Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
статья (6 класс) на тему

В условиях современности учащимся необходимо уметь творчески мыслить и принимать нестандартные решения. По этой проблеме есть немало исследований. Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах: Лернера И.А., Капицы П.Л., Сухомлинского В.А. и других авторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

      Статья: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и  литературы».

                     Учитель русского языка и литературы: Бакаева Лариса Валентиновна. ГБОУ сош № 581 Приморского района, города Санкт-Петербурга, 2015-2016 учебный год.

                                 Содержание:

  1. Введение.
  2. Методико-психологическое обоснование.
  3. Описание системы работы:
  1. Диагностика;
  2. Планирование работы по развитию творческих способностей учащихся.
  1. Литература.

            1). Ленер И.Я.: «Поисковые задачи в обучении как средство развития  

                 Творческих способностей».- Москва, 1979.

            2). Сухомлинский В.А. «О воспитании».- Москва, 1973.

            3). Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». Избранные сочинения.- Москва,  

                 1979.

            4). Выготский Л.С. Собрание сочинений.- Москва, 1983.

            5). Капица П.Л. «Некоторые принципы творческого воспитания и образования    

                 Современной молодежи».- Москва, 1971.

      Б) Творческие задания для учащихся 5 класса.

Введение.

                                                      « Язык есть средство не выражать готовую мысль,  а        

                                                        создавать её».

                                                                                 ( А.А. Потебней).

     В условиях современности учащимся необходимо уметь творчески мыслить и принимать нестандартные решения. По этой проблеме есть немало исследований. Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах: Лернера И.А., Капицы П.Л., Сухомлинского В.А. и других авторов.

    Уроки русского языка и литературы, как никакие другие, открывают возможности для развития творческого или креативного мышления. Стратегическим принципом развивающего обучения является принцип развития творческих лингвистических способностей у учащихся.

  1. Методико-психологическое обоснование.

           Творчество – это далеко не новый предмет для изучения и есть немало обоснований предложенной системы в работах Выготского Л.С.. Он считал, что творческие способности развивать необходимо. По утверждению Выготского Л.С.: творчество – норма детского развития, присущая любому ребенку. По мнению психолога, творческая деятельность включает в себя способности: синтетические, аналитические, умения превращать теорию в практику. Развитие способностей учащихся обусловлено: средой жизнедеятельности, социальными формами деятельности и индивидуальными особенностями личности.

            Конечно, моя задача помочь развить и актуализировать эти способности.

  1. Методико–педагогическое обоснование.

                                                             « Любовь к творчеству не может быть воспитана  

                                                               без творчества».

                                                                                                  (Сухомлинский В.А.)

          В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся: проблемный, эвристический, модельный. Именно эти методы позволяют мне предоставить учащимся больше возможностей для самостоятельного творческого поиска.

          При традиционных формах обучения учащиеся усваивают и принимают информацию, воспроизводят указанные им способы решения задач, однако не принимают участие в творческом поиске путей решения проблем. Следовательно, не приобретают опыта поисковой деятельности. Для решения этого ряда проблем приходится использовать совершенно новые пути, чтобы формировать творческий опыт при конструировании специальных педагогических ситуаций, создающих условия для творческого решения.

  1. Описание системы работы.

         Мною замечено, что у  учащихся различная степень творческой активности на уроках русского языка и литературы. Эту степень активности может быть нескольких уровней:

  1. Активный уровень. Характерен для учащихся, умеющих подчинять  свои эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия поставленной учебной цели.
  2. Творческий уровень. Этот уровень характерен для учащихся, которые получают удовлетворение не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах, они  любят работать творчески и самостоятельно без давления со стороны.
  3. Средний уровень. Характерен для учащихся, которые активно включаются в творческую деятельность, связанную с интересным содержанием урока, но при затруднении теряют к ней интерес.
  4. Нулевой уровень характерен для пассивных учащихся, с трудом включающихся в творческую работу. У этих учащихся творческая активность возрастает постепенно и требует медленного перехода от одной деятельности к другой.

      При помощи методов: наблюдения, анкетирования, беседы, тестов провожу промежуточную диагностику творческой активности каждого учащегося. Для этого в конце урока использую часто небольшие тесты, содержащие пять вопросов, и оцениваю их по пятибалльной системе. Планирование работы с учетом данных диагностики, принципов педагогической деятельности и условий формирования творческих способностей учащихся, учитель должен учитывать: возрастные особенности и общий уровень развития ученического коллектива, личностные особенности учащихся и специфические черты предмета.

     Условиями формирования творческих способностей учащихся являются: положительный микроклимат в коллективе, свобода выбора действий, положительная мотивация и возрастные особенности творческой деятельности.

    Моей же задачей является воспитание самостоятельной творческой личности, развитие учебных умений и навыков, пополнение запасов знаний учащихся по русскому языку и литературе с помощью толкования языковых терминов, индивидуальной работы с опорой на языковый текст, творческие игры.  

  1. Без опоры на языковый текст невозможно научить учащихся по-настоящему чувствовать русский язык, видеть средства его выразительности. Художественный текст полезно не только прочитать, но и дать к нему грамматические задания. Главным станет творческий совместный поиск и осознание внутреннего смысла, который есть в любом языковом явлении. Ход процесса представляю в виде условной схемы:

1.Начальное восприятие текста                                    2. Ученик + текст (поиск в тексте

Учеником. (чувства, отношения,    -------------------   особенностей).

ощущения).                                                                                            

                                                                                                                 !  

                                                                                                                 !                          

                                                                                          3. Обобщение (какие закономерности

                                                                                             служат для усиления  художест-

                                                                                             венного воздействия?)

     Сначала на доске пишем запись под диктовку.

Невежа – враг самому себе. Видно неряху по грязной рубахе.

Обращаюсь к учащимся класса с вопросом:

-Почему все эти слова пишутся с не слитно?

Учащиеся дают ответ, что они без не не употребляются.

    Для конкретного примера можно использовать стихотворение Б. Заходера, которое интересно тем, что предлагает нам условия выбора слитного и раздельного написания не с существительными, поэтому прослушайте стихотворение о таких словах. Обратите внимание на то, что в стихотворении допущена одна неточность. Постарайтесь ее найти.  

                                           Побывал я однажды в стране,

                                           Где исчезла частица не. 

                                           Посмотрел я вокруг с

                                                           доуменьем: 

                                           Что за лепое положенье!

                                           Но кругом было тихо-тихо,

                                            И кругом была разбериха,

                                            И на взрачной клумбе у будки

                                            Голубые цвели незабудки.

                                            И погода стояла настная

                                            И гуляла собака счастная

                                            И, виляя хвостом уклюже,

                                            Пробегала пролазные лужи.

                                            Мне навстречу без всякого

                                                         страха

                                            Шёл умытый, причёсанный ряха.

                                            А за ряхой по травке свежей

                                            Шли суразный дотепа и вежа.

                                            И навстречу всем утром рано

                                            Улыбалась Царевна Смеяна.

                                            Очень жаль, что только во сне

                                            Есть страна без частицы не.

    Когда учащиеся прочитают стихотворение повторно, им предлагается выписать все слова с не. Ребята определяют, чем она является – только ли частицей, как утверждается в стихотворении. После рассуждений они приходят к мысли, что не может частью корня и приставкой. При разборе выписанных слов выясняем, что среди этих слов есть не только имена существительные, но и прилагательные.

    Теперь, когда самими ребятами сделаны такие открытия, когда прочитанное осмыслено – все это вызвало живой интерес. Под впечатлением они путем аналогии стремятся сами выразить собственные ощущения. Учащиеся объявляют, что написание не с прилагательными подчиняется одному правилу и, приводя собственные примеры, обсуждают их на протяжении урока.

         Особенно хорошо развиваются творческие способности учащихся на уроках по развитию речи. Это уроки творчества, на которых проявляется индивидуальность каждого ученика. В методике используются различные виды работ, которые успешно используются в школьной практике. Особое место среди них занимают творческие диктанты как один из видов способствующих слиянию обучения и воспитания в единый творческий процесс, позволяет решать воспитательные и общеобразовательные задачи. Для примера приведу небольшой творческий объяснительный диктант.

                                                            Утро.

    Полночь прошла. Звезды одна за другой исчезают с небосклона. В воздухе пахнет сыростью. Невольная дрожь пробирает путников. Они идут по дороге от деревни к станции.                                                                                          

     Вот и солнце выглянуло из-за туч, блеснуло по поверхности озера и преобразило все вокруг.                                                                                                                              

      Творческий диктант служит задачам развития речи и обучению правописания. Здесь можно применять разнообразные упражнения творческого характера. Он проводится с целью развития речевых навыков учащихся. Здесь я предлагаю в диктуемый текст словосочетания определенной грамматической категории, которые можно заменить другими, близкими по значению словами. Поэтому учащимся предлагается выписать несколько словосочетаний, составить с ними предложения. Выбрать несколько существительных, и сделать их морфологический разбор. По желанию можно дополнить этот диктант несколькими предложениями, составленными самими учащимся, или нарисовать словесную картину утра.                                                                                                                      Работа по развитию речи на основе иллюстративного материала и с помощью слов учителя требует немалой доли творчества учащихся: словесное рисование, озвучивание картины.

    В системе работы большую роль играют изложения: подробные, сжатые, выборочные, полные и так далее. При работе над изложением активизируется словарь ученика, в который входят новые слова.                                                                                                                                                 Речь учащихся обогащается с помощью сочинений большого формата и миниатюр творческого характера.

    Сочинения. В творческих работах с изучаемым грамматическим материалом я использую сочинения описательно-повествовательного характера, ставлю своей целью не только закрепление навыков использования в речи изученного материала и повторения пройденного. Для описания использую репродукции картин, отрывки из текстов, рисунки учащихся. Творческая работа увлекает учащихся, многие из них используют поэтические образы. Особенно позволяет использовать эмоциональный фактор в обучении использование музыки. Многие ребята используют при описании поэтические образы. Вот отрывок из работы учащейся пятого класса:

                                         Осенний день.

    Поздней осенью лес стоит сонный и хмурый. В небе слышится крик улетающих журавлей за синие моря, за высокие горы. За ними потянутся гусиные и утиные стаи, улетят все перелетные птицы. 

    Благодаря музыке, фантазии, воображению, творчеству, ребенок развивает свою духовность, образное мышление.

    На уроках я использую: сочинения-описания, сочинения-подражания и другие виды творческих работ. Например: ставлю цель – описать репродукцию картины Т.Н. Яблонской «Утро». Для начала предлагаю ответить на вопрос: почему художница показала это время суток именно таким или каким я воспринял(а) это утро. В соответствии с целью выставляются задачи:

  1. подготовить вступление;
  2. описать погоду, девочку, элементы интерьера;
  3. составить заключение.

    Учащиеся самостоятельно составляют план сочинения. Обсуждаем работу коллективно. По работе с языковым материалом предлагаю подобрать по три прилагательных для описания комнаты, изображенной на картине, погоды, времени года, утра.

    По развитию устной речи  применяются методы, при которых учащиеся раскрепощаются, четко и ясно выказывают свои мысли, декламируют, создают звуковые картины. Для примера можно взять скороговорки. Возьму для примера скороговорку: «едет Грека через реку, видит Грека в реке рак…». Для начала учащиеся проговаривают пословицу несколько раз по одиночке, четко проговаривая отдельные слова. Далее произносят хором, затем по рядам воссоздают звуковые картины, азартно издают отдельные звуки «эр». 

    При развивающем обучении я предлагаю различные уровни творческих задач. Для этого использую творческие лаборатории на занятиях. На них использую коллективную, групповую, индивидуальную поисковую деятельность. Использую тексты, таблицы, иллюстрации, доклады учащихся, кроссворды, лингвистические задачи. Например: предлагаю послушать отрывок оз произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

-О чем нам говорит название города и его жителей?

    Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами.

-Выделите морфемный состав в названии города и его жителей.

-Говорящие названия встречаются не только в произведениях писателей: Волгоград, Иваново, Новгород. По названию улиц можно определить историю города. Далее ребята вспоминают о том, что есть такие наименования: Болотная площадь, Девичье поле, Моховая улица. Учащиеся решают нестандартные лингвистические задачи, выпускают лингвистический листок «Знаешь ли ты?», переносят приобретенные знания и творческие умения на новый материал.

    Игра и игровые приемы дают простор творческому развитию учащихся. Например,  игра «Не спутай кармашки». В этой игре использую слова, записанные на отдельных карточках. Учащиеся по одному берут карточку и кладут ее в соответствующий кармашек. В тетрадях аналогичным образом заполняется таблица. Я в целях экономии времени заранее готовлю такие таблицы на листах. После того как карточки будут разложены по кармашкам, учащиеся самостоятельно определяют условия, необходимые для написания мягкого знака после шипящих на конце слов и отображают это в таблице. Выписывают мягкий знак, где это необходимо.

       5. Заключение.

    Из своего опыта я хочу заметить, что развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности в учебной деятельности заметно повышает интерес к лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе.

   

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка

О различных способах развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка

Игры и упражнения, повышающие интерес учащихся к изучению русского языка....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....