урок литературы "Петербург Достоевского" в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Ондар Марина Санааевна

Открытый урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" с использованием технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока63.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" с использованием технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо».

Тема урока: «Петербург Достоевского»

    Цели:

  • Образовательные - показать необычность изображения Достоевским Петербурга; подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, который он отрицает.
  • Развивающие - развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, умение формулировать  и излагать  свою точку зрения, прислушиваться к мнению оппонентов; развивать творческие способности учащихся ; развивать способность   решать жизненные проблемы самостоятельно.
  • Воспитательные – воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека; воспитывать чувство ответственности, духовности, нравственности, любви к людям,   способность к сотрудничеству. воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать; умения работать в команде.

Тип урока: изучение нового материла (с использованием  элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)

Используемые методы и приемы: таблица ЗНАЛ- ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ, кластер, синквейн

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, текст романа «Преступление и наказание»; презентация

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Объявление темы урока. Целеполагание.
  2. Вступительное слово учителя.

Вечная внутренняя борьба

Все это свойственно духовной жизни писателя в период работы над лучшим своим романом – романом «Преступление и наказание»

борьба с самим собой

поиски истины

сомнения, метания

горькие ошибки

накал чувств

Это был человек, положивший жизнь на поиски путей к спасению человечества, но нередко впадавший в трагические противоречия и заблуждения. Неутомимый борец, он готов был призывать к отказу от борьбы; истинный гуманист, он доходил до проповеди примирения с миром зла и насилия; заступник униженных и оскорбленных, он склонен был заключать, что путь к счастью людей лежит лишь через страдания и лишения.

Мы будем говорить о Федоре Михайловиче Достоевском как о сильной личности, о возможности или невозможности делать добро, прибегая к насилию и жестокости, о преступлении и наказании преступника, о возможности его оправдания и «восстановления падшего человека».

4. Стадия ВЫЗОВ:

…ныне там 
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова…
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид,         
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…

О каком городе идет речь?
Только в этом городе вы увидите  уникальные  памятники архитектуры.  
Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В нем много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.
Петербург недаром называют музеем под открытым небом: в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох. 
Я думаю, нет человека, который бы не побывал или не мечтал побывать в этом городе. А что вы знаете об этом городе? Какой он в вашем представлении?
В первой  колонке таблицы напишите  несколько слов о том, каким вы увидели или представляете себе этот город.

В течение урока мы заполним 2 оставшиеся колонки таблицы .



5. Стадия осмысления.

Средства создания образа города – это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.


«Каков же Петербург  Достоевского? Какую роль сыграл  город   и какое влияние оказал на судьбы героев романа “Преступление и наказание”? – эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М.Достоевского “ Преступление и наказание”.

Чтобы полностью восстановить образ города, мы разделимся на группы


Задания для групповой работы: составление кластера, зачитывание примеров из текста по ходу озвучивания групповых кластеров


1-я группа: Дать характеристику пейзажам в романе

ч. 1, гл. 1 - «Колорит городского дня».

ч. 2, гл. 2 - «Великолепная панорама».

ч. 2, гл. 6 - «Великолепный Петербург».

ч. 6, гл. 6 - «Грозовой вечер».

2-я группа: Сопоставьте сцены уличной жизни


ч. 1, гл. 1 - «Пьяный в телеге».

ч. 2, гл. 2 - «Удар бича и подаяние».

ч. 2, гл. 6 - «Шарманщик и толпа женщин у трактира».

ч. 2, гл. 6 – «Сцена на мосту. Утопленница».

ч. 2, гл. 7 - «Смерть Мармеладова».

Ч. 5, гл.5.- сумасшествие Катерины Ивановны

3-я группа: Составить описания интерьеров


ч. 1, гл. 3 – «Каморка Раскольникова».

часть1, гл. 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова;

часть 1 глава2 - угол Мармеладовых;

часть2 глава 7 – угол Мармеладовых;

часть 4 глава 4 – комната Сони.)

часть 6, глава 3 -трактир, где исповедуется Свидригайлов ;


Анализ эпизодов романа


а) пейзаж в романе (работа с учащимися 1 группы)


- Что такое пейзаж? (вид изображения какой-нибудь местности)


- Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами.


Описание улиц:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

Описание летнего Петербурга, Сенная площадь:

«Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников»

«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опятьпыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики».

«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...»

«Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат»…

Описание берега Невы:

«небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора, в котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение».


- Выявите закономерности в этих описаниях-пейзажах. (Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа)


Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Прекрасный простор Невы так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, мире.


б) сцены уличной жизни (работа с учащимися 2 группы)


- Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?


Ч.1, гл.1 – пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми


Ч.1, гл.4 – встреча с пьяной девочкой - подростком


ч.2, гл.6 – шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту


- Что показывают эти сцены? (город униженных и оскорблённых, где царит насилие над слабым)


От встреч с людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.


в) интерьер в романе (работа с учащимися 3 группы)


- Что мы видим внутри домов?


Ч.1, гл.3 – каморка Раскольникова «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик».


Ч.1, гл.2 – кабак, где Раскольников встретился с Мармеладовым « за стойкой находился мальчишка лет четырнадцати, и был другой мальчишка моложе, который подавал, если что спрашивали. Стояли крошенные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что даже было нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным…»


Ч.1, гл.2 – “проходной угол” Мармеладовых «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...»


