урок литературы по теме "Петербург Достоевского. Лик мира сего"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Шейкина Сания Геннадьевна

Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Очень уж не любят 10-классники моего любимого Достоевского, поэтому такие уроки призваны измениьт мнение ребят о творчестве великого русского классика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

       

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:

«ПЕТЕРБУРГ

                 ДОСТОЕВСКОГО.

   ЛИК МИРА СЕГО»      

                                                  2 0 0 5

ИТАК, РЕБЯТА, ВЫ НАЧАЛИ ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ЗАМЕЧАТЕЛЬ-

НОГО РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО, ЕГО ТАЛАНТЛИВОГО РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», КСТАТИ ГОВОРЯ, ОДНОГО ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ ЧУТЬ ЛИ НЕ ВО ВСЕЙ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Я ДУМАЮ,ЧТО ВЫ УЖЕ ЗНАЕТЕ СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА. СКАЖИТЕ, КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОСТАВИЛО У ВАС ПРОЧТЕНИЕ ЭТОГО РОМАНА? О ЧЕМ ВЫ ЗАДУМАЛИСЬ, ЧИТАЯ ЕГО?

ИТАК, ТЕМА СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА ТАКОВА: «ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО. ЛИК МИРА СЕГО». А ЭПИГРАФОМ К НАШЕМУ УРОКУ СТАНУТ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ПУШКИНСКИЕ СТРОКИ:

ГОРОД ПЫШНЫЙ, ГОРОД БЕДНЫЙ,

ДУХ НЕВОЛИ, СТРОЙНЫЙ ВИД,

СВОД НЕБЕС ЗЕЛЕНО-БЛЕДНЫЙ,

СКАЗКА, ХОЛОД И ГРАНИТ».

СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ ДОЛЖНЫ ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ТЕКСТА ПОДОЙТИ К ПОНИМАНИЮ РОЛИ ПЕТЕРБУРГА В СУДЬБЕ ГЕРОЕВ РОМАНА, УВИДЕТЬ, КАК СОЗДАЕТСЯ ОБРАЗ ТУПИКА, В КОТОРОМ ОКАЗАЛИСЬ ГЕРОИ, КАК ИЗОБРАЖАЕТ ПИСАТЕЛЬ УНИЖЕННЫХ И ОСКОРБЛЕННЫХ. И НАЧАТЬ ОСМЫСЛЕНИЕ ГЛАВНОГО КОНФЛИКТА РОМАНА – КОНФЛИКТА ГЕРОЕВ И ВРАЖДЕБНОГО ИМ МИРА.

ПЕТЕРБУРГ НЕ РАЗ СТАНОВИЛСЯДЕЙСТВУЮЩИМ ЛИЦОМ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. КРАСОТУ СЕВЕРНОЙ ПАЛЬМИРЫ, ЕЕ БЕСЧИСЛЕННЫХ ФОНТАНОВ И АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ВОСПЕЛИ МНОГИЕ ПОЭТЫ. А.С.ПУШКИН, НАПРИМЕР, В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»  ВСПОМИНАЕТ  КРАСОТУ ПЕТЕРБУРГСКИХ БЕЛЫХ НОЧЕЙ. (ОТРЫВОК ИЗ РОМАНА)

ДАВАЙТЕ ЗАЧИТАЕМ ЭТИ СТРОКИ.

В ПОЭМЕ «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» ПУШКИН РИСУЕТ ПЕТЕРБУРГ КАК ГОРОД РУССКОЙ СЛАВЫ. ДАВАЙТЕ  ПОСЛУШАЕМ И ЭТИ СТРОКИ. (ОТРЫВОК)

НО ТОТ ЖЕ ПУШКИН ЧУВСТВУЕТ, ЧТО ПЕТЕРБУРГ НЕОДНОЗНАЧЕН, ЧТО ЭТО ГОРОД СОЦИАЛЬНЫХ КОНТРАСТОВ. ЛИШНЕЕ ТОМУ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ НАШ ЭПИГРАФ.

