№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Дата | Корректи ровка плана |
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
| план | факт |
|
| Введение |
|
1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | 1 ч | Книга – передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
| Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Изучение содержания параграфа учебника.
Работа с теоретическим и литературоведческим материалом | 3.09 |
|
|
| Устное народное творчество (10 ч) |
|
2 | Устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. | 1 ч | Фольклор – коллективное устное народное творчество. | Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. | Строит небольшие монологические высказывания. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному | 7.09 |
|
|
3 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки. Частушки, приговорки, скороговорки. | 1 ч | Виды малых жанров фольклора. | Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. | Осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетам конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Составление таблицы «Жанровые признаки произведений УНТ», выразительное чтение произведений малых фольклорных жанров и их толкование, комментированное выставление оценок. | 8.09 |
|
|
4-6 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой.
Художественный мир сказки. Изобразительный характер формул волшебной сказки.
Народная мораль и поэтика волшебной сказки. | 3 ч | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка).
Особенности сказывания (ритмичность, напевность), иллюстрации к сказкам. | Испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
| Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
| Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
| Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно- классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Составление конспекта статьи «Виды сказок», пересказ статьи «Сказители» Составление конспекта статьи «Сказка. Постоянные эпитеты», участие в проблемном диалоге, рецензирование чтения других. | 10.09 14.09 15.09 |
|
|
7-8 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.
Особенности сюжета сказки. Иван – крестьянский сын как выразитель народной мысли сказки. Нравственное превосходство героя. | 2 ч | Патриотический характер сказки «Иван-царевич и чудо-юдо». Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
| Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Работа с теоретическим и литературоведческим материалом, групповая работа по теме «Положительный и отрицательный герои»,самостоятельная работа по теме «Гипербола» | 17.09 21.09 |
|
|
9-10 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.
Бытовые сказки «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | 2 ч | Народные представления о справедливости в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки «Журавль и цапля». Животные как герои сказок. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки о животных. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
| Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
| Работа в парах по темам «Сказки о животных», «Бытовые сказки», выразительное чтение текста, рецензировать чтение других, сопоставлять виды сказок, участие в проблемном диалоге, рецензирование чтения других | 22.09 24.09 |
|
|
11 | Р.р. «Мои любимые русские народные сказки». | 1 ч | Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки». | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач | Участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает её. | Планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
|
| 28.09 |
|
|
| Древнерусская литература (2 ч) |
|
12-13 | Возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. «Прошлое должно служить современности!» | 2 ч | Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа. прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся. | Устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. | Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | Планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
| Составление тезисного плана статьи учебника, работа в парах по теме «Устаревшие слова» Выразительное чтение древнерусского текста, устное рецензирование выступления учащихся, работа со словарем по определению значения незнакомы слов, участие в проблемном диалоге | 29.09 1.10 |
|
|
| Литература 18 века (2 ч) |
|
14-15 | Из русской литературы XVIII века. Роды и жанры литературы.
М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. | 2 ч | ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. словарная работа. Юмор произведения «Случились вместе два астронома в пиру…» | Проявляет же-лание осваи-вать новые ви-ды деятельнос-ти, участвует в творческом, со-зидательном процессе; осоз-нает себя как индивидуальность и одновре-менно как член общества. | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
| Выразительное чтение текста, устное рецензирование выступления учащихся пересказ фрагмента публицистического текста. Работа в парах «Жанры литературы», составление тезисного плана | 5.10 12.10 |
|
|
| Литература 19 века (43 ч) |
|
16 | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) | 1 ч | Истоки басенного жанра. Понятия об аллегории. Мораль басни. Расцвет русской басни в начале XIX века. Поучительный характер басен. | Демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
| Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
| Выразительное чтение, устное рецензирование, участие в коллективном диалоге, составление вопросов | 13.10 |
|
|
17-19 | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок».
Понятие об аллегории и морали. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».
Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. | 3 ч | Своеобразие басен И.А. Крылова. Прослушивание басен «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение. Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т.д. чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под дубом» в актерском исполнении, обсуждение. Осмеяние в баснях пороках: невежества, неблагодарности, грубости, хитрости и т.д. Чтение басен. | Демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
| Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
| Составление характеристик героев,
работа со словарем литературоведческих терминов, создание иллюстраций | 15.10 19.10 20.10 |
|
|
20 | Р/Р .Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Проект Конкурс инсценированной басни. | 1 ч | Выразительное чтение наизусть, актерское мастерство в передачи особенностей характера персонажа басни. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся. | Выполняет учебно-познавательные действия; осущест-вляет для решения учебных задач опе-рации анализа, син-теза, сравнения, устанавливает причинно-следст-венные связи, дела-ет обобщения. | Осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
| Работа над проектом, игровые виды деятельности | 22.10 |
|
|
21-23 | В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.
| 3 ч | Понятие о литературной сказке. В.А. Жуковский – сказочник. Чтение сказки «Спящая царевна» в актерском исполнении, обсуждение. Черты народной сказки в произведении В.А. Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки. Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады В.А. Жуковского «Кубок». Характеристика героев. Составление плана баллады. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
| Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
| Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Выразительное чтение, работа в парах «Авторская сказка» Самостоятельная работа «Герои литературной сказки»
Изучение содержания параграфа учебника «Баллада», самостоятельная работа «Благородство и жестокость» | 26.10 27.10 29.10 |
|
|
24-25 | А.С.Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | 2 ч | Детские годы А.С. Пушкина. Влияние народного творчества на будущего поэта. Сообщение о селе Захарово (рубрика «Литературные места России», с. 301-302). Словесное рисование. Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану. | Поиск сведений о поэте. Устно отвечать на вопросы, работа со словарем литературоведческих терминов, составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио, заполнение таблицы» Лирика», работа в парах «Стихотворная и прозаическая речь» | 2.12 3.11 |
|
|
26 | Р/р. Письменный ответ на вопрос: «За что я люблю русские народные сказки?» | 1 ч | Написание сочинения с элементами рассуждения. Умение аргументировать свой ответ. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Выполняет учебно-познавательные действия; осущест-вляет для решения учебных задач опе-рации анализа, син-теза, сравнения, устанавливает причинно-следст-венные связи, дела-ет обобщения. | Участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану. | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом по определению жанра произведения, выявлению сформированности определения композиционных особенностей текста | 5.11 |
|
|
27-29 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.
Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.
| 3 ч | Истоки рождения сюжета «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Развитие понятия о литературной сказке. Система образов сказки. Народная мораль: красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Словарная работа. Сопоставление сюжетов, персонажей литературных и народных произведений. | Положительно относится к учению, позна-вательной дея-тельности; же-лает приобре-тать новые зна-ния, умения, совершенствовать имеющиеся. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач
| Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
| Составлять план характеристики героя, давать нравственную оценку героям, устно иллюстрировать события и героев
| 9.11 10.11 12.11 |
|
|
30 | Р.р. Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина?». | 1 ч | Письменный ответ на вопрос по тексту произведения. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Выполняет учебно-познавательные действия; осущест-вляет для решения учебных задач опе-рации анализа, син-теза, сравнения, устанавливает причинно-следст-венные связи, дела-ет обобщения. | Участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану. | Сравнивать героев, анализировать их поступки | 16.11 |
|
|
31 | Вн/ чт. Мои любимые сказки Пушкина.
Проект Художественный мир пушкинских сказок (создание рисунков, электронных альбомов) | 1 ч | Статья С.Я. Маршака «О сказках Пушкина». Представление любимых сказочных героев из произведений А.С. Пушкина, их характеристика описание рисунков и обсуждение иллюстраций к сказкам. Чтение и обсуждение творческих работ | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
| Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану. | Поиск сведений о произведении с использованием ресурсов Интернета, устно рассказывать, выразительно читать ( в том числе наизусть), устно отвечать на вопросы, работа со словарём литературоведческих терминов, пересказ фрагментов текстов, выделение этапов сюжета, составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; давать нравственную оценку героям, устно иллюстрировать события и героев | II трим 23.11
|
|
|
| Русская литературная сказка |
|
32-33 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.
Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. | 2 ч | Биографическая справка об А. Погорельском. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Словарная работа. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
| Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану | Выразительное чтение, составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; устное иллюстрирование
| 24.11 26.11 |
|
|
34 | В.М.Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения | 1 ч | Слово о писателе. Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
| Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану | Выразительное чтение, составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; устное иллюстрирование, обсуждение произведений книжной графики к сказкам
| 30.11 |
|
|
35-36 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения. | 2 ч | М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к России. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Особенности жанра (баллада). Теоретико-литературные понятия баллада, диалог, монолог, строфа, патетика, авторский голос. Изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафора, эпитет, гипербола, звукозапись), их роль в стихотворении. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Поиск сведений о поэте с использованием ресурсов Интернета, устно рассказывать, выразительно читать (в том числе наизусть), устно отвечать на вопросы, работа со словарём литературоведческих терминов
| 1.12 3.12 |
|
|
37-38 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.
Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. | 2 ч | Слово о Н.В. Гоголе. Чтение вступительной статьи о писателе.
Фольклорные традиции в создании образов. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести. Чтение статьи «Из воспоминаний современниках о Н.В. Гоголе», вопросы и задания к ней (с. 175) | Положительно относится к учению, позна-вательной дея-тельности; же-лает приобре-тать новые знания, уме-ния, совершен-ствовать имеющиеся. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану. | Работа со словарём литературоведческих терминов и Толковым словарём, пересказ фрагментов текста, создание иллюстраций к проекту | 7.12 8.12 |
|
|
39 | Р/р: Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Пересказ эпизода. Проект «Фантастические картины «Вечеров..» в иллюстрациях». Презентации. | 1 ч | Развитие устной речи. Пересказ эпизода. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке | Выполняет учебно-познавательные действия; устанавливает причинно-следственные связи. | Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Сопоставление повести с народными сказками, показ проекта, инсценирование фрагментов повести
| 10.12 |
|
|
40-42 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.
Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Речевая характеристика персонажей. | 3 ч | Слово о Н.А. Некрасове. История создания стихотворения «На Волге». Картины природы и жизнь народа в стихотворении. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Словарная работа.
Традиции народной поэзии в поэме «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика героев. Роль диалогов. своеобразие языка поэмы. Словарная и орфоэпическая работа. Иллюстрации И.И. Пчелко к поэме.
Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика героев. Роль диалогов. Своеобразие языка поэмы. Словарная и орфоэпическая работа. Иллюстрации И.И. Пчелко к поэме. | Проявляет положительное отношение познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника | Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану. | Характеристика героев, устное рецензирование, поиск незнакомых слов, анализ различных форм выражения авторской позиции, презентация и защита проектов
Устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования; устное иллюстрирование, характеристика героев, поиск незнакомых слов, анализ различных форм выражения авторской позиции
| 14.12 15.12 17.12 |
|
|
43 - 46 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола.
История отношений Герасима и Татьяны.
«Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.
Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против отношений барства и рабства. | 4 ч | Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново (рубрика «Литературные места Росси», с. 304-306). История создания рассказа «Муму». Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Портрет главного героя: богатырский облик. Словарная работа. Отношение Герасима и Татьяны.
Герасим и дворня. Контрастное изображение героев. Нравственное превосходство Герасима. Обсуждение планов фрагмента рассказа. Значение образа Муму. Счастье Герасима и причина недолговечности этого счастья. Образ барыни. Символическое значение образа Герасима. Образы природы в рассказе и их роль. интерьер как средство характеристики героев. изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Понятие о литературном герое. Обмен мнениями о финале рассказа. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
| Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.
Уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану. | Поиск информации с использованием справочной и художественно-публистической литературы, ресурсов Интернета, устно рассказывать, выразительное чтение, устные ответы на вопросы, работа со словарём литературоведческих терминов
Инсценирование фрагментов текста, подбор цитат по заданной теме, создание собственных иллюстраций
| 21.12 22.12 24.12 28.12 |
|
|
47 | Р.р. Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму» | 1 ч | Обсуждение тем сочинения: 1. «Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?» 2. «Друзья и враги Герасима» 3. «В чем вина и беда барыни?» Составление плана, подбор материала. Портрет, интерьер, пейзаж как средства характеристики героя. Понятие о литературном герое. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Выполняет учебно-познавательные действия; осущест-вляет для решения учебных задач опе-рации анализа, син-теза, сравнения, устанавливает причинно-следст-венные связи, дела-ет обобщения | Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану. | Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио, работа в парах «Портрет литературного героя», различные виды пересказа, обсуждение произведений книжной графики Подбор цитат, иллюстрирующих понятие «пейзаж», создание собственных иллюстраций к повести, составление электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков | 29.12 |
|
|
48 | А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. | 1 ч | Слово об А.А. Фете. Основные мотивы лирики поэта. Средства создания образов родной природы в стихотворениях «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…». Смена картин природы в стихотворении «Весенний дождь». Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. | Осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость; формируют представления о благотворном влиянии природы на душу человека. | Выделяют главное в сообщении учащихся и учителя; самостоятельно находят и создают способы решения проблем творческого характера. | Формулируют собственное мнение и позицию, участвуют в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействуют со сверстниками. | Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие; оценивать правильность выполнения действия. |
Выразительное чтение, устные ответы на вопросы, устное иллюстрирование, участие в коллективном диалоге, составление плана анализа лирического произведения
| Чтение |
| 31.12 |
|
|
49-51 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.
Жилин и Костылин. Краткость и выразительность языка рассказа.
Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». | 3 ч | Слово о Л.Н. Толстом. Роль Ясной Поляны в жизни и творчестве писателя. Заочная экскурсия по Ясной Поляне. Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник». Определение автором жанра быль. Простота и ясность языка писателя. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Смысл названия рассказа. Отношение героев с горцами. Отношение рассказчика к героям. прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Описание иллюстраций, их сравнительная характеристика. Обсуждение тем домашнего сочинения: 1.Друзья и враги. 2.Разные судьбы. 3.Почему Жилина называли джигитом? Составление плана, подбор материалов | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
| Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану. | Поиск информации с использованием справочной и художественно-публистической литературы, ресурсов Интернета, устный рассказ о писателе, устные ответы на вопросы, поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы
Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге, нравственная оценка героев рассказа, составление с учителем электронной презентации по теме урока, иллюстрирование
Составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; устное иллюстрирование, характеристика героев, анализ эпизода
| 11.01 12.01 14.01 |
|
|
52 | Р/р. Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник».
Проект Электронная презентация «Жилин и Костылин: два характера – две разных судьбы»
| 1 ч | Составление плана сочинения, создание письменного высказывания. | Осуществляет самоконтроль и самопроверку | Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты
| Осуществляет самоконтроль и самопроверку, формулирует собственное мнение и позицию
| Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче. | Составление плана сравнительной характеристики героев и цитатного плана, нравственная оценка героев рассказа
| 18.01 |
|
|
53-54 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.
Вн/чт. Юмористические рассказы Антоши Чехонте. | 2 ч | Слово об А.П. Чехове. Чтение вступительной статьи о писателе Сообщение о городе Таганроге (рубрика «Литературные места России», с. 306-308). Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова. Прослушивание рассказа «Хирургия» в актерском исполнении, обсуждение. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Словарная работа. Понятие о юморе и сатире. Комментированное чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор» пересказ, чтение по ролям и инсценирование рассказов А.П. Чехова. Средства юмористической и сатирической характеристики героев. Представление рисунков к рассказам | Осознаёт значимость чтения; проявляет эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
| Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану. | Поиск информации с использованием справочной и художественно-публистической литературы, ресурсов Интернета, устный рассказ о писателе, устные ответы на вопросы, поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы
Составление вопросов, устные ответы на вопросы, используя цитирование; устное иллюстрирование, речевая характеристика персонажей
| 19.01 21.01 |
|
|
| Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. |
|
55- 56 | Лирика Ф. И. Тютчева.
Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | 2 ч | Образы природы в русской поэзии. Чувство родины и его связь с восприятием природы. Средства создания образов в стихотворениях. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.
| Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Выразительное чтение стихотворений, устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирического произведения, определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов, составление проекта «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»
| 25.01 26.01 |
|
|
57 | Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.3.Сурикова, А.В.Кольцова.
| 1 ч | Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа поэтического текста. Репродукции картин. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.
| Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. |
| 28.01 |
|
|
58 | Р.р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века) | 1 ч | Выбор темы, обсуждение плана работы, структуры сочинения, написание черновика. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты
| Осуществляет самоконтроль и самопроверку, формулирует собственное мнение и позицию
| Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче. |
| 1.02 |
|
|
| Из русской литературы XX века (31 ч) |
|
59 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа | 1 ч | Слово об И.А. Бунине. Чтение вступительной статьи о писателе История создания рассказа «Косцы» Человек и природа в рассказе. Особенности лиризма в произведении. Прослушивание рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин А.А. Пластова (первый форзац учебника), Г.Г. Мясоедова , их сопоставление с текстом рассказа. Словесное рисование | Развивает на-выки сотрудни-чества в раз-ных ситуациях, находит выхо-ды из спорных ситуаций. | Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | Формулирует собственное мнение и позицию; умеет задавать вопросы.
| Принимает и сохраняет учебную цель и задачу.
| Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование ответов уч-ся, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге
| 2.02 |
|
|
60-63 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».
Жизнь среди «серых камней». Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».
Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру.
Изображение города и его обитателей. Простота и выразительность языка повести. | 4 ч | Уникальность личности В.Г. Короленко. Чтение вступительной статьи о писателе. Жанр повести. Понятие о композиции. Комментированное чтение повести «В дурном обществе». Обучение аналитическому пересказу. Составление плана сообщения «Вася и его отец». Словарная работа. Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести.
«Дурное общество» и «дурные дела». «Дети подземелья», причины сближения их с Васей. Особенности повествования (от первого лица) как прием достижения достоверности. Понятие о способах создания образов (контрастное изображение, символ, детализированный портрет, пейзаж, диалог). Словарная работа | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.
Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
| Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит ее. Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации
| Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование ответов уч-ся, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы с цитированием текста, участвовать в коллективном Диалоге
Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге, нравственная оценка героев рассказа, составление с учителем электронной презентации по теме урока, иллюстрирование
| 4.02 8.02 9.02 11.02 |
|
|
64 | Р/р. Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 1 ч | Обсуждение тем сочинения: 1.Васина дорога к правде и добру. 2.Дружба в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». 3.Что изменило отношения Васи и его отца? Составление плана, подбор материалов. Развитие образа Васи в повести. Дружба мнимая и истинная. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Иллюстрации к повести | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.
| Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты.
| Осуществляет самоконтроль и самопроверку, формулирует собственное мнение и позицию.
| Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче. | Обозначение границ эпизода, определение его темы, роли в тексте, характеристика действующих лиц, формулирование вывода о роли эпизода в тексте | 15.02 |
|
|
65-66 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» Своеобразие языка стихотворений.
Стихотворение «С добрым утром!». . | 2 ч | Слово о С.А. Есенине. Чтение вступительных статей о поэте (с. 47-48). Сообщение о селе Константиново (рубрика «Литературные места России», с. 276-277). Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Обучение сопоставительному анализу. | Даёт объективную оценку своей деятельности по выполнению задания. | Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | Организовывает и осуществляет сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. | Формулирует и удерживает учебную задачу. | Выразительно читать стихотворения, составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование, рассказывать о поэте, создавать электронные презентации иллюстраций, работать в группе
| 16.02 19.02 |
|
|
67-68 | П.П.Бажов. Слово о писателе «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.
Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка | 2 ч | Слово о П.П. Бажове. Чтение вступительной статьи о писателе Выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя, его стремление к мастерству. Словарная работа | Интерес к изучению литературного языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. | Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь. | Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | Характеристика сюжета, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания; составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; устное иллюстрирование,устное иллюстрирование, характеристика героев, устное рецензирование, поиск незнакомых слов, анализ различных форм выражения авторской позиции
| 22.02 III трим 29.02 |
|
|
69 | Вн. чт. Мир сказок П.П. Бажова. Проект «Иллюстрации к сказкам Бажова». | 1 ч | Пересказ, защита рисунков, презентации. | Осуществляют самоконтроль и самопроверку. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
| Принимать и сохранять учебную задачу. |
| 1.03 |
|
|
70-71 | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.
К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского | 2 ч | Слово о К.Г. Паустовском. Беседа о произведениям писателя, прочитанным ранее. История страны в сказке «Теплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказке. Роль сил природы в сказке. Предостережение против «охлаждения сердца». Доброта и сострадание, победа добра над злом. Фольклорные мотивы в сказке. Словарная работа. Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы». Бережное отношение ко всему живому. Средства создания образов в рассказе. Речевая характеристика персонажей. Прослушивание рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. | Формирует нравственно-эстетические представления Понимает чувства других людей и сопереживает им.
Осознаёт значимость чтения; проявляет эмоциональную отзывчивость на прочитанное. | Использует знаково-символические средства. Контролирует и оценивает процесс и результат деятельности. | Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, сотрудничает, работая в паре. Формулирует собственное мнение и позицию. | Принимает и сохраняет учебную цель и задачу. Контролирует и оценивает свои действия. | Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказа, работа со словарем литературоведческих терминов, презентация и защита проектов, выявление черт фольклорной традиции в сказке
Выразительное чтение, различные виды пересказов, устное рецензирование чтения и пересказов одноклассников, чтения актёров, участие в коллективном диалоге
| 2.03 3.03 |
|
|
72-74 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.
Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака.
| 3 ч | Слово о С.Я. Маршака. Беседа по произведениям писателя для детей. Драма как род литературы (начальные представления). Особенности жанра произведения «Двенадцать месяцев». Связь пьесы-сказки с фольклором. Положительные и отрицательные герои. Речевая характеристика персонажей. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Инсценирование фрагментов пьесы-сказки. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе. Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану. | Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказа, выявление черт фольклорной традиции в сказке, работа со словарем литературоведческих терминов
Выявление черт фольклорной традиции в пьесе-сказке, определение художественной функции фольклорных образов, составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки, составление цитатного плана самостоятельного
|
7.03 10.03 14.03 |
|
|
75 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 ч | Обсуждение тем сочинений, составление плана, написание черновика. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.
| Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты
| Осуществляет самоконтроль и самопроверку, формулирует собственное мнение и позицию.
| Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче. | Характеристика сюжета, его тематики, проблематики, идейно- эмоционального содержания; составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; устное иллюстрирование, характеристика героев, устное рецензирование, поиск незнакомых слов, различные виды пересказов
| 15.03 |
|
|
76-78 | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.
Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова «Никита» Оптимистическое восприятие окружающего мира | 3 ч | Слово об А.П. Платонове. Комментированное чтение рассказа «Никита». Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представлений о фантастике. Единство главного героя с природой, одухотворение природы. Составление плана рассказа. «Доброе сердце» Никиты. Оптимистическое восприятие окружающего мира героем. Жизнь как борьба добра и зла. Мирный труд – условие счастья. Прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Речевая характеристика героев. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
| Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; высказывает и обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказывания. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану. | Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказа, работа со словарем литературоведческих терминов
Выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, письменная характеристика героя (с использованием цитирования), подбор материалов и
| 17.03 21.03 22.03 |
|
|
79 | К/р . Контрольная работа по литературе или тестирование | 1 ч | Урок контроля. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения | Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Ответ на вопросы тестирования
| 24.03 |
|
|
80-82 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. Р/к.
«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.
Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных испытаний. | 3 ч | Слово о В.П. Астафьеве. Сообщение о деревне Овсянке Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро», история его создания. Проведение героя в лесу. Основные черты характера героя: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Словарная работа. Словесное рисование. Понимание героем природы, его любовь к ней. Следование «таежным законом».
Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения). Образ Енисея. Иллюстрации к рассказу | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества.
| Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Целеполаганиепланирование саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. | Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказа работа со словарем литературоведческих терминов
Нравственная оценка героя рассказа, анализ различных форм выражения авторской позиции, устное иллюстрирование, обсуждение книжной графики к рассказу, презентация и защита своих иллюстраций, составление плана (в том числе цитатного),самостоятельного письменного высказывания
| 28.03 29.03 31.03 |
|
|
83 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 ч | Обсуждение тем сочинения: 1.Что помогло Васютке выжить в тайге? 2.Законы тайги. 3.Значение образов природы в рассказе В.А. Астафьева «Васюткино озеро». Составление плана, подбор материалов. Черновой вариант сочинения. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.
| Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты.
| Осуществляет самоконтроль и самопроверку, формулирует собственное мнение и позицию.
| Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче. |
| 4.04 |
|
|
| Русские поэты XX века о Родине и родной природе |
|
84-85 | Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе.
Русские поэты XX века о Родине и родной природе А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе. Проект «Электронный альбом «Русские поэты XX в. о Родине и родной природе» в иллюстрациях» | 2 ч | Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы. Сравнительный анализ стихотворений Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа текста. Репродукции картин. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.
| Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
| Выразительное чтение стихотворений, составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование, рассказывать о поэтах, создание электронных презентации, работа в группе, составление электронного альбома
| 5.04 7.04 |
|
|
| Писатели улыбаются |
|
86-87 | Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
Ю.Ч. Ким «Рыба-кит» | 2 ч | Слово о С. Черном и Ю.Ч. Киме. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Роль игры в формировании личности ребенка. Мир природы в рассказе С. Черного. Значение названия рассказов. Развитие понятия о юморе. Способы создания юмористического в рассказах С. Черного и песнях Ю.Ч. Кима. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.
| Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
| Выразительное чтение рассказов, пересказ их фрагментов, устное рецензирование чтения одноклассников, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге | 11.04 18.04 |
|
|
88 | В/чт. А. Тэффи «Валя» | 1 ч | Содержание произведения, тема, основная мысль. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.
| Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
| Выразительное чтение рассказа, пересказ фрагментов, устное рецензирование чтения одноклассников, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге
| 19.04 |
|
|
| Поэты о Великой Отечественной войне |
|
89-90 | К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети.
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.
| 2 ч | Слово о К.М. Симонове. Стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Образ «седого мальчишки». Торжественный слог стихотворения. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Слово об А.Т. Твардовском. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Жанровые особенности баллады «Рассказ танкиста». Сопоставление стихотворения с балладой М.Ю. Лермонтова «Бородино». Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины Ю.М. Непринцева. Словарная работа. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. | Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Краткий рассказ о поэте, . Выразительное чтение стихотворения, составление вопросов, устные ответы на вопросы, используя цитирование, участие в коллективном диалоге, анализ стихотворения
Краткий рассказ о поэте, . Выразительное чтение стихотворения, составление вопросов, устные ответы на вопросы, используя цитирование, участие в коллективном диалоге, анализ стихотворения | 21.04 25.04 |
|
|
| Из зарубежной литературы (13 ч) |
|
91 | Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер | 1 ч | Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер.
| Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану | Поиск сведений об авторе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование ответов, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участие в коллективном диалоге, различные виды пересказа, работа со словарем литературоведческих терминов
| 26.04 |
|
|
92- 93 | Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.
Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя. | 2 ч | Слово о Д. Дефо. Особенности повествования в романе «Робинзон Крузо».
Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. Вера в разум человека. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Роль дневника героя. Робинзон как вечный образ литературы. Прослушивание фрагментов романа в актерском исполнении, обсуждение | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану. | Устный рассказ, выразительное чтение, устно ответы на вопросы, составление плана произведения, характеристики героев, дава нравственная оценка поступков героев, работа со словарём литературоведческих терминов; пользоваться справочной литературой для определения значений незнакомых слов, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге Поиск информации с использованием справочной и художественно-публистической литературы, ресурсов Интернета, , устные ответы на вопросы, поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы защита проектов | 28.04 3.05 |
|
|
94-95 | X. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева», реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.
В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.
Победа добра над злом. | 2 ч | Слово о писателе Х.К. Андерсене. Сюжет сказки, реальное и фантастическое в сказке. Образы главных героев.
Нравственная стойкость и мужество героини. Характеристика литературного героя. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану.
| Выразительное чтение сказки, пересказ её фрагментов, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, письменная характеристика героя (с использованием цитирования), подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения Составление речевой характеристики героев, плана сравнительной характеристики героев нравственная оценка поступков героев
Выразительное чтение сказки, пересказ её фрагментов, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, пис характеристика героев (с использованием цитирования), подбор материалов и цитат, аргументирование своего
| 5.05 10.05 |
|
|
96 | Вн/чт. Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном | 1 ч | Слово о Ж. Санд. Спор героев о прекрасном. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.
| Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
|
| 12.05 |
|
|
97- 98 | М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».
Том Сойер и его друзья. Внутренний мир героев М. Твена. | 2 ч | Слово о М. Твене. Роман «Приключения Тома Сойера». Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Юмор и ирония в романе. Приемы иронии (повторы, нагнетания, неожиданность, контрасты). | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану. | Выразительное чтения текста, пересказ его фрагментов, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, пис характеристика героев (с использованием цитирования), подбор материалов и цитат, аргументирование своего
Выразительное чтения текста, пересказ его фрагментов, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, пис характеристика героев (с использованием цитирования), подбор материалов и цитат, аргументирование своего
| 16.05 17.05 |
|
|
99 - 100 | Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера.
Мастерство Джека Лондона в изображении жизни северного народа. | 2 ч | Слово о Дж. Лондоне. Тема взросления подростка в «Сказании о Кише». Уважение взрослых. Характер мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Особенности жанра, мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Составление цитатного плана рассказа. Иллюстрации к произведениям | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.
| Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
| Выразительное чтения текста, пересказ его фрагментов, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, пис характеристика героев (с использованием цитирования), подбор материалов и цитат, аргументирование своего
Выразительное чтение рассказа, пересказ фрагментов, устное рецензирование чтения одноклассников, устные ответы на вопросы, участие в коллективном
| 19.05 23.05 |
|
|
101 | Контрольное тестирование | 1 ч | Выполнение контрольного теста. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.
| Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
| Ответ на вопросы тестирования
| 24.05 |
|
|
102 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Проект Электронная презентация «Памятники литературным героям»
| 1 ч | Обобщение полученных знаний. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся | Осознаёт познавательную задачу; Читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников, рабочих тетрадей | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану. | Презентация и защита проектов
| 26.05 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 30.05 31.05-резерв часов, в связи с расписанием |
|
|