"Красна речь пословицей".
проект (6 класс) на тему

Краснопольская Татьяна Михайловна

Социальный проект обучающихся 6 класса. Занял 1-е место в межшкольном конкурсе проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_krasna_rech_poslovitsey.docx725.65 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Основная общеобразовательная школа № 10 г. Вольска Саратовской области»

Название проекта:

 «Красна речь пословицей».                                 

Номинация: Русский язык, литература  и жизнь.

Картинка 4 из 125592

Работу выполнили:

учащиеся 6  класса

                                                  Малышева Ксения, Туртаева Ольга,

                                             Демчук Анастасия, Чайкина Виктория

Руководитель проекта: Краснопольская

                                                                             Татьяна Михайловна

2015 г.

царь

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. Название проекта: Красна речь пословицей!
  2. Руководитель проекта: Краснопольская Татьяна    

                                                 Михайловна

  1. Учебный предмет, в рамках которого проводится  

 работа по проекту: русский язык, литература,  

                                          воспитательная работа.

  1. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:  

       обществознание, история.

  1. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 7- 12 лет.                                                                                             
  2. Тип проекта: информационно-исследовательский
  3. Цели проекта: пополнение активного словарного запаса учащихся пословицами и поговорками; создание среды для повышения уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся; пополнение  знаний о русских пословицах.

8. Задачи проекта: - расширение знаний детей о пословице как фольклорном жанре, о художественных особенностях пословиц;

 - развитие творческих способностей учащихся;

- провести иследование «Пословицы в речи учащихся,учителей, родителей», проанализировать, как используются пословицы в современной речи;

- учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников.

9. Вопросы проекта: 

       1) Введение.

2) Основная часть:

  • Из истории пословиц.
  • Пословица как фольклорный жанр.
  • Тематика и художественные особенности пословиц.
  • Источники пословиц.
  • Исследовательская часть «Пословицы в современной речи».

         3) Заключение.

10. Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование.

 11. Актуальность проекта: Внимательное, вдумчивое отношение учеников к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе – независимо от среды общения каждого ребенка.  Деятельность в рамках проекта  поможет  пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками.

12. Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап. Выбор темы проекта.

2. Организационный этап. Формирование инициативных групп.
Разработка методического, дидактического материала по теме проекта.

3. Поисково-исследовательский этап. Сбор информации.

4. Аналитический этап. Анализ и оформление результатов исследовательской деятельности.
Представление продукта: презентация проекта – результатов исследований в рамках проекта на школьном мероприятии к году литературы.

    13. Список использованных информационных ресурсов:

1. А. Смирнов «Дар Владимира Даля» Книга для внеклассного чтения, Дрофа, Москва, 2007.

2. В.И. Даль « Толковый словарь живого великорусского языка».

3. Краткий словарь литературоведческих терминов (учебник литературы 5 класс, В. Коровина).

4. http://www.poskart.ru/о пословице.

5. http://lubki.net/index.php?option=com_content&task=view&id=99&Itemid=26   материал о пословицах.

6.http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8материал о пословицах и поговорках.

                                                           

Оглавление.

        1. Паспорт проекта……………………………………….2-3

2. Краткая аннотация……………………………………...5

3. Введение…………………………………………………..6

4. Основная часть.

  • Раздел 1. Из истории пословиц….……………………..7

  • Раздел 2. Что же такое пословица?………………….8
  • Раздел 3. Пословица как фольклорный жанр.

                   Тематика и особенности пословиц………8-9

  • Раздел 4. Каковы же  художественные  особенности

                пословицы?.........................................................................9

  • Раздел 5. Источники пословиц………………………………….9-11  

  • Раздел 6. Пословица в современной речи……………………..11-12  

5. Заключение………………………………………………..13

6. Список используемых источников и   литературы………………………….………………………..13

7. Приложение…………….………………………………….14

  1. Краткая аннотация.

   На уроках русского языка и литературы  ученики   часто встречаются с  жанрами устного народного творчества: загадками, пословицами, поговорками. Учебник иногда предлагает ребятам такие вопросы и задания:

- Как вы понимаете эту пословицу (поговорку)?

- Какая пословица вам больше нравится и почему?

- Объясните смысл этого выражения…

- Придумайте рассказ по пословице.

- Узнайте пословицу по её началу…

- Подберите пословицы-синонимы или пословицы-антонимы.

   Подобные задания для некоторых учащихся кажутся лёгкими лишь на первый взгляд. Не всем понятен переносный смысл выражений, значений некоторых слов ребята вовсе не знают, а иногда объясняют смысл пословицы совершенно неверно.

