Литературно-музыкальная композиция "Они ушли, чтоб нам с тобою жить...", посвященная 65-летию Великой Победы
методическая разработка (8 класс) по теме

 

В 2010 году в нашей школе прошли зональные игры клуба ДИКС (Дмитровского интеллектуального клуба старшеклассников). Одна из игр была посвящена 65-летию Великой Победы.Прошло уже два года, и я с уверенностьюмогусказать, что появилась у нас еще одна традиция, новая интересная форма совместного творчества учителей и учеников– интеллектуальные игры.

Прежде всего несколько слов о нашей школе. Это отнюдь не элитное, а самое обычное учебное заведение. Наши ученики - это дети из ближайших деревень и самого села Рогачево. В последнее время и родители, и учителя всерьез обеспокоены падением интереса детей и подростков кучению,русской национальной культуреи её истории. Остро стоят проблемы повышения мотивации к учебе, к исследовательской деятельности, развитие детского творчества. Поэтому-то наш коллектив поддерживает  идею проведения интеллектуальных игр.

Но сегодня мне бы хотелось поделиться с коллегами не сценарными наработками игр, а разработкой литературно-музыкальной композиции, украсившей и одухотворившей игру, посвященную 65-летию Великой Победы.

Тема Великой Отечественной войны была и всегда будет актуальна, тем более в воспитании патриотизма и гражданственности. Для достижения успеха в воспитании подростка предполагается выведение его на общение в эмоциональном поле. Мы это называем ТРУД ДУШИ. Труд души - это созданные педагогом проблемные ситуации, основанные на стремлении подростка почувствовать свою душу и желание реагировать на эти ощущения осознанно. Это ощущение или даёт ответ на событие, или подталкивает к размышлению, или говорит о действии.

Моя работа с подростками по подготовке композиции строилась на пробуждении желания ребят понять, почувствовать, сопереживать,  сострадать событиям и людям, прошедшим войну. Я думаю, что мне это удалось. Об этом говорили коллеги, говорила атмосфера, царившая в зале, говорили лица и глаза ребят, принявшие чужую боль, как свою (об этом красноречиво вам расскажут фотографии с нашего мероприятия).

       Ну а что приобрела я, как классный руководитель? Во-первых, открыла новые грани таланта своих ребят. Во-вторых, увидела яркий праздник, объединивший весь школьный коллектив, а в-третьих, обнаружила, как повысилось у детей и у педагогов стремление к творчеству.

            Данный материал может быть использован  классными руководителями, учителями-предметниками,  воспитателями, вожатыми, режиссерами школьных театров при подготовке к тематическим мероприятиям, посвященным важнейшим вехам В. Еликой Отечественной войны.

         Литературной основой являются фрагменты произведений А. Ахматовой, О.Ф. Бергольц,  К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Р.Рождественского и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ Рогачевская средняя общеобразовательная школа

Дмитровского муниципального  района Московской области

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«ОНИ УШЛИ, ЧТОБ НАМ С ТОБОЮ ЖИТЬ…»,

посвященная 65-летию Великой Победы

Составил: классный руководитель Сударикова Татьяна Эдуардовна.

Дата проведения: май 2010 года.

Звучит музыка военного марша. На сцену выходят юноша и девушка в современной военной форме.

        За всеми памятными датами

        Видится главнейшая одна:

        День, когда весною сорок пятого

        На земле закончилась война.

        Пускай назад история листает

        Страницы легендарные свои

        И память, через годы пролетая,

        Нам восстановит огненные дни.

Перед сценой пары, одетые по моде сороковых годов, танцуют вальс.

Звучит музыка песни «Старый вальсок»

Лето 1941 года.

Оно начиналось экзаменом школьным,

Тревогой неясной и дорогой.

Манило на волю мячом волейбольным,

Игрою реки, тополиной пургою.

И вдруг…

Музыка резко прерывается, пары застывают на месте. Кинохроника.

По окончании сообщения о начале войны пары поднимаются на сцену

        Ранним солнечным утром в июне,

        В час, когда пробуждалась страна,

        Прозвучало впервые для юных

        Это страшное слово «война».

 

        Мы помним день, когда был мир расколот,

        Когда несчастий хлынула волна

        И, как на наковальню тяжкий молот,

        На нашу жизнь обрушилась война.

 

        Народ собрался у военкоматов

        Волнующей, гудящею толпой.

        И даже те, кто не были в солдатах,

        Со всеми вместе тоже рвались в бой.

 

        Затем поспешно строились в колонны

        И уходили в грозовой рассвет,

        С собою вместо хлеба взяв патроны.

        Смотрели скорбно женщины им вслед.

 

        И шли на смерть без криков и без стонов,

        Ведь каждый знал - на то и есть война.

        Нередко не хватало им патронов,

        Зато хватало мужества сполна.

Звучат первый куплет и припев песни «Священная война».

 Выходят на сцену остальные участники в старой военной форме.

         Разве погибнуть  ты нам завещала, Родина?

        Жизнь обещала, Любовь обещала, Родина.

        Разве для смерти рождаются дети, Родина?

        Разве хотела ты  нашей смерти. Родина?

        Тихо сказала: «Вставайте на помощь...» - Родина.

        Славы  никто у тебя не выпрашивал, Родина.

        Просто был выбор у каждого:  я  или Родина.

       

        Мы знаем, что ныне лежит на весах

        И что совершается ныне.

        Час мужества пробил на наших часах.

        И мужество нас не покинет.

        Не страшно под пулями мертвыми лечь,

        Не горько остаться без крова,

        И мы сохраним тебя, русская речь,

        Великое русское слово.

Звучит музыка песни «Эх,дороги». На фоне музыки:

     

        Кровью закат окрашен,

       Тихо идем без слов.

       Мимо полей и пашен,

       Мимо родных лесов.

       

      Путь наш тяжел и длинен.

      В горе. В слезах. В огне.

      Немец, заняв Калинин,

      Рвется уже к Москве.

     Ноги твои босые,

     Кровь посреди дорог –

     Трудный твой путь, Россия,

     С запада на восток.

Мы по дорогам пыльным с боем шли,

От бомб земля дрожала, как живая.

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

Когда от бомб, казалось, мир оглох,

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я знал: нужны не слезы и не вздох,

А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.

Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

В атаку шел – других не гнулся ниже.

Шел смело в бой не потому, что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завывали.

И песня нашей спутницей была

В бою, в походе, на ночном привале.

Сцена у костра. Один боец играет на баяне, второй чистит автомат, третий пишет письмо, четвертый латает одежду, пятый-девушка сворачивает бинты.

        Только взял боец трехрядку,

        Сразу видно - гармонист.

        Для началу, для порядку

        Кинул пальцы сверху вниз.

        Позабытый деревенский

        Вдруг завел, глаза закрыв,

        Стороны родной смоленской

        Грустный памятный мотив.

        И от той гармошки старой,

        Что осталось сиротой,

        Как-то вдруг светлее стало

        На дороге фронтовой.

       

Звучит мелодия песни «В землянке». Бойцы пишут письма и каждый поочереди читают на фоне музыки:

2-й боец

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновий привет.

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

3-й боец

        Знаю, в сердце у тебя тревога -

        Нелегко быть матерью солдата!

        Знаю, все ты смотришь на дорогу,

        По которой я ушел когда-то.

        Знаю я, морщинки глубже стали,

        И чуть-чуть сутулей стали плечи.

        Нынче на смерть мы в бою стояли,

        Мама, за тебя, за нашу встречу!

4-й боец

        Мама, ты знаешь, я виноват,

        Я виноват перед тобой.

        Я собирался вернуться назад,

        И вдруг тот последний бой.

        Бой уже после конца войны,

        Но фрицы не знали этого.

        Нервы у всех оголены,

        Наверное, я пал поэтому.

        Я умер, мама, прости меня,

        Постой за меня у калитки.

        А если Варя спросит меня,

        Скажи, что любовь - не ошибка.

Сцена у костра замирает. Музыка остановилась. Выходит девушка (собирательный образ всех матерей) в черной одежде

       

        И шли на смертный бой с врагами

        России верные сыны.

        Мать, может, ожидает их годами:

        Быть может, все ж придут с войны…

Начало песни без слов  «Журавли», на фоне музыки девушка продолжает

 читать стихи

        Спит у Мамаева кургана,

        Под Сталинградом, сын один,

        Другой – средь моря-океана,

        Средь хмурой Балтики глубин.

        А самый младший у Дуная:

        Медали говорят о том.

        А мать все верит, ожидая,

        Что возвратятся дети в дом.

         Стоит недвижно у дороги

        С застывшим каменным лицом…

Все участники исполняют очень тихо  первый куплет и припев песни «Журавли»

Читают бойцы у костра, по очереди вставая, снимая пилотку с головы и прикладывая её к сердцу

2-й боец

        Мы лежим под снегами,

        а вверху в ослепительной сини,

        словно белые птицы,

        плывут и плывут облака…

        Вы не плачьте над нами,

        голубые березы России,

        вы не плачьте, вы ждите пока.

3-й боец        

        Нас, омытых дождями

        и отпетых степными ветрами,

        все зовешь ты, Отчизна,

        оглохших своих сыновей.

        Но услышим тебя мы,

        как весной затоскует над нами,

        затоскует взахлеб соловей.

 4-й боец    

        Мы - не прах. Мы - нетленны.

        Мы еще, дорогие, вернемся.

        Над родимой землею

        Весенней грозою пройдем.

        Мы подснежником первым,

        Мы колосом спелым пробьемся,

        На ромашки росой упадем.

       

5-й боец-девушка санинструктор

        Мы лежим под снегами.

        А вверху в ослепительной сини,

        Словно белые птицы,

        Плывут и плывут облака.

        Вы не плачьте над нами,

        голубые березы России,

        вы не плачьте - вы ждите пока…

Сцена замирает. Звучат первый куплет и припев песни из кинофильма «Офицеры». Кадры фильма в презентации. На фоне музыки и кадров выступающие читают слова

     

        Юные погибшие герои,

        Юными остались вы для нас.

        Перед вашим вдруг ожившим строем

        Мы стоим, не поднимая глаз.

        Боль и гнев сейчас тому причиной,

        Благодарность вечная вам всем,

        Маленькие стойкие мужчины,

        Девочки, достойные поэм.

        Сколько вас! Попробуй, перечисли!

        Не сочтешь, а впрочем, все равно -

        Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

        В нашей песне,

        В легком шуме листьев,

        Тихо постучавшихся в окно.

Все выступающие выстраиваются на сцене в плотные шеренги.

Музыка военного марша.

Сквозь кров и пот, через огонь и воду,

Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,

Отстаивая праву на свободу,

К победе шел, Россия, твой солдат!

И не сломила, сердце не сгубила,

И душу не растлила в нас война.

Видать, нечеловеческая сила

Ему, солдату русскому, дана.

Мы помним их, не пожалевших жизни,

Что стали на защиту, как стена,

Что записали в летопись Отчизны

Своей горячей кровью имена.

Исполняют первый куплет и припев песни «Поклонимся великим тем годам…».

 Все выступающие склоняют головы.

На фоне начала песни «День Победы» читают стихи:

        Плескалось багровое знамя,

        Горели багровые звезды,

        Слепая пурга накрывала

        Багровый от крови закат.

        И слышалась поступь дивизий,

        Великая поступь дивизий,

        Железная поступь дивизий,

        Точная поступь солдат!

        Навстречу раскатам

        ревущего грома

        Мы в бой поднимались

        светло и сурово.

На заднем фоне участник поднимает  красное знамя со словом «ПОБЕДА».

Слово «Победа» все произносят вместе.

        На наших знаменах  начертано слово

        Победа!

        Победа!

        Во имя Отчизны -

        Победа!

        Во имя живущих -

        Победа!

        Во имя грядущих -

        Победа! Победа! Победа!

       

Все участники и зрители исполняют 1-й куплет и припев песни «День Победы».

Все участники уходят со сцены


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция,посвященная 65-летию Великой Победы

Данный материал разработан в канун празднования 65-летия со дня Победы в ВОвойне...

Литературно-музыкальная композиция "Война гуляет по России, а мы такие молодые..." (70-летию Великой Победы посвящается).

Великая Отечественная война всегда будет не только источником знаний, но и высоким уроком патриотизма, школой воспитания любви и человечности, нравственной стойкости и благодарной памяти. 70 лет прошл...

Сценарный план литературно-музыкальной гостиной «И помнит мир спасенный…», посвященной 70-летию Великой Победы

С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которые с честью выдержала наша страна за свою долгую ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного 70-летию Великой Победы. Песни на войне.

Сценарий содержит информацию об известных песнях, написанных во время Великой отечественной войны. ...

Литературно-музыкальная композиция-спектакль, посвященная 70-летию Великой Победы русского народа над фашистской Германией

Меропиятие проходит в форме вечера памяти. Включает инсценированные стихотворения и песни о Великой Отечественной войне.Цель мероприятия: воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну; вспом...

Электронный сборник материалов первого этапа педагогической эстафеты 2019-2020 учебного года, посвященной 75 -летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию проведения районного конкурса "Учитель года"

Материалы выступлений педагогов на первом этапе педагогической эстафеты 2019-2020 учебного года, посвященной 75 -летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию проведения районног...