Своеобразие лирики поэта Н.А. Заболоцкого
план-конспект урока по литературе на тему

Абрамова Валентина Федоровна

1.Продолжить дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством Н.А. Заболоцкого. Отработка навыков выразительного чтения, анализ лирических произведений.

2.Развитие связной речи учащихся, активизация логического мышления.

3.Воспитание мировоззрения учащихся, активной жизненной позиции, формирование нравственных черт: верность долгу, коллективизм и товарищество, чувство гордости за свою родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zabolotskiy.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Своеобразие лирики поэта Н.А. Заболоцкого

Учебно-воспитательные цели:

  1. Продолжить дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством Н.А. Заболоцкого. Отработка навыков выразительного чтения, анализ лирических произведений.
  2. Развитие связной речи учащихся, активизация логического мышления.
  3. Воспитание мировоззрения учащихся, активной жизненной позиции, формирование нравственных черт: верность долгу, коллективизм и товарищество, чувство гордости за свою родину

                                                                   Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока

«Первый» Заболоцкий – 1926 - 1933

«Второй»                            - 1933 –1938

----------                                 - 1938 - 1946

«Третий»                            - 1946 – 1948

«Четвёртый»                     - 1948 – 1958

  1. Проверка домашней работы

- Какое слово, характерное для Заболоцкого стало его стержневой основой всего его творчества?

- А проблемы, которые он исследовал?

                      3.  Изложение нового материала. Чтение наизусть стихотворений ассистентами.

       *    Назовите идеал, который был противопоставлен «бутылочному раю»?

                              (для первого Заболоцкого)

                               «Детство», «Ёж и Чиж», «Знаки Зодиака»

                       Вывод: искромётный юмор, детская непосредственность.

                                      Этими строками поэт выводит читателя на простор Вселенной

  • Чтение наизусть стихотворения «Метаморфозы». Его анализ.
  • Следующий этап в творчестве поэта 1938-1946, сообщение учащегося

Залог спасения – перевод «Слова о полку Игореве».

                         Мы же по иному замышленью

                         Эту повесть о године лет

                         Со времён Владимира княженья

                         Доведём до Игоревых лет

                         И прославим Игоря, который,

                         Напрягая разум, полный сил,

                         Мужество избрал себе опорой…

  • «Третий Заболоцкий»

- В этой роще берёзовой – из к/ф «Доживём до понедельника».

         Вывод: самое трагическое стихотворение 20 века, стихотворение – метафора.

                        Намёк на собственную судьбу. Предостережение потомкам

  1. Конкурсное чтение стихотворений учащимися:

- Стань музыкою слово» - заповедь Заболоцкого

- Вчера о смерти размышляя.

- Всё, что было в душе.

- Я не ищу гармонии.

- Некрасивая девочка.

- Соловей.

- Дождь.

- Портрет.

- Проза.

- Журавли.

- О красоте человеческих лиц.

- Это было давно. (Чертополох)

Вывод: Такой мост прокладывает поэт из детства в старость.

       

               Признание

Зацелована, околдована,

С ветром в поле когда-то обвенчана,

Вся ты словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина!

     Не весёлая, не печальная,

     Словно с тёмного неба сошедшая,

     Ты и песнь моя обручальная,

     И звезда моя сумасшедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,

Обниму их с неистовой силою,

И слезами, и стихотворениями

Обожгу тебя горькую, милую.

      Отвори мне лицо полуночное,

      Дай войти в эти очи тяжёлые,

      В эти брови восточные,

      В эти руки твои полуголые.

Что прибавится – не убавится,

Что не сбудется – позабудется…

Отчего же ты плачешь, красавица?

Или это мне всё только чудится?

Вывод: релаксация

- Чем обогатился на уроке?

Дома письменный анализ стихотворения

     

Иосиф Бродский

1.Я не то, что схожу с ума, но устал за лето.

За рубашкой в комод полезешь, и день потерян,

Поскорей бы что ли пришла зима и занесла всё это –

Города, человека, но для начала зелень.

Стану спать, не раздевшись или читать с любого места

Чужую книгу. Покамест остатки года,

как собака, сбежавшая от слепого,

 переходят с положенного места асфальт.

- Свобода – это когда забываешь отечество у тирана,

а слюна во рту слаще халвы Шираза,

и хотя твой мозг перекручен, как рог барана,

ничего не каплет из голубого глаза.

  1. На смерть Жукова.

Вижу колонны замерших внуков,

              Гроб на лафете, лошади круп.

Ветер сюда не доносит мне звуков

Русских военных плачущих труб.

Вижу в регалии убранный труп:

В смерть уезжает пламенный Жуков.

Воин пред коим многие пали

Стены, хоть меч был вражьих тупей,

Блеском манёвра о Ганнибале

Напоминавший средь волжских степей.

Кончивший дни свои глухо, в опале,

 Как Велизарий или Помпей.

Сколько он пролил крови солдатской

В землю чужую! Что ж, горевал?

Вспомнит ли их, умирающий в штатской

Белой кровати? Полный провал.

Что он ответит, встретившись в адской

Области с ними?

«Я воевал!»

К правому делу Жуков десницы

Больше уже не приложит в бою.

Спи у истории русской страницы

Хватит для тех, кто в пехотном строю

Смело входили в чужие столицы,

Но возвращались в страхе в свою.

Маршал! Поглотит алчная Лета

Эти слова и твои прахоря.

Всё прими их – жалкая лепта

Родину спасшему, вслух говоря.

Бей, барабан, и военная флейта

Громко свисти на манер снегиря.

  1. Александр Галич

Счастье было так возможно

Когда меня собьёт машина,

Сержант напишет протокол,

И представительный мужчина…

И представительный мужчина

Тот протокол положит в стол.

Другой мужчина - ниже чином.

Взяв у начальства протокол,

Прочтёт его в молчанье чинном…

Прочтёт его в молчанье чинном

И продырявит дырокол!

И, продырявив лист по краю,

Он скажет:» счастья в мире нет –

Покойник пел, а я играю…

Покойник пел, а я играю,-

Могли б составить с ним дуэт!..»

Последняя песня.

За чужую печаль

И за чьё-то незваное детство

Нам воздастся огнём и мечом

И позором вранья

Возвращается боль.

Потому что ей некуда деться,

Возвращается вечером ветер

На круги своя.

Мы со сцены ушли,

Но ещё продолжается детство,

наши роли суфлёр дочитает,

ухмылку тая,

Возвращается вечером ветер

На круги своя.

Возвращается боль.

Потому что ей некуда деться.

Мы проспали беду,

промотали чужое наследство.

Жизнь подходит к концу.

И опять начинается детство,

Пахнет мокрой травой

 И махорочным дымом жилья,

продолжается детство без нас,

продолжается детство,

              продолжается боль.

Потому что ей некуда деться,

Возвращается вечером ветер

              На круги своя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.

Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....

В.В.Маяковский. Ранняя лирика поэта и ее своеобразие.

Презентация к уроку литературы 11 класс....

Урок литературы в 9 классе. А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.

Знакомство девятиклассников с творчеством А.Блока, особенностями его поэзии....

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему "Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта"

Данный материал предназначен для учителей литературы. Урок входит в раздел "Из русской литературы 19 века"...

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова.

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова....