Внеклассное мероприятие по литературе посвящённое творчеству Сергея Есенина
творческая работа учащихся (10 класс) на тему

Залуцкая Юлия Сергеевна

 Стихотворения о природе, о Родине Великого поэта Сергея Есенина прочитали студенты первого курса Каменского филиала Политехнического техникума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

КАМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ ГАПОУ РБ

«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ  ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тема:  «Литературный вечер, посвящённый творчеству Сергея Есенина»

Группа: ПК-31, МОЦИ-21,  МОЦИ-11, ТМ-11.

                                        Разработал: Залуцкая Ю.С.

преподаватель общеобразовательных дисциплин

Каменск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Титульный лист

…………………………………………….

1

  1. Содержание

…………………………………………….

2

  1. План

……………………………………………..

3

  1. Конспект

…………………………………………….

5

  1. Самоанализ

…………………………………………….

9

Утверждаю

Зав.филиалом

__________________Лисунова С.Н.

План внеклассного мероприятия

Тема: «Литературный вечер, посвящённый творчеству Сергея Есенина»

Учебная дисциплина: ОУД.02 Литература

Группа: ПК-31, МОЦИ-21, МОЦИ-11, ТМ-11

Тип урока: Внеклассное мероприятие

Вид урока: Литературная гостиная

Форма организации учебного занятия: коллективная, индивидуальная

Методическая цель урока–организация фронтальной, групповой  работы на внеклассных мероприятиях

Цель:

  • обучающие: познакомить студентов с личностью С.А.Есенина; помочь студентам  задуматься над такими нравственными понятиями, как  праведность, доброта, чуткость, совесть, человечность; в ходе аналитической беседы помочь понять и оценить поведение главных героев, разобраться в философском смысле рассказа;

Расширить знания учащихся о личности С. А. Есенина и его творчестве.

Выделить основные темы и особенности есенинской  лирики.

На примере стихотворений показать народность творчества  Есенина.

  • развивающие: развивать умение учащихся читать стихотворения;
  •  воспитательные: воспитывать у обучающихся ответственное отношение к учебному труду, формировать эмоциональную культуру и культуру общения, развивать чувство патриотизма, любви к природе.

Методическое и материально-техническое обеспечение урока:

компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, декорации, характеризующие 19 век

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Межпредметные связи:

История, философия, русский язык

Стандарт образования: ФГОС

Формируемые компетенции:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Студент должен знать:1.Знать основные этапы жизненного и творческого пути С.А. Есенина;

Студент должен уметь: 1.Уметь с выражением читать стихотворения

Ход мероприятия

  1. Вступление  – 3 мин.
  2. Чтение стихов – 32 мин
  3. Песня «Отговорила роща золотая»– 4 мин.
  4. Видео клип «Клён»- 3 мин
  5. Танец Айседоры - 3 мин
  6. Поэма «Чёрный человек» - 3 мин
  7. Песня Высотского   – 3 мин.
  8. Видео литературного поединка -5 мин

Преподаватель                                                       Ю.С.Залуцкая

Ход мероприятия

Вступительное слово.

Уважаемые гости и участники!

Мы рады приветствовать Вас сегодня на литературном вечере посвящённом творчеству Сергея Есенина

Сегодня каждому из вас будет предоставлена возможность ощутить себя в роли Есенина, прочитать стихи Великого поэта.

Сейчас мы с вами посмотрим небольшой видео  сюжет о жизни и творчестве Сергея Есенина в одном стихотворении, которое он написал о себе.

  • Видео стих Есенина «Я усталым таким ещё не был».Читает Безруков С.

Ведущий: Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо - это самый читаемый в России поэт.

Две даты:3октября 1895 года- 28 декабря 1925 года. Первая- дата рождения, вторая - смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет. Много это или мало?

В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял.

Есенину было отпущено в 3 раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: “Жизнь ценится не за длину. Ведь я мог дать не то, что дал”, - признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Это – задушевная песнь о великом и вечном о России.

  • Чтец “Гой ты, Русь, моя родная”. Читает Боровиков Егор

Ведущий: С.А.Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери “Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и всегда ходил в царапинах, - вспоминал он в автобиографии”.

Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.

  • Чтец “Худощавый и низкорослый… Читает Сарапульцева Татьяна

Ведущий: Из автобиографии поэта “Стихи я начал писать рано, лет десяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам”. Дальше поэт рассказывает о его встрече с А.Блоком: ”Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта”.

А.Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: “9 марта…1915 года днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые”.

  • Чтец “Запели тёсаные дроги…”Читает Шадрин Влад

Ведущий: Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: “Россия… Какое хорошее слово … и “роса” и “сила”, и “синее что-то… ” Есенин – поэт – патриот. Он часто повторял: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве”.

Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую.

  • Чтец “Край ты мой заброшенный…”. Читает

          Красноносеньких Саша

Ведущий В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик нашей Родины

  • Чтец «Есенинское небо над Россией» читает Синюшкин

Ведущий: С Родиной связана лучшая метафора Есенина – “страна берёзового ситца”. Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивая её: “Спит черёмуха в белой накидке”, “Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком”.

  • Песня “Отговорила роща золотая”. Поют Юлия Сергеевна и Егор Боровиков

Ведущий: Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы – одна из самых, характерных особенностей есенинской лирики.

  • Чтец «Закружилась листва золотая» Читает Красноносеньких Саша

Ведущий По ритмике стихи Есенина очень близки русским народным песням. Они очень напевны, мелодичны. И не случайно на музыку положены многие стихотворения поэта. Лирический герой его поэзии        необычайно   близок   лирическому   герою

народных песен ощущением нерасторжимой связи с родной природой. И с тем жизненным укладом деревни, который нашёл отражение в произведениях русского фольклора.

  • Чтец «Белая берёза под моим окном» читает Иванова Настя

Ведущий Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами .Выражения чувств через явления природы- одна из самых характерных особенностей есенинской лирики .

  • Песня «Клён ты мой опавший» поёт Бандера

Ведущий О жизни Есенина написаны тысячи статей и книг. И всё-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях, полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам. Его лирическая повесть о себе и своем времени предельно искренна и правдива. К себе он был беспощаден “себя вынимал наиспод”.

  • Чтец “Мой путь”. Читает Афанасенков Дима

Ведущий: Стихи, обращенные к матери!

Сколько русских поэтов прикасались к той священной теме, и только, пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывчивость сыновнего чувства к матери.

  • Чтец “Письмо матери” читает Степанов Саша

Ведущий: Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание

  • Чтец «Ты ушла и ко мне не вернёшься». Читает Протасова Яна

Ведущий Айседора Дункан обладала не только большим талантом, но и человечностью, нежностью, тактом.

  • Видео «Танец Айседоры»

Ведущий Сергей Александрович познакомился в Батуми с молодой армянкой по имени Шаганэ. Это была интересная, культурная учительница армянской школы, прекрасно владевшая русским языком, ей Есенин посвящает чудесное стихотворение

  • Чтец  « Шаганэ, ты моя Шаганэ». Читает Буторина Настя

Ведущий О животных, о “братьях наших меньших поэт рассказывал с неизменной нежностью”. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность.

Вспоминает артист Василий Иванович Качалов: “Я отыграл спектакль, прихожу домой… Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима… Тогда Джиму было всего 4 месяца. Я вошёл и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: “Что это за лапа, я сроду не видел такой”. Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо… Через несколько дней Есенин опять пришел в дом к Качалову и вручил стихи, посвященные Джиму”.

  • Чтец “Собаке Качалова”. Читает Иванова Настя

Ведущий: Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, её деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий.

  • Чтец «Исповедь хулигана». Читает Данилова Лена

Ведущий: На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Будучи в Берлине в 1923 году он пишет письмо своему знакомому»

  • Чтец. “Мне осталась одна забава”. Читает Сарапульцева Татьяна

Ведущий:Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Всё это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии, в “Ленинграде, в гостинице “Англежер”, ночью 27 декабря, поэт ушёл из жизни.

Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство – нет пока точного ответа на этот вопрос.

  • Чтец “Жизнь- обман с чарующей тоскою”.Читает Иванова Настя

Ведущий: Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке – его прощальное стихотворение.

  • Чтец  “До свиданья, друг мой, до свиданья…”.Читает Синюшкин Саша
  • Поэма «Чёрный человек». Читает Сарапульцева Татьяна

Ведущий: 31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина. Трижды вокруг памятника А.Пушкина был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище. Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге – почти полвека

– Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом!

  • Песня Высоцкого «Кто кончил жизнь трагически»

Видео «Литературный поединок между Есениным и Маяковским».

