Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного 70-летию Великой Победы. Песни на войне.
методическая разработка на тему

Сценарий содержит информацию об известных песнях, написанных во время Великой отечественной войны.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-_muz_gostinaya._9_maya.docx73.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Когда говорят пушки, музы не молчат

1.Каждую весну многие люди планеты, а особенно люди нашей страны, ждут самый светлый праздник – Праздник Победы.

Многое мы слышали о войне, много провели мероприятий. Но осталась тема, которую мы еще не затрагивали – Песни и стихи на войне, песни и стихи о войне.

Многие подумают – какие еще песни и стихи, когда смерть каждую минуту каждому заглядывает в глаза. Даже есть крылатая фраза – когда говорят пушки, музы молчат. Но наше мероприятие называется –Когда говорят пушки, музы не молчат. Потому что от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И никакая пушечная канонада не могла заглушить его. И никогда к голосам поэтов так не прислушивался читатель. А многие стихи стали песнями, которые помогали всем: солдатам на привале, в бой шли с песней, она помогала стать сильнее и смелее.

Эти песни на стихи замечательных поэтов знамениты на всю страну и все жители знают и напевают их.

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После  боя сердце просит

Музыки вдвойне

Эти слова из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского . Воевал наш народ, воевала и песня И в них люди черпали душевные силы

 - Ребята, какие песни о войне вы знаете?

- Давайте познакомимся с историей некоторых песен и с авторами стихов, на которые были написаны песни.

2. В конце 30-х годов страна жила в ожидании страшной войны. Международное положение все больше и больше осложнялось. В воздухе пахло порохом, пахло войной. Германский фашизм с благословения англо-американского империализма начал оккупацией Австрии свои агрессивные действия. На Дальнем Востоке Японии, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, сделала пробное провокационное нападение на границе нашей Родины.
Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий.

События, происшедшие на Дальнем Востоке, в то время очень остро переживали все советские люди. Думал о них и автор – Борис Ласкин.

И начали складываться строчки:

На границе тучи ходят хмуро.
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят…»

С готовым текстом Борис Ласкин отправился к братьям Покрасс, авторам музыки. «Этому трудно поверить, — говорил он потом, — но песня была готова через 30 – 40 минут. Это был тот счастливый случай, когда слова и мелодия сразу нашли друг друга».

В конце 30-х годов по экранам страны  прошла веселая музыкальная кинокомедия «Трактористы», в которой звучала эта песня.
В картине поднимались большие темы: любви, патриотизма, честного и ударного труда. Вместе с тем через весь фильм проходила мысль о необходимости быть бдительным и готовым к предстоящим боям с врагами Родины.  

Песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду. С новой силой зазвучала она в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов.

Вспомним в «Теркине» у Твардовского:

И, сменивши пальцы быстро,
Он, как будто на заказ,
Здесь повел о трех танкистах,
Трех товарищах рассказ.

Песня является неформальным гимном пограничных и танковых войск России.

ТРИ танкиста

На границе тучи ходят хмуро,
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят.

Там врагу заслон поставлен прочный,
Там стоит, отважен и силен,
У границ земли дальневосточной
Броневой ударный батальон.

Там живут — и песня в том порука —
Нерушимой крепкою семьей
Три танкиста, три веселых друга —
Экипаж машины боевой.

На траву легла роса густая,
Полегли туманы широки.
В эту ночь решили самураи
Перейти границу у реки.

Но разведка доложила точно —
И пошел, командою взметен,
По родной земле дальневосточной
Броневой ударный батальон.

Мчались танки, ветер подымая.
Наступала грозная броня.
И летели наземь самураи
Под напором стали и огня.

И добили—песня в том порука —
Всех врагов в атаке огневой
Три танкиста, три веселых друга —
Экипаж машины боевой!

3..На третий день с начала объявления войны 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Ивановича Лебедева – Кумача «Священная война»

Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

- Давайте срочно стихи в номер! Получив

задание, он стал звонить поэтам.

Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:

- Василий Иванович, газете нужны стихи.

- Когда?

- Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.

- Будут…

 На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение.

Начиналось это стихотворение так:

         Вставай, страна огромная,

         Вставай на смертный бой

         С фашистской силой темною,

         С проклятою ордой.

Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А уже 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт. Когда  начали петь второй куплет шум в зале прекратился. По требованию бойцов артисты тогда исполнили "Священную войну" пять раз подряд.

 (Слайды №№ 2,3  Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники).

       В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война.

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.

Припев.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям;
Мучителям людей!

Припев.

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

Припев.

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Припев.

Пойдем ломить всей силою,
всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!

Припев.

Встает страна огромная,
Встает на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.

Припев.

      Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

     

4. СЦЕНКА???

5. Как память обо  всех не вернувшихся с войны родилась  песня «Журавли»

Журавли — песня-реквием, песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну. История этой песни особенная, о ней стоит рассказать.

В августе 1965 года советская делегация деятелей культуры приехала в японский город Хиросима. Прошло ровно двадцать лет после страшной трагедии, унесшей жизни сотен тысяч людей. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов. Один из памятников, установленных в центре Хиросимы — девочка с журавлем в руках. Девочка, которая верила старинной японской легенде, что если она создаст тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь, последствия той страшной бомбардировки, отступит. Девочка умерла, так и не успев сделать тысячу журавлей.

Поэта поразила эта история и он написал стихотворение «Журавли» на родном аварском языке, сразу после возвращения из Японии. История японской девочки осталась за кадром. Расул Гамзатов писал о своих земляках и друзьях, не вернувшихся с кровавых полей. Через три года друг Расула Гамзатова поэт Наум Гребнев перевел это стихотворение на русский язык и опубликовал его в журнале «Новый мир». Именно в этом журнале стихотворение и увидел Марк Бернес, который услышал в нем что-то свое. Марк Бернес обратился у своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку.

Сегодня Журавли - песня, близкая нам всем, песня, которая берет за душу

ТАНЕЦ

6 . Страшные бои за Родину, смерти друзей и близких добавили трагические ноты в стихи и песни.

Но несмотря ни на что, русские не собирались сдаваться, потому что русские не сдаются ни при каких обстоятельствах. О желании победить врага написано много песен. Одна из них -  «Нам нужна одна победа» 

( или «Десятый наш десантный батальон») песня Булата Окуджавы, написанная для художественного фильма «Белорусский вокзал»  в 1970. Поэт говорил, что его привлекла возможность написать окопную песню — «из тех, что на фронте пели». Написанная через почти 30 лет после окончания войны, песня передала то настроение, которое владело нашими солдатами во время войны.

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим.

Нас ждёт огонь смертельный

И все ж бессилен он,

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный

Десятый наш десантный батальон,

Десятый наш десантный батальон.

Лишь только бой угас, звучит другой приказ,

 И почтальон сойдет с ума разыскивая нас.

 Взлетает красная ракета,

Бьет пулемёт неутомим,

И значит, нам нужна одна победа,

 Одна на всех, мы за ценой не постоим,

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Нас ждёт огонь смертельный

И все ж бессилен он,

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный

Десятый наш десантный батальон,

Десятый наш десантный батальон.

 

От Курска и Орла война нас довела

 До самых вражеских ворот, такие, брат, дела.

 Когда-нибудь мы вспомним это

И не поверится самим,

А нынче нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой не постоим,

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

 Нас ждёт огонь смертельный

И все ж бессилен он,

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный

Десятый наш десантный батальон,

 Десятый наш десантный батальон.

7. Сердце России – Москва. В Планах Гитлера первым пунктом значился захват Москвы. Захват любой ценой. Но на пути фашистов встали наши солдаты. Битва под Москвой  - наше первое победоносное сражение. Здесь, в суровых снегах Подмосковья родилась песня «В землянке». Родилась в конце ноября 1941 года после одного очень трудного для автора Алексея Суркова фронтового дня под Истрой.

Эта песня  была первой лирической песней, рожденной из пламени Великой Отечественной войны, принятой и сердцем солдата, и сердцем тех, кто его ждал с войны. 
Вот как сам автор рассказывает об истории этого произведения.

«Под впечатлением тяжелого дня, когда пришлось идти по минному полю под вражескими пулями и когда мы чудом выжили, я написал письмо жене. В нем было шестнадцать "домашних" стихотворных строк, которые я не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки... 
Стихи мои "Бьется в тесной печурке огонь" так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву из эвакуации, не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь, на что можно написать песню". И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову.

 Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя на гитаре, исполнил песню. И сразу стало ясно, что песня "пойдет", если мелодия ее запомнилась с первого исполнения». 

В ЗЕМЛЯНКЕ 

Слова Алексея Суркова
Музыка Константина Листова

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви. 

Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви. 

слова - ноябрь 1941
музыка - февраль 1942

8 . По окончании войны её тема продолжала тревожить поэтов. Знаменитая песня «Бери шинель, пошли домой» написана Булатом  Окуджавой и композитором Левашовым спустя 30 лет после Великой победы. Несмотря на это, многие фронтовики считают, что эта песня наиболее полно передает ощущения, которые владели солдатами в победном мае 1945 г.

А мы с тобой, брат, из пехоты,
А летом лучше, чем зимой.
С войной покончили мы счеты,
С войной покончили мы счеты,
С войной покончили мы счеты, -
Бери шинель, пошли домой!

Война нас гнула и косила,
Пришел конец и ей самой.
Четыре года мать без сына,
Четыре года мать без сына,
Четыре года мать без сына, -
Бери шинель, пошли домой!

К золе и к пеплу наших улиц
Опять, опять, товарищ мой,
Скворцы пропавшие вернулись,
Скворцы пропавшие вернулись,
Скворцы пропавшие вернулись, -
Бери шинель, пошли домой!

А ты с закрытыми очами
Спишь под фанерною звездой.
Вставай, вставай, однополчанин,
Вставай, вставай, однополчанин,
Вставай, вставай, однополчанин, -
Бери шинель пошли домой!

Что я скажу твоим домашним,
Как встану я перед вдовой?
Неужто клясться днем вчерашним,
Неужто клясться днем вчерашним,
Неужто клясться днем вчерашним, -
Бери шинель пошли домой!

Мы все - войны шальные дети,
И генерал, и рядовой.
Опять весна на белом свете,
Опять весна на белом свете,
Опять весна на белом свете, -
Бери шинель, пошли домой!

9. СТИХИ

Множество стихотворений родилось на войне и о войне. Они все разные, они все о разном. Но объединяет их одно – желание прекратить этот ужас, сделать все для того чтобы он не повторился.

На войне

22 июня 

В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.

Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.

Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!

В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.

Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
Начало лета, жизнь вокруг кипит.
Жива любовь, зарубцевались раны,
Но этот день июня не забыт!

(Т. Лаврова )

Анализ стихотворения Самойлова «Сороковые»

Имя Давида Самойлова мало что может сказать современному поколению, хотя еще полвека назад оно было на слуху у подавляющего большинства жителей СССР. Это достаточно известный поэт-фронтовик, на стихи которого было создано множество песен. Практически все они посвящены событиям Великой Отечественной войны, которая круто изменила жизнь 20-летнего московского паренька, вынужденного оставить литературный институт и стать пехотинцем.

Позже автор вновь вернулся к теме войны, написав в 1961 году свое знаменитое стихотворение «Сороковые». Спустя почти два десятка лет Давид Самойлов по-прежнему не мог избавиться от того ужаса, который ему довелось пережить на фронте.

Однако именно на этот сложный период истории пришлась молодость поэта, который даже под свистом пуль не утратил способности остро чувствовать окружающий мир, кокетничать с незнакомыми девчонками и хромать сильнее из-за ранения, чтобы произвести на них впечатление.

Но именно ощущение постоянной опасности обостряет чувства людей, которые начинают ценить каждое мгновение своей жизни. Видимо, поэтому даже незначительные события военного периода так прочно врезались в память Давида Самойлова и спустя 20 лет трансформировались в стихотворение, наполненное легкой грустью, запоздалой тревогой, И спустя годы автор, вспоминая прошлое, не перестает удивляться тому, что жизнь сплела в один причудливый клубок такие понятия, как «война, беда, мечта и юность», которые, казалось бы, несовместимы.

Однако это не мешает поэту наслаждаться жизнью только потому, что он молод и полон сил, а также веры в то, что рано или поздно весь ужас войны закончится. Никому не дано знать, удастся ли в ней выжить, и осознание простой истины, что в любой момент можно погибнуть, заставляет дышать полной грудью. «Война гуляет по России, а мы такие молодые» — в этой фразе заключена суть всего стихотворения, которым автор хотел подчеркнуть, что даже на фронте можно не разучиться радоваться мелочам, которые спустя годы вспоминаешь с теплотой и ностальгией.

«Сороковые» Давид Самойлов

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Анализ стихотворения Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

Буквально с первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов в качестве корреспондента газеты «Правда» оказался на фронте и вынужден был отступать почти до самой Москвы вместе с советскими войсками.

 Они отступали, оставляя врагу на разорение русские города и села, понимая, что местные жители должны их ненавидеть за трусость. Однако все оказалось совсем иначе, и в каждой деревне их провожали со слезами на глазах и с благословением, что произвело на Симонова неизгладимое впечатление.

Осенью 1941 года поэт написал стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», в котором словно бы ведет неспешную беседу со своим фронтовым товарищем. 

Самое яркое впечатление автора связано с тем, как «кринки несли нам усталые женщины, прижав, как детей, от дождя их к груди». Не менее сильно поразил поэта тот факт, что именно в это непростое для страны время обычные люди начинают вспоминать о Боге, само существование которого советская власть отвергала. Однако, благословляя русских солдат, простые сельские женщины искренне верят в то, что их молитвы будут услышаны, и война вскоре закончится, а все мужчины вернутся домой.

И именно эта вера укрепляет силу духа русских солдат, которые понимают, что, отступая, оставляют свою родину на растерзание врагу.

Пройдет еще совсем немного времени, и советские войска смогут одержать свои первые победы. Однако осень 1941 года – это страх, боль и ужас вчерашних мальчишек, которые столкнулись с войной лицом к лицу. И лишь мудрые русские женщины, все понимающие и тонко чувствующие чужую боль, вселяют в молодых солдат надежду, заставляя их поверить в собственные силы ради того, чтобы не только выжить, но и победить.

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Константин Симонов

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!»- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

 

Анализ стихотворения Твардовского «Две строчки»

Александр Твардовский принимал участие в нескольких войнах, отправившись на фронт в 1938 году в качестве военного корреспондента одной из московских газет.

В основе произведения «Две строчки» также лежат реальные события финской военной кампании 1939 года, в которой из-за неподготовленности и отсутствия боевого опыта погибли десятки тысяч советских военнослужащих.

И один из наиболее ярких образов, связанных у поэта с этой бессмысленной и жестокой войной – молодой боец, «что был в сороковом году убит в Финляндии на льду».

 Описывая свои ощущения от увиденного, Твардовский отмечает, что ему до последнего момента казалось, будто бы солдат все еще продолжает бежать, просто случайно споткнулся и упал. Что вот сейчас он встанет, отряхнется от налипшего снега и продолжит свой путь.

Однако вскоре пришло осознание, что этого никогда не произойдет. Но Твардовского поразило не это, а тот факт, что среди тысяч смертей он так ярко запомнил именно эту. И не просто запомнил, а словно бы примерил ее к себе. Поэтому спустя несколько лет автору все еще кажется, что это он, а не тот неизвестный мальчишка, лежит на финском льду «примерзший, маленький, убитый», и никому нет дела до очередной гибели солдата, нелепой, жестокой и никому не нужной.

«Две строчки» Александр Твардовский

Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал…

Среди большой войны жестокой,
С чего — ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

Ю.Друнина

Кто-то плачет, кто-то злобно стонет,

Кто-то очень-очень мало жил...

На мои замерзшие ладони голову товарищ положил.

Так спокойны пыльные ресницы,

А вокруг нерусские поля...

Спи, земляк, и пусть тебе приснится

Город наш и девушка твоя.

Может быть,  в землянке после боя

На колени теплые ее

Прилегло кудрявой головою

Счастье беспокойное мое.

Юлия Владимировна ДРУНИНА 
1924-1991
ЗИНКА
1
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она - не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет...
Знаешь, Юлька, я - против грусти.
Но сегодня она - не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: < Выступать вперед!>
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

2
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попали под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в отаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы, -
Мы хотели со славой жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

3
- Знаешь, Зинка, я - против грусти,
Но сеголдня она - не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!

Анализ стихотворения Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»

Симонова призвали в армию с началом Великой Отечественной войны. В качестве корреспондента он побывал на всех фронтах, дошел до Берлина через территорию Румынии, Югославии, Болгарии, Польши.

Стихотворения Константина Михайловича Солдаты переписывали их от руки, знали наизусть. Одно из самых известных — «Майор привез мальчишку на лафете…».

В стихотворении раскрывается мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Мальчика везут из Бреста — первой советской крепости, принявшей на себя удар гитлеровской армии и оказавшей героическое сопротивление. Ему десять лет, но он уже поседел, пережив гибель матери, с которой даже не имел возможности проститься, обстрел родного города, поспешную эвакуацию из него, ранение отца. Стихотворение Симонова написано в 1941 году, в тяжелое время для советской армии. Толком неподготовленные к нападению Гитлера, отступали наши бойцы. Проникновенная лирика Константина Михайловича в тот период была нужна им как никогда. Поэт пытался при помощи слова поддержать солдат, продемонстрировать жизненную необходимость борьбы с фашистами. Симонов призывал стоять на смерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. На искренние стихотворения Константина Михайловича не могли не откликнуться сердца советских бойцов.

«Майор привез мальчишку на лафете…» Константин Симонов

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

 Ужасы и жестокость фашистов доходили до такой степени, что о них невозможно писать, но поэты писали. Как свидетели, описывали зверства преступников, чтобы те понесли заслуженное наказание.

Муса Джалиль

"Чулочки" 
Их расстреляли на рассвете,
Когда еще белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться
И встать затем ко рву спиной, 
Но прозвучал вдруг голос
детский
Наивный, чистый и живой:
Чулочки тоже снять мне,
дядя?
Не осуждая, не браня,
Смотрели прямо в душу
глядя
Трехлетней девочки глаза.
"Чулочки тоже" - и
смятеньем на миг эсесовец
объят Рука сама собой с волненьем
вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом
синим, и кажется он в землю
врос,
Глаза, как у моей дочурки? - в смятенье сильном
произнес
Охвачен он невольно
дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет, он убить ее не может, 
Но дал он очередьспеша.
Упала девочка в чулочках…
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б
дочка
Вот здесь, вот так твоя легла?...
Ведь это маленькое сердце
Пробито пулею твоей…
Ты Человек, не просто немец
Или ты зверь среди людей?...
Шагал эсэсовец угрюмо, 
С земли не поднимая глаз,
впервые может эта дума
В мозгу отравленном
зажглась.
И всюду взгляд струится
синий, И всюду слышится опять,
И не забудется поныне:
Чулочки, дядя, тоже снять?"
1943 год.

ГЕГАМ САРЬЯН. «МАТЬ».

Опубликовано | Февраль 25, 2010 | Нет комментариев

Кружится тихий снег. 
Жарко горит село. 
Небо, как в страшном сне, 
Пламенем обнесло.

Рушится мирный кров. 
Где же приют сыскать? 
Стынет от горя кровь. 
Бродит с ребенком мать.

Мальчика обняла, 
Шепчет ему она: —
Выгнала из села 
Бедных сирот война,

Нету у нас жилья, 
Видишь, горит наш дом, 
Дитятко, жизнь моя, 
Станем бродить вдвоем.

Бедная чуть жива, 
Горе в виски стучит. 
Слышит ли сын слова? 
Что же он все молчит?

— Помни, что я скажу: 
Будешь силен, как лев. 
В сердце твое вложу 
Неугасимый гнев…

Горе, печаль и страх! 
Мчится пурга, свистя… 
Что это? На руках 
Мертвым лежит дитя.

Падает наземь мать, 
Землю сковал мороз. 
Хочет кричать, рыдать,— 
Душно, темно от слез.

Не отирая глаз, 
Роет могилу мать, 
Словно в последний раз 
Хочет постель постлать.

— Мальчик мой, отдыхай…— 
Вьюга белым-бела… 
В лес, в партизанский край 
Мстительница ушла.

Непримиримо мстит 
Скорбная мать врагу. 
Сердце ее лежит 
Там, далеко, в снегу…

Вьюга кружит опять, 
Кутает холм в степи, 
Словно ребенку мать, 
Шепчет тихонько: — Спи!..

1942

Перевод с армянского В. Звягинцевой.

Отец и сын А.Твардовский

Быть может, все несчастье

От почты полевой:

Его считали мертвым,

А он пришел живой.

Живой, покрытый славой,

Порадуйся, семья!

Глядит — кругом чужие.

— А где жена моя?

— Она ждала так долго,

Так велика война.

С твоим бывалым другом

Сошлась твоя жена.

— Так где он? С ним по-свойски

Поговорить бы мне.

Но люди отвечают:

— Погибнул на войне.

Жена второго горя

Не вынесла. Она

Лежит в больнице. Память

Ее темным-темна.

И словно у солдата

Уже не стало сил.

Он шопотом чуть слышно:

— А дочь моя? — спросил.

И люди не посмели,

Солгав, беде помочь:

— Зимой за партой в школе

Убита бомбой дочь.

О, лучше б ты не ездил,

Солдат, с войны домой!

Но он еще собрался

Спросить: — А мальчик мой?

— Твой сын живой, здоровый,

Он ждал тебя один.

И обнялись, как братья,

Отец и мальчик-сын.

Как братья боевые,

Как горькие друзья.

— Не плачь, — кричит мальчишка,

Не смей, — тебе нельзя!

А сам припал головкой

К отцовскому плечу.

— Возьми меня с собою,

Я жить с тобой хочу.

— Возьму, возьму, мой мальчик,

Уедешь ты со мной

На фронт, где я воюю,

В наш полк, в наш дом родной.

1943

ПАМЯТЬ

Все пережитые испытания невозможно забыть, и нельзя забывать. Чтобы это не повторилось

Эта память — наша совесть


А может, нам, о них забыть?
Опять война, Опять блокада...
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне». 

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда — 
Не права! 

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы! 

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она
Как сила нам нужна...


Ю. Воронов

Куда б ни шёл, ни ехал ты
Музыка: А. Шнитке Слова: М. Исаковский

Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись

Кто б ни был ты: рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух,
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.

Роберт Рождественский ………….. (по цепочке)

УКРАИНА

 К сожалению, не все извлекли правильные уроки  из той войны. Поэтому этот ужас сейчас повторяется. Страшно подумать – в наше время, в нашей братской стране – Украине. Недобитый фашизм поднял свою голову, желая снова запугать русского человека. Эта война рождает новые стихи Одно из них

Я - маленький мальчик, я сплю в деревянном гробике:

В кулачки сжаты пальчики, морщинка осталась на лобике...

Мне снятся мамины руки и плюшевый мишка,

Детской песенки звуки и с картинками книжка...

 

Я - мама, я навеки уснула под плитами,

Что упали рядом с домами, снарядами сбитыми...

Мне снится мой маленький сын по дорожке бегущий,

От обстрела в подвал, зажимая ладошками уши...

 

Я- боец- доброволец, ушедший весной в ополчение.

Я лежу на земле... Без дыхания и сердцебиения.

Я погиб закрывая собой от осколков ребенка...

Не вернусь я домой... Будет младшая плакать сестренка...

 

Я почтальон. Я вез в город наш корреспонденцию...

Не военный я. Это все не в моей компетенции.

Но осколок шальной мою жизнь по пути оборвал:

Он в висок мне откуда-то сбоку случайно попал...

 

Я- журналист, я ехал снимать репортаж,

О том, как мина пробила 4-ый этаж

Дома в Горловке. Меня тоже осколком задело.

Теперь я лежу на дороге распластанным телом...

 

Я - старик, я пью горький чай, на голодный желудок

Я жив. Но лишившись семьи, потерял я рассудок...

Просыпаюсь я ночью в поту от каждого шороха...

Боюсь темноты,громких звуков и запаха пороха...

 

Я - поэт, я пишу про погибших жителей,

Про ребят ополченцев- ангелов наших, хранителей

Я случайно был ранен осколком в правую руку...

Нет, это не больно... Больнее- душевная мука.

 

Больнее мне - видеть, что сделали с городом нашим.

Больно видеть ребят под осколки снарядов попавших...

Больно жить,когда рядом всегда кто-нибудь умирает...

Украинский солдат, я тебя от души проклинаю!

 

Проклинаю твоих друзей- волонтеров...Родителей,

Воспитавших когда-то тебя- дураком и вредителем.

Я желаю тебе много лет на земле, жить и мучиться,

Чтоб за смертью своей, ты от муки душевной соскучился...

 

Чтоб горел ты в Аду, на чугунной большой сковородке

И тебе заливают пусть масло кипящее, в глотку...

 

И. А. Степанов

Украинское правительство хочет заставить русских, проживающих на Украине навсегда забыть русский язык.  

На это мы ответим стихотворением Анны Ахматовой.

«Мужество» Анна Ахматова

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Ст-е своего сочинения

(Жихарев, Зыбин)

ПОБЕДА

Отдав 27 миллионов жизней, Родина выстояла…

И русский солдат стал победителем в этой

жестокой и страшной войне

Алексей Сурков 

УТРО ПОБЕДЫ

Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края,

Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.

И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!-

И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожил радости прежней певучий поток.

И нагнулся солдат и к простреленной каске

Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые -

Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом попирая колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день.

1945

ПЕСНЯ ДЕНЬ ПОБЕДЫ (ВСЕ)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция,посвященная 65-летию Великой Победы

Данный материал разработан в канун празднования 65-летия со дня Победы в ВОвойне...

Литературно-музыкальная композиция "Они ушли, чтоб нам с тобою жить...", посвященная 65-летию Великой Победы

В 2010 году в нашей школе прошли зональные игры клуба ДИКС (Дмитровского интеллектуального клуба старшеклассников). Одна из игр была посвящена 65-летию Великой Победы.Прошло уже два года, и я с ...

Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда

Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...

Сценарный план литературно-музыкальной гостиной «И помнит мир спасенный…», посвященной 70-летию Великой Победы

С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которые с честью выдержала наша страна за свою долгую ис...

Литературно-музыкальная композиция-спектакль, посвященная 70-летию Великой Победы русского народа над фашистской Германией

Меропиятие проходит в форме вечера памяти. Включает инсценированные стихотворения и песни о Великой Отечественной войне.Цель мероприятия: воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну; вспом...

Электронный сборник материалов первого этапа педагогической эстафеты 2019-2020 учебного года, посвященной 75 -летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию проведения районного конкурса "Учитель года"

Материалы выступлений педагогов на первом этапе педагогической эстафеты 2019-2020 учебного года, посвященной 75 -летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию проведения районног...

Сценарий смотра-конкурса песен из кинофильмов о Великой Отечественной войне, посвященный 75-летию Великой Победы

Сценарий смотра-конкурса песен из кинофильмов о Великой Отечественной войне, посвященный 75-летию Великой Победы...