Внеклассное мероприятие. "Творчество Сергея Есенина глазами православных верующих"
методическая разработка (11 класс) на тему

Обратимся вновь к биографии поэта. С. Есенин — православный поэт. Его мать, Татьяна Федоровна, была человеком глубокой православной веры. Она заложила эту веру и в его душу! В строках: «Стыдно мне, что я в Бога верил, // Горько мне, что не верю теперь» есть противоречие, из которого ясно, что есть вера в сердце поэта; он сомневается, страдает, но хочет быть ближе к Богу». Заведующая экспозиционным отделом Государственного музея-заповедника С.А. Есенина Ольга Леонидовна Аникина говорит, что «в стихах поэт преподносит православие по-своему («Воробей псалтирь читает»). В письмах к Бальзамовой есть очень резкие высказывания о священниках, да и революционные строки далеки от православия… Учился в Церковной учительской школе и таким стал?! Наверное, у каждого свой духовный путь, а путь Сергея Есенина был разным. Были и вера, и безверие, и поиск своего духовного идеала. Этим он и интересен читателю».
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие.

"Творчество Сергея Есенина глазами православных верующих"

Учитель русского языка и литературы , Основ Православной культуры Крыма    Негуляева Марина Геннадьевна

Россия. Крым. г.Симферополь,сош№27.

Цели:

  1. образовательная — совершенствовать знания о Есенине, его эпохе, о роли поэта в литературе и культуре; формировать представление у обучающихся о Есенине ,как о православном поэте;
  2. развивающая — развивать умение анализировать поэтические произведения ,опираясь на знания жизненного пути автора, сопоставляя  судьбу поэта с судьбой русского народа ;
  3. воспитательная — воспитывать любовь к православному  искусству.

Планируемые результаты:

  1. личностные — умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
  2. метапредметные — адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  3. предметные — понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Сценарий

 Ведущий 1

Обратимся вновь к биографии поэта. С. Есенин — православный поэт. Его мать, Татьяна Федоровна, была человеком глубокой православной веры. Она заложила эту веру и в его душу! В строках: «Стыдно мне, что я в Бога верил, // Горько мне, что не верю теперь» есть противоречие, из которого ясно, что есть вера в сердце поэта; он сомневается, страдает, но хочет быть ближе к Богу». Заведующая экспозиционным отделом Государственного музея-заповедника С.А. Есенина Ольга Леонидовна Аникина говорит, что «в стихах поэт преподносит православие по-своему («Воробей псалтирь читает»). В письмах к Бальзамовой есть очень резкие высказывания о священниках, да и революционные строки далеки от православия… Учился в Церковной учительской школе и таким стал?! Наверное, у каждого свой духовный путь, а путь Сергея Есенина был разным. Были и вера, и безверие, и поиск своего духовного идеала. Этим он и интересен читателю».

Ведущий 2

В 1913 году совсем молодой Есенин, находясь в Москве и работая в лавке своего дяди, ведёт переписку с другом детства Григорием Панфиловым. В этот период его поэзия скорее интуитивна и далека от профессиональных высот, но душа и разум постоянно ставят острые вопросы и ищут на них собственные ответы. И, конечно же, важнейшей темой является христианство.
   Начинающий, ещё никому не известный поэт пишет: "...В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового...Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в ЧЕЛОВЕКА (выделено мной), одарённого светлым умом и благородной душой, как в образец в последовании любви к ближнему...."

Ведущий 1

Цель нашей встречи заключается в том, чтобы ответить на вопрос: «Является ли Есенин православным поэтом».Творчество Сергея Есенина  актуально и необходимо в наши дни. Ведь не секрет, что уже многие годы не утихают споры о том, можно ли считать человека, который был так неоднозначен в своем отношении к Богу, православным поэтом, способным донести духовные ценности до новых поколений.

Ведущий 2

 Нам дорого каждое мнение современника, православного верующего, каждое слово о творчестве Сергея Есенина и его жизненном пути. Тысячи молодых людей находятся перед нравственным выбором в очередной переломный для нашей страны момент.
В основу нашего исследования положен самостоятельный анализ
. Для нас было важно учесть  мнение каждого.

Ведущий 1

 Доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИМЛИ имени A.M. Горького РАН В.Ю.Троицкий, считает, что истинное понятие о человеке включает «основные его признаки: духовность,  словомыслие,  историческое бытие, веру и культуру».
Одним из основных вопросов, волновавшим исследователей творчества поэта на протяжении многих лет, был вопрос о том, является ли Сергей Есенин в основе своей православным поэтом, носителем национальных духовных традиций. Поэтому наше исследование мы начнём  с изучения позиции священнослужителей по этому вопросу.

Ведущий 2
Прежде всего мы обратимся к словам митрополита Рязанского и Касимовского Симона, который развенчал многие домыслы, обосновав свое мнение фактами.

Сообщение учащегося.

Сергей Есенин, с точки зрения митрополита Рязанского и Касимовского Симона, «ярко выразил в своих стихах широту и нежность русской души. …по-видимому, в детстве, когда душа была еще чиста, он ощутил дар, данный ему от Бога, это: великий талант, заботливое сыновнее сердце и щемящая… любовь к России». От жизни «…с ее страстями и ошибками, грехами и падениями, конечно, страдала и изнывала его душа, но эту жизнь преодолел его дух. Преодоление себя, своей души в слове и обретение через слово своего духа есть самое таинственное и могущественное в творчестве Есенина».

Сообщение учащегося.
В одном из писем своему другу Грише Панфилову, которому очень доверял и перед которым был всегда откровенен, Сергей Есенин скажет: «В жизни должно быть искание и стремление, без них смерть и разложение … Ничья душа не может не чувствовать своих страданий, а мои муки — твоя печаль, твоя печаль — мои терзанья…».

Чтец

За горами, за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь -

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом Спасителя

За погибшую душу мою.

Ведущий1

Теперь мы, современники, должны чувствовать себя адресатами этого письма.
В слове на открытии Дней русской культуры в Центральном федеральном округе архиепископ Рязанский и Касимовский Павел призвал всех участников соборной молитвы «служить России так искренне и беззаветно, как служил ей наш великий соотечественник поэт Сергей Есенин, собравший всех под покровом Пресвятой Богородицы».
Священник Сергий (Рыбаков), начальник отдела катехизации и религиозного образования Рязанской епархии, замечает, что «ничто не оказывает такого воспитательного влияния на душу молодого человека, как предложенные ему и усвоенные образы из истории литературы. В этом смысле личность Сергея Есенина, его поэтическое творчество имеют, несомненно, особое значение, потому что отражают в себе всю трагедию русской души в переломный момент нашей истории».

Чтец

 Шел Господь пытать людей в любови,

Выходил Он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом, в дуброве,

Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал:"Вишь, какой убогой,

Знать, от голода качается, болезный".

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол сердца их не разбудишь...

И сказал старик, протягивая руку:

"На, пожуй... маленько крепче будешь"


Отмечено в последнее время «непреодолимое влечение, просыпающееся у все большего числа молодых людей к истинной духовности и подлинному искусству, где достойное место принадлежит поэзии Сергея Есенина».
Настоятель храма святого благоверного Александра Невского протоиерей Аркадий (Безбородкин) принимает и понимает в творчестве Сергея Александровича Есенина безграничную любовь к Родине, окружающей природе, к жизни. Священник считает, что стихи Есенина никогда не оставляют человека равнодушным, побуждают задуматься о смысле жизни, заставляют наслаждаться поразительно живым языком.

Чтец

Молитва матери

На краю деревни старая избушка,

Там перед иконой молится старушка.

Молитва старушки сына поминает,

Сын в краю далеком родину спасает.

Молится старушка, утирает слезы,

А в глазах усталых расцветают грезы.

Видит она поле, поле перед боем,

Где лежит убитым сын ее героем.

На груди широкой брызжет кровь, что пламя,

А в руках застывших вражеское знамя.

И от счастья с горем вся она застыла,

Голову седую на руки склонила.

И закрыли брови редкие сединки,

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

Выступление учащегося

А как же бранные слова, которые мы встречаем в произведения поэта? Ответ мы находим в словах священника, что неприемлемыми для православного человека, употребление нецензурных слов и выражений. Но, безусловно, в основе своей, по его мнению, Сергей Есенин — православный поэт. Мы можем это увидеть в раннем творчестве поэта. «На сердце лампадка, // А в сердце Исус»
Настоятель храма Казанской Божьей Матери села Константиново отец Александр (Куропаткин) — вдохновитель музыкальных фестивалей, проходящих на родине поэта, который активно участвует в изучении  творчества Есенина и является большим его почитателем. Отец Александр считает, что творчество Сергея Александровича Есенина, его изучение, чтение стихов необходимы для православного верующего, дабы поддерживать в человеке силы духа в течение всей жизни.

