Обучение говорению на основе прочитанного текста
учебно-методический материал по английскому языку (10 класс)

Основное назначение иностранного языка заключается в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Говорение представляет собой вид речевой деятельности, с помощью которой осуществляется устное вербальное общение, обмен информацией и знаниями. Прочитаннный текст может стать основой или стимулом для дискуссии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_govoreniyu_na_osnove_prochitannogo_teksta.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение говорению на основе прочитанного текста»

Методическая записка

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности,  т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Одной из составляющих коммуникативной компетенции является речевая компетенция, которая, в свою очередь, представлена четырьмя видами речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо.

Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение, обмен информацией, знаниями.

Учитывая принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности, чтение может стать основой для совершенствования говорения. Устное высказывание  на основе текста является предпосылкой для качественного осуществления неподготовленного говорения. Взаимосвязанное обучение чтению и говорению позволяет использовать текст как стимул для обсуждения содержания текста, аргументированного высказывания и выражения своего мнения.

Работа на текстом не должна ограничиваться только работой с лексикой, грамматическими структурами, переводу т.к. по мнению Ж.И. Мануэльян это может привести к тому, что читая текст любого жанра учащиеся видят в нём только слова и грамматические формы. Чтобы избежать подобных ситуаций  в своей статье «К вопросу о методике работы над текстом в зависимости от его характера» автор предлагает дифференцированно подходить к чтению.

После чтения, например, художественного текста учащимся можно предложить предложили ответить на такие вопросы: как вы относитесь к главным действующим лицам рассказа? Как относится автор к своим героям? Какая реплика героя вам понравилась и запомнилась? Обратили ли вы какое- либо внимание на художественные особенности текста: его язык, стиль и т.д.? Прочитав научно-популярный текст, учащиеся должны выписать прежде всего те факты, о которых они узнали впервые, и самостоятельно сделать выводы.

Ход данного урока предусматривает чтение с пониманием основного содержания и деталей. Глубокое понимание текста позволяет не только оперировать основными фактами и идеями, но и сделать комментарии к тексту, привести аргументы, описать поезд и поездку в нём или  высказывание по проблеме (содержанию) текста, принять участие в дискуссии (беседе). Упражнения на каждом этапе работы с текстом (предтекстовый, текстовый, послетекстовый) нацелены на формулирование устного высказывания.

Дискуссия или вопросно-ответная беседа на материале текста, которая является заключительным этапом данного урока, носит естественный характер т.к. учитель корректирует заранее подготовленные вопросы, задаёт дополнительные. Во время беседы важно комментировать ответы учащихся и выражать своё мнение, мотивировать учащихся к развёрнутым ответам, аргументированию.

Вопросно-ответная беседа обеспечивает активизацию соответствующего материала (лексические единицы по теме «Путешествия, транспорт», прилагательные для описания транспортных средств и т.д.).

Следует  отметить, что умение работать с текстом и извлекать информацию, анализировать, аргументировать, выражать своё мнение и логично высказываться является важным не только на уроках английского языка.

План урока составлен на материале УМК  “Starlight 10 ”  авторы К.М. Баранова, Дж. Дули  уровень  Intermediate для учащихся 10 класса (4 год обучения) тема “Sport and Entertainment” (Travelling)

Level and number of learners

Intermediate,  10 learners

Timetable fit

It is the first lesson of the module. The next lesson will be devoted to further  lexical development.

Main aim

Students will be able to describe the Channel Tunnel and  give advantages and disadvantages of travelling by it.

Subsidiary aims

to predict the context

to elicit vocabulary

to practise skimming and reading for specific information

 to practise using target language

Assumptions

Learners know the words of the topic “ Travelling”, “Transport”

They can read for the gist and for specific information

They  can describe different means of transport

Anticipated language problems and possible solutions

There might be difficulties with new vocabulary so students will be given a list of  words/phrases

Teaching aids, materials, equipment

The  course book, a dictionary, a blackboard, video “the Channel Tunnel”

Homework

Exercises devoted to the words and expressions from the text page 7 ex. 5,6

Timing

Steps

Procedure

Subsidiary aims

Aids and materials

Interaction pattern

5 min

Lead in

Eliciting  vocabulary concerning transport and travelling

 To get students talking about  means of transport they like/dislike

T →whole class

7 min

Pre-reading

Predicting what the article “ a Journey Under the Sea” can be about; watching a video

To predict the context of the story ;to elicit words describing the  journey ; to use students’ own knowledge about the Channel Tunnel

Dictionary, blackboard, pictures  in the coursebook, a video

T →whole class

5 min

Reading for the gist

Students read the story quickly and identify the setting

To practise skimming

to describe the setting

Coursebook

Individual work

10 min

Reading for specific information

Students read the text for specific information

To find out information (facts)about the train and the  journey in the Channel Tunnel

Coursebook

Individual work

10 min

Speaking

Students  express their opinions about the journey under the sea and give arguments from the text

To develop skills of expressing opinion

 to practise using target language

to describe the train

T →whole class

Литература

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов и понятий. – СПб.: Златоуст,1999.  

Гез Н.И. Методика преподавания  иностранного языка в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982.

Лапидус Б.А. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типологии упражнений// Иностранные языки в школе. – 2013.- №4  Золотые страницы.  Выпуск №7

Ж.И. Мануэльян

К вопросу о методике работы над текстом в зависимости от его характера// Иностранные языки в школе. – 2013.- №4  

Стяжкина Е.В. Расширяем возможности урока английского языка // Иностранные языки в школе. – 2011. - № 10

Spratt M. The TKT Course . – Cambridge University Press, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»

          Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»  предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...

Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».

Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"...

Технология взаимосвязанного обучения чтению и говорению на основе монологического текста на уроках иностранного языка

Теоретический материал по проблеме обучения чтению и говорению на основе монологического текста...

Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста

Урок развития речи в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7 класс...

Обучение говорения на основе прочитанного текста.

Обучение говорения на основе прочитанного текста...

Обучение говорению на тему “Kinds of books” на основе прочитанного текста

План-конспект фрагмента урока (обучение говорению) по ТКТ....