ТЕМА ПЕТЕРБУРГА. НАМЕТИВШАЯСЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА, БЫЛА РАСШИРЕНА И УГЛУБЛЕНА ГОГОЛЕМ В ЕГО «ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЯХ», КОТОРЫЕ БЫЛИ НАПИСАНЫ В ПЕТЕРБУРГЕ И ГДЕ ГОРОД СТАЛ ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. ОДНА ИЗ ПОВЕСТЕЙ ТАК И НАЗЫВАЕТСЯ – «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ». Я ДУМАЮ, ВЫ ЕЕ ПОМНИТЕ. В НЕЙ ГОГОЛЬ ИЗОБРАЖАЕТ УЛИЦУ КАК ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, ОНА – ИСТОЧНИК ВСЕХ НЕСЧАСТИЙ И ЗОЛ. БОЛЬШОЙ МАСТЕР, ГОГОЛЬ ОБРАЩАЕТСЯ К ВЕЛИКОЛЕПНОМУ САТИРИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ – ОБНАЖАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ САМОДОВОЛЬСТВО И НИЧТОЖЕСТВО. В МОДНЫХ СЮРТУКАХ, БЛЕСТЯЩИХ МУНДИРАХ, В ТЯСЯЧА ФАСОНАХ ШЛЯПОК, ПЛАТЬЕВ, ПЛАТКОВ ВЫСТАВЛЯЕТСЯ НА ОБОЗРЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ ДВОРЯНСКАЯ СПЕСЬ, ЧВАНСТВО И ПОШЛОСТЬ. БЕСПЕЧНАЯ ПРАЗДНОСТЬ – ОСНОВНАЯ ЧЕРТА ЭТОЙ УЛИЦЫ.

НО СУЩЕСТВУЕТ И ИНАЯ СТОРОНА ЖИЗНИ ГЛАВНОЙ УЛИЦЫ СТОЛИЦЫ. ОНА РАСКРЫВАЕТСЯ В РАННЕЕ УТРО, КОГДА НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ ЗАПОЛНЯЕТСЯ СОВЕРШЕННО ДРУГИМИ ФИГУРАМИ: «МАЛЬЧИШКАМИ. БЕГУЩИМИ. КАК МОЛНИИ С ГОТОВЫМИ САПОГАМИ В РУКАХ»;  МУЖИКАМИ, «В САПОГАХ, ЗАПАЧКАННЫХ ИЗВЕСТЬЮ», «ТОЛКУЮЩИМИ О СЕМИ ГРОШАХ МЕДИ»; ЛАКЕЯМИ, «ШВЫРЯЮЩИМИ НИЩИМ ИЗ ДВЕРЕЙ КОНДИТЕРСКИХ ОБЬЕДКИ».

ИЗОБРАЖАЯ НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ СУТОК, ГОГОЛЬ КАКБЫ ХАРАКТЕРИЗУЕТ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ ПЕТЕРБУРГА. НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ ДЛЯ ПИСАТЕЛЯ – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ВСЕГО ГОРОДА, ТЕХ ЖИЗНЕННЫХ КОНТРАСТОВ, КОТОРЫЕ ОН ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ.

ЧИТАЯ РОМАН «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», МЫ ВИДИМ, ЧТО СВОЙ ПЕТЕРБУРГ И У ДОСТОЕВСКОГО. ИСТОРИЯ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТОСКУДНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА НЕ ПОЗВОЛЯЛИ ПИСАТЕЛЮ ИМЕТЬ СОБСТВЕННОГО ЖИЛЬЯ, ОН ПОСТОЯННО МЕНЯЛ КВАРТИРЫ НЕ В БОГАТЫХ РАЙОНАХ СТОЛИЦЫ, А НА ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «СЕРЕДИННЫХ» УЛИЦАХ, ЧТО НАХОДИЛИСЬ ЗА БОГАТЫМИ КВАРТАЛАМИ, В УГЛОВЫХ ДОМАХ. ЛИШЕННЫХ ВСЯКОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ГДЕ ЛЮДИ ТАК И КИШАТ. ИМЕННО ПО СЕРЕДИННЫМ УЛИЦАМ ИДУТ ГЕРОИ ДОСТОЕВСКОГО. ЧАСТО ВЫХОДЯТ НА СЕННУЮ ПЛОЩАДЬ, ГДЕ ЕЩЕ В 18 ВЕКЕ БЫЛ ОТКРЫТ РЫНОК ДЛЯ ПРОДАЖИ СКОТА, ДРОВ. СЕНА. ГДЕ КРЕПОСТНЫЕ ПОДВЕРГАЛИСЬ ПУБЛИЧНОМУ НАКАЗАНИЮ. ПОМНИТЕ, У НЕКРАСОВА В СТИХОТВОРЕНИИ «ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ ЧАСУ В СЕДЬМОМ...» УПОМИНАЕТСЯ  СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ. (ЧТЕНИЕ СТХ-Я) 

В ДВУХ ШАГАХ ОТ ГРЯЗНОЙ СЕННОЙ ПЛОЩАДИ НАХОДИЛСЯ НЕКИЙ СТОЛЯРНЫЙ ПЕРЕУЛОК (ТОТ САМЫЙ, УПОМИНАЕМЫЙ ДОСТОЕВСКИМ В РОМАНЕ), СОСТОЯВШИЙ  ИЗ 16 ДОМОВ, В КОТОРЫХ НАХОДИЛОСЬ АЖ 18 ПИТЕЙНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. И ГЕРОИ РОМАНА ПРОСЫПАЮТСЯ ОТ ПЬЯНЫХ ОКРИКОВ ЗАВСЕГДАТАЕВ, КОТОРЫЕ ПОД УТРО ПОКИДАЮТ КАБАКИ.

ИТАК, МЫ С ВАМИ ДОЛЖНЫ СОБРАТЬ ВОЕДИНО ВСЕ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЧАСТИ: ПЕЙЗАЖИ, СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ, ОПИСАНИЯ-ИНТЕРЬЕРЫ И УВИДЕТЬ, КАКОВ ЖЕ ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ОН ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ РОМАНА И ВЫЯСНИТЬ:

    РОЛЬ ПЕТЕРБУРГА В СУДЬБЕ ГЕРОЕВ РОМАНА 

         /                                           \                                                \

       /                                               \                                                \

ПЕЙЗАЖИ               СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ           ОПИСАНИЯ-ИНТЕРЬЕРЫ

-ДАВАЙТЕ НАЧНЕМ С ПЕЙЗАЖЕЙ. СКАЖИТЕ. ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ РОМАНА МНОГОЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ОПИСАНИЙ ПРИРОДЫ? ДАВАЙТЕ ПОДБЕРЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ К СЛОВУ «ПЕЙЗАЖ», ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЕГО ПО ОТНОШЕНИЮ КО ВРЕМЕНИ ГОДА, СУТОК, МЕСТУ ДЕЙСТВИЯ.

-КАКОЙ ПЕЙЗАЖ ПРЕОБЛАДАЕТ В РОМАНЕ?  (ЛЕТНИЙ, ВЕЧЕРНИЙ, ГОРОДСКОЙ)

-КОГДА МЫ ГОВОРИМ СЛОВО «ПЕЙЗАЖ», ЧТО МЫ СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЕМ? (ЧТО-ТО КРАСИВОЕ, ПРЕКРАСНОЕ)

-ТАКОВЫ ЛИ ПЕЙЗАЖИ В РОМАНЕ ДОСТОЕВСКОГО?

ДАВАЙТЕ ОБРАТИМСЯ К ТЕКСТУ И НАЙДЕМ ПЕЙЗАЖНЫЕ ЗАРИСОВКИ.

ВСЕ ЭТИ ЗАРИСОВКИ РИСУЮТ НАМ РАЗНЫЕ КАРТИНЫ ИЛИ ОДНУ? КАКУЮ?

-КАКИЕ СЛОВА ПОМОГАЮТ ВАМ ЯРЧЕ ПРЕДСТАВИТЬ ЭТУ КАРТИНУ.

ДАВАЙТЕ ИХ  ПЕРЕЧИСЛИМ. (ОТКРЫВАЕМ ЛИСТ)

-КАКОЕ СЛОВО ЗДЕСЬ ПОВТОРЯЕТСЯ, ЯВЛЯЯСЬ КАК БЫ КЛЮЧЕВЫМ? (ЖАРА)

ПОЧЕМУ, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ? ТОЛЬКО ЛИ ПОТОМУ, ЧТО НА УЛИЦЕ ЛЕТО И ОЧЕНЬ ЖАРКО, НЕ СВЯЗАНА ЛИ ЭТА ЖАРА С СОСТОЯНИЕМ ЛЮДЕЙ?  (ЭТО НЕВЫНОСИМАЯ  ЖАРА  И ДУХОТА В ПЕТЕРБУРГСКИХ КВАРТАЛАХ  ИМЕЕТ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ЭТО ТА ДУШНАЯ АТМОСФЕРА ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ, В КОТОРОЙ ВЫЗРЕВАЮТ ПРЕСТУПНЫЕ МЫСЛИ)

ВСЁ ЭТО ПЕЙЗАЖИ ВЕЧЕРНИЕ, КАК МЫ УЖЕ СКАЗАЛИ. А ЕСТЬ ЛИ В РОМАНЕ НОЧНЫЕ ПЕЙЗАЖИ И КАКОЙ ПЕРСОНАЖ РИСУЕТСЯ НА ФОНЕ НОЧНОГО ПЕЙЗАЖА? (ЧТЕНИЕ «НОЧЬ ПЕРЕД САМОУБИЙСТВОМ СВИДРИГАЙЛОВА)

-СКАЖИТЕ, ЧЕМ  ЭТОТ ПЕЙЗАЖ  ПОХОЖ НА ПРЕДЫДУЩИЕ? (ЖАРКО)

-НАСТОРАЖИВАЕТ ЛИ ВАС ЧТО-НИБУДЬ В ЭТОМ ПЕЙЗАЖЕ? ЧТО ПРОИСХОДИТ, КАК РАЗВИВАЮТСЯ  СОБЫТИЯ? (ГРАДАЦИЯ, СХЕМА)

ДАЛЕЕ ДОСТОЕВСКИЙ РСУЕТ НАМ ЕЩЕ ОДИН ПЕЙЗАЖ, СВЯЗАННЫЙ С ЭТИМ ГЕРОЕМ. ДАВАЙТЕ ЗАЧИТАЕМ ЕГО.

- ВЫ  ПОМНИТЕ, КУДА ИДЕТ ГЕРОЙ? (ИЩЕТ МЕСТО ДЛЯ САМОУБИЙСТВА)

-КАКИЕ ЭПИТЕТЫ АВТОР ПОДБИРАЕТ ДЛЯ ЭТОГО ПЕЙЗАЖА? (ОТКРЫВАЕМ0 О ЧЕМ ОНИ ГОВОРЯТ?  НАЧНЕМ СО СКОЛЬЗКОЙ. ГРЯЗНОЙ  МОСТОВОЙ – ВСПОМНИТЕ, КАК ЖИЛ СВИДРИГАЙЛОВ? (ЕШ=ЩЕ В МОЛОДОСТИ ВСТУПОИЛ НА СКОЛЬЗКИЙ  ПУТЬ БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ. ИСПАЧКАЛСЯ В ЕЕ ГРЯЗИ)

ТЕПЕРЬ, КОГДА ЕМУ ЗА 50, ЧТО С НИМ СЛУЧИЛОСЬ? КАКОЕ СВЕТЛОЕ ЧУВСТВО ОЗАРИЛО ЕГО ТЕМНУЮ ДУШУ? (ЛЮБОВЬ) ПРИНИМАЕТ ЛИ ДУНЯ ЕГО ЛЮБОВЬ?

ПОЧЕМУ ОН ИЗОБРАЖЕН, БРЕДУЩИМ В ГУСТОМ, МОЛОЧНОМ  ТУМАНЕ, КРУГОМ УНЫЛО И ГРЯЗНО, ОПЯТЬ ЯРКО-ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ, ЗАКРЫТЫЕ СТАВНИ – ИДТИ НЕКУДА, ВЫХОДА НЕТ, БЕЗЫСХОДНОСТЬ, ЗАКРЫТЫЕ СТАВНИ – НИКТО НЕ ЖДЕТ, ВЫХОД ОДИН – СВЕСТИ СЧЕТЫ С ЖИЗНЬЮ.

-РЕБЯТА, А ВЫ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ, ЧТО В РОМАНЕ ОЧЕНЬ ЧАСТО ВСТРЕЧАЕТСЯ УПОМИНАНИЕ МОСТОВ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО СИМВОЛИЗИРУЕТ МОСТ В ЖИЗНИ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА? (ЭТО ПРАВО НА ВЫБОР.КАЖДЫЙ ХОТЬ РАЗ В ЖИЗНИ СТОИТ НА ПЕРЕПУТЬЕ, У КАЖДОГО СВОЙ МОСТ, И КАЖДЫЙ САМ РЕШАЕТ – ПЕРЕЙТИ ЕГО ИЛИ ОСТАТЬСЯ НА ЭТОМ БЕРЕГУ.) НАВЕРНОЕ ИМЕННО ПОЭТОМУ В РОМАНЕ ДОСТОЕВСКОГО ВОЗНИКАЮТ МОСТЫ. ПОМНИТЕ, ПЕРВЫЙ РАЗ РАСКОЛЬНИКОВ ОКАЗЫВАЕТСЯ НА МОСТУ И МЫ ВИДИМ ЕЩЕ ОДИН ПЕЙЗАЖ. ОБРАТИМСЯ К ТЕКСТУ. (ЧТЕНИЕ)

ПОСЛЕ ЧЕГО ДАЕТСЯ ЭТОТ ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ? (ПОСЛЕ СНА)

В КАКОМ СОСТОЯНИИ НАШ ГЕРОЙ? (ИЗ ТЕКСТА) ОН НА КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ ИЗБАВИЛСЯ ОТ НАВАЖДЕНИЯ, ОН РЕШИЛ, ЧТО НЕ СМОЖЕТ СОВЕРШИТЬ УБИЙСТВО, ПОЧУВСТВОВАЛ ОБЛЕГЧЕНИЕ. ГЕРОЙ ТИХ И СПОКОЕН, НО ЧТО НАС НАСТОРОЖИЛО, КАКОЙ ЦВЕТ? ЧТО ОН ВИДИТ? ЯРКИЙ ЗАКАТ ЯРКО-КРАСНОГО СОЛНЦА. ЧТО ЭТО ЗА ЦВЕТ? МЫ, КОНЕЧНО, ПОНИМАЕМ, ЧТО ОН НЕ ИЗБАВИЛСЯ ОТ СТРАШНОЙ СВОЕЙ ИДЕИ. НУ ЧТОЖЕ, ДАВАЙТЕ ПОДЫТОЖИМ НАШИ НАБЛЮДЕНИЯ. КАКОВ ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ? КАКИЕ ТОНА ПРЕОБЛАДАЮТ ЗДЕСЬ? (СЕРЫЕ, МРАЧНЫЕ, ЖЕЛТЫЕ, ГРЯЗНЫЕ) ИСПОЛЬЗУЕТ ЛИ АВТОР КРАСИВЫЕ, ЗВУЧНЫЕ ЭПИТЕТЫ?  МЫ ПЕРЕХОДИМ К СЛЕЛУЮЩЕМУ ЭТАПУ НАШЕГО УРОКА – СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ. РАССМОТРИМ СЦЕНУ НА НКОЛАЕВСКОМ МОСТУ. (ПЕРЕСКАЗ) В ЭТОЙ СЦЕНЕ УПОМИНАЕТСЯ ДВУГРИВЕННЫЙ – ХУД.ДЕТАЛЬ. УЖЕ УПОМИНАВШАЯСЯ РАНЬШЕ. РАСКОЛЬНИКОВУ ДАЮТ ДВУГРИВЕННЫЙ. МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ ВСПОМНИТЕ. ГДЕ ЕЩЕ УПОМИНАЕТСЯДВУГРИВЕННЫЙ? (ДЕВОЧКА НА БУЛЬВАРЕ) КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, РОЛЬ ЭТОЙ ДЕТАЛИ? СОВЕРШИВ УБИЙСТВО,  РАСКОЛЬНИКОВ СЧИТАЕТ СЕБЯ СИЛЬНЫМ МИРА СЕГО. А ЕГО ПРИНИМАЮТ ЗА НИЩЕГО, ДОСТОЙНОГО ТОЛЬКО ЖАЛОСТИ И СОСТРАДАНИЯ И ЕГО МУЧАЕТ ВОПРОС, ТАК КТО ЖЕ ОН : «ТВАРЬ ДРОЖАЩАЯ ИЛИ ПРАВО ИМЕЕТ?»  ОН ПОЖЕРТВОВАЛ ДВУГРИВЕННЫМ НА СПАСЕНИЕ ДЕВОЧКИ И СВЯЗЫВАЕТ НЕ ТОЛЬКО ТО, ЧТО СУДЬБА ГЕРОЯ ПОХОЖА НА СУДЬБУ БЕДНОЙ ДЕВОЧКИ, НО И ТЕМ, ЧТО В ДУШЕ РАСКОЛЬНИКОВА ПОДНИМАЕТСЯ ВОПРОС ОГРОМНОЙ ВАЖНОСТИ ДЛЯ ГЕРОЯ – ИМЕЕТ ЛИ ОН ПРАВО ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ТЕПЕРЬ? И ОН БРОСАЕТ МОНЕТКУ В РЕКУ.  

И ЕЩЕ ОДНА СЦЕНА УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ. (СЦЕНА УТОПЛЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ)

1. ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ЭТОТ РАЗ? КАК ДОСТОЕВСКИЙ НАЗЫВАЕТ ЭТУ СЦЕНУ? (ДИКОЕ ВИДЕНИЕ)

2.КАК ОПИСЫВАЕТСЯ ЭТА ЖЕНЩИНА? ЧТО МЫ УЗНАЕМ О ЕЕ СУДЬБЕ?

3.А КАКОЙ ЕЩЕ ЯРКИЙ ОБРАЗНЫЙ ПРИМЕР НАХОДИТ ПИСАТЕЛЬ ДЛЯ ЭТОЙ КАРТИНЫ?  (ВОДА) ПОЧЕМУ ДОСТОЕВСКИЙ ПИШЕТ, ЧТО ЕЕ ТИХО ПОНЕСЛО ПО ТЕЧЕНИЮ? ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ТОНЕТ, ЧТО ОН ДЕЛАЕТ ОБЫЧНО?

4. КАКИХ ЖЕ ЛЮДЕЙ РИСУЕТ АВТОР? (ПОДЧИНИВШИХСЯ ЭТОЙ ЖИЗНИ, СМИРИВШИХСЯ С СУДЬБОЙ)

5. ТАК КАК ЖЕ НАДО ДОВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА, ЧТОБЫ ИЗ ПЕТЛИ ДА В ВОДУ?

6.ЧЕМ СТРАШНА ЭТА КАРТИНА? ( БУДНИЧНОСТЬЮ, ТЕМ. ЧТО ЭТО ПРОИСХОДИТ КАЖДЫЙ ДЕНЬ, ВЧЕРА ВЕШАЛАСЬ, СЕГОДНЯ ТОПИТСЯ.)

ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ ВЫВОД, КАК ДОПОЛНЯЮТ СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ НАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  О ГОРОДЕ? КАКИХ ЛЮДЕЙ МЫ УВИДЕЛИ И ЧТО С НИМИ ПРОИСХОДИТ? ОТ ТАКОЙ ЖИЗНИ ЛЮДИ ТУПЕЮТ, СМОТРЯТ ДРУГ НА ДРУГА С ВРАЖДЕБНОСТЬЮ, С НЕДОВЕРИЕМ И ЗЛОБОЙ. МЕЖДУ НИМИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДРУГИХ ОТНОШЕНИЙ, КРОМЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ, ЗВЕРИНОГО ЛЮБОПЫТСТВА, ЗЛОРАДНОЙ НАСМЕШКИ.

ПЕЙЗАЖИ, СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ НЕОТДЕЛИМЫ В РОМАНЕ ОТ ОПИСАНИЯ ИНТЕРЬЕРОВ. МЫ ВХОДИМ С УЛИЦЫ В ЭТИ ОГРОМНЫЕ ДОМА-КОЛОДЦЫ И ПОПАДАЕМ В ЖИЛИЩА НАШИХ ГЕРОЕВ. ДАВАЙТЕ  ОБРАТИМСЯ К НИМ. (ЧТЕНИЕ)

-ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ЭТИМИ ВСЕМИ КОМНАТАМИ? КАКИЕ СЛОВА НАХОДИТ ПИСАТЕЛЬ ДЛЯ ОПИСАНИЯ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ КРАЙНЮЮ БЕДНОСТЬ И УБОГОСТЬ ПОМЕЩЕНИЯ? (НАЗВАНИЕ, ЖЕЛТЫЕ ОБОИ, НЕБОГАТАЯ ОБСТАНОВКА)

-МОГУТ ЛИ ЛЮДИ ЖИТЬ ВО ВСЕХ ЭТИХ КЛЕТУШКАХ, САРАЯХ, ПРОХОДНЫХ УГЛАХ? ЖАРА ДАВИТ, ПОТОЛКИ ДАВЯТ, МОГУТ ЛИ ОНИ КУДА-НИБУДЬ УЙТИ?

ЧТО ЖЕ С НИМИ ПРОИСХОДИТ? (ИНТЕРЬЕРЫ ПЕТЕРБУРГСКИХ УГЛОВ НЕ ПОХОЖИ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЖИЛЬЕ, ЭТО ТЕМНЫЕ, СЫРЫЕ УГЛЫ, ПОХОЖИЕ НА ГРОБЫ, ЧЕЛОВЕК УМИРАЕТ В НИХ ЗАЖИВО)

И ЭТО И ЕСТЬ СТРАШНЫЙ ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО. ИМЕННО ТАКОЙ ГОРОД ВОССОЗДАЕТ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ В СВОИХ ИЛЛЮСТРАЦИЯХ К РОМАНУ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». ОБРАТИМСЯ К ОДНОЙ ИЗ НИХ. СКАЖИТЕ, СУМЕЛ ЛИ УЛОВИТЬ ХУДОЖНИК АТМОСФЕРУ ГОРОДА? НА ЧТО МЫ ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, ГЛЯДЯ НА ЭТУ КАРТИНУ, НА ЭТОТ ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ? (ТЕМНЫЙ КОЛОРИТ, ЖЕЛТЫЙ ФОН. ГОЛЫЕ ДЕРЕВЬЯ, ПОЖУХЛОЕ НЕБО, ПУСТЫННАЯ  МОСТОВАЯ, ЛИШЬ ОДИНОКО БРЕДУЩИЕ ФИГУРКИ ЛЮДЕЙ. СГОРБЛЕННЫХ, СЛОВНО ЗАДАВЛЕННЫХ БЕЗДУШНОЙ ГРОМАДОЙ ГОРОДА.) НОЧЬ.

-А ЕСЛИ БЫ МЫ ВЫБИРАЛИ МУЗ.ФОН ДЛЯ ЭТОЙ КАРТИНЫ, КАКУЮ БЫ МУЗЫКУ МЫ ВЫБРАЛИ БЫ? (ГРУСТНУЮ, УНЫЛУЮ, УГНЕТАЮЩУЮ)

ТАК ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ ВЫВОД, КАКОВА ЖЕ РОЛЬ ПЕТЕРБУРГА В ЖИЗНИ ГЕРОЕВ РОМАНА? ОБРАЗ.

ЭТОТ ГОРОД ВРАЖДЕБЕН ЧЕЛОВЕКУ,  ОН ДАВИТ ЧЕЛОВЕКА, ТЕСНИТ. СОЗДАЕТ АТМОСФЕРУ БЕЗЫСХОДНОСТИ, ТОЛКАЕТ НА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И СКАНДАЛЫ. ВСПОМНИТЕ ГЕРОЕВ РОМАНА, ВСЕ ОНИ ОДИНОКИ В БОЛЬШОМ БЕЗДУШНОМ ГОРОДЕ.

-СКАЖИТЕ, РЕБЯТА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ ЛИ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ С СЕГОДНЯШНИМ ВРЕМЕНЕМ? ( СЛОЖНОЕ ВРЕМЯ, БЕЗРАБОТИЦА, БЕЗДУХОВНОСТЬ, ТРУДНО  НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ, БЕЗВЕРИЕ, МНОГО НЕГАТИВА, НО НУЖНО ВЕРИТЬ В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ, И ТОЛЬКО ОТ САМОГО ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИТ, ЧТО ЕГО ЖДЕТ, КАК ОН ПРОЖИВЕТ СВОЮ ЖИЗНЬ, КАКИМ ОН СТАНЕТ)

-РЕБЯТА, ВСПОМНИТЕ, РИСУЕТ ЛИ ДОСТОЕВСКИЙ РАСКОЛЬНИКОВА КОГДА-НИБУДЬ НА ФОНЕ НОЧИ? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО СИМВОЛИЗИРУЕТ НОЧЬ? (КОНЕЦ ЖИЗНИ, НО ОН МОЛОД) ЗНАЧИТ ЛИ ЭТО, ЧТО ДОСТОЕВСКИЙ ДАЕТ СВОЕМУ ГЕРОЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗРОДИТЬСЯ, ОЧИСТИЬ ЧЕРЕЗ СТРАДАНИЕ СВОЮ ДУШУ? И ЕДИНСТВЕННЫЙ РАЗ, КОГДА МЫ ВСТРЕЧАЕМ В РОМАНЕ ПЕЙЗАЖ, НАПОЛНЕННЫЙ СВЕТЛЫМИ, СОЧНЫМИ КРАСКАМИ, ЧИСТЫМИ ЗВУКАМИ ПЕСЕН, КОТОРЫЕ ПОЮТ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЬГИ, А ПОТОМУ ЧТО ДУША ПОЕТ, ДАЕТСЯ В КОНЦЕ РОМАНА. ЭТО УТРЕННИЙ ПЕЙЗАЖ, А ЧТО СИМВОЛИЗИРУЕТ  УТРО? ( НОВЫЙ ДЕНЬ, ЖИЗНЬ) И МЫ ВЕРИМ, ЧТО РАСКОЛЬНИКОВ НАЙДЕТ СВОЙ ПУТЬ, ОБРЕТЕТ СЕБЯ, ОТКРОЕТ СВОЮ ДУШУ НАВСТРЕЧУ ЛЮБВИ, НАДЕЖДЕ. ВЕДЬ ТОЛЬКО ОТ ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИТ К КАКОМУ БЕРЕГУ ОН ПРИСТАНЕТ, ВСЕ В НАШИХ РУКАХ.

