урок " Приход весны"
план-конспект урока на тему

Манцуринская Светлана Михаиловна

урок "Приход весны" по мокшанскому языку  в3 классе.

Расширять знания детей о перелётных птицах, природе родного края; о детском фольклоре мордовского и русского народа.

Воспитывать у детей любовь  к родному краю, уважение к традициям, мордовскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок мокшанского языка20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока « Приход    весны»

Цели урока: 1 Пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском  языке, создать настрой для дальнейшего изучения.

2.Раксширять знания детей о перелётных птицах, природе родного края; о детском фольклоре мордовского и русского народа.

3.Воспитывать у детей любовь  к родному краю, уважение к традициям, мордовскому языку.

( слайд №1)

Ход урока

1.Организационный  момент

- Шумбратада  шабат! Озада

1.Повторение пройденного материала.

-Кода тонь лемце?

- Кода фамилияце?

-Кодама класса тон тонафнят?

-Мзяра тейть кизода?

-Кодама тячи числась?

- Кодама кизонь пинге ульцяса?

-А кодама пингть тинь содатада?

- А кизоса мзяра пингта?

2.Проверка домашнего задания ( опережающее задание) подготовить наизусть стихотворения наизусть.

Тунда

Ётась тялось. Сась тундась.

Ванды ули мазы майсь.

Сембе  нармоттне сайхть  меки,

Конат тушендсть лямбе крайс.

Тага паксява,лугава

Моли-асколяй тундась

Кучси вярде сюролданзон

Тейнек  лямбонясь-шинясь.

Сргозсь  удом  вастста ляйнясь,

Тялонда эйть ала ваймясь.

Налхкси  мархтонза шинясь,

Вяти эсонк тов кинясь.

Тунданясь  сась, тунданясь  сась,

И сявозь ветнень шудерькскятне.

И эжди эсонк минь шинясь,

И тага панжихть велень саттне.

3.Новая тема

( Звучит музыка П.И.Чайковского» Времена года»)

(Слайд№2)

Стих  « Весна» читает учитель на русском языке

Пришла весна красна

Будит землю ото сна

Наполняет соком почки

На  полях растит цветочки

Всюду в поле и в лесу

Радость людям принесёт

-Ребята, как вы думаете, почему наш урок начинается со стихотворения о весне?

-Правильно, сегодня мы будем говорить о самой замечательной поре, когда вся природа пробуждается после зимнего сна ,о весне.

- Шабат, азость кодама кизоть пингоц моли?( Тундась)

-Мзяра тундать ководонза? (Колма)

-А кодапт?( Марайков, шудиков, панжиков)

- А сейчас кодама тундань ковсь?( Марайковсь)

-Да,шабат,васенце тундань  ковсь  марайковсь.

Тема нашего урока  « Тундать самац»

Запишите тему урока

( Раздаётся стук в дверь. Входит девочка в национальном костюме. Дети задают вопросы.)

- Тон кият?

( Мон стирнян)

-Кода лемце?

(Монь лемозе Ксюша)

-А мзяра тейть  кизода?

(Тейне кемонь кизода)

- А коса тон эрят?

( Мон эрян Мордовияса , Чумартува  велеса)

-А что ты нам хочешь сказать?

(Мон сергядтядезь  тинь ульцяв)

( Слайд №3)

-Кодама пингесась?

-Коза  лиссть  иттне?

-Кода синь  щафт?

-Кода  кармась валдоптома  шись?

-Мезсь  кармась солама?

А)Словарная работа

Слайд №4

Шудерькс- ручей, лямбе- тепло, ши(ня)- солнце, день, валда(оня)- светло, нармонь- птица, нармотть- птицы, лопа-лист, Граць- грач, псьмар-скворец, Вармазей, соканармонь ( жаворонок.

Б) Актуализация знаний учащихся.

Шабат,  тячи сась  ширезонк мелавня и тусь  содама ёфкст, синь эрявихть  содамс

( слайд №5)

Солась  ловсь

Няеви тишенясь

Шинясь  кувалгодсь

Мзярда тя эряй? ( Тунда)

( Слайд №6)

Менельга якай

Модать лангс ванны ( Шись)

( Слайд № 7)

4.Работа над  темой урока

Слово учителя

- Тяни ,давайте ванцаськ  мяляфтсасть  или аф нармоттнень  лемснон

Кирьхкс-воробей, гуленя –голубь, чавка-галка,  ситявня- синичка,  шякшата – дятел, варси- ворона, сязьгата- сорока, куку – кукшка, цёфкс – соловей, пьзгата-ласточка, псьмар –скворец,-граць – грач, карга- цапля.

Продолжение работы над изучением темы урока

Зачеркни лишнее слово( Работа у доски с карточками)

- чавка,ситявня,кши,сязьгата.

-пзьгата,тунда,шякшата,цёфкс.

-кирьхкс,нумол,куку,граць

- карга,псьмар,офта,варси.

Слайд  №8 Укажи кто изображен на рисунке

-сараз

- сязьгата

- цёфкс

-кирьхкс

Слайд №9  Укажи какое время года показано на рисунке.

-тяла

-тунда

-киза

-сёксе.

Выпишите и переведите предложения( работа в тетрадях  самостоятельно)

Сась  тундась.  Ушеса мани.Ловсь  ушедсь  солама. Лямбе  ширде  састь нармоттне. Синь тиихть пизот.

Физкультминутка

Фкя, кафта, пилькнень  ладяйть  тяфта,

Ниле, веете, кота, фкя аськолкста потак.

Сисем, кафкса,  вейхкса,  цяпайть кяттнень  вельхкссот,

Фкя, кафта, комотнеда тяфта

4.Описание птиц учителем по признакам

Ребята, а сейчас попробуйте узнать, о какой птице идёт речь

А)Кодама  нармонь сашенды васенцекс? (Граць) слайд №10

(выходит слайд с грачём и голос  грача)

Б)Кодама нармонти ломаттне тиендихть кудня? (Псьмарти) Слайд№ 11

В)Кодама нармонь лувондыкизот ? ( Кукусь) Слайд № 12

Г) Сонць  ёмланя,пеконяц акшеня, пулоц яввф  кафтова( Пзьгатась)   Слайд № 13

Д)  Кодама нармонь морай сембодамазыста? ( Цёфкссь) Слайд № 14

-Молодцы, вы не назвали ещё одну птицу, а какую  попробуйте  отгодать,  а я вам загадаю загадку

Хочет- прямо полетит

Хочет- в воздухе висит

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт.

( Жаворонок)  Слайд№15

В старину по этой птичке определяли приход весны

5.Слово  учителя

-Ребята, славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта- в день весеннего равноденствия. Праздновали как русские, так и  мордва. Считалось,  что в этот день возвращаются жаворонки, а за ними летят и другие перелётные птицы. По прилёту жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок  прилетел, значит весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная.

6.Работа с бумагой

- Ребята,  а давайте и мы сегодня украсим наших жаворонков и позовём весну.

Так, как этот праздник отмечали и русские и мордва, мы  с вами украсим и русским и мордовским орнаментом

( На каждой парте по 2 жаворонка)Работают под  пение птиц

Слайд№ 16.

Слайд с закличками № 17

Вармазей  кулемасть

Сяда курок няемасть

Тундань  лямбе тиеда

Студёну зиму прогоните

Тёплу весну принесите!

Зима нам надоела

Весь хлебу нас поела

Ребята птицы, как и человек всегда возвращается в родные места. И я вас призываю любить свой край, свою Родину . Пусть каждая ваша птичка полетит к своему  дому .

(Под музыку» Мокшень  крайняй» дети выходят и вешают свою птичку)

Слайд № 18

4 Итог

- Шабат, минь занятияньке аделави. А кие мяляфтсы, кодама занятияньконь  лемоц ?

(Тундать самац)

- А кодама од валхт тинь маряде?

- Ребята , что нового узнали сегодня на уроке?

( Мы говорили о птицах)

-Да ребята ,птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, и относиться к ним надо бережно. Пусть они радуют нас своим пением.

-Выставить  оценки

-Уроксь  аделавсь. Уледа шумбрат

Кудонь тевсь: Выучить новую лексику

Слайд №19

Сембонди сюкпря.( Всем большое спасибо)

Няемозонк! (До свиданья!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прощай, Зима! Приходи, Весна!

Цель: продолжить работу по изучению русских традиций и обычаев. Задачи: ознакомить детей с русским народным праздником развитие эмоциональности у детей через игровую деятельность с использованием фо...

Урок музыки "Весна идет! Весне дорогу".

Урок музыки – урок искусства, и импровизационность, вариативность, индивидуальность – неотъемлемые и необходимые его качества. При организации материала учитель стремится к тому, чтобы учащиеся не про...

Приход весны

Шагает красавицаЛегко земли касаетсяИдёт на поле, на реку,И по снежку, и по цветку...

Приход весны.

Сочинение - минитюра о весне....

Технологическая карта урока. Тема: Весна (предмет Развитие речи и окружающий мир). Тип: урок закрепления знаний

Программа: Л.В. Баряева «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»Цель: обобщить и систематизировать знания о весне.Задачи: Образовательные: Способствова...