Литературно-музыкальная гостиная "Я вам жить завещаю,- что еще могу"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

урок, проведенный в форме литературно-музыкальной композиции, посвещенный поэзии Великой Отечественной войны, героизму советского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_kompoziciya.doc53.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_literaturnoy_gostinoy.ppt2.19 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок литературы 8 класс

 Литературно-музыкальная гостиная.

«Я вам жить завещаю, - что еще могу…»

Учитель Серская С.В,

 МБОУ СОШ № 15 города Кузнецка,

Пензенской области

Цель урока:

показать обучающимся героизм советского народа в суровые годы Великой Отечественной войны; познакомить с  поэзией, рожденной в эти годы; совершенствовать навыки анализа поэтического произведения, навыки выразительного чтения; формировать нравственные основы, пробуждать интерес к классической литературе; воспитывать чувство патриотизма.

Учитель: Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Мы посвятим его  поэзии Великой Отечественной войны . В далекое прошлое уходят суровые годы войны, напоенные горем, страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос : «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более шестидесяти лет?» Но правы ли мы будем, забыв о тех. Кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

Нет. Мы должны помнить тех, кто в эти трудные годы ковал победу вместе со всем народом нашей страны.

Таким поэтом является А.Т.Твардовский.

1 ученик:    Есть имена и есть такие даты,-

            Они нетленной сущности полны.

            Мы в буднях пред ними виноваты,-

           Не замолить по праздникам вины.

           И славословья музыкою громкой

           Не заглушить их памяти святой.

           И в наших будут жить они потомках,

          Что, может, нас оставят за чертой.

1 ученик : Сведения о биографии писателя А.Т.Твардовского.

Твардовский. Советский поэт, родился в хуторе Загорье в селе сельского кузнеца. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы. Писать стихи начал с раннего детства. С 1924 года- селькор, печатавший в местных газетах заметки, очерки. Пишет о судьбе крестьянства  в годы коллективизации в произведениях «Путь к социализму», «Дневник председателя колхоза», поэмы «страна Муравия». В качестве корреспондента принимал участие в Советско-финляндской войне.

Во время Вов Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки. Поэма  «Василий Теркин. Книга про бойца» - яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны. Фигура бойкого бывалого солдата претворена в эпический емкий образ.

2 ученик: «Это поистине редкая книга,- писал И.Бунин.- Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, не единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!». Ярко выразившая нравственные идеалы народа книга получила широкую известность, вызывала многочисленные подражания., стихотворные продолжения.

3 ученик : Теркин появляется на первых страницах произведения как солдат балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале. Даже в самых драматических ситуациях, которые очень часто бывают на фронте Теркин сохраняет чувство юмора. Шутит, смотрит на происходящее как человек сильный и мужественный. Любовь к родине доказывает не словами, а делом, неустанным ратным трудом и подвигами: то он в одиночку держит фронт в неравной схватке с вражеским солдатом, то выходит победителем в бою с фашистским самолетом, то просто поднимает дух бойцам.

 

1 чтец:   По дороге прифронтовой,

               Запоясан, как в строю,

              Шел боец в шинели новой.

              Догонял свой полк стрелковый,

             Роту первую свою.

   

         Грузовик гремит трехтонный.

       Вдруг колонна впереди

       Будь ты пеший или конный,

       А с машиной- стой и жди.

От глухой лесной опушки

До невидимой реки

Встали танки, кухни, пушки,

Тягочи, грузовики,

Легковые – криво, косо

В ряд не в ряд, вперед – назад;

Гусеницы и колеса

На снегу еще визжат.

Василий Теркин.

                                Вот беда! Во всей колонне

                                 Завалящей нет гармони,

                                 А мороз – ни стать, ни сесть…

Чтец :    Снял перчатки, трет ладони,

             Слышит вдруг…

   

Танкист : Гармонь-то есть.

Чтец: Уминая снег тернистый.

Впеременку – пляс не пляс-

Возле танка два танкиста

Греют ноги про запас.

Танкист : Командир наш был любитель…

               Схоронили мы его…

           

               Я считал, сыграть-то можно,

             Думал, что ж ее беречь..

   

           Вот в этой башне

          Он сидел в бою вчерашнем…

          Трое – были мы друзья.

Теркин : Да нельзя, так уж нельзя.

               Я ведь сам понять умею,

              Я вторую, брат, войну…

              И ранение имею,

             И контузию одну.

              И опять же. Посудите,

              Может, завтра – с места в бой…

Чтец:  Только взял боец трехрядку.

          Сразу видно- гармонист.

         Для начала, для порядка

         Кинул пальцы сверху вниз.

     

       Что-то медленно по слуху

       Подбирал, как будто лень.

      На гармонь склонившись ухом,

       Шапку сдвинув на бекрень.

 

     И от той гармошки старой,

      Что осталась сиротой,

     Как-то вдруг теплее стало

    На дороге фронтовой.

Учитель: с первых дней и до конца войны был на фронте А.Т.Твардовский. Знание народной жизни, дум, стремлений своих современников позволило поэту сразу найти путь к сердцам фронтовиков, создать произведения истинно гражданского звучания.

2 ученик: Сжималось сердце при виде своих убитых. Причем особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то еще идут ему письма по полевой почте. А он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие. И они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они- кто старше, кто моложе-

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Звучит запись «Лунной сонаты» Бетховена.

3 чтец: В 1945 году Твардовский создает одно из самых сильных произведений о войне – «Я убит подо Ржевом».

 Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,-

Точно в пропасть с обрыва-

И ни дна , ни покрышки.

Я – где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я – где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я – где крик петушиный

На заре по росе;

Я- где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет-

Та, куда на поминки

Даже мать не придет.

И у мертвых, безгласных.

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она спасена.

4 Чтец: Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И  родимой  отчизне

С честью дальше служить.

Горевать – горделиво,

Не клонясь головой,

Ликовать – не хвастливо

В час победы самой.

И беречь ее свято,

Братья, счастье свое-

В память воина-брата,

Что погиб за нее.

Звучит песня В.Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов»

Учитель: Имя Константина Симонова неразрывно связано с военным лихолетьем. Он военный корреспондент газет «Известия» и «красная звезда». Стихотворение «Жди меня», посвященное жене поэта, актрисе Валентине Серовой, - крик души, но не одного поэта, а всего народа. На фронте эти стихи вырезали из газеты, переписывали шли сними в бой. В тылу женщины плакали над этими стихами.

Чтение стихотворения – Чтец 5

Учитель: Один из оригинальнейших русских поэтов 20 века, признанный основоположник авторской песни Булат Окуджава тоже прошел через огонь войны. Он вспоминал: «Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: «Разнесите по домам, а завтра мы вас отправим». Длилось так полгода. Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: «Пишите повестки сами. У меня рука не подымается это сделать» Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он- ко мне, я- к нему.»

Звучит песня «До свидания, мальчики».

6 Чтец: Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее. Я рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я еще был в учебном минометном дивизионе, уже четверо ребят с нашего арбатского двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать.

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.

А может, это школьник меня нарисовал:

Я ручками размахиваю,  я ножками сучу,

И уцелеть рассчитываю, победить хочу.

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.

А может, просто вечером в кино я побывал?

И не хватал оружия, чужую жизнь круша,

И руки мои чистые, и праведна душа.

Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.

А может быть, подстреленный, давно живу в раю,

И куши там, и рощи там, и кудри по плечам...

А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.

Учитель: « У войны не женское лицо,»- так писала  Алексеевич. Да не женское,у войны вообще лица не бывает, но многие женщины встали на защиту нашей родины. Среди них Была и поэтесса Ю. Друнина.

Стихотворение «Я только раз видала рукопашный..» - 7 чтец.

Учитель: В истории нашей страны будут еще и афганская война, и чеченская. И стихи, Написанные во время ВОВ, будут читаться бойцами  и в эти трудные годы. Эти произведения укрепляли и будут укреплять и поддерживать дух русского человека. Ведь нет ничего дороже жизни, чести и совести. Недаром А.Т.Твардовский писал «Я вам жить завещаю, что еще могу».

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Поэма А.Т.Твардовского "Василий Теркин"

Слайд 4

Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе

Слайд 5

Центральный эпизод – встреча Теркина с танкистами

Слайд 6

Центральным эпизодом главы «Гармонь» является встреча Теркина с танкистами, которых герой смог немного развеселить, поднять их дух. Здесь проявился его такт и деликатность - не тревожа светлую память погибшего командира, Теркин добивается своей игрой возникновения светлых, теплых чувств танкистов, им даже начинает казаться, что с этим незнакомым парнем они уже встречались. Теркин достоин славы их командира, танкисты дарят ему самое дорогое - гармонь. Командир наш был любитель, Это - память про него…

Слайд 9

Осенью 1962 года Высоцкий снимается в фильме «Живые и мёртвые». На съёмках Константин Симонов беседует с артистами: Представьте себе, что два человека сходятся не на жизнь, а на смерть в кровавом поединке. Солдаты рвали, резали, кусали- превращались в дикого зверя, чтобы выжить, победить

Слайд 10

Высоцкий слушает Симонова как завороженный. Он ощутил по-настоящему, что такое- быть на войне. Эта встреча с писателем Константином Симоновым имела в дальнейшем очень большое значение при написании военных песен.

Слайд 11

СИМОНОВ К.М.

Слайд 15

1941 - 1945гг. Великая война – Великая Победа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Они ушли, чтоб нам с тобою жить...", посвященная 65-летию Великой Победы

В 2010 году в нашей школе прошли зональные игры клуба ДИКС (Дмитровского интеллектуального клуба старшеклассников). Одна из игр была посвящена 65-летию Великой Победы.Прошло уже два года, и я с ...

«Герои продолжают жить в нашей памяти» (литературно – музыкальная композиция, посвященная выпускникам Казанской средней школы, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны)

Литературно-музыкальная композиция для прведения школьной конференции старшеклассников, созданная на основе реальных событий из жизни учеников Казанской средней школы довоенных и военных лет. Традицио...

Литературно-музыкальная композиция «Подвигу народа жить в веках», посвященный Дню Победы в 6 классе.

Внеклассное мероприятие можно приурочить к празднованию Дня Победы или к 23 февраля "Дню защитника Отечества"...

Литературно-музыкальная композиция «Я научилась просто, мудро жить…» (эволюция лирической героини А. Ахматовой)

    Из «весёлой грешницы», «царскосельской насмешницы» и юной элегантной дамы Ахмаᴛᴏʙа вместе со своими героинями  вырастает, превратившись  в первую поэтессу родной земли, ...

Литературно-музыкальная композиция «Я научилась просто, мудро жить…» (образ лирической героини М. Цветаевой)

   Вся поэзия Цветаевой, сама ее жизнь и смерть воспринимаются как непримиримая борьба с обыденным, серым и тусклым существованием. Разве можно представить жизнь поэта ровной и спокой...

Статья " Я вам жить завещаю"

Изучая на уроках литературы стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне, каждый раз по-новому осмысливаешь их.Одно из таких стихотворений " Я убит подо Ржевом" А.Т.Твардовского.Оно звучит к...

Литературно-музыкальная композиция "Подвигу народа жить вечно"

Мероприятие посвящено героям Великой Отечественной войны. Имеются стихотворения разных поэтов....