Урок мужества и доброты по повести В.Распутина "Уроки французского"
методическая разработка (6 класс) на тему
Мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести “Уроки французского”, выявим авторскую позицию , продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мужества и доброты по повести
В.Распутина "Уроки французского"
Цель урока:
- раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина;
- формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, продолжить работу по развитию культуры речи школьников;
- воспитывать у учащихся умение распределять роли, представлять точку зрения писателя и собственные суждения, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.
Тип урока: обобщающий.
Методы:
- словесный (слово учителя, сообщения детей, творческая беседа по содержанию повести, дискуссия);
- наглядный (портрет писателя, выставка произведений, рисунки детей), активная методика распределения заданий.
Материал к уроку: портрет В.Распутина, тексты повести В.Распутина “Уроки французского”, рисунки детей по теме “Дети и война”, эпиграф “Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях” (Л.Н.Толстой), афоризмы, кроссворд.
Подготовка к уроку: предварительно проверить знание текста повести учащимися, заранее подготовленная творческая группа детей.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя о теме урока, цели и задачи.
Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести “Уроки французского”, выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи. Вам будет предложено поработать “искусствоведами”, “библиографами”, "литературоведами”.
II.Давайте вспомним значение слова “нравственность”
Cделаем это с помощью дерева. На столах у вас лежат листочки с качествами человека, выберете те, которые присущи нравственному человеку. Прикрепите листочки на наше дерево.
- Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.
- Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В.Распутина, но и в себе.
- Поэтому эпиграфом к нашему уроку мы возьмем высказывание Л.Н. Толстого.
(Зачитывается эпиграф, заранее записанный на доске), который выражает суть урока.
“Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях”.
III. Презентация.
Первыми начинают работу ребята из творческой группы библиографов.
Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть–Уда Иркутской области. Трудное детство было у писателя, совпавшее с годами Великой Отечественной войны и тяжелыми послевоенными годами. Окончив в 1959 году филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки” написан в альманахе “Ангара” в 1961 году.
- В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и дальнего Востока рассказы В.Г.Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгою в Красноярске под названием “Человек с этого света”. Первый большой успех писателю принесла повесть “Деньги для Марии” (1967). Широкое общественное признание получили и другие произведения В.Г.Распутина: повести “Последний срок” (1970), “Живи и помни” (1974), “Прощание с Матерой” (1976). За повесть “Живи и помни” В.Распутин удостоен Государственной премии СССР (1977).
- В 1973 году написал повесть “Уроки французского”. По ней снят одноименный фильм. В своих произведениях писатель исследует духовный мир современника.
- Почему рассказ написан от первого лица? (автор изложил свою биографию).
Вводится понятие: “автобиография” (дети записывают в словари, используют “Словарь литературоведческих, лингвистических терминов”). Понятие зачитывает «литературовед», все записывают в тетрадях.
IV.Учащимся предлагаются индивидуальные и групповые задания:
секции искусствоведения.
- вы – экскурсовод школьного художественного музея. Вам предложили провести экскурсию на тему: “Дети и война” по рисункам школьных художников. Итак, ваша экскурсия (Защита своего рисунка).
Дети в своих ответах определяют название рисунка, почему избран данный сюжет в его рисунке, что послужило основой для создания рисунка, что хотели изобразить своим рисунком юные художники, какие краски, тона, цвета использовались в работе, что наиболее удалось в работе, какие чувства вызывают данные работы.
Слово учителя:
- Ребята, мы сейчас с вами посмотрели работы творческих групп разных секций. Ребята постарались воссоздать фон времени Великой Отечественной войны, а также послевоенного времени. Работа творческих секций позволит нам более детально обсудить содержание повести В.Распутина “Уроки французского”.
V.Беседа с учащимися по содержанию повести:
- О чем повествует произведение “Уроки французского”?
- Что привлекает вас в мальчике? В его характере? (Сила характера, честность, благородство, доброта, упорство в достижении цели).
- В каких эпизодах проявляются эти черты характера?
- Как жилось мальчику в родительском доме и у знакомых? (Зачитать отрывки из повести, рассказывающие о голоде).
- Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?
- Охарактеризуйте игроков в “чику” (Вадик, Птаха, Тишкин).
- Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?
- Как вы объясните “непедагогический поступок” Лидии Михайловны?
- Какие нравственные уроки преподает своему ученику Лидия Михайловна?
VI.Посмотрим отрывок из фильма «Уроки французского»
Обсуждение по вопросам:
- Чем кончилась повесть?
- Что стало с Лидией Михайловной?
- Забыла ли она своего ученика?
VII. Работа с афоризмами.
- Милосердие предпочтительнее справедливости. (Люк де Клапье Вовенарг).
- Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством. ( Конфуций).
- Быть милосердным – значит делать все, что в наших силах. ( Джон Донн.)
- Каждый милосердный поступок - это ступень лестницы, ведущей к небесам. (Бигер Г.)
- Истинное милосердие-это желание приносить пользу другим людям не думая о вознаграждении. (Хелен Келлер).
Учитывая все высказывания детей, обобщите, сделайте вывод по нашей беседе.
Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки.
Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелегкой судьбе мальчика,
мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем “чувства добрые”.
VIII. Кроссворд.
IX. Подведение итогов урока.
X. Домашнее задание (ребята выбирают, что им интереснее).
- Напишите сочинение - размышление на тему “Где проходит грань между мужеством и предательством, добром и подлостью” или “Советую прочитать “Уроки французского”.
- Запишите на карточках те нравственные уроки, которые вы вынесли из “Уроков французского”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки мужества и доброты по рассказу В. Распутина "Уроки французского"
Надеюсь, что мои разработки будут полезны коллегам!...

«Уроки мужества и доброты по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского».
О главном герое и о том, какие уроки извлек он из жизненных событий детства, какие уроки извлекли мы....

«В.Распутин. Урок мужества и доброты по повести "Уроки французского"»
laquo;В.Распутин. Урок мужества и доброты по повести "Уроки французского"»...

колнспект урока литературы в 6 классе "По Васюткиным тропам, или Уроки мужества и доброты..."
урок способствует воспитанию у школьников интереса к литературным традициям, формированию через литературное произведение нравственных понятий....

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига жителей в годы Великой Отечественн...
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной вой...

Урок Мужества «Их мужество останется в веках», посвященный 20-летию музея «Мужество и слава молодых» и Году Защитника Отечества
Урок мужества посвящен Году Защитника Отечества и 20-летию музея. В отличном военно-историческом музее боевой славы «Мужество и слава молодых» собраны экспонаты и созданы экспозиции ...
