Урок литературы "В Петербурге Достоевского"
план-конспект урока (11 класс) на тему

Галина Евгеньевна Никишина

урок- формирование у учащихся представления  об особенностях  авторских приемов Ф.М. Достоевского в создании образа Петербурга; обучение анализу текста художественного произведения и систематизации отобранного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_peterburge_dostoevskogo.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

       

                                

                                    Тема урока: «В Петербурге Достоевского».

Цели урока:

Образовательная: формирование у учащихся представления  об особенностях  авторских приемов Ф.М. Достоевского в создании образа Петербурга; обучение анализу текста художественного произведения и систематизации отобранного материала.

Развивающая: продолжить формирование навыков работы с литературно-художественным текстом; способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.

Воспитательная: способствовать формированию понимания учащимися недопустимости существования страшного мира, описанного в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; способствовать формированию у учащихся собственной нравственной оценки происходящего в Петербурге Достоевского.

Тип урока: исследование (семинар).

Межпредметные связи: история, МХК, русский язык.

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, иллюстрации с видами Петербурга (выполненные учащимися класса), иллюстрации с изображением сцен уличной жизни, описанных в романе; фонограмма, таблица.

Предварительная работа: в виде домашнего задания учащиеся  собирали материал для таблицы и выполнили первую часть задания по ее оформлению.

          

                               

                                           ХОД УРОКА

     

                                                       Город пышный, город бедный,

                                                       Дух неволи, стройный вид,

                                                       Свод небес зелено-бледный,

                                                       Сказка, холод и гранит…

                                                                              А.С. Пушкин

1.Организационный момент. Создание эмоционального настроя. (Звучит «Романс» из музыкальных иллюстраций  Г.В.  Свиридова).

   Слово учителя.

         Перенесемся мысленно в 60-е годы 19 века. Для Достоевского это период нравственных и физических потрясений: смерть жены и брата, запрещение журнала «Время», приступы болезни… Но в самые отчаянные минуты жизни у Достоевского – взрыв жизненных, духовных сил. Помните пушкинские строки: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»? С этими словами мы и войдем в художественный мир романа «Преступление и наказание».

      Действие происходит в Петербурге – великом городе. Небольшой экскурс в историю.

  1. Основная часть урока. Исследование проблемы «Петербург Достоевского».

(Звучит музыка: «Орле Российский» Канта – отрывок).

Сообщение ученика по теме: «Петербург. Страницы истории».

Город, основанный Петром 1 в 1703г., был заложен в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану. Уже в первые годы существования его композиционный центр – Петропавловская крепость и Адмиралтейство. Их золотые шпили сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика. Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные памятники, царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы навсегда заворожили представителей русского искусства. Архитектура Петербурга уникально сочетает русский классицизм и русское барокко.

     Петербургу посвящали полотна живописцы и графики. Когда любуешься величественными видами города на Неве, невольно вспоминаются строки из стихотворения Петра Андреевича Вяземского:

                                 Я вижу град Петра,

                                                                   чудесный, величавый,

                                 По маиию Петра воздвигшийся из блат,

                                 Наследный памятник его могучей славы,

                                 Потомками его украшенный стократ!

                                 Повсюду зрю следы великия державы,

                                 И русской славою след каждый озарен!

  1. Слово учителя. Город Петербург мало кого оставляет равнодушным. Его – «град Петров» воспевали поэты, тема Петербурга – северной столицы, традиционна для русских писателей. Давайте вспомним, в произведениях каких авторов одним из действующих лиц является Петербург?

1-й ученик. Прекрасный и величественный «град Петров» встает со страниц лирики А.С. Пушкина. Петербург для поэта – воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России, талантливости ее народа. Однако Пушкин чувствовал, что Петербург – город контрастов. Ученик читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».

     Учитель: верно, эта мысль подтверждается и строками Пушкина, которые взяты в качестве эпиграфа к нашему уроку (читает эпиграф). Действительно, Петербург – город контрастов.    

2-й ученик: Н.А. Некрасов в стихотворениях рисует прежде всего Петербург социального зла, страданий и несправедливости, где сильные безраздельно властвуют над слабыми. Перед читателями разворачиваются картины страданий «униженных и обиженных» на фоне чванливых и помпезных «парадных подъездов».Учение читает отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова: «Вчерашний день в часу шестом…»

3-й ученик: в произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. В «Петербургских повестях» автор создает загадочно-таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии. Звучит текст из произведения Н.В. Гоголя «Невский проспект».

      Учитель: такое видение города роднит творчество Гоголя с произведениями Достоевского. Именно Достоевский сказал о Гоголе: «Все мы вышли из его «Шинели».

      Наша дальнейшая работа на уроке выстроена на основе домашнего задания. Это таблица, которую учащиеся начали готовить дома. (Примечание: таблица прилагается к конспекту урока в Приложении к уроку).

  1. Петербург Достоевского.

( Звучит музыка: «Симфония  №2» Шнитке).

Учитель. Каков же Петербург Достоевского?

     Перенесемся в мир романа, пройдем по улицам «самого фантастического города на земле» (как называл его Достоевский), заглянем в лестничные пролеты и квартиры, послушаем звуки города, в котором живут герои романа «Преступление и наказание».

     «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время…» - так начинается роман. О жаре до убийства говорится 5 раз и после убийства – дважды. Случайно ли? Обратимся к тексту. Прочтите, каковы же пейзажные зарисовки? С этим заданием работает первый ряд.

     Учащиеся зачитывают цитаты из романа, не менее трех примеров.

      Учитель: пейзаж в романе несет большую художественную нагрузку. Обратимся к таблице. Какова функция пейзажа?

      Учащиеся отвечают по таблице на поставленный вопрос.

      Учитель: каким же предстал перед нами Петербург? Давайте запишем вывод: обобщив сказанное, можно констатировать, что городской пейзаж д а в и т на людей, герой задыхается в этом мире, ему и его душе нет п о к о я.

     А что же происходит на улицах Петербурга?

     Учащиеся зачитывают цитаты из романа: описание сцен уличной жизни (работает второй ряд, зачитывается не менее трех цитат).

     Учитель: обратимся снова к нашей таблице Функции описания сцен уличной жизни.

     Учащиеся отвечают по таблице.

     Учитель. Вывод из вышесказанного: от такой жизни люди о т у п е л и, между ними безразличие. Где же спастись от жары, духоты, грязи? Войдем вслед за героями во дворы-колодцы (показ иллюстраций), поднимемся по лестницам, мрачным, грязным. Войдем в к о м н а т ы. Возможно, в своем жилище человек найдет покой, умиротворение, отдых? Что же мы увидим в описаниях и н т е р ь е р о в? Обратимся к тексту.

     Работает третий ряд.

     Учитель: с какой целью использует Достоевский такое  средство характеристики как интерьер? Обратимся к таблице.

     Учащиеся отвечают по таблице.

     Учитель: итак, подведем итоги работы с функцией интерьера и запишем вывод: создается атмосфера б е з ы с х о д н о с т и.

     Кроме того, во всех описаниях присутствует еще одна деталь, приобретающая символическое значение. Это ж е л т ы й цвет О н имеет несколько значений. Одно из них – золото, деньги, Власть денег, богатство – с одной стороны, нищета – с другой. Давайте уточним, где в тексте романа есть неоднакратное упоминание желтого цвета?

     Работает весь класс. Учащиеся приводят в пример цитаты из текста.

     Учитель: какова цель использования цвета: Запишем вывод: ж е л т ы й цвет уже сам по себе создает, вызывает, дополняет, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали.

Заключительная часть урока. Подведение итогов.

Учитель. На основании всего сказанного на уроке можно сделать общий в ы в о д: все вместе – пейзажные картины Петербурга, интерьеры «углов», сцены уличной жизни – создает общее впечатление города, который в р а ж д е б е н человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Человек задыхается в Петербурге Достоевского.

     Запишем в ы во д: Петербург Достоевского – город, « в котором невозможно быть». Город подвалов и чердаков – город «униженных и оскорбленных».

    Можно ли назвать город «соучастником скрытых преступлений»?

     Ученик: Петербург – не просто место действия, не просто образ, он – соучастник преступления. Только в мрачном и убийственном Петербурге и могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента. Бедность убивает человеческое достоинство.

     Учитель. Закончить урок хочется стихотворением Коншина «Жалобы на Петербург»:

                             В дымном городе душно,

                             Тесно слуху и взору,

                             В нем убили мы скучно

                             Жизни лучшую пору.

                             В небе – пыль, либо тучи,

                             Либо жар, либо громы;

                             Тесно сжатые в кучи,

                             Кверху кинулись домы;

                             Есть там смех, да не радость,

                             Все блестит, но безушно…

                             Слушай, бледная младость,

                             В дымном городе душно!

     

Домашнее задание: подготовиться к теме урока: «Раскольников среди униженных и оскорбленных», анализ текста произведения по данной теме.

     

    Заключительное слово учителя: благодарю за урок, благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.

В презентации представлена таблица, где   по-разному описывают  Петербург  Пушкин,  Гоголь, Некрасов.А также здесь можно найти Петербург Достоевского....

Урок литературы "Петербург Достоевского"

Урок - экскурсия по теме "Петербург Достоевского". Петербург - город контрастов. Петербург Достоевского - город душный, убивающий человека, рождающий в больном сознании героя мысли о преступлении....

Урок литературы в 10 классе на тему: «Петербург Достоевского» ( урок – исследование с элементами интегрирования )

Урок по этой теме является обязательным в процессе изучения романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", поэтому хочется различными методами и приемами разнообразить содержание такого занятия. ...

Интегрированный урок литературы и МХК на тему: «Петербург Достоевского» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Краткая аннотация урока по технологии развития критического мышления на интегрированном уроке.    За основу взята работа П.Е. Решетникова « Нетрадиционная технологическая система подгот...

урок литературы "Петербург Достоевского" в 10 классе

Открытый урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" с использованием технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо»....