Главные вкладки

    Дискуссия: «Идеал или подлец?» (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»). Проектирование активных методов обучения на уроках литературы.
    план-конспект урока (10 класс) на тему

    Кремнева Ирина Александровна

    1.     Тема дискуссии и объект родился неожиданно, но готовились мы к ней особенно: в центре внимания - человеческие качества героя, а значит, и нас тоже. Именно эта ситуация – хорош или плох герой по человеческим качествам – позволит увидеть и понять, что «каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному». Углубление в текст, вчитывание , внимание к деталям поможет ребятам во время разговора либо утвердиться в своей точки зрения, либо услышать и принять мнение, противоположное твоему. Подготовка к дискуссии («въедливая» работа с текстом художественного произведения), открытый диалог помогут в поиске общего решения проблемы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл http://nsportal.ru/node/add/book-s28.9 КБ

    Предварительный просмотр:

                        Тема: «Проектирование активных методов обучения на уроках литературы».

                Урок-дискуссия как средство формирования коммуникативной компетентности

                Дискуссия: «Идеал или подлец?» (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)

     Тема урока: Культурные буржуа-предприниматели города Бряхимова, или Царство «культурных хищников» (по пьесе Островского «Бесприданница»).

    Аспекты цели:

    1. Обучающий: знакомство с различными представлениями о порядочности и непорядочности поступков, поведения героя пьесы и обучающихся.

    2. Развивающий: развивать критическое мышление: умение аргументировать    свою точку зрения, отстаивать свою позицию, избегать категоричности в утверждениях, участвовать в дискуссии.

    3. Воспитательный: подумать вместе с обучающимися над определением понятий подлость, благородство, доброта, широта натуры; установить, что человек и герой пьесы связывают с понятиями благородство души, рыцарство, средства достижения своей цели.

     Воспитывать у обучающихся нравственное понимание понятия благородства, порядочности.

     Учить культуре ведения дискуссии, т.е. формировать культуру дискуссии

    1. Тема дискуссии: Паратов – идеал мужчины, рыцарь или подлец?

    Тема для дискуссии определилась неожиданно. На одном из последних уроков по «Бесприданнице» ученица заявила, что Паратов ей нравится, что именно такого мужчину она видит рядом с собой в дальнейшей жизни. Моя реакция и нескольких учеников: «Да он же негодяйЗаспорилиЯ предложила перенести дискуссию на следующий урок, но всем подготовиться, определить свою позицию: кто такой Паратов – и, чтобы не быть голословным, подтверждать свою точку зрения цитатами из текста пьесы.

    На этом же уроке обозначили правила ведения нашей дискуссии:

    • вступая в дискуссию, необходимо точно знать предмет спора;
    • в споре не допускать тона превосходства;
    • грамотно и четко ставить вопросы;
    • правильно формулировать главные выводы;
    • не перебивать говорящего;
    • говорить можно, только если поднял сигнальную карточку «хочу сказать»

           Дискуссия проводилась с учащимися 10 класса, в котором 20 человек. По методике «Градусник» проведено было деление класса на основании разных мнений. Оказалось, девушка не одинока в своём мнении о Паратове.  На вопрос учителя: «Паратов – герой положительный или отрицательный?» - класс разделился на 2 группы.

    1. Я решила, что именно эта ситуация – хорош или плох герой по человеческим качествам – позволит увидеть и понять, что «каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному». Углубление в текст, вчитывание , внимание к деталям поможет ребятам во время разговора либо утвердиться в своей точки зрения, либо услышать и принять мнение, противоположное твоему. Подготовка к дискуссии («въедливая» работа с текстом художественного произведения), открытый диалог помогут в поиске общего решения проблемы.
    2. Интеллектуальные и коммуникативные навыки.

    - Умение слушать собеседника;

    - Умение говорить не отвлечённо, а доказательно и убедительно, не отходить от темы разговора;

                - Формирование навыков видения проблем художественного текста, его анализа и синтеза, умения задавать вопросы, совместного группового взаимодействия, самостоятельного осмысленного чтения;

                   - Развивать способности, адекватно оценивать свою и чужую работу.

    1. Задание для всего класса: определиться со своей точкой зрения на героя, подготовить доказательства из текста. Выписать цитаты, подтверждающие ту или иную точку зрения.
    2. После деления на группы по методике «градусника» решили парты развернуть в два ряда, «лицом» друг к другу. Между двух рядов – проход, так как по мере обсуждения кто-то из ребят мог перейти на противоположный ряд, изменив своё мнение на противоположное.
    3. Начало работы. Так как тема у нас была достаточно конкретная: идеал или подлец Паратов, то урок-дискуссию решила начать с такого же, вызывающего противоречивые мысли эпизода из фильма Э. Рязанова «Жестокий романс» - «обед в честь Ларисы».  Деление на группы («Градусник»). Один, подготовленный заранее учителем ученик играл роль «провокатора» - он задавал провокационные вопросы во время обсуждения. Один из учащихся – у компьютера: фиксация «+» и «-« (положительных и отрицательных) качеств героя. У каждого участника дискуссии – сигнальная карточка «хочу сказать». В правилах, оговоренных заранее, было условие: высказаться должен каждый.
    4. Ход работы.
    1. Фрагмент фильма «Жестокий романс», звучит вопрос, который будет обсуждаться, к которому ученики готовились дома.
    2. «Градусник»
    3.  Во время обсуждения ребята могут переходить со «своей» стороны на противоположную, если убедились в ошибочности своего первоначального мнения. В результате отрицательные качества и поступки «перевесили» качества положительные. (К «+»: широта души (нищим - деньги, цыгане), размах, обаяние («благородные чувства еще шевелятся в душе моей»), у мужчин он вызывает зависть, желание подражать; у женщин – восхищение («С кем вы равняете? Возможно ли такое ослепление! Сергей СергееичЭто идеал мужчины»), изысканные манеры, образован (цитирует Шекспира, Лермонтова) – человек-праздник!  К «-«: внешний рисунок его поведения – маска, сущность – гнилая; приучен к успеху, привык брать в жизни все лучшее и не обременять себя соображением цены, хотя бы и в виде ответственности за судьбу тех, «кого приручил». Его жизненный принцип: «…найду выгоду, так все продам…»; у него ничего заветного нет. Он не способен на настоящую любовь, потому что расчётлив, «ведь вечно любить невозможно». Размах и расточительность во всем: деньгах, чувствах, материальных и духовных затратах; подлость, предательство…- он хищник.).
    4. Результат дискуссии был неожиданным (для меня – «ожиданным»! Так и должно было быть!): потихоньку столы, где собрались те, кто оправдывал Паратова, опустели. Осталась одна девочка, которая положила начало нашей дискуссии. Хотя и возразить на наши доводы она уже ничего не могла, но осталась при своём: Паратов – идеал. Думаю, уже из-за упрямства.
    5. Подведены итоги, сделаны выводы. Наиболее яркие, точные, содержательные выступления оценены.
    1.  Конечно, нельзя сказать, что все во время дискуссии были активны, но выступил каждый. Удачно выполнил свою роль «провокатор», вопросами и замечаниями своими он расшевеливал одноклассников. Были и выкрики, перебивания, но сами же ребята останавливали нетерпеливого.
    2. Спорить – полезно! Это вывод с урока. И интересно. Готовясь к дискуссии, дети перечитывали некоторые явления и делали открытия, замечали то, на что прежде не обратили внимание.
    3. Цель достигнута. Не только учебная (умение работать с текстом и т.д.), но и нравственно-этическая: маска с негодяя была сорвана.

    Дискуссии проводить надо, но обязательно продумывать каждый этап урока. Для продуктивного урока-дискуссии необходимо:

    • на этапе подготовки учитель должен четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути решения.
    • участникам предстоящей дискуссии надо познакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной учителем, внимательнее прочитать анализируемый текст, интерпретировать.
    • в начале урока обосновывается выбор темы или вопроса, уточняются условия дискуссии, выделяются узловые моменты обсуждаемой проблемы.

    1. Рефлексия. Ребята, давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: что значит быть благородным, порядочным человеком? Напишите синквейн со словом «благородство» (или «подлость»)
    2. Домашнее задание: Напишите эссе «Что значит быть … (благородным человеком, рыцарем, человеком слова и чести»?»

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы.

    В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....

    Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы

    В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....

    «Учебная игра как один из активных методов обучения на уроках литературы».

    Игра - один из активных методов обучения. О типах и видах учебных игр на уроках литературы рассказывает данная статья....

    «Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права». Разработка урока- дискуссии.

     Тема урока  «Правовое государство и гражданское общество»  Тема дискуссии «Становление гражданского общества в России» Цель дискуссии:-побуждение учеников к поиску общего р...

    Итоговая работа на тему: «Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права»

    Тема игры: «Знатоки права».Традиционная и нетрадиционная методика работы с упором на активные формы обучения:  игра по станциям с использованием карточек-заданий.6-7 класс. 6 учащихся по 2 ...

    Дидактическая игра с использованием технологии активных методов обучения на уроке литературы

    Дидактическая игра "Верю - не верю" с использованием активных методов обучения на уроке в 5 классе. Вопросы составлены для работы над сказкой А. С. Пушкина...