«ДЕНЬ БЫЛ  ЯСНЫЙ И ТЕПЛЫЙ. РАСКОЛЬНИКОВВЫШЕЛ НА САМЫЙ БЕРЕГ, СЕЛ НА БРЕВНА И СТАЛ ГЛЯДЕТЬ НА ШИРОКУЮ И ПУСТЫННУЮ РЕКУ. С ВЫСОКОГО БЕРЕГА ОТКРЫВАЛАСЬ ШИРОКАЯ  ОКРЕСТНОСТЬ. СДАЛЬНЕГО БЕРЕГА ЧУТЬ СЛЫШНО ДОНОСИЛАСЬ ПЕСНЯ. ТАМ БЫЛА СВОБОДА И ЖИЛИ ДРУГИЕ ЛЮДИ, СОВСЕМ НЕПОХОЖИЕ НА ЗДЕШНИХ. ВДРУГ ПОДЛЕ НЕГО ОЧУТИЛАСЬ СОНЯ. ОНА ПОДОШЛА ЕДВА СЛЫШНО И СЕЛА С НИМ РЯДОМ. БЫЛО ЕЩЕ ОЧЕНЬ РАНО, УТРЕННИЙ ХОЛОДОК ЕЩЕ НЕ СМЯГЧИЛСЯ. ОНА ПРИВЕТЛИВО И РАДОСТНО УЛЫБНУЛАСЬ ЕМУ, РОБКО ПРОТЯНУЛА ЕМУ СВОЮ РУКУ. РУКИ ИХ НЕ РАЗНИМАЛИСЬ. ОНИ БЫЛИ ОДНИ, ИХ НИКТО НЕ ВИДЕЛ. КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ, ОН И САМ НЕ ЗНАЛ, НО ВДРУГ ЧТО-ТО КАК БЫ ПОДХВАТИЛО ЕГО И КАК БЫ БРОСИЛО К ЕЕ НОГАМ. ОН ПЛАКАЛ И ОБНИМАЛ ЕЕ КОЛЕНИ. ОНИ ХОТЕЛИ БЫЛО ГОВОРИТЬ, НО НЕ МОГЛИ. СЛЕЗЫ СТОЯЛИ В ИХ ГЛАЗАХ. ОНИ ОБА БЫЛИ  БЛЕДНЫ И ХУДЫ; НО В ЭТИХ БОЛЬНЫХ И БЛЕДНЫХ ЛИЦАХ УЖЕ СИЯЛА ЗАРЯ ОБНОВЛЕННОГО БУДУЩЕГО. ИХ ВОСКРЕСИЛА ЛЮБОВЬ, СЕРДЦЕ ОДНОГО ЗАКЛЮЧАЛО БЕСКОНЕЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЖИЗНИ ДЛЯ СЕРДЦА ДРУГОГО».

Д/З: НАПИСАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ : «ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ФОН, НА КОТОРОМ ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ РОМАНА, НО И …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Красота внутреннего мира в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда».

Файл содержит презентацию и конспект урока по теме"Красота внутреннего мира в сказке О.Уальда "Мальчик - звезда". Урок расчитан на учащихся 5-6 классов, проводится как урок внеклассного чтения....

Урок литературы в 11 классе "Модель мира В. Маяковского"

Данный урок литературы проводится в системе уроков по творчеству В. Маяковского как заключительный урок. Групповая работа даёт возможность каждому учащемуся проявить себя. На уроке используется интера...

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Устройство мира по представлениям древних славян"

Презентация знакомит обучающихся с представлением древних славян об устройстве мира, с верованиями наших предков, славянским пантеоном богов. Углубляет знания о народной культуре, её духовном прошлом....

Урок литературы "В Петербурге Достоевского"

урок- формирование у учащихся представления  об особенностях  авторских приемов Ф.М. Достоевского в создании образа Петербурга; обучение анализу текста художественного произведения и си...

Презентация к уроку литературы "Ф.М. Достоевский. По страницам жизни и творчества"

Презентация сопровождает лекцию учителя на первом уроке по творчеству Ф. Достоевского в 10 классе. На слайдах представлены важные периоды биографии писателя и его творческого пути....

Конспект урока литературы "Ф.М. Достоевский "Белые ночи""

Крнспект предназначен для учащихся 9 классов...

Технологическая карта урока литературы "Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь"

Технологическая карта построена с использованием технологий:  проблемно-диалогического обучения (элементы), ИКТ, «Система Е.Н. Ильина, преподавание литературы как предмета, формирующего чел...