Самоанализ урока

ГАПОУ РБ Каменский филиал «Политехнический техникум».

Преподаватель Залуцкая Ю.С.

Предмет: Литература

Тема внеклассного мероприятия: «Литературный вечер, посвящённый творчеству Сергея Есенина»

Группа: ПК-31, МОЦИ-21,  МОЦИ-11, ТМ-11.

Характеристика группы

Уровень обученности класса средний (качество знаний по предмету –45).

В группе все студенты обучаемы и работоспособны, но с разным уровнем мотивации. Есть студенты, вдумчиво относящиеся к учебной деятельности. Основная масса обучающихся группы обладает недостаточным уровнем самостоятельной деятельности. В связи с этим преподавателю необходимо искать применять такие формы и приёмы организации деятельности обучающихся, чтобы развить умение самостоятельно мыслить, чтобы приблизить полученные знания к их требованиям.

Тип внеклассного мероприятия: Литературная гостиная

Вид внеклассного мероприятия: Комбинированный.

  • обучающие: познакомить студентов с личностью С.А.Есенина; помочь студентам  задуматься над такими нравственными понятиями, как  праведность, доброта, чуткость, совесть, человечность; в ходе аналитической беседы помочь понять и оценить поведение главных героев, разобраться в философском смысле рассказа;

Расширить знания учащихся о личности С. А. Есенина и его творчестве.

Выделить основные темы и особенности есенинской  лирики.

На примере стихотворений показать народность творчества  Есенина.

  • развивающие: развивать умение учащихся читать стихотворения;
  •  воспитательные: воспитывать у обучающихся ответственное отношение к учебному труду, формировать эмоциональную культуру и культуру общения, развивать чувство патриотизма, любви к природе.

Все этапы внеклассного мероприятия  были последовательными и логически связанными. Структура литературного вечера  соответствует данному типу урока. Обеспечивалось целостность и завершенность.

Реализация принципов обучения: соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования ЗУН. Фронтальные опыты, проведенные обучающимися, способствовали развитию научности обучения, сознательности и активности обучающихся на  внеклассном мероприятии, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой, использованию жизненного опыта студентов с целью развития у них самостоятельности.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности обучающихся. Мой рассказ с применением слайдов презентации способствовал активизации учения студентов и был самым эффективным из всех использованных методов.

Организация учебной работы на уроке:

Осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались разные формы работы на литературном вечере: индивидуальная, групповая. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы у обучающихся, рассказывать стихотворения. Были подведены итоги каждого этапа, а затем и всего урока. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся.

Система работы преподавателя:

Литературный вечер  прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой обучающихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на литературном вечере, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На внеклассном мероприятии царила доброжелательная атмосфера, и обучающиеся чувствовали себя достаточно свободно.

Моя речь была грамотной, доступной, точной, содержательной, выразительной и эмоциональной.

Система работы обучающихся:

Обучающиеся были очень активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к преподавателю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков самостоятельно делать выводы.

Общие результаты внеклассного мероприятия:

План литературного вечера  выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитывающие, развивающие цели внеклассного мероприятия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по литературе по творчеству В.В. Маяковского

разработка внеклассного мероприятия по литературе для страших классов по творчеству В.В. Маяковского....

Внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое Дню рождения выдающегося просветителя чувашского народа, создателя чувашской письменности, основателя Симбирской чувашской школы

Тема: «Светлое имя И.Я. Яковлева».Цели урока:Ознакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана Яковлевича Яковлева, обогатить и систематизировать изученное.Прививать любовь и уважение к культур...

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству С.Есенина "Родился я с песнями в травном одеяле..."

Урок литературы в 11 классе. Итоговое внеклассное мероприятие по творчеству поэта Есенина. Очень ценно на уроке услышать стихи и песни в исполнении учащихся и учителя. Такие моменты есть награда для у...

Разработка внеклассного мероприятия по биографии и творчеству С. Есенина

Разработка открытого внеклассного мероприятия по биографии С. Есенина...

Внеклассное мероприятие по литературе по творчеству И.А.Крылова «ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ. Но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную муд...

Литературно-музыкальный вечер "Есть песня у соловушки", посвящённый творчеству Сергея Есенина.

Сценарий школьного литературно-музыкального вечера "Есть песня у соловушки", посвящённый творчеству Сергея Есенина....