викторина по рассказам Носова
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Геращенко Елена Валериевна

Можно проводить как урок и как внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon игра60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по произведениям Н.Носова

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н. Носова.
  2. Воспитывать интерес к чтению.
  3. Учить взаимодействовать учащихся в группе, развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: презентация к викторине

Подготовка. Чтение рассказов “На горке”, “Фантазеры”, “Живая шляпа”, “Заплатка”, “Огурцы”, “Карасик”, сказочной повести “Приключение Незнайки и его друзей”, «Бобик в гостях у Барбоса», «Затейники», «Пистолет»,  

Ход мероприятия

Ведущий: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.

Ты беседуй чаще с ней –
Будешь в четверо умней.
(Книга.)

– Мы отправляемся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова.

– Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н. Носов?

Ведущий: Сейчас мы немного вспомним  о жизни и творчестве Н.Н.Носова, вы внимательно слушайте, а потом будете отвечать на вопросы.

Рассказ воспитателя о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером.

 “Блиц-вопросы”

  1. Назовите имя и отчество Носова.
  2. Где и когда родился Носов?
  3. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (“Мурзилка”.)
  4. Как назывался первый рассказ Николая Носова?
  5. Для кого сочинял свои первые рассказы Николай Носов?

Сегодня к нам в гости пришли  сказочные герои Николая Носова. Отгадайте одного из них!

Почему-то обо мне знают все на свете.
Знают даже на Луне взрослые и дети.
Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,
Что другим не по плечу, мне давно известно.

– Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается.

На сцену выходит Незнайка и его друзья. Парад героев.

Ведущий: Незнайка к нам пришел сегодня не один, а со своими друзьями. Давайте, послушаем их и отгадаем, как зовут каждого сказочного героя. 

Парад героев.

Ведущий: Незнайка и его друзья покажут для вас отрывок из сказочной повести Н.Носова «Незнайка и его друзья»

Конкурс. “Бюро находок”.

Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы.

Предметы спрятались в загадке.

  1. Кто-то свяжет, кто сошьёт,
    Ту, что на голове живёт,
    И в мороз не заменима,
    Уши вам согреет в зиму.
    (Шапка)

Шляпа – “Живая шляпа”.

  1. Одноглазая старушка 
    Узоры вышивает, весь мир одевает,

Что сошьёт - не надевает.

Иголка- «Заплатка»

  1. Рядом с дворником шагаю,
    Разгребаю снег кругом
    И ребятам помогаю
    Делать гору, строить дом.

Лопата – «Горка»

  1. Наши поросятки выросли на грядке,

            К солнышку бочком, хвостики крючком.

            Эти поросятки играют с нами в прятки.

Огурцы – «Огурцы»

Конкурс: “Эпизод”.

Назовите произведение и его героев?

  1. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”)
  2. “Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит” (“Карасик”, Виталик, Сережа)
  3. “Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
  4. “Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (“На горке”, Котька Чижов)
  5. “Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату” (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик.
  6. “Сумел порвать, сумей и зашить” (“Заплатка”, Бобка)
  7. «Перед ними на экране мелькнула надпись: "Конец".

       Публика бросилась к выходу. Ребята вышли на улицу.

     - Что это за кино мы смотрели? - говорит Костя. - Я что-то ничего не разобрал.

     - А я, думаешь, разобрал? - ответил Шурик. - Какая-то чепуха на постном масле.

     Показывают же такие картины! » (Замазка)

      8. «Я говорю:

- Это “Волга”.

А Мишка:

- Нет, это “Москвич”.

- Много ты понимаешь! - говорю я.

- Конечно, “Москвич”, - говорит Мишка. - Посмотри, какой у него капор.

- Какой, - говорю, - капор? Это у девчонок бывает капор, а у машины - капот! Ты           посмотри, какой кузов. Мишка посмотрел и говорит:

- Ну, такое пузо, как у “Москвича”». (Автомобиль)

Конкурс:  “Собери  портрет Незнайки”.

Из отдельных частей аппликации каждая команда собирает портрет Незнайки. Один человек приклеивает одну деталь.

Конкурс:  “Узнай по иллюстрации”.

На экране высвечивается иллюстрация из рассказа Н.Носова. Надо назвать произведение.

Конкурс: Кроссворд «Рассказы Николая Носова»

Группам раздаются кроссворды, которые они должны отгадать сами. Ответы кроссворда фиксируются на презентации

Кроссворд по рассказам Носова

По горизонтали: 3. Герой этого рассказа Федя Рыбкин насмешил весь класс. 5. Герой этого рассказа Бобка из-за порванных штанов научился сам пришивать пуговицы. 6. «Живая...». 7. «Федина...». 8. Как называется рассказ, герои которого, сидя на скамейке, соревновались «кто кого переврет»?

По вертикали: 1. Название этого рассказа произошло от названия предмета, который купили Мишка и его друг Коля. 2. Герои этого рассказа перепутали предмет, который они отковыряли от окон, с пряником, и из-за этого в кинотеатре на этот предмет сел незнакомый гражданин... 3. «Мишкина...». 4. Герой этого рассказа выстрелом из пистолета напугал старушку.

Ответы. По горизонтали: 3. Клякса. 5. Заплатка. 6. Шляпа. 7. Задача. 8. Фантазеры. По вертикали: 1. Телефон. 2. Замазка. 3. Каша. 4. Пистолет.

В это время остальные участники отгадывают кроссворд на презентации

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по рассказу Носова "Кукла"

разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Носова "Кукла" содержит элементы технологии критическоо мышления через чтение и письмо...

презентация к уроку по рассказу Носова "Кукла"

данная презентация сопровождает  урок  литературы в 7 классе по рассказу Носова "Кукла" содержит элементы технологии критическоо мышления через чтение и письмо...

Викторина по рассказу А.П.Чехова "Хирургия"

Викторина по рассказу А.П.Чехова "Хирургия"...

Викторина по рассказу А.П.Чехова "Хирургия"

Викторина по рассказу А.П.Чехова "Хирургия"...

Литературная викторина по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет".

Литературная викторина по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет" может использоваться в урочной и внеурочной деятельности. Включает 31 вопрос, охватывающий содержание всего произведения....

Урок по рассказу Носова "Кукла"

Урок представляет разработку по рассказу Е. Носова " Кукла. урок сопровождается презентацией....

Урок по рассказу Носова "Кукла"

Методическая разработка урока по рассказу Носова "Кукла"...