Родной язык - основа самореализации личности
опыты и эксперименты на тему

Панфилова Ольга Владимировна

Методика обучения русскому языку, как основа самореализации личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_-_osnova_samorealizatsii_lichnosti.docx83.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования

учителя русского языка и литературы

Панфиловой О. В.

Родной язык – основа самореализации личности

Вступление.

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. С тех пор было сформулировано множество определений понятия, но в последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос. Определим интересующее нас понятие как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В такой трактовке близкими по содержанию являются понятия «самореализация», «самоопределение», «самоактуализация», «самоосуществление»…

Современный этап развития человечества требует качественно новой ориентации в образовании. На первый план выдвигается компетентностная образовательная парадигма, с позиций которой основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование у учащихся ключевых компетенций (И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев,

А.В. Хуторской и др.).

 В связи с этим разработанные Стандарты второго поколения направлены на реализацию не только предметных, но и метапредметных результатов, что создает необходимую основу для формирования теоретического рефлексивного мышления у школьников. Такая качественно новая форма мышления раскрывает более широкий спектр возможностей для развития познавательной, коммуникативной, эстетической, предметно-преобразующей деятельности на основе ценностно-смысловой ориентации личности в мире и обществе, развития самосознания, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

В наибольшей степени достижение метапредметных результатов осуществляется на уроках родного языка в силу его специфики. Посредством родного языка реализуется развитие мышления, воображения, интеллектуальных  и творческих способностей учащихся. Русский язык является основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Через родной язык учащиеся приобщаются к культурно-историческому опыту человечества, к этическим нормам поведения в различных жизненных ситуациях.

Актуальность настоящего исследования обусловлена появлением новых требований к выпускникам школ, обозначенных в Стандартах второго поколения. Данное исследование направлено на выявление методических условий, которые способствовали бы достижению метапредметных результатов и задач обучения, развитию общеучебных навыков, которые закладывают основу самореализации личности.

Объект исследования: процесс обучения в школе родному русскому языку.

Предмет исследования: методика обучения русскому языку, как основа самореализации личности.

Цель исследования: разработка теории по данному вопросу.

Гипотеза исследования: предмет «Русский язык» занимает особое место в образовании, так как является не только объектом изучения, но и средством обучения, а следовательно в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Задачи исследования:

- изучить понятие «самореализация» с точки зрения психологии;

- изучить литературу по теме;

- проанализировать требования к выпускникам школ, обозначенные в Стандартах второго поколения.

Основным методом исследования является метод теоретического анализа (анализ отечественной и зарубежной психолого–педагогической, дидактической, лингвистической, методической литературы по проблеме исследования; анализ современных нормативных документов и УМК по русскому языку).

Содержание:

Вступление.

Глава 1.

  1. Самореализация личности. Потребность личности в самореализации.
  2. Образование – как смыслообразующий фактор самореализации личности.

Глава 2.

  1.  Роль языка в жизни человека и общества.
  2. Содержание программы  учебного предмета «Русский язык».
  3. Нормативно-правовые документы – основа государственного образовательного стандарта.
  4. Характеристика стандартов второго поколения.
  5. Учебники и УМК по русскому языку, используемые в образовательном процессе.
  6. Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы.

Заключение.

Глава 1.

  1. Самореализация личности. Потребность личности в самореализации.

Как правило, родные и близкие, склонившиеся над колыбелью младенца, улавливая его первые движения и реакцию на окружающий мир, пророчат новорождённому великое будущее. Фантазия родителей в данной сфере не имеет границ. Здесь, плодотворно выдвигаются гипотезы по поводу того кто находится перед ними. Скорее всего это будущий великий (великая) учёный, полководец, композитор, эстрадный исполнитель, спортсмен, фотомодель, предприниматель, религиозный деятель и т.д. Но данные предположения остаются только предположениями, не более того, так как поле реализации личности безгранично и предполагает две крайности достигнутого человеком уровня самореализации – это гениальность и бездарность, посредственная и непосредственная личность.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. З. Фрейд - австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов. Самореализация, по З. Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинктоподобных потребностей.

Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э. Фромм. Э́рих Зелигманн Фромм — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. Он связывает её с потребностями человека в идентизации и целостности. Человек, отмечает Фромм, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего «Я». Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентизация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность – психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.

Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя:

а) трудовой способ существования;

б) наличие сознания;

в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми – общение с помощью второй сигнальной системы.

Благодаря этому человек стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а следовательно и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации – родовая потребность человека.

Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации «вообще». Самореализации «вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

  1. Образование – как смыслообразующий фактор самореализации личности.

Человеком рождаются, личностью становятся.

 Самореализация личности в образовании – один из этапов развития и становления личности. Развитие готовности личности к самореализации, как проявление задатков и возможностей, связано с гуманно-ориентированным образованием, целостным подходом к развитию личности.

Проблема самореализации относится к числу полидисциплинарных проблем и является предметом исследований в философии, культурологии, социологии, психологии, этике и т.д.

Самореализацию личности целесообразно рассматривать в следующих аспектах:

1)   Потребность – как высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в силу своих возможностей и способностей Профессиональное становление человека совершается вместе с развитием его личности в образовании.

2) Процесс целостного развития личности. Целостная самореализация возможна лишь в условиях гуманно-ориентированного образования, которое направлено на развитие человеческой сущности. Движущим противоречием, источником самореализации, является противоречие между возможностями человека, его природными способностями и степенью их реализации в его деятельности (образовании).

3) Основание полноценной жизнедеятельности человека, фактор его психического здоровья.

К. Роджерс, американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу), фундаментальным компонентом структуры личности  считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Он исходил из идеи, что развиваться по направлению к самореализации может человек только самостоятельно, никто не может его в этом направлении двигать. Однако при этом принципиально важны условия, в которых происходит становление личности человека. Он писал: "Ничто не может заставить прорасти зерно, но можно создать достаточно благоприятные условия, в которых оно прорастет". Важнейшими психологическими характеристиками человека являются степень активности его собственных усилий, направленных на преодоление жизненных трудностей, чувство личной ответственности за происходящие с ним события. Актуальное значение эти характеристики приобретают в ходе социальной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни. Особая роль в динамизме социальных условий (как благоприятном, так и нежелательном) принадлежит студенческой молодежи.

Неблагоприятными факторами, с одной стороны является, атомизм, выключенность человека из активной жизни, пассивность, несамостоятельность, инфантильность молодых людей, приоритет материальных и узко прагматических ценностей, уход в криминальные структуры, наркомания, алкоголизм и т.д. С другой стороны, социальное положение студенческой молодежи, по возрасту относящейся к юношескому, имеет свою специфику. В отличие от своих сверстников, включенных в иную деятельность (служба в армии, труд), студенческая молодежь включена в учебную деятельность. Это обстоятельство служит благоприятным фактором, поскольку решение проблем динамизма социальных условий во многом зависит от эффективности сферы образования и воспитания. По логике профессионального формирования личности в студенческие годы отношение к учебному процессу призвано стать важнейшей ценностью, которая доминировала бы в личностном смыслообразовании, мотивации, интересах и социальных ожиданиях студентов.

В гуманистической психологии общепризнанно, что смысл жизни каждого человека может состоять в его наиболее полной самореализации. Полнота самореализации означает максимальную успешность развития своих способностей, использование социальных условий для раскрытия задатков и одаренности, а вместе с тем и возможную пользу, которую он может принести своим близким, обществу, в котором живет, человеческой цивилизации в целом. В основе самореализации лежат индивидуальные способности, знания, умения, навыки, нравственные и мировоззренческие качества, определяющие в конечном счете масштаб личности человека, его реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира. Самореализация человека рассматривается как мотив, как опредмечивание (предметное наполнение) его сущностных сил и потребностей, стремление продолжить свое бытие как личности в других людях. Так личность сотворяет и отворяет себя - в моментах выхода за границы себя и своих возможностей, представленности себя в других людях и воспроизводстве другого человека в себе. При этом человек оказывает (непосредственно, опосредованно) воздействие на все социокультурное пространство. Теорию самореализации дополняют также идеи "смысла жизни" (В. Франкл), "ответственности за право свободы" (Э. Фромм), "актуализаторской деятельности"(Э.Шостром).

"Самореализация - это не вещь, которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому пути просветления. Это - способ жизни, способ работы и отношение к миру, а не единичное достижение". ( А. Маслоу - видный американский психолог, основатель гуманистической психологии).  Представляется немаловажным выявление психолого-педагогических условий, способствующих самореализации личности. На основании философско-методологических предпосылок и данных гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) можно выделить 3 пути достижения цели свободного развития личности. Первый путь - это развитие творческого потенциала человека, его природных задатков. При этом А. Маслоу подчеркивает, что подлинное творчество проявляется у человека не только в искусстве или науке, но и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций. Второй путь самореализации человека - это развитие способности к аутентичному способу существования. Аутентичное бытие - это осознание человеком подлинности своего бытия, это - жизнь "здесь и теперь", когда человек достигает единства своего бытия и своей собственной личности. Это осознание открывается человеку при помощи предельных переживаний. Третий путь самореализации человека - это непосредственное формирование в нем способности к личностному росту. Процесс самореализации ограничивают социально-экономическая ситуация, негативное влияние прошлого опыта, конформизм, механизмы защиты, которые порождают двойственное отношение, отделяя нас от самих себя. Невротическая потребность в признании и одобрении - серьезное препятствие на пути развития уникальности человеческой личности в работе, жизни и любви. Многим кажется, что они обретут покой и безопасность в толпе. Но если толпа мчится к пропасти, то чего стоит иллюзия подобного ощущения.

Кроме того, выделены характеристики, присущие самореализующимся людям: поглощенность делом как призванием, аутентичность личности, независимость в суждениях, уверенность в себе, инициативность, гибкость, критичность, внутренний контроль, высокая степень рефлексии, детская восприимчивость, спонтанность и естественность поведения, отношение к своим чувствам как к ценности, открытость внешнему и внутреннему опыту, стремление к глубоким личностным взаимоотношениям с людьми. Уровень развития этих характеристик важно учитывать при индивидуализации обучения и воспитания.

Полноценная самореализация личности возможна только в том случае, если:

- человек осознано и глубоко верит в эту жизненную самореализацию, верит в свое индивидуально неповторимое предназначение, видит в нем высший смысл своей жизни;

- человек осознает свои способности, свои интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях, он осознает себя частью природы, человеческого сообщества и способен к дружественному взаимодействию с другими людьми;

- человек обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в конкретной трудовой деятельности и разнообразных отношениях;

- человек способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для осуществления своего стремления к полноценной жизненной реализации на всех этапах жизненного пути.

Указанные условия могут быть выполнены только на основе эффективного образования. "Получив образование, мы обычно становимся конформистами со стереотипным мышлением, людьми с "законченным" образованием, а не свободными, творческими и оригинально мыслящими людьми" - пишет К. Роджерс . Кризисные явления в современной системе образования свидетельствуют о необходимости коренной перестройки общественного и педагогического сознания, переосмысления отношения к целям и ценностям образования. Один из важнейших принципов перестройки системы образования - переход на позиции гуманистической педагогики и психологии. Как сказал А. Маслоу: "Гуманистическое образование - это процесс, который проходит через всю жизнь, а не ограничивается стенами определенного здания". Образование как система ориентации человека на познание и раскрытие своих способностей создает необходимые условия для сознательного выбора человеком приоритетной сферы своей будущей трудовой деятельности, для самоопределения личности в профессиональном плане.

Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании внутренней готовности студента к осознанному и самостоятельному построению, корректировки и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Образование как источник, стимул познавательной активности человека, последовательное открытие человеком нового для него системных знаний о мире выступает как наиболее энергичный и целенаправленный способ личностного постижения культуры (профессиональной, национальной, общечеловеческой).

Образование позволяет воспринимать явления культуры не только как совокупность мысли и нравственного выбора других людей, но и открывать для себя свою сопричастность ко всему, чем жили и что создали люди, узнавать себя в уже созданном и развиваться как "культурно-исторический субъект", для которого прошлое и будущее культуры - это его прошлое и будущее.

Глава 2.

Язык существует не ради самого себя, а для формирования мысли, передачи и получения информации, обмена мнениями, и мы начинаем осознавать его, думать о нем самом, лишь когда он нас как-то подводит в общении и мыслительном творчестве.

                                                                                                         В.Г. Костомаров

2.1. Роль языка в жизни человека и общества.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Родной язык – это средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем – на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Родной язык – основа формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиции моральных норм.