Ч.4, гл.4 – комната- “сарай” Сони


- Какие детали повторяются? (неправильные формы, бедность и убогость обстановки, нищета)


- Что общего между обликом комнат и людьми, в них живущими? (жилища так же убоги и бедны, как и сами люди)


Изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов.

6. ЗАПОЛНЕНИЕ 2 КОЛОНКИ ТАБЛИЦЫ ЗНАЛ – ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ



7. Формулирование выводов и обобщений


Время основного действия в романе 2 недели.


Создаётся впечатление, что Раскольников мечется по городу. Он избегает, сторонится людей, но в то же время стремится на улицы, в людные места. Почему?


(Возможно, Раскольников ищет подтверждения своей теории. Добро в нём борется со злом, он стремится в город, чтобы принять решение. И город помогает это решение принять. Но, увы, не в пользу добра… Получается, что город подтолкнул Раскольникова к преступлению, стал его соучастником)


  • Какой же Петербург у Достоевского?

Н. Рубцов


-Трущобный двор. Фигура на углу.

Мерещится, что это Достоевский.

И желтый свет в окне без занавески

Горит, но не рассеивает мглу.

Гранитным громом грянуло с небес!

В трущобный двор ворвался ветер резкий,

И видел я, как вздрогнул Достоевский,

Как тяжело ссутулился, исчез…

Не может быть, чтоб это был не он!

Как без него представить эти тени,

И желтый свет, и грязные ступени,

И гром, и стены с четырех сторон…


Современное стихотворение Николая Рубцова. А сколько в них завораживающей тайны прошлого века, что до сих пор хранят «петербургские трущобы»! И вряд ли кто смог донести бы до нас жизнь этих трущоб, как Ф.М.Достоевский.


- Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.


- Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.


- Петербург Достоевского – это город одиночества


- Петербург Достоевского – это город разврата и порока


- Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.


Петербург Достоевского - это не царственные площади и великолепные набережные, а Петербург подвалов и чердаков — это город «униженных и оскорбленных».


Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие, возмущение, мысль о том, что так жить человек не должен. Герои романа бессильны разрешить противоречия и тупики, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей стоит образ преступного мира.


Петербург Достоевского – это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент юридического факультета Родион Раскольников


Петербург Достоевского - это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик; это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.


  • Итоговое слово учителя


 Да, Петербург Достоевского – это город, “в котором невозможно быть”. Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте. Ф.М.Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города - люди, живущие в нём. И город преступен настолько, насколько преступны души людей.


Да, преступных (преступивших) героев в романе большинство. Но если есть в городе люди, способные сохранить среди грязи, духоты и равнодушия чистоту и богатство своих душ, мало того, поделиться ими с другими, то и город становится добрее. А именно это и происходит в романе. Соня, Дуня, Разумихин. Их доброта, доброта их душ растворилась в городе. А значит, не так уж преступен Город, всё-таки соединивший Соню и Раскольникова.


Сформулируйте вопросы относительно причин конфликта в романе:  какие мысли, идеи, теории могут прийти в голову человеку, живущему в таком городе?
Начинайте со слов «Почему…?», «В связи с чем…», «Отчего?» Таким образом, вы получите вопросы 
третьей  графы таблицы.

Стадия рефлексии. Составление СИНКВЕЙНА: «Петербург»


Домашнее задание:

1) история семьи Мармеладовых ч. 1 гл. 2, размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых

- 1 ряд – ч. 2 гл. 7 - смерть Мармеладова

- 2 ряд – ч. 3. гл. 2 – поминки у Мармеладовых

- 3 ряд – ч. 5 гл. 7смерть Катерины Ивановны

2)чтение письма матери ч. 1 гл. 3 Как вы объясните состояние героя после прочтения письма матери?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ «ГОРОД - МЕЧТА»

Слайд 2

Памятник Петру I . Скульптор Фальконе Морис Этьен. В 1782 году был открыт памятник Петру I – основателю города.

Слайд 3

Петропавловская крепость.

Слайд 4

Васильевский остров.

Слайд 5

Крюков канал. Собор Николая чудотворца.

Слайд 6

Исаакиевский собор.

Слайд 7

Собор Воскресения Христова в народе называется « Спас на крови»

Слайд 8

Михайловский замок.

Слайд 9

Эрмитаж.

Слайд 10

Музей Эрмитаж ночью.

Слайд 11

Дворцовая площадь.

Слайд 12

Адмиралтейство.

Слайд 13

Дворцовый мост.

Слайд 14

КУНСТКАМЕРА - КУНСТКАМЕРА - название естественно-научной коллекции редкостей и место их хранения.

Слайд 15

Гостиница «Прибалтийская»

Слайд 16

Памятник Чижику-Пыжику. 1994. Один из самых маленьких памятников мира, высота 11 сантиметров. Находится на Фонтанке недалеко от бывшего Императорского училища правоведения, основанного в 1835. Воспитанники училища одевались в мундиры желто-зеленого цвета, зимой носили «пыжиковые» шапки, за что были прозваны «чижиками-пыжиками». Считается, что брошенная на постамент скульптурки монета приносит счастье и исполнение желаний

Слайд 17

СПАСИБО ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....