Выступление учащегося
Однако есть и другое мнение о том, что Есенина нельзя считать ни православным поэтом, ни православным человеком, если оценивать его жизнь и творчество в целом. Мы видим столкновение двух противоположных взглядов на жизнь поэта. Одни считают, что православная основа жизни, творчества помогла Есенину преодолеть страдания и переломы, уготованные ему судьбой. Другие же, напротив, полагают, что православная, духовная основа, если и существовала, то подверглась разрушению, что и повлекло гибель в «горниле сомнений».Некоторые рассматривают путь Сергея Есенина после революции как путь отречения от веры и от Христа, а самоубийство (официальная версия) — как закономерный шаг вероотступника.

Выступление учащегося
Юношеская лирика (Есенина) до 1917 года действительно проникнута православной духовностью. Но в 1917 году поэта закрутила бесовская круговерть революции, чистые духовные стихотворения сменились богоборческими стихами, хулиганской надписью на стене Страстного монастыря».
«Письмо матери»: «И молиться не учи меня, не надо! // К старому возврата больше нет». С точки зрения Православия «поэт ставит мать выше Господа — а это в корне расходится с православным пониманием Любви («Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» — Евангелие от Матфея 10:37)».
Или же наоборот в «Письме матери» поэт говорит с великой скорбью о том, что «к старому
 возврата больше нет». У народа забрали Бога и заменили идолом революции. Кому еще, если не собственной матери сказать в такой ситуации «Ты одна мне несказанный свет»? Именно в ней он видел ту прежнюю жизнь, о потере которой болела его «истерзанная душа».

Чтец

Письмо к матери

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, -

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне

 Ведущий 1


Каков же мы дадим ответ на главный вопрос нашего исследования?

 «Есенин — православный поэт, я это знаю, я в это верю. — «Никого ничему не учу, а просто исповедуюсь перед всем миром, в чем прав и в чем виноват…» — так он говорил о своих стихах, а возможно, и о себе, а, собственно, разницы нет («…моя биография в моих стихах»). Душа его требовала исповеди и каялся он перед всем миром — «Божьим миром».


Выступление учащегося


Исследователь Виктор Кузнецов в статье с примечательным названием «Защитник Христа» (именно так автор называет Сергея Есенина) отмечает, что «мучительно сложным» было возвращение Есенина к Богу, преодоление самого себя. «Процесс этот в связи с его трагической гибелью не завершился, но воскресение наступало несомненно». Двадцать пятым годом отмечены, например, такие его покаянные строки:
Ты не верь, что я в Бога не верую — // Я молюсь ему по ночам. //
Так мне нужно. //
И нужно молиться, //
И, желая чужого тепла, //
Чтоб душа, как бескрылая птица, //
От земли улететь не могла.
В этих строках высочайшая степень раскаяния перед собой и перед Богом, на которое был способен поэт и человек Сергей Есенин. Сестра поэта вспоминала, как в ноябре 1925 года в связи с грозившим ему судом и другими неприятностями он с отчаянием искал утешения. «Екатерина, ты веришь в Бога?» — спросил Сергей. «Верю», — ответила я. Подняв руки, Сергей стал молиться: «Господи, ты видишь, как я страдаю, как тяжело мне». Известно, что Есенин не расстался с Библией до самой смерти. Секретарь Союза писателей России Владимир Крунин говорит, что «Сергея Есенина хочется защищать и жалеть. Никакой он не драчун, не атаман, это все внешнее, он и сам хочет, чтобы его пожалели, хотя вроде бы и говорит: «Кого жалеть, ведь каждый в мире странник», казалось бы, заявляет: «Не жалею, не зову, не плачу», — но у самого такая пронзительная жалость ко всему живому Он сам — часть природы, он брат травинкам и деревьям, он понимает извечных спутников человека — животных, как никто до него не понимал»6. Книгу с символическим названием «Крест поэта» посвятил Есенину сопредседатель Союза писателей России, лауреат Государственной премии РФ, поэт Валентин Сорокин, безусловно считающий Есенина человеком и поэтом православной веры и совести.
Не случайно среди стихов Есенина, в которых особенно ощутимо православное миросозерцание, участники опроса выделяют такие как «Отговорила роща золотая», «Гой ты, Русь моя родная», «Спит ковыль», «Нивы сжаты, рощи голы». Мы не можем судить поэта за то, что ему многое не нравилось в жизни, о чем он имел право писать очень резко. Есенин болезненно переживал те изменения, которые происходили в судьбе нашей Родины». Тот факт, что Сергей Есенин — православный поэт, не вызывает сомнений   Будучи крещеным в православную веру в раннем детстве, он впитывал христианские заповеди с молоком матери. Как не вспомнить здесь строки воспоминаний поэта: «…Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка. Бог счастье даст».

Ведущий 2


Заведующая кафедрой педагогики РГУ имени С.А. Есенина, руководитель Центра Православной педагогической культуры, профессор Валентина Александровна Беляева, считает, что «Сергей Есенин, его творчество и православие неразделимы».
С православной верой, православной культурой у поэта была прочная, неразрывная связь с самого рождения. Достаточно вспомнить храм Казанской Божьей Матери, расположенный рядом с домом родителей поэта, походы в Радовецкий монастырь в детские годы, молитвы бабушки, Натальи Евтеевны.
Конечно, жизнь столкнула Сергея Есенина с тяжелыми, кажущимися непреодолимыми жизненными испытаниями, поэт начинает противопоставлять себя миру, включаться в духовные поиски, но это ведь искания света, а не тьмы.

Истинная человеческая, духовная суть Сергея Есенина, соединившего в своем творчестве любовь к матери, к Родине и веру:

Чтец

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой звонкий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".


 Ведущий 2

Богатейшая палитра чувств и эмоций, присущих русскому народу, поэзия С.А. Есенина близка тем, что в ней и сам поэт, и его душа, и неразрывность с природой, близкими и родными местами… С раннего детства он увлекался духовными песнями, в школе изучал церковно-славянские книги, затем использовал в своих произведениях религиозные образы. У поэта православная душа… Он родился и жил в том мире, где четко и свято соблюдались традиции предков, законы добра и правды, что и нашло отражение в творчестве поэта».
Сомнения наших современников в степени устремленности поэта к православному идеалу подчас выражают их собственные метания между «веком нынешним и веком минувшим», между верой и безверием, истиной и ложной назидательностью. «…Кажется, не успел Есенин самого главного написать, другим он стал в последние годы, и, может быть, к Господу пришел бы другим — не ребенком, верящим кротко и наивно, а раскаявшимся грешником, суровым и мудрым…»
Одним из самых строгих критиков жизни и творчества рязанского поэта был профессор Московской духовной академии, автор многотомного исследования «Православие и русская литература» М.М. Дунаев. Но даже он, проанализировав жизненный путь Сергея Есенина, приходит к выводу, что поэт, Родина и душа народа неразделимы, соглашается с точкой зрения Георгия Иванова, заметившего, что «пока Родине, которую он так любил, суждено страдать, ему обеспечено не пресловутое бессмертие — а временная, как русская мука, и такая же долгая, как она, — жизнь».

Ведущий  1
Подводя итог проведенного исследования, необходимо сказать, что были приведены различные доводы, аргументы. Нами была сделана попытка проанализировать и сопоставить мнения. В большинстве случаев мы получили утвердительный ответ на главный вопрос исследования. Да, Сергея Есенина можно назвать православным поэтом в своей основе, но этим не исчерпывается представление наших современников о нем.
Есенин являлся ни праведником, ни святым; он — человек, знавший заблуждения, страхи, страдания, коварство лжи, искавший «пути истинные», добивавшийся побед и терпевший поражения, как и любой из нас, на земле живущих; он — человек, поражавший предельной искренностью и открытостью к ближнему В этом и заключается сила его неповторимого обаяния.
Он воплотил в своем творчестве национальные духовные традиции, выразил особенности характера русского народа, а главное — показал трагедию эпохи, трагедию России, возведенной на Голгофу и в то же время не утратившей веры в православный духовный идеал.

Ведущий 2

  Хочу закончить следующими строками поэта, который так видел своё ЛИЧНОЕ участие в благоустройстве мира:
   "...Живое слово пробудит заснувшую душу, даст почувствовать ей своё ничтожество, и проснётся она, поднимет свои ослеплённые светом истины очи и уже не закроет их, ибо впереди мрак готовит напасти, а затишье принесёт невзгоды, она пойдёт смело к правде, добру и свободе..."
  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество Сергея Есенина

Презентация к урокам по изучению творчества С. Есенина....

Разработка урока "Жизнь и творчество Сергея Есенина"

Данный урок проводится в 11-м классе. Он знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Урок сопровождается презентацией  в Power Point....

Внеклассное мероприятие по литературе "По страницам жизни и творчества Сергея Есенина"

Мероприятие может быть проведено в форме литературной гостиной....

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Внеклассное мероприятие по литературе посвящённое творчеству Сергея Есенина

Стихотворения о природе, о Родине Великого поэта Сергея Есенина прочитали студенты первого курса Каменского филиала Политехнического техникума....

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...