Интерактив - способность взаимодействовать
статья на тему

Исламова Марина Владимировна

Использование разнообразных интерактивных средств на уроках призван помочь педагогу сделать процесс обучения более интересным, что позволяет лучше формировать и знаниевые и компетентностные компоненты обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_portal.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Использование разнообразных интерактивных средств на уроках призван помочь педагогу сделать процесс обучения более интересным, что позволяет лучше формировать и знаниевые и компетентностные компоненты обучения.

учитель русского языка и литературы

к.п.н. М.В. Исламова

Интерактив: способность взаимодействовать

Слово «интерактив» в переводе с английского языка (inter, аct) обозначает «взаимный», «взаимодействовать». Интерактивный – это способность взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-либо. Интерактивное обучение – это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

        Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные прогнозируемые цели. Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и проводить саморефлексию по поводу того, что они знают и думают.

        Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

        Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого ученика задач.

        Интерактивные формы уроков включают доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная и групповая работа с документами и различными источниками информации, творческие работы и т.д.

        В научно-педагогической литературе и в специализированных периодических изданиях все чаще и чаще появляются статьи об использовании мультимедийных технологий в образовательном процессе. Перечни электронных учебников и других пособий для школы исчисляются уже сотнями. Налицо их неоспоримые преимущества. Действительно, мультимедийные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога. Современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Между тем урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует максимально тщательной разработки. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

Мультимедийный урок – урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера. Используя накопленный опыт, представленный в педагогической литературе по данному вопросу, и наш опыт работы с мультимедиа на уроках филологического цикла, мы попытаемся обозначить возможности проведения уроков русского языка и литературы с привлечением интерактивных форм обучения.

В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. Примером такого урока с мультимедийной поддержкой могут послужить уроки литературы по изучению биографии писателей, на которых учитель, а в старших классах и сами учащиеся представляют вниманию класса в качестве иллюстрации своего сообщения о жизни писателя и его эпохе мини-презентацию с иллюстративным материалом, фотодокументами, музыкальным сопровождением, видеозарисовками. Большим подспорьем такая мультимедийная поддержка служит при подготовке и подаче учителем лекционного материала для более ясного и полного осознания учащимися учебной задачи и ее решения. Так, при рассмотрении темы «Общая характеристика литературных течений и направлений русской поэзии начала ХХ века» в качестве иллюстрации к лекционному материалу нами предлагается презентационный материал с подборкой основных произведений того или иного течения, фото- и видео-документами их представителей, тезисов программных произведений основоположников направления, сопоставительных таблиц, демонстрирующих отличительные черты мировосприятия членов того или иного общества, а иногда и редких звуковых материалов (например, записи голоса А. Ахматовой, В. Маяковского и др.) Такая форма подачи материала никого не оставляет равнодушным  и безучастным к рассматриваемой эпохе и жизни ее представителей, даже наоборот, вызывает неподдельный интерес и мотивирует на дальнейшее, более подробное изучение темы. В старших классах такая работа учителя являет собой образец для подражания и настраивает учащихся на самостоятельное выполнение подобной работы при подготовке индивидуальных сообщений, например, по изучению биографии писателей.

Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различны: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется и роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников.

При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:

  • для изучения нового материала, предъявления новой информации;
  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений, навыков;
  • для обобщения, систематизации знаний.

Следует определить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект урока, чтобы проведение мультимедийного урока не стало просто данью новомодного увлечения. Исходя из этого учитель подбирает необходимые формы и методы проведения урока, образовательные технологии, приемы педагогической техники. Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Разработчик должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.

Таким образом, готовя учебный эпизод и рассматривая его как дидактическую единицу, разработчик должен ясно представлять, какие учебные задачи он преследует данным эпизодом, какими средствами он добьется их реализации.

Примером учебного занятия данного плана может послужить разработка сетевого учебного блока по русскому языку в 10 классе «Морфология глагола. Актуализация знаний». Данный урок разрабатывался в целях обобщения и систематизации изученного материала о глаголе в рамках подготовки учащихся к единому государственному экзамену и представляет собой подготовленный учителем ресурсный контент, распространенный по сети на каждое персональное рабочее место учащегося. Подобная форма проведения уроков предполагает самостоятельную индивидуальную работу каждого учащегося класса за персональным компьютером в общей сети. Учитель, организуя и координируя работу учащихся, лишь направляет познавательные действия школьников. Так, он предлагает, например, изучив материалы нескольких слайдов, ответить на предложенные вопросы или составить на основе изученного опорные конспекты в тетрадях и проверить их впоследствии готовыми схемами и таблицами, расположенными в данном ресурсном контенте. Кроме того, данную ресурсную среду мы наполнили разного рода тренажерами и тестовыми материалами, к которым учащиеся приступают после освоения того или иного вопроса общей темы. Нужно отметить, что действия учащихся не носят хаотичный и беспорядочный характер, а наоборот, подчиняются методичному и целенаправленному контролю и руководству учителя, являющегося координатором познавательной активности школьников.

Другими видами уроков с использованием информационных технологий могут служить так называемые уроки- online с непосредственным использованием ресурсов Интернет и уроки с использованием электронных учебников, обучающих средств и программ.

Данная форма, конечно, может быть взята из имеющихся в продаже готовых дисков-тренажеров. Однако подобные электронные носители зачастую слишком сложны в обращении в рамках одного - двух уроков и занимают много времени для подготовки к работе с ними учащихся. И наоборот, насколько экономичны во времени и не требуют специальной подготовки к работе уроки-тренинги, разработанные учителем на основе выявленных затруднений учащихся. Примером данного вида работы может послужить методическая разработка урока русского языка в 11 классе «Обобщение и систематизация изученного материала на основе выявленных затруднений учащихся при выполнении вариантов тестов ЕГЭ». Этот блок уроков проводился с использованием средств интерактивной доски Smart board, дающей превосходные возможности для реализации тренинговых задач на уроках русского языка. Учащимся предлагался перечень вопросов, оформленных в гиперссылки, по которым необходимо было выполнить задания средствами доски Smart board по различным разделам русского языкознания, касающихся материалов централизованного тестирования. Здесь же, на доске, содержался материал для само- и взаимопроверки, подготовленный учителем. Опыт показывает, что подобные уроки позволяют в более непринужденной, исключающей страх разочарования, интересной  для школьников форме проработать сложнейшие вопросы русской грамматики и синтаксиса.

Одним из основных обучающих методов на современном этапе развития образования признан метод проектов.  Метод проектов – комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

        Метод проектов позволяет школьникам проявить самостоятельность в выборе  темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика дает возможность вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося.

        Проектная деятельность делится по количеству участников на коллективную и индивидуальную, по времени и месту выполнения -  урочную и внеурочную.

        В качестве примера подобного рода совместной деятельности учащихся и учителя могут послужить некоторые наши наработки как индивидуального внеурочного типа, так и коллективного урочного.

        Индивидуальные ученические проекты, разрабатываемые в рамках определенной темы под руководством учителя, в нашей работе регулярны и представлены на различных конкурсах от районного до Российского масштаба.

На мой взгляд, не менее интересной, однако более сложной в подготовке и реализации является другая форма проектной деятельности, предполагающей участие в ней всего классного коллектива в рамках нескольких уроков. Показательна в этом плане наша методическая разработка коллективного творческого проекта «В мире удивительных характеров и судеб: Н.С. Гумилев», занимающая блок уроков по литературе в 11 классе. В данном проекте принимает участи весь класс, разбитый на 5 групп по 2-3 человека. Для каждой группы приготовлена учителем папка документов, где собраны материалы (сведения из биографии, поэтические произведения, воспоминания современников и т.п.) по 5 направлениям, касающимся жизни и творчества Н.С. Гумилева (имя героя в этом проекте держится в тайне до времени подведения итогов). Каждая группа 2 урока готовит слайд-презентацию и ее защиту по своей теме, используя данный материал. Последующие уроки - защита мини-проектов ребят с  дополнительной информацией учителя и воссоединением их всех в единый коллективный проект о судьбе одного представителя Серебряного века русской поэзии Н.С. Гумилева.

В рамках совместной проектной деятельности учащихся и педагогов возможны самые разнообразные формы работы. При изучении предметов гуманитарного цикла в частности очень широко используются создание печатных брошюр и буклетов в рамках проекта, web-страничек на школьном сайте. 

Обобщая все вышесказанное, можно сказать о том, что интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

  • развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
  • решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность;
  • развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
  • обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Таким образом, использование разнообразных интерактивных средств на уроках призван помочь педагогу сделать процесс обучения более интересным, что позволяет лучше формировать и знаниевые и компетентностные компоненты обучения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы."

работа прочитана на педагогических чтениях " Теория и практика деятельностного подхода в образовании"...

Развитие способностей обучающегося в процессе его взаимодействия с различными информационными ресурсами в естественно-математическом образовании.

Любому обществу нужны одаренные творческие люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Одним из направлений Н...

«Развитие способностей обучающегося в математическом образовании в процессе его взаимодействия с различными информационными ресурсами»

Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.).Активнымиинформационными рес...

Развитие способности к взаимодействию

эксперементальная раьота...

Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности, развитие творческих способностей учащихся.

ФГОС второго поколения предполагают внеурочную деятельность учащихся. Вариант взаимодействия урочной и внеурочной деятельнсти представлен в данной статье....

"Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребёнка"

     Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоцион...