викторина по рассказам Носова
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Викторина по произведениям Н.Носова
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н. Носова.
- Воспитывать интерес к чтению.
- Учить взаимодействовать учащихся в группе, развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: презентация к викторине
Подготовка. Чтение рассказов “На горке”, “Фантазеры”, “Живая шляпа”, “Заплатка”, “Огурцы”, “Карасик”, сказочной повести “Приключение Незнайки и его друзей”, «Бобик в гостях у Барбоса», «Затейники», «Пистолет»,
Ход мероприятия
Ведущий: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь в четверо умней. (Книга.)
– Мы отправляемся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова.
– Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н. Носов?
Ведущий: Сейчас мы немного вспомним о жизни и творчестве Н.Н.Носова, вы внимательно слушайте, а потом будете отвечать на вопросы.
Рассказ воспитателя о жизни и творчестве Н.Н. Носова.
Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером.
“Блиц-вопросы”
- Назовите имя и отчество Носова.
- Где и когда родился Носов?
- В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (“Мурзилка”.)
- Как назывался первый рассказ Николая Носова?
- Для кого сочинял свои первые рассказы Николай Носов?
Сегодня к нам в гости пришли сказочные герои Николая Носова. Отгадайте одного из них!
Почему-то обо мне знают все на свете.
Знают даже на Луне взрослые и дети.
Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,
Что другим не по плечу, мне давно известно.
– Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается.
На сцену выходит Незнайка и его друзья. Парад героев.
Ведущий: Незнайка к нам пришел сегодня не один, а со своими друзьями. Давайте, послушаем их и отгадаем, как зовут каждого сказочного героя.
Парад героев.
Ведущий: Незнайка и его друзья покажут для вас отрывок из сказочной повести Н.Носова «Незнайка и его друзья»
Конкурс. “Бюро находок”.
Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы.
Предметы спрятались в загадке.
- Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз не заменима,
Уши вам согреет в зиму.
(Шапка)
Шляпа – “Живая шляпа”.
- Одноглазая старушка
Узоры вышивает, весь мир одевает,
Что сошьёт - не надевает.
Иголка- «Заплатка»
- Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
Лопата – «Горка»
- Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
Огурцы – «Огурцы»
Конкурс: “Эпизод”.
Назовите произведение и его героев?
- Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”)
- “Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит” (“Карасик”, Виталик, Сережа)
- “Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
- “Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (“На горке”, Котька Чижов)
- “Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату” (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик.
- “Сумел порвать, сумей и зашить” (“Заплатка”, Бобка)
- «Перед ними на экране мелькнула надпись: "Конец".
Публика бросилась к выходу. Ребята вышли на улицу.
- Что это за кино мы смотрели? - говорит Костя. - Я что-то ничего не разобрал.
- А я, думаешь, разобрал? - ответил Шурик. - Какая-то чепуха на постном масле.
Показывают же такие картины! » (Замазка)
8. «Я говорю:
- Это “Волга”.
А Мишка:
- Нет, это “Москвич”.
- Много ты понимаешь! - говорю я.
- Конечно, “Москвич”, - говорит Мишка. - Посмотри, какой у него капор.
- Какой, - говорю, - капор? Это у девчонок бывает капор, а у машины - капот! Ты посмотри, какой кузов. Мишка посмотрел и говорит:
- Ну, такое пузо, как у “Москвича”». (Автомобиль)
Конкурс: “Собери портрет Незнайки”.
Из отдельных частей аппликации каждая команда собирает портрет Незнайки. Один человек приклеивает одну деталь.
Конкурс: “Узнай по иллюстрации”.
На экране высвечивается иллюстрация из рассказа Н.Носова. Надо назвать произведение.
Конкурс: Кроссворд «Рассказы Николая Носова»
Группам раздаются кроссворды, которые они должны отгадать сами. Ответы кроссворда фиксируются на презентации
По горизонтали: 3. Герой этого рассказа Федя Рыбкин насмешил весь класс. 5. Герой этого рассказа Бобка из-за порванных штанов научился сам пришивать пуговицы. 6. «Живая...». 7. «Федина...». 8. Как называется рассказ, герои которого, сидя на скамейке, соревновались «кто кого переврет»?
По вертикали: 1. Название этого рассказа произошло от названия предмета, который купили Мишка и его друг Коля. 2. Герои этого рассказа перепутали предмет, который они отковыряли от окон, с пряником, и из-за этого в кинотеатре на этот предмет сел незнакомый гражданин... 3. «Мишкина...». 4. Герой этого рассказа выстрелом из пистолета напугал старушку.
Ответы. По горизонтали: 3. Клякса. 5. Заплатка. 6. Шляпа. 7. Задача. 8. Фантазеры. По вертикали: 1. Телефон. 2. Замазка. 3. Каша. 4. Пистолет.
В это время остальные участники отгадывают кроссворд на презентации
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по рассказу Носова "Кукла"
разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Носова "Кукла" содержит элементы технологии критическоо мышления через чтение и письмо...
презентация к уроку по рассказу Носова "Кукла"
данная презентация сопровождает урок литературы в 7 классе по рассказу Носова "Кукла" содержит элементы технологии критическоо мышления через чтение и письмо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/21/picture-275202-1374391633.jpg)
Литературная викторина по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет".
Литературная викторина по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет" может использоваться в урочной и внеурочной деятельности. Включает 31 вопрос, охватывающий содержание всего произведения....
Урок по рассказу Носова "Кукла"
Урок представляет разработку по рассказу Е. Носова " Кукла. урок сопровождается презентацией....
Урок по рассказу Носова "Кукла"
Методическая разработка урока по рассказу Носова "Кукла"...