В сегодняшние времена глобализации и высоких скоростей, больших потоков информации и малого количества времени для принятия решений нам необходимо начать свой путь к успеху с изучения нашего родного языка, уже накопленной народной мудрости, основная часть которой точно, кратко и метко выражена именно в пословицах.

   Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи? Сколько пословиц – этих сгустков народной мудрости – знает наизусть каждый из нас?

Мы,  ученицы  6  класса,  провели  исследование  по теме «Красна речь пословицей». Работа стала познавательной и увлекательной для нас  самих. Нами был  подобран  интересный материал о пословицах, их происхождении и значении. В работе проведено исследование: узнать любимые пословицы родителей, друзей, учителей школы. В ходе работы над исследовательским проектом мы  пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня, их необходимо знать и изучать, использовать в своей речи.

   Исследовательская работа заслуживает внимания, может быть использована  и учащимися, и учителями-предметниками на уроках литературы или внеклассных мероприятиях.

C:\Users\serega\Downloads\пушкин.jpg                                                           «Что за роскошь,

 что за смысл, какой толк

в каждой поговорке нашей!

 Что за золото!»

А.С.Пушкин

  1. Введение.

Народная мудрость - это опыт, накопленный сотнями лет развития человечества. Каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения, речи, ума. И у каждого народа есть своя сокровищница мудрости. Именно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости.

Предлагаем вашему вниманию исследовательский проект о русских пословицах.

Что такое пословица? Как зародилась пословица на Руси? Какова её  история? В чём особенности русской пословицы?   На эти вопросы мы постарались найти ответы.

Но главный интерес был для нас в следующем: живут ли пословицы в нашей речи, звучат ли они дома: в речи наших родителей и родных, в школе: в речи  друзей и учителей. Какие пословицы употребляются чаще? Нужны ли пословицы в нашей жизни?

 

Все мы — для кого русский язык дорог — несем ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. «Мал язык — да горами качает!» — говорит пословица. Так будем же с уважением относиться к этому гиганту. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависят от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.

  1. Основная часть.

Раздел 1. Из истории пословиц.

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XIIвеков: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет». Собирание пословиц началось в XVI веке, а может быть, и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII векам. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

   Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников  были И.М.Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие. Начало научному изучению этого пласта народного творчества положил М.В. Ломоносов. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801 – 1872). Труд его считается непревзойдённым. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В.И. Даль считал, что за пословицами и поговорками нужно идти в народ. В образованном и просвещенном обществе пословицы нет. Попадаются слабые искалеченные их отголоски или плохие переводы с других языков. В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы   русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

   Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И. Даль подготовил и издал капитальный труд – четырёхтомный  «Толковый словарь живого великорусского языка» (1864), где привёл множество пословиц и поговорок. В.И. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Необходимо особо отметить знакомство и дружбу В.И. Даля с Пушкиным. Великий поэт, собственно, и укрепил Даля в его намерении собирать словарь живого народного языка.

даль

Раздел 2. Что же такое пословица?

Ответ на этот вопрос можно найти у самого В.И. Даля, который дает чёткое определение этому понятию: «Пословица -  это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица - это обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми».

Произведения В.И. Даля пестрят пословицами, поговорками. Собранный Далем обширный материал заставил его сгруппировать пословицы в сборнике по рубрикам, разделам. Эти рубрики нередко объединяют противоположные явления жизни,  например:  «добро – зло», «радость – горе», «труд – лень»; причем всему дается в пословицах оценка.  

Существует немало пословиц о самих пословицах:

«Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится»,

«Красна речь пословицей», «Не всякое слово – пословица»,  « Пень не околица, глупая речь не пословица», « Поговорка - цветочек, пословица – ягодка», «Пословица не на ветер молвится», «Пословица век не сломится».

Как видим, народ высоко ценит пословицу. Ведь пословицы дают напутствие, учат правильно поступать в разных ситуациях. Пословицы никогда не подведут, ведь в них говорится о том, что тысячи раз проверено опытом многих людей.

Раздел 3. Пословица как фольклорный жанр. Тематика и особенности пословиц.

Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

Пословицы издавна  передают из поколения в поколение опыт народа.  Они отражают представление народа о главных жизненных ценностях: труде,  семье, любви, дружбе и т.д.

Пословицы заключают в себе красоту и силу родного языка. «Без пословицы не проживешь», - сказано народом, и, как всегда, точно и справедливо. Действительно, чем долго рассуждать, лучше сказать меткое словцо, и все сразу становится на свои места.

