Статья " Я вам жить завещаю"
статья (6 класс) на тему

Изучая на уроках литературы стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне, каждый раз по-новому осмысливаешь их.Одно из таких стихотворений " Я убит подо Ржевом" А.Т.Твардовского.Оно звучит как завещание последующим поколениям жить и быть счастливыми...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_12.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

         Статья   «  Я ВАМ ЖИТЬ ЗАВЕЩАЮ»

                                                                                          Я убит подо Ржевом,

                                                                                                         Тот еще под Москвой.

                                                                                                         Где-то, воины, где вы,

                                                                                                         Кто остался живой?

                                                                                                                               А.Твардовский        

«Я убит подо Ржевом»- одно из самых знаменитых  стихотворений А.Твардовского. Услышав его однажды, уже не забудешь никогда. Оно звучит

как завещание павших живым- жить… Потому что нет ничего дороже жизни:

                                        Я вам жить завещаю,

                                        Что я больше могу?

Когда читаешь эти строки, невольно задумываешься о ценности человеческой жизни. О том счастье, которое завоевано для нас ценой миллионов погибших.

Но это стихотворение звучит еще как заклинание, заклинание погибших: беречь это счастье-счастье жить:

                                       И беречь ее свято,

                                       Братья,- счастье свое,-

                                       В память воина-брата,

                                       Что погиб за нее…

И конечно же, помнить. Ведь пока жива память, павшие оживают, могут говорить, как «убитый подо  Ржевом»  в стихотворении Твардовского.

Его голос словно звучит оттуда, из мира погибших. Он через годы спешит «докричаться» до каждого послевоенного поколения, чтобы рассказать обо всем от первого лица. Право на это ему дала…смерть  И он знает, что она была не напрасной:

                                      И у мертвых, безгласных,

                                      Есть отрада одна :

                                      Мы за Родину пали,

                                      Но она –

                                      Спасена.

«Летом, в сорок втором» зарыт без могилы этот солдат. И всем, «что было потом», смерть его обделила. Нельзя без содрогания читать эти строки. Ведь «потом» было  бы счастье-счастье жить.  И все. Но как много вмещает в себя это слово «потом». И если бы мертвые, что «вечности преданы», могли воскреснуть хоть на миг, то постигли бы безмерное счастье жить.

Голоса павших звучат не упреком живым товарищам:

                                        И живым не в упрек

                                       Этот голос наш мыслимый…

И хотя:

                                        И никто перед нами

                                         Из живых не в долгу…

   Сами же живые всегда считали иначе. Именно это чувство заставляло браться за перо А.Твардовского, воскрешая в памяти погибших товарищей. Он видел их повсюду: в каждой травинке, в петушином крике, в колосящемся поле ржи…

Может быть, чтобы до конца осмыслить, нет, скорее прочувствовать это стихотворение, нужен определенный жизненный опыт. Но читая его на своих уроках и видя глаза детей, я понимаю, что это стихотворение вне поколений. Как вне поколений такие ценности и понятия , как сострадание, память. «Память активна, она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом ее величайшее значение».

Убитый подо  Ржевом солдат-это не безликий образ. Я говорю детям о том, что это мой дед, который  тоже погиб в сорок втором под Курском, это брат моей бабушки, который не дожил до Победы всего три дня. И дети вслед  за мной принимают вахту памяти и вспоминают не вернувшихся с войны в их семьях.

А потом мы вспоминаем тех, кто остался в живых. Как все эти годы наши ветераны несут вахту памяти . И с каждым годом их становится все меньше и меньше. Вглядываясь в их лица, я думаю, что история-это не безликая старушка в платье, пропахшем нафталином. Она живая, она рядом с нами- в этих стариках, переживших войну. Нужно просто успеть соприкоснуться с ней, пока они живы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная гостиная "Я вам жить завещаю,- что еще могу"

урок, проведенный в форме литературно-музыкальной композиции, посвещенный поэзии Великой Отечественной войны, героизму советского народа....

Статья на фестиваль методических разработок "Воспитание на уроках литературы способности и потребности жить по нравственным законам" (по рассказам А.П.Чехова)

В статье освещаются вопросы нравственности в узком значении, рассматривается урок как форма решения нравственных задач на примере изучения рассказов Чехова...

Статья "Жития святых мучеников и исповедников III-IV веков – первой половины XX столетия". Евдокимов О.В.

В представленной статье-докладе рассматривается и анализируется житийная литература, отобразившая подвиги святого мученичества как первых веков христианства, так и прошлого, XX столетия. Особенности а...

Статья «Проект «Здорово жить здорово»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26211596","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Статья «Проект «Здорово жить здорово»Лидия Егоровна Лапутько,заместитель ...

Статья «ПРОЕКТ «ЗДОРОВО ЖИТЬ ЗДОРОВО»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29028741","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.ПРОЕКТ «ЗДОРОВО ЖИТЬ ЗДОРОВО»Аннотация. В статье предлагается прое...