
В Россию можно только верить.

И действительно, хочется верить, что победит всё-таки разум. Иначе нельзя, невозможно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в русле новых технологий "Душу мира- маму береги" (Расул Гамзатов) (По произведению В.А.Сухомлинского «Легенда о материнской любви»)

Данная презентация поможет при проведении урока по произведению Сухомлинского В.А. "Легенда о материнской любви". Метод двойного дневника, составление синквейнов, создание символа Души разнообразят ра...

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

урок литературы по теме "Петербург Достоевского. Лик мира сего"

Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Очень уж не любят 10-классники моего любимого Достоевского, поэтому такие уроки призваны измениьт мнение ребят о творчестве великого ру...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе. Тема: Мир, расколотый надвое

Конспект урока с презентацией по роману  М.А. Шолохова  "Тихий Дон"...

"В мире расколотом надвое" (по роману-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон")

quot;В мире расколотом надвое" (по роману-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон")...

Разработка урока литературы для учащихся 7 класса по теме: "Совершенство сонета. И.А.Бунин "Мира". Истолкование. Восприятие"

Разработка  урока литературы для учащихся 7 класса  по теме:  "И.А.Бунин.  Сонет "Мира".  Разработка содержит  тезисный план урока,  предполагаемые от...