В свете актуализации метапредметных результатов обучения русский язык как учебный предмет в системе школьного образования приобретает особый статус, поскольку формирование основ функциональной грамотности является непосредственной задачей именно учебного предмета «Русский язык». Основными показателями функциональной грамотности на метапредметном уровне служат коммуникативные универсальные учебные действия. К ним относятся: владение всеми видами речевой деятельности, умение построить речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения, соблюдать в процессе коммуникации речевые и языковые нормы общения, правила русского речевого этикета и другое. Развитие коммуникативных умений происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер.

Индикатором функциональной грамотности являются также познавательные учебные действия. И это тоже связано, с одной стороны, с коммуникативными учебными действиями, а с другой – с когнитивными. Язык и мышление неразрывно связаны (это основы теории обучения русскому языку), поэтому познавательные универсальные учебные действия выражаются в умении формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, которые опровергают или доказывают определенный тезис. Это и информационные умения по извлечению необходимой информации из различных источников.

Функциональная грамотность также предполагает сформированность регулятивных универсальных учебных действий: ребенок должен уметь планировать последовательность своих действий, изменять стратегию своего общения, осуществлять самоконтроль, оценку, самооценку, самокоррекцию.

Таким образом, сегодня в школьном курсе русского языка актуализируется направленность на достижение метапредметных результатов обучения. И в этом заключается новизна подхода, который определяется новым стандартом и реализован в Примерной программе. При этом метапредметные коммуникативные умения формируются на уроках русского языка на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения.

  1. Содержание программы  учебного предмета «Русский язык».

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения других предметов.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: на уроках русского языка развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции — углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция — совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи, умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция — осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков. В авторских программах возможно по-разному определять последовательность изучения разделов и тем, включенных в тот или иной блок. При этом важно отразить их взаимосвязь.

Материал программы отобран и структурирован таким образом, что при необходимости содержание отдельных блоков или разделов может быть развернуто в самостоятельные курсы (в рамках элективных или факультативных).

Независимо от избранной теории и методики обучения определенное внимание должно уделяться каждой из названных компетенций. В то же время профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.

В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

  1. Нормативно-правовые документы – основа государственного образовательного стандарта.

В практике преподавания русского языка не только конкретизируется содержание обучения, но и отрабатывается обязательный перечень элементов государственного образовательного стандарта; становится актуальным компетентностный подход в обучении; усиливается коммуникативная направленность преподавания школьного курса; больше внимания уделяется анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивается монологическая речь учащихся; формируется умение рассуждать на предложенную тему, приводя тезис, аргументы и делая вывод; отрабатываются навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируются на этой основе общеучебные умения работы с книгой, идёт целенаправленный процесс обучения комментированию и интерпретации текстов разных стилей и жанров,  созданию собственных сочинений-рассуждений. Благодаря проведению единого государственного экзамена государственной итоговой аттестации выпускников основной школы актуальным становится сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений; изучение языка происходит во взаимосвязи и взаимозависимости единиц различных языковых уровней.

Для более успешного обучения учащихся учитель русского языка должен знать следующие нормативно-правовые документы:

  • Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г  №2783.
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196.
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.№1178-02), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002г., регистрационный номер 3997.
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312.
  • Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. – М.; Просвещение, 2008. (Стандарты второго поколения).
  • Примерную программу по русскому языку. «Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения» / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – М.: Дрофа, 2007 г.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году была начата разработка стандарта общего образования второго поколения.

  1. Характеристика стандартов второго поколения.

Разработка федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения шла поэтапно:

  • в 2009/2010 году по плану подготовка материалов для основной школы,
  • в 2010/2011 году по плану подготовка материалов для старшей школы.

Стандарт второго поколения будет обеспечен гарантиями государства относительно того, что образовательные результаты будут достигаться в условиях определенной информационно-образовательной среды. Её составляют: педагогические кадры, материально-техническое, финансово-экономическое, информационное обеспечение.

Новые планируемые результаты требуют иного подхода к оцениванию государственной итоговой аттестации выпускников. Планируется введение двух систем: одну персональную, подобную ЕГЭ; другую – в форме мониторинга, ориентированную на массовую оценку деятельности школы, муниципалитета или региона.

Ознакомиться с содержанием стандартов второго поколения по русскому языку можно на сайте http://standart.edu.ru , где опубликованы проекты:

  • Проект «Федерального образовательного стандарта общего образования (основное общее образование)»
  • Проект «Фундаментальное ядро содержания общего образования»,
  • Проект Базисного учебного плана основного общего образования.

Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.

Цели изучения русского (родного) языка в основной школе отличаются в формулировках примерных программ 2004 года и в проекте стандартов второго поколения, что отражено в следующей таблице:

Таблица 1

Цели изучения русского (родного) языка в основной школе
(Госстандарт 2004 года)

Цели изучения русского (родного) языка в основной школе
(Госстандарт Второго поколения)

Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как  к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.

Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.

Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.).

Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.

Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствии ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Основное содержание в том и другом варианте состоит из следующего:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции;
  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

В проекте все эти «содержания» состоят из разделов, а в варианте программ 2004 года – просто даны заголовки. Формулировки в том и другом варианте в основном совпадают, хотя есть различия. Из  «содержания, обеспечивающего формирование коммуникативной компетенции» раздел «Культура речи» перенесён в «содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции», в это же «содержание» внесён раздел «Графика».

Изменились требования к результатам обучения, которые можно проследить в следующей таблице:

                                                                                                Таблица 2

Требования к уровню подготовки
выпускников

(стандарт 2004 года)

Требования к результатам обучения

(проект стандарта второго поколения)

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

•        различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

•        определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

•        опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

•        объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

Личностные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому (неродному) и родному (нерусскому) языку:

  • осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ; осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации;
  • готовность практически использовать русский язык в межличностном и межнациональном общении; толерантность при межкультурном общении;
  • осознание русского языка как средства приобщения к культуре русского народа, народов РФ и мировой культуре.

аудирование и чтение

•        адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и
скрытую информацию);

•        читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами
чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

•        извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассужде-ние) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

•        свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последователь-ность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Метапредметные   результаты   изучения   русского (неродного) языка в основной школе:

  •    адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы, основной и дополнительной информации);
  • овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях;
  • умение самостоятельно добывать знания; работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета; пользоваться справочной литературой;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения;
  • развитие способности использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
  • овладение навыками речевого самоконтроля;
  • умения и навыки анализа явлений языка на межпредметном уровне (на уроках родного, иностранного языков, литературы).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

•        удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

•        использования родного языка как средства получения знаний по
другим учебным предметам и продолжения образования.

Предметные результаты освоения выпускниками основной школьной программы:

  • освоение базовых понятий:  язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст; система языка: фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация;
  • знание языковых единиц русского языка, их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения;
  • уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения;
  • знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным;
  • знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей;
  • чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров: художественных (стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов), учебно-научных (тексты учебников по разным предметам), научно-популярных (статьи из научно-популярных журналов), публицисти-ческих (хроника, информационное сообщение, комментарий), деловых (анкета, объявление, доверенность и т. п.);

  • понимание информации, предъявляемой на слух в нормальном темпе (речь учителей, речь диктора радио и телевидения);
  • создание текстов, различных по жанру и стилю, с учетом сферы и ситуации общения; умение инициативно вести диалоги на бытовые, учебные, социокультурные темы с соблюдением норм речевого этикета;
  • работа с текстом как источником информации, многоаспектный анализ текста, владение основными видами информационной переработки текста в план, тезисы и конспект;
  •  перевод фрагментов текстов на русский язык с родного.

  1. Учебники и УМК по русскому языку, используемые в

        образовательном процессе.

В связи с завершением перехода на Госстандарт 2004 года учителю при  составлении рабочей программы необходимо учитывать особенности учебников и УМК по русскому языку, которые им используются в образовательном процессе.

Выбор учебников и пособий необходимо осуществлять в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год». В Федеральном перечне учебников на 2010-2011 учебный год рекомендуются следующие учебники, представленные в таблице № 3.                                                                  

                                                                                 Таблица  3

Автор, название учебника

Класс

Издательство

Бабайцева В.В. Русский язык

5-9

Дрофа

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык

5-9

Дрофа

Бабайцева В .В., Купалова А.Ю. под ред. Купаловой А.Ю. Русский язык

5

Дрофа

Никитина Е.И. Русский язык

5

Дрофа

Бабайцева В.В., Лидман-Орлова Г.К., Никитина Е.И. Русский язык

6

Дрофа

Бабайцева В.В., Пименова С.Н., Никитина Е.И. Русский язык

7

Дрофа

Бабайцева В.В., Пичугов Ю.С., Никитина Е.И. Русский язык

8

Дрофа

Бабайцева, В.В., Пичугов, Ю.С., Никитина, Е.И. Русский язык

9

Дрофа

Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Комисарова, Л.Ю. и др. / под ред. Леонтьева А.А. Русский язык

5

Баласс

Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В. и др. / под ред. Леонтьева А.А. Русский язык

6

Баласс

Бунеев/ Р.Н., Бунеева/ Е.В. и др. / под ред. Леонтьева А.А. Русский язык

7

Баласс

Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Комисарова, Л.Ю. и др. / под ред. Леонтьева А.А. Русский язык

8

Баласс

Бунеев/ Р.Н., Бунеева/ Е.В. и др. / под ред. Леонтьева А.А. Русский язык

9

Баласс

Ладыженская, ТА., Баранов, М.Т., Тростенцова, Л.А. и др. Русский язык

5

Просвещение

Баранов, М.Т., Ладыженская, Т.А., Тростенцова, Л.А. и др. Русский язык

6

Просвещение

Баранов, М.Т., Ладыженская, ТА., Тростенцова, Л.А. и др. Русский язык

7

Просвещение

Тростенцова, Л.А., Ладыженская, ТА., Дейкина, А.Д. и др. Русский язык

8

Просвещение

Тростенцова, Л.А., Ладыженская, ТА., Дейкина, А.Д. и др. Русский язык

9

Просвещение

Львова, СИ., Львов, В.В. Русский язык

5

Мнемозина

Львова, СИ., Львов, В.В. Русский язык

6

Мнемозина

Львова, СИ., Львов, В.В. Русский язык

7

Мнемозина

Львова, СИ., Львов, В.В. Русский язык

8

Мнемозина

Львова, СИ., Львов, В.В. Русский язык

9

Мнемозина

Панов, М.В., Кузьмина, С.М., Ильинская, И.С и др. Русский язык

5

Русское слово

Панов, М.В., Кузьмина, С.М., Булатова, Л.Н. и др. Русский язык

6

Русское слово

Панов, М.В., Кузьмина, С.М., Булатова, Л.Н. и др. Русский язык

7

Русское слово

Панов, М.В., Кузьмина, С.М., Булатова, Л.Н., Ильина Н.Е. и др. Русский язык

8

Русское слово

Панов, М.В., Кузьмина, С.М., Булатова, Л.Н. и др. Русский язык

9

Русское слово

Разумовская, М.М. и др. Русский язык

5

Дрофа

Разумовская, М.М., Львова, С.И., Капинос, В.И. и др. Русский язык

6

Дрофа

Разумовская, М.М. и др. Русский язык

7

Дрофа

Разумовская, М.М. и др. Русский язык

8

Дрофа

Разумовская, М.М., Львова, СИ., Капинос, В.И. и др. Русский язык

9

Дрофа

Кроме этих учебников, можно использовать допущенные Министерством образования учебники. Например, учебно-методический комплект по русскому языку для основной школы (5-9 классы) авторов Г.Г. Граник, Г.Н. Владимирская, Н.А. Борисенко; под общей редакцией акад.  РАО Г.Г. Граник

Учебники реализуют идею взаимосвязи русского языка, литературы и истории, способствуют формированию навыков свободного владения устной и письменной речью, развитию творческих способностей учащихся, возникновению интереса к учебному предмету, отличаются новизной способа подачи материала, занимательным и доступным языком изложения, подбором художественных текстов для заданий, богатым иллюстративным материалом.

Для преподавания русского языка в старших классах рекомендуется использовать следующие учебники:

                                                                                       Таблица  4

Автор, название учебника

Класс

Издательство

Бабайцева, В.В., Михальская, А.К. Русский язык (профильный уровень)

10-11

Дрофа

Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Комисарова, Л.Ю. и др. Русский язык (базовый и профильный уровни)

10

Баласс

Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Комиссарова, Л.Ю. и др. Русский язык (базовый и профильный уровни)

11

Баласс

Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык (базовый уровень)

10-11

Просвещение

Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык (базовый и профильный уровни)

10-11

Просвещение

Гольцова, Н.Г., Шамшин, И.В., Мищерина, М.А. Русский язык (базовый уровень)

10-11

Русское слово

Греков, В.Ф., Крючков, С.Е., Чешко, Л.А. Русский язык (базовый уровень)

10-11

Просвещение

Дейкина, А.Д., Пахнова, Т.М. Русский язык (базовый и профильный уровни)

10-11

Вербум-М

Хлебинская, Г.Ф. Русский язык (профильный уровень)

10

11

ОЛМА-Учебник

Весной 2010 года был выпущен новый учебник для 10 и 11 классов Хлебинской Галины Фёдоровны «Русский язык (профильный уровень)».

Учебник содержит теоретический и практический материал по лексике, фонетике, морфемике. словообразованию, орфографии, Особое внимание уделено работе с текстом, подробно рассматриваются функциональные стили речи.

Для объяснения отдельных явлений современного русского языка приводятся исторические комментарии. Наряду с тренировочными упражнениями представлены задания творческого, поискового и игрового характера.

Данная линия учебников соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта профильного уровня и ориентирована на подготовку учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

  1. Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы.

Новая форма экзамена является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема преемственности ГИА и ЕГЭ.

Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку: первостепенное значение в новой форме экзамена придаётся не проверке количества знаний выпускника, а оценке сформированности у него универсальных способов познания, мышления, практической деятельности.

Следует отметить, что для результативного выполнения экзаменационной работы выпускник должен не только освоить конкретный учебный материал, выбрать стратегию повторения, но и овладеть рядом жизненно важных общеучебных умений, которые будут востребованы на следующей ступени образования. Так, особенно важным является  умение извлекать информацию из различных источников и разными способами ее обрабатывать в соответствии с поставленной задачей (например, умение понимать инструкции и формулировки заданий и практически руководствоваться ими; умение сопоставлять критерии системы оценивания с заданиями, требующими развёрнутого ответа, и так далее). Кроме того, для успешной сдачи экзамена выпускнику необходимо иметь навык организации и планирования работы.

Таким образом, экзамен призван способствовать, с одной стороны, формированию доверия к ученику, а с другой – интенсивному внедрению в практику работы школы личностно ориентированных методов обучения языку, что позволяет реализовать уровневый подход в обучении.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в новой форме – это серьёзное испытание, как для выпускников основной школы, так и для учителей. Чтобы добиться хороших результатов,  каждый учитель должен:

- более точно следовать рекомендациям государственного образовательного стандарта и школьных программ по русскому языку;

- в системе работать с текстом по  развитию разнообразных  речевых умений учащихся; использовать для этого  задания творческого характера: давать возможность  учащимся  ставить перед собой  коммуникативные  задачи, определяя  цель высказывания, искать способы  аргументации собственных мыслей, делать выводы;

- комплексно использовать  работу над изложением и  сочинением для автоматизации орфографических и  пунктуационных навыков;  

- обращать внимание на формирование аналитических умений в курсе русского языка, использовать различные виды разбора (морфемный, фонетический, морфологический, синтаксический) для формирования осмысленной орфографической и пунктуационной грамотности;

- тщательно продумывать работу по овладению нормами русского языка в целях предупреждения грамматических и речевых ошибок, допускаемых учащимися;

- интенсивно внедрять  в практику  работы личностно ориентированный подход в обучении русскому языку, что позволит  устранить  пробелы  учащихся  в изучении  русского языка, повысит практическую грамотность каждого ученика;

- использовать новые формы контроля знаний учащихся, чаще проводить тестирование, знакомить учеников с критериями оценки изложения и сочинения, проверять обучающие письменные работы по критериям.

При подготовке учащихся к экзамену рекомендуется использовать следующую литературу:

  1. Павлова, Т.И., Раннева, Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах: учебно-методическое пособие / Т.И. Павлова , Н.А. Раннева. – Ростов н / Д: Легион, 2009.
  2. Сенина, Н.А., Гармаш, С.В., Диденко, С.А., Кобякова, Г.Н. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2010: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н / Д: Легион, 2009.        
  3. Цыбулько, И.П.,  Александров, В.Н., Пучкова,  Л.И., Соловьёва, Т.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010 / ФИПИ. – М. : «Интеллект-Центр», 2010.
  4. Нелюбова, Н.Я. Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9 классов: методические рекомендации / Н.Я. Нелюбова. – Чита : ЗабКИПКРО, 2010.

Заключение.

Сегодня цели образования выступают не только в виде набора суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности его познавательных и личностных способностей.

Анализ нормативных документов позволяет выделить следующие концептуальные положения, реализация которых является конечной целью современной школы:

  1. в соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования реализовать личностно ориентированный, деятельностный,  коммуникативно-когнитивный и социокультурный  подходы  к обучению родному языку;
  2. вести учет возрастных особенностей школьников на каждой ступени обучения, их интересов, возможностей и потребностей, что проявляется в отборе предметного содержания речи, которое соотносится с реальными проблемами и реальными сферами общения (семейно-бытовой, учебно-трудовой и др.);
  3. постановка учащегося в ситуацию выбора при разноуровневом обучении на старшей ступени и включение его в целеполагание, в том числе при выборе уровня обученности, профиля;
  4. учет профессиональных устремлений школьников и их потребности в самоопределении за счет введения профильного обучения на старшей ступени.

Обучение родному языку в отечественной методике всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности – духовно-нравственное и эстетическое – в большей мере зависит от окружающей ее речевой среды. Окружающая среда – это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живет, дышит и развивается ребенок.

Главное в воспитании национального самосознания при обучении русскому (родному) языку состоит в том, чтобы показать, что именно родной язык обеспечивает для каждого человека возможность понять другого и быть понятым, приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью, найти своё место в социуме.

Профессия для человека – это не только способ заработать деньги, но и возможность проявить свои уникальные способности, возможность создавать что-то особое, тем самым ощутить свою значимость и разнообразить свою жизнь. Безусловно, работа дает возможность для самореализации, что необходимо абсолютно каждому человеку.

Смысл жизни - это самореализация личности, которая обусловлена в определённом направлении, имеет индивидуальный характер. Смысл жизни, понятие, о котором каждый задумывался хоть раз в жизни. Чтобы найти свой смысл, нужно быть умственно и душевно развитым.

Смысл жизни формируется в зависимости от ценностей человека. Ценности могут быть социально-культурные, общечеловеческие, религиозные. Поиск смысла жизни – большая важная задача, иногда не простая, но его нахождение приносит счастье.

Без знания и умения владения языком невозможна социализация личности. С помощью языка ребенок познает окружающий мир. Язык формирует его понятийно-категориальный аппарат, развивает память и абстрактное мышление, то есть обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. С помощью языка он познает самого себя, овладевает средствами самоанализа и самовыражения, формируется как личность.

Филологическое образование играет ведущую роль в  формировании и воспитании личности, развитии ее морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений. Филологическое образование способствует успешной деятельности человека в любой профессиональной деятельности, так как формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе многих видов деятельности и взаимодействия людей.

Литература:

1. Галажинский  Э. В. Детерминация и направленность самореализации личности: Монография/ Э. В. Галажинский - Томск: Изд-во ТГУ, 2002. - 182 с.

2. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования// Педагогика. – 2003. -- №10. –С.3 -- 7.

3. Кебина Н.А.Философия смысла и самореалиация личности (монография) /Под ред. А.Э. Воскобойникова. –М.: Б/И., 2003. –277 с.

4. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики.: Изд-во Евразия, 1997.

 5. Психология с человеческим лицом / под. ред. Д. А. Леонтьева, В. Г Щур. - М.: Смысл, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Творческие работы как средство самореализации личности ученика на уроках английского языка»

«Творческие работы как средство самореализации личности ученика на уроках английского языка»...

«Компетентность личности – основа самореализации учащихся в образовательном процессе»

—В XX веке значительно возросла образовательная значимость изучения иностранных языков, их профессиональная функция на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в их изучении. Суще...

Выступление на ШМО по теме: «Формирование компетентности личности как основа самореализации социализации учащихся»

Современное российское общество, переживающее период социально-экономических трансформаций, требует изменений в условиях жизни и качествах личности, которая формируется в этих условиях. Изменения каса...

Презентация "Внеурочная деятельность как средство самореализации самореализации личности обучающегося"

Данная презентация содержит опыт создания и функционирования клуба "Любители словесности" на базе основной школы. В ней содержится информация о принципах деятельности клуба, о секциях по интересующим ...

Формирование у обучающихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности на уроках иностранного языка

В данном материале описываются личностные и коммуникативные УУД и как они связаны с социализацией личности на примере уроков английского языка.Элементарная коммуникативная компетенция понимается как с...