Например: «Куй железо, пока горячо» - эта пословица говорит о кузнеце, который имеет дело с железом. Ясно, что только горячее железо можно ковать. Упустишь время — ничего не выйдет. Но с другой стороны, в этой пословице есть и переносный смысл: в ней говорится не столько о самом физическом процессе — ковке железа, сколько о всяком деле, которое не терпит отлагательства. 

Конечно, многие русские пословицы имеют прямой и переносный смысл, но некоторые потеряли свой прямой смысл и употребляются в переносном значении. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле.

О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение.       Пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
      Тематика пословиц разнообразна: многие связаны с годичным земледельческим циклом (зимние или осенние пословицы), о семье, о труде, о Родине, о матери, о дружбе, об учении, очень много пословиц о человеческих качествах: есть пословицы про лентяев, про глупцов, про невежд.

Раздел 4. Каковы же  художественные  особенности пословицы?

Во-первых, пословицы  кратки, в них нет ничего лишнего. Во-вторых,  по своему складу речи напоминают маленькие стихотворения: в них прослеживается правильное чередование ударных и безударных слогов. Почти в каждой пословице есть ритм и рифма, поэтому они легко запоминаются, например:

«Стрелял в журавля, а попал в воробья»,

«Грибов ищут — по лесу рыщут»,

«Красна изба углами, а обед пирогами»,

«Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь».

В-третьих, как уже было сказано, пословица – это образное отражение действительности.

Раздел 5. Источники пословиц.  

Пословицы и поговорки - это жанры народного творчества, восходящие, по мнению ученых, к временам первобытного строя. Источником пословиц и поговорок всегда была жизнь во всем ее бесконечном разнообразии. У пословиц и поговорок нет автора. Мы никогда не узнаем точного времени их появления, места их создания. Но без них не обходится ни профессиональная литература, ни публицистика, ни живая разговорная речь. Пословицы и поговорки вобрали в себя мудрость, накопленную веками; опыт десятков поколений. За пословицами и поговорками нужно идти в народ.

Прославленные русские полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов собирали пословицы и широко использовали их в приказах, памятках и наставлениях для солдат. Образное, символическое восприятие мира, при общении с солдатами использовал величайший русский полководец  Александр Васильевич Суворов. Он пользовался огромным уважением и любовью среди солдат. За время своей службы в нижних чинах Суворов научился говорить их языком и мог просто и ясно объяснить военные премудрости. Суворовские заветы усваивались легко. Величайшим искусством Суворова было умение разговаривать со своими чудо-богатырями. "В их вкусе, в их слоге, в их языке беседовал он с ними».

 Вот пример одного поучения солдатам: "Благодарю, ребята! С нами Бог! Ура, ребята, ура! Пуля дура - штык молодец! Береги пулю в дуле на два, на три дня, на целую кампанию! Стреляй редко, да метко! А штыком коли крепко!»

Многие пословицы возникли из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Например: «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает», «По усам текло, да в рот не попало» и многие другие. Некоторые пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии «Господь даде, господь и отья» было переведено на русский: « Бог дал, Бог и взял». 
        С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Многие выражения из произведений наших писателей по краткости и меткости своей стали пословицами. Они перешли в устную речь, например из сказок А.С. Пушкина:

Я там был, мёд, пиво пил -
И усы лишь обмочил.

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Или «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» (А.С. Грибоедов),

из басен И. А. Крылова:

«А ларчик просто открывался», «А Васька слушает да ест», «А   воз и ныне там», «У сильного всегда бессильный виноват».

              В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей. Например, выражение «А король-то голый!»  принадлежит перу Г.Х.Андерсена из сказки «Новое платье короля»; выражение «Башмаков еще не успели износить» (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету, герою трагедии Шекспира.

            Новое время породило и новые пословицы. Они возникали и в послереволюционное время, в годы Великой Отечественной войны, появляются и сегодня.

Раздел 6. Пословица в современной речи.  

Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, что имело значение и для последующих эпох.

Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи?

Мы решили провести наблюдение над речью наших родителей, одноклассников, учителей и прислушаться: какие пословицы чаще всего звучат и почему.

Предполагаемый результат: наверное, учителя используют чаще всего пословицы об учении (ведь это касается нас особенно); друзья, пожалуй, используют пословицы о дружбе; родители, должно быть, употребляют пословицы о воспитании, о каких-нибудь качествах человека.

Что же получилось? Совпали ли наши предположения с итогами исследования?

Учащимся нашего 6  класса была предложена анкета с вопросами:

                                                 АНКЕТА

  1. Моя любимая пословица.
  2. Пословицы в речи моих родителей.
  3. Пословицы в речи моих друзей, одноклассников.
  4. Какие пословицы чаще употребляют наши учителя?

Ребята наблюдали за речью своих знакомых и близких людей.  Полученные данные были нами обработаны, и вот результат.

  1. Моя любимая пословица. Среди любимых пословиц были названы следующие:

«Семь раз отмерь – один раз отрежь»,

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»,

 «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».

Мы выяснили, что у учеников любимые пословицы и поговорки оказались разными. По тематике чаще других встречались пословицы о труде, о дружбе. C:\Users\serega\Downloads\без труда...jpg

  1. Пословицы в речи моих родителей.

Ученики назвали пословицы, которые звучат в семье: в речи пап, мам, бабушек, дедушек. Как оказалось, чаще всего звучат пословицы о труде:

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Сделай дело – гуляй смело!», «Труд человека кормит, а лень портит», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Терпенье и труд всё перетрут», «Утро вечера мудренее».

   Получается, что и у родителей преобладают пословицы о труде. Самой употребительной  в речи родителей была  пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

  1. Пословицы в речи моих друзей, одноклассников.

   Кстати, эти же пословицы звучат чаще в речи одноклассников. Были названы и другие наиболее употребительные пословицы:

- об отношениях между собой:   «Один за всех, и все за одного», «Старый друг лучше новых двух»;

- для характеристики некоторых качеств:   «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь», «Шила в мешке не утаишь», «Чует кошка, чьё мясо съела»;

- дающие совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

  1. Какие пословицы чаще употребляют наши учителя?

Наблюдения показали, что наши учителя знают много пословиц о пользе учения, чтения, про лентяев и глупцов, про правду и ложь. Самыми частыми являются пословицы об учении и учёбе:

«Повторенье – мать ученья», «Век живи, век учись»,

«Ученье – свет, а неученье – тьма», «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Что написано пером, того не вырубишь топором», «Сделал дело – гуляй смело», «Поспешишь – людей насмешишь».

           Почти все учителя произносят народную мудрость: «Повторенье – мать ученья». Эта пословица по частоте употребления – на первом месте

          Мы увидели, что  родители, учителя знают пословицы наизусть, понимают их смысл и правильно используют в речи. У ребят, к сожалению, данное анкетирование вызвало небольшое затруднение,  так как пришлось вспоминать   те  пословицы, что слышали от родителей и  на уроках в школе.    

        Пословицы украшают нашу речь, делают её меткой, яркой, выразительной.   Даже не говоря всей пословицы, мы понимаем, о чём речь: «Тише едешь…», «Не имей сто рублей…»

  1. Заключение.

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы -  это живость языка, ум, начитанность говорящего. Интересно беседовать с тем, кто выражается метко, мудро, приятно слушать такую богатую речь. Пословицы и поговорки переходили из века в век и, несомненно, ещё пригодятся – ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. Такие пословицы пришли в речь наших современников и такими перейдут к людям других столетий. Долгий век пословиц продолжается.

  1. Список используемых источников и литературы.

1. А. Смирнов «Дар Владимира Даля» Книга для внеклассного чтения, Дрофа, Москва, 2007

2. В.И. Даль « Толковый словарь живого великорусского языка»

3. Краткий словарь литературоведческих терминов (учебник литературы 5 класс, В. Коровина)

4. http://www.poskart.ru/о пословице

5. http://lubki.net/index.php?option=com_content&task=view&id=99&Itemid=26   материал о пословицах

6.http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8 материал о пословицах

photo_462.jpg

  1. Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красную речь красно и слушать

Урок о речевом этикете...

Интегрированный урок – игра по русскому языку для 5 класса "Красна речь пословицей"

Цели  и задачи :1.   Развивающие :- обобщить знания  учащихся  о  русских  пословицах- пополнить  активный  словарь  учащихся пословицами  и...

Презентация к интегрированному уроку "Красна речь пословицей"

Презентация к интегрированному уроку "Красна речь пословицей"...

Технологическая карта урока по культуре речи "Красную речь красно и слушать"

Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.   Г. Гегель...

Внеклассное мероприятие, посвященное Году русского языка "Красна речь пословицей"

Указом президента Российской Федерации В. В. Путина 2007 год объявлен Годом русского языка. Основная цель Года русского языка – проведение мероприятий, направленных на сохранение и развитие русск...

Развитие речи. Пословицы

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов....