Литературно-музыкальная гостиная "Я вам жить завещаю,- что еще могу"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
урок, проведенный в форме литературно-музыкальной композиции, посвещенный поэзии Великой Отечественной войны, героизму советского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
![]() | 2.19 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок литературы 8 класс
Литературно-музыкальная гостиная.
«Я вам жить завещаю, - что еще могу…»
Учитель Серская С.В,
МБОУ СОШ № 15 города Кузнецка,
Пензенской области
Цель урока:
показать обучающимся героизм советского народа в суровые годы Великой Отечественной войны; познакомить с поэзией, рожденной в эти годы; совершенствовать навыки анализа поэтического произведения, навыки выразительного чтения; формировать нравственные основы, пробуждать интерес к классической литературе; воспитывать чувство патриотизма.
Учитель: Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Мы посвятим его поэзии Великой Отечественной войны . В далекое прошлое уходят суровые годы войны, напоенные горем, страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос : «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более шестидесяти лет?» Но правы ли мы будем, забыв о тех. Кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?
Нет. Мы должны помнить тех, кто в эти трудные годы ковал победу вместе со всем народом нашей страны.
Таким поэтом является А.Т.Твардовский.
1 ученик: Есть имена и есть такие даты,-
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях пред ними виноваты,-
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
1 ученик : Сведения о биографии писателя А.Т.Твардовского.
Твардовский. Советский поэт, родился в хуторе Загорье в селе сельского кузнеца. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы. Писать стихи начал с раннего детства. С 1924 года- селькор, печатавший в местных газетах заметки, очерки. Пишет о судьбе крестьянства в годы коллективизации в произведениях «Путь к социализму», «Дневник председателя колхоза», поэмы «страна Муравия». В качестве корреспондента принимал участие в Советско-финляндской войне.
Во время Вов Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки. Поэма «Василий Теркин. Книга про бойца» - яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны. Фигура бойкого бывалого солдата претворена в эпический емкий образ.
2 ученик: «Это поистине редкая книга,- писал И.Бунин.- Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, не единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!». Ярко выразившая нравственные идеалы народа книга получила широкую известность, вызывала многочисленные подражания., стихотворные продолжения.
3 ученик : Теркин появляется на первых страницах произведения как солдат балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале. Даже в самых драматических ситуациях, которые очень часто бывают на фронте Теркин сохраняет чувство юмора. Шутит, смотрит на происходящее как человек сильный и мужественный. Любовь к родине доказывает не словами, а делом, неустанным ратным трудом и подвигами: то он в одиночку держит фронт в неравной схватке с вражеским солдатом, то выходит победителем в бою с фашистским самолетом, то просто поднимает дух бойцам.
1 чтец: По дороге прифронтовой,
Запоясан, как в строю,
Шел боец в шинели новой.
Догонял свой полк стрелковый,
Роту первую свою.
Грузовик гремит трехтонный.
Вдруг колонна впереди
Будь ты пеший или конный,
А с машиной- стой и жди.
От глухой лесной опушки
До невидимой реки
Встали танки, кухни, пушки,
Тягочи, грузовики,
Легковые – криво, косо
В ряд не в ряд, вперед – назад;
Гусеницы и колеса
На снегу еще визжат.
Василий Теркин.
Вот беда! Во всей колонне
Завалящей нет гармони,
А мороз – ни стать, ни сесть…
Чтец : Снял перчатки, трет ладони,
Слышит вдруг…
Танкист : Гармонь-то есть.
Чтец: Уминая снег тернистый.
Впеременку – пляс не пляс-
Возле танка два танкиста
Греют ноги про запас.
Танкист : Командир наш был любитель…
Схоронили мы его…
Я считал, сыграть-то можно,
Думал, что ж ее беречь..
Вот в этой башне
Он сидел в бою вчерашнем…
Трое – были мы друзья.
Теркин : Да нельзя, так уж нельзя.
Я ведь сам понять умею,
Я вторую, брат, войну…
И ранение имею,
И контузию одну.
И опять же. Посудите,
Может, завтра – с места в бой…
Чтец: Только взял боец трехрядку.
Сразу видно- гармонист.
Для начала, для порядка
Кинул пальцы сверху вниз.
Что-то медленно по слуху
Подбирал, как будто лень.
На гармонь склонившись ухом,
Шапку сдвинув на бекрень.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Учитель: с первых дней и до конца войны был на фронте А.Т.Твардовский. Знание народной жизни, дум, стремлений своих современников позволило поэту сразу найти путь к сердцам фронтовиков, создать произведения истинно гражданского звучания.
2 ученик: Сжималось сердце при виде своих убитых. Причем особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то еще идут ему письма по полевой почте. А он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие. И они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они- кто старше, кто моложе-
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Звучит запись «Лунной сонаты» Бетховена.
3 чтец: В 1945 году Твардовский создает одно из самых сильных произведений о войне – «Я убит подо Ржевом».
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,-
Точно в пропасть с обрыва-
И ни дна , ни покрышки.
Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я – где крик петушиный
На заре по росе;
Я- где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет-
Та, куда на поминки
Даже мать не придет.
И у мертвых, безгласных.
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.
4 Чтец: Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать – горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое-
В память воина-брата,
Что погиб за нее.
Звучит песня В.Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов»
Учитель: Имя Константина Симонова неразрывно связано с военным лихолетьем. Он военный корреспондент газет «Известия» и «красная звезда». Стихотворение «Жди меня», посвященное жене поэта, актрисе Валентине Серовой, - крик души, но не одного поэта, а всего народа. На фронте эти стихи вырезали из газеты, переписывали шли сними в бой. В тылу женщины плакали над этими стихами.
Чтение стихотворения – Чтец 5
Учитель: Один из оригинальнейших русских поэтов 20 века, признанный основоположник авторской песни Булат Окуджава тоже прошел через огонь войны. Он вспоминал: «Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: «Разнесите по домам, а завтра мы вас отправим». Длилось так полгода. Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: «Пишите повестки сами. У меня рука не подымается это сделать» Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он- ко мне, я- к нему.»
Звучит песня «До свидания, мальчики».
6 Чтец: Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее. Я рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я еще был в учебном минометном дивизионе, уже четверо ребят с нашего арбатского двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать.
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.
А может, это школьник меня нарисовал:
Я ручками размахиваю, я ножками сучу,
И уцелеть рассчитываю, победить хочу.
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.
А может, просто вечером в кино я побывал?
И не хватал оружия, чужую жизнь круша,
И руки мои чистые, и праведна душа.
Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.
А может быть, подстреленный, давно живу в раю,
И куши там, и рощи там, и кудри по плечам...
А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.
Учитель: « У войны не женское лицо,»- так писала Алексеевич. Да не женское,у войны вообще лица не бывает, но многие женщины встали на защиту нашей родины. Среди них Была и поэтесса Ю. Друнина.
Стихотворение «Я только раз видала рукопашный..» - 7 чтец.
Учитель: В истории нашей страны будут еще и афганская война, и чеченская. И стихи, Написанные во время ВОВ, будут читаться бойцами и в эти трудные годы. Эти произведения укрепляли и будут укреплять и поддерживать дух русского человека. Ведь нет ничего дороже жизни, чести и совести. Недаром А.Т.Твардовский писал «Я вам жить завещаю, что еще могу».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поэма А.Т.Твардовского "Василий Теркин"
Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе
Центральный эпизод – встреча Теркина с танкистами
Центральным эпизодом главы «Гармонь» является встреча Теркина с танкистами, которых герой смог немного развеселить, поднять их дух. Здесь проявился его такт и деликатность - не тревожа светлую память погибшего командира, Теркин добивается своей игрой возникновения светлых, теплых чувств танкистов, им даже начинает казаться, что с этим незнакомым парнем они уже встречались. Теркин достоин славы их командира, танкисты дарят ему самое дорогое - гармонь. Командир наш был любитель, Это - память про него…
Осенью 1962 года Высоцкий снимается в фильме «Живые и мёртвые». На съёмках Константин Симонов беседует с артистами: Представьте себе, что два человека сходятся не на жизнь, а на смерть в кровавом поединке. Солдаты рвали, резали, кусали- превращались в дикого зверя, чтобы выжить, победить
Высоцкий слушает Симонова как завороженный. Он ощутил по-настоящему, что такое- быть на войне. Эта встреча с писателем Константином Симоновым имела в дальнейшем очень большое значение при написании военных песен.
СИМОНОВ К.М.
1941 - 1945гг. Великая война – Великая Победа!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Они ушли, чтоб нам с тобою жить...", посвященная 65-летию Великой Победы
В 2010 году в нашей школе прошли зональные игры клуба ДИКС (Дмитровского интеллектуального клуба старшеклассников). Одна из игр была посвящена 65-летию Великой Победы.Прошло уже два года, и я с ...
«Герои продолжают жить в нашей памяти» (литературно – музыкальная композиция, посвященная выпускникам Казанской средней школы, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны)
Литературно-музыкальная композиция для прведения школьной конференции старшеклассников, созданная на основе реальных событий из жизни учеников Казанской средней школы довоенных и военных лет. Традицио...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-341326-1384187096.jpg)
Литературно-музыкальная композиция «Подвигу народа жить в веках», посвященный Дню Победы в 6 классе.
Внеклассное мероприятие можно приурочить к празднованию Дня Победы или к 23 февраля "Дню защитника Отечества"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/09/picture-116498-1704801675.jpg)
Литературно-музыкальная композиция «Я научилась просто, мудро жить…» (эволюция лирической героини А. Ахматовой)
Из «весёлой грешницы», «царскосельской насмешницы» и юной элегантной дамы Ахмаᴛᴏʙа вместе со своими героинями вырастает, превратившись в первую поэтессу родной земли, ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/09/picture-116498-1704801675.jpg)
Литературно-музыкальная композиция «Я научилась просто, мудро жить…» (образ лирической героини М. Цветаевой)
Вся поэзия Цветаевой, сама ее жизнь и смерть воспринимаются как непримиримая борьба с обыденным, серым и тусклым существованием. Разве можно представить жизнь поэта ровной и спокой...
Статья " Я вам жить завещаю"
Изучая на уроках литературы стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне, каждый раз по-новому осмысливаешь их.Одно из таких стихотворений " Я убит подо Ржевом" А.Т.Твардовского.Оно звучит к...
Литературно-музыкальная композиция "Подвигу народа жить вечно"
Мероприятие посвящено героям Великой Отечественной войны. Имеются стихотворения разных поэтов....