«Обучение реферированию на основе рассмотрения текста как особой коммуникативной единицы».
статья на тему

Сухова Людмила Петровна

Порядок работы с текстом для написания реферата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_obuchenie_referirovaniyu_na_osnove.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение реферированию на основе рассмотрения текста как особой коммуникативной единицы».

        В методике преподавания русского языка общепризнанным является положение о том, что предметом обучения должен быть не язык вообще, а определенные виды речевой деятельности и система языковых средств, необходимых для решения определенных коммуникативных задач.

        Обучение речевой деятельности учащихся складывается из обучения реферированию (составлению рефератов) и рецензированию на материале научных или литературных статей. Обучение учебному реферированию является одним из видов учебной переработке текста. Оно призвано научить извлекать информацию и владеть ею.

        Так как для составления реферата нужна только главная информация в статье, то процесс переработки текста связан с осознанным выбором информации – (нужная – ненужная, главная – второстепенная) и её отбором. Как это сделать? Можно прочитать весь текст, проанализировать информацию, отобрать нужное. Этот путь плох тем, что на понимание главной и второстепенной ситуации тратится много времени. Выход из этого положения может быть только один: необходимо принимать решение об информации на ходу – в процессе чтения. Это делать трудно, так как приходится принимать решение в условиях неопределенности (неполного прочтения текста).

        С точки зрения организации содержания текста – это определенная план-схема, которая базируется на определенном построении подмен. С опорой на структуру текста и идет прогноз содержания при восприятии.

        Выделяются две стороны структуры текста. Это (1) композиционное построение текста, (2) тематическое содержание текста.

        Композиционная часть указывает на 3 части текста: 1) вводная; 2)основная (излагающая); 3) заключительная часть и перечень крупных тем, типичных для каждой из этих частей. Композиционная сторона может быть более подробной.

        А) Основная (излагающая) часть делится на общую и специальную подчасти.

        Специальная подчасть имеет абзац или два, она разъясняет цели исследования.

        Эти два абзаца могут содержать дополнительную информацию. Однако часть учащиеся лишь перефразируют уже известную информацию.

        Б) Вводная часть содержит развернутое обсуждение проблемы, в котором есть указания на характер её рассмотрения в данной статье.

        Ссылки на используемую литературу могут быть только во вводной части. Также здесь же формулировка цели изложения обязательна.

        В) Заключительная часть должна быть меньше по объему, чем излагающая часть и содержать обобщение статьи.

              Тексты должны быть едиными по теме и жанру.

              Важен и выбор лексики, типов предложений.

              При подготовке учебных материалов для реферирования лучше выбрать статьи с узкой терминологией.

             По мере необходимости можно использовать толковые словари, терминологические словари.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение говорения на основе прочитанного текста.

Обучение говорения на основе прочитанного текста...

Методика обучения просмотровому чтению на основе публицистических текстов на среднем этапе обучения в специализированной школе.

В статье представлена методика работы с публицистическими текстами в режиме просмотрового чтения; проводится анализ действующего УМК по французскому языку на предмет наличия публицистических текстов....

Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников на основе анализа текста И.С.Тургенева «Нищий».

урок- практикум; технологии: ИКТ, технология дифференцированного обучения, групповая технология.Научить находить ассоциативные связи слов в тексте, состовлять свой текст на основе данного.применять ИК...

Обучение аудированию на основе аутентичных текстов

Обучение аудированию на основе аутентичных текстов на основе аудиотекстов с сайтаhttp://esl-lab.com Все аудиоролики на сайте распределены на три группы по уровню сложности. К каждому ролику есть ...

Обучение аудированию на основе аутентичных текстов

Обучение аудирования на основе аутентичных текстов  ( Emergency) с сайта http://esl-lab.com  Все аудиоролики на сайте распределены на три группы по уровню сложности. К каждому роли...

Текст как коммуникативная единица.Функции текста.

Основным показателем осуществления речевой деятельности является создание и понимание текста.Текст -это центральное звено любого цикла занятий на любом этапе обучения....

Обучение говорению на основе прочитанного текста

Основное назначение иностранного языка заключается в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями ...