Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета».
план-конспект урока (5 класс) на тему

Дидактическая цель: создание условий для формирования навыков выявления особенностей текста ­ повествования и описания, признаков художественного стиля, выделения микротем текста, пересказа (в том числе в письменной форме) текста, оформления его в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации с ориентацией на развитие информационных, коммуникативных, предметных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_1.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 урока развития речи  в 5 классе

 по теме  «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета».

Дидактическая цель: создание условий для формирования навыков выявления особенностей текста ­ повествования и описания, признаков художественного стиля, выделения микротем текста, пересказа (в том числе в письменной форме) текста, оформления его в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации с ориентацией на развитие информационных, коммуникативных, предметных компетенций.

Воспитательная цель: воспитывать интерес к родному языку, литературе на примере произведений классической литературы.

Развивающая цель: способствовать развитию связной речи, навыков работы в группе и логического мышления

Задачи:

- формировать умения осмысливать коммуникативную (речевую) задачу автора теста

- закреплять умения и навыки написания изложения, грамотного письма

 - практическое усвоение учащимися системы речеведческих понятий (речь, ее задачи, функции)

- обобщить  и закрепить сведения теоретического характера (текст как продукт речи, его признаки; тема, заголовок, план; типы текстов и стили речи)

Планируемые результаты

Учащиеся должны:

  • Определять особенности текста повествования и описания, признаков художественного стиля речи.
  • Выделять микротемы текста.
  • Пересказывать текст в письменной форме.
  • Оформлять текст в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. 

Тип урока: комбинированный

Методы обучения, педагогические технологии:

Фронтальный, групповой метод обучения.

Информационно-коммуникационные технологии (использование электронных образовательных ресурсов)

Оборудование:  тексты отрывка рассказа Л. Кассиля «Ранний восход» для изложения, презентация.

Этапы урока:

  1. Организационный момент                         - 2 мин.
  2. Актуализация знаний                                 - 3 мин
  3. Усвоение новых знаний                                 - 10 мин
  4. Первичное закрепление                                 - 6 мин
  5. Обобщение и  систематизация знаний                 - 5 мин
  6. Практическое применение знаний                 - 15 мин
  7. Домашнее задание                                 - 2 мин
  8. Подведение итогов урока, рефлексия                 - 2 мин

Ход урока

Этапы урока

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Организационный момент

 Проверка готовности к уроку, организация работы на уроке.

                                                   Слайд 1,2,3

Готовятся к уроку, сосредотачиваются.

Актуализация знаний

Речевая разминка

- Давайте познакомимся со стихотворением М. Исаковского.  Обратите внимание на слайд 4:

Где березняк, рябой и редкий,

Где тает дымка лозняка,

Он, серенький, сидит на ветке

И держит в клюве червяка.

Но это он, простой, невзрачный,

Озябший ночью от росы,

Заворожит посёлок дачный

У пригородной полосы.

                                        (М. Исаковский)  

Знакомятся со

стихотворением

 Исаковского.

 

Беседа

- Прочитайте стихотворение.

- Догадались ли вы, о ком идёт речь?

- Попробуйте описать соловья, используя слова автора.

- Обратите внимание на определения, которые даёт автор: серенький, простой, невзрачный. Как соотносятся лексические значения этих прилагательных?

- А сейчас посмотрим на изображение соловья и соотнесём его со словесным описание, данным М. Исаковским.

                                                        Слайд 5.

- А как отзывается автор о пении птицы? Какой глагол он использует?

 Каково его лексическое значение? Для этого обратимся к толковому словарю.

Давайте проверим ваш ответ.       Слайд 6.

( Даль В.И. Толковый словарь русского языка. –Т.1. –С.906: Заворожить, перен., кого-что. Совершенно очаровать, обворожить кого-нибудь, всецело завладеть чьим-то вниманием, мыслями, чувствами).

Читают стихотворение

Отвечают на вопросы

(Соловей).

( Это слова-синонимы).

Рассматривают  изображение.

Отвечают на вопрос

(заворожить)

Толкуют лексическое  значение слова,

используя толковый словарь Даля. ( Даль В.И. Толковый  словарь русского языка. –Т.1.

 –С.906:

Заворожить, перен., кого-что. Совершенно очаровать,

обворожить кого-нибудь, всецело завладеть чьим-то вниманием,

 мыслями, чувствами).

Актуализация знаний

- Какое настроение передано в стихотворении?

- Теперь прочитайте стихотворение выразительно, соблюдая интонацию.

Отвечают на вопрос

Выразительно читают стихотворение, оценивают чтение одноклассников.

Усвоение новых знаний

Фронтальная работа

– А теперь работаем по теме урока. Наш урок будет посвящён работе над изложением. Вы должны научиться подробному изложению текста с введением в него описания предмета. Само по себе описание встречается редко, обычно оно включается в сказку, рассказ, повесть, роман.

     - Прошу вас вспомнить, какие известные вам произведения включают в себя описания различных предметов?

                                                           Слайд 7

                                                           Слайд 8

                                                           Слайд 9    

   - Вы привели много интересных примеров. Из них видно, что можно описывать предметы, обстановку, природу. С какой же целью вводят авторы описание?

– Есть описания и в текстах писателей 20 века. Давайте обратимся к тексту Льва Кассиля. Слайд 10. Некоторые люди воспринимают окружающие нас предметы не так, как остальные. Как вы думаете, кто это?

 В отрывке, из книги «Ранний восход», с которым мы сегодня с вами  будем работать, автор пишет о природе, о России и её маленьком гражданине, вашем ровеснике Коле Дмитриеве. Это юный художник. Он не просто смотрит вокруг. Он всматривается и видит чудеса!

- Я сейчас прочитаю вам отрывок, но сначала я поделю вас на группы для последующей работы.

      Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всём, что его окружало. Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки. Слайд 11

   Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву .Слайд 12 А иногда крохотные фарфоровые ролики на зелёном лилипутьем столбике. Слайд 13

    - Будто табунок молоденьких зебр пасётся, - показывал он на рощицу молодых белоногих берёзок. Слайд 14

Читают приготовленные дома  отрывки- описания  

 

- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

   - «Царевна-лягушка»

  - «Снежная королева»

Отвечают на вопрос

( Чтобы сделать текст более ярким, образным)

 

Отвечают на вопрос

 (Это поэты, художники)

Слушают текст изложения.

Усвоение новых знаний

Работа в группах

     Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставлял лучам солнца. Он видел в нём палочку горящего бенгальского огня. Слайд 15.  Внимательный взгляд Коли распознавал теперь многое, что ускользало от него раньше.

Задание 1 группе:  Определите стиль отрывка. Какие задачи решает автор и какие языковые приметы данного стиля вы видите?

Задание 2 группе: Сформулируйте основную мысль текста, пользуясь словами автора.

Задание 3 группе: Для чего автор несколько раз формулирует основную мысль? Помогает ли это в построении текста?

1 группа определяет стиль текста. (Этот отрывок является текстом художественного стиля. Автор рисует яркую, образную картину, вовлекает читателя в наблюдение за природой).

2 группа формулирует основную мысль текста (Многое открылось Коле в это погожее лето. Коля научился подмечать неожиданные сходства. Коля научился распознавать то, что ускользало от него раньше.)

3 группа Рассуждают о построении текста

(Это повторение основной мысли помогает организовать текст: первый раз– это зачин, второй – начало, третий – концовка)

Задание 4 группе: Описание подтверждает основную мысль текста. Описание – основа 2,3,4 абзацы текста и определите микротемы (предметы) в описании (ландыши; берёзовая роща; колосок.)

- Установим те признаки, которые создают образ каждого из предметов. Ведь эти признаки легли в основу сравнений, которых так много в тексте.

- Почему именно эти признаки схватил глаз юного художника?

 Какими языковыми средствами пользуется писатель?

4 группа.

(ландыши; берёзовая роща; колосок.)

Определяют основную мысль текста.

(Сочетание белых цветочков и зелёного стебелька у ландышей, белый ствол с чёрными полосками у берёзы, золотистость у колоса).

(Они ярче других, бросаются в глаза).

Определяют языковые средства языка

Первичное закрепление

Словообра

зовательная работа

- Насколько необычны, свежи эти образы. Определим  состав некоторых слов, выделите в них суффиксы: капельки, столбик, табунок, рощица.

- Какую окраску придают словам суффиксы?

- Для чего Л. Кассиль их использует, помогают ли они передать отношение Коли к природе?

Выделяют суффиксы в предложенных словах.

Отвечают на вопрос

 (Это уменьшительно-ласкательные суффиксы).

Отвечает на вопрос

 (Помогают доказать, что Коле очень дорого этот лес).

Составление плана (анализ и синтез)

- Слушаем текст ещё раз и  составляем план этого текста. Он будет сложным, так как микротемы выделим в отдельные подпункты.

                                                         Слайд 16

Слушают текст, участвуют в составлении плана текста.

 План:

I.        Многое открылось Коле в это погожее лето.

II.        Коля научился подмечать неожиданные сходства.

1.        Веточка ландыша.

2.        Белоногие берёзки.

3.        Колосок с золотыми усами.        

III.        Внимательный глаз Коли видит то, что ускользало ранее.

Обобщение и систематизация знаний

- Мы готовы к написанию изложения,  проработаем текст ещё раз, чтобы избежать орфографических ошибок. Объясните правописание следующих слов и словосочетаний:

Сокровенные законы, всматриваться, зубчатый, неожиданные сходства, крохотные фарфоровые ролики на зелёном лилипутьем столбике, белоногих берёзок, колосок с длинными золотыми усами, солнце, палочка горящего бенгальского огня.

Слайд 17(остаётся во время написания изложения)

Работают на доске и в тетради

Применение знаний

Самостоятельная работа

- Теперь все материалы к работе готовы. После заключительного чтения можно приступать к подробному изложению.

Слушают текст, пишут подробное изложение.

Домашнее задание

Попробуйте на привычные вещи (игрушки, цветы др.) взглянуть глазами художника. Понаблюдайте за окружающими предметами.  Каковы они на первый взгляд и что нового можно увидеть в них, если присмотреться? Составьте рабочие материалы для написания сочинения-описания предмета.

Записывают домашнее задание.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Чему научились ?

 Что запомнилось?

Оцените ваше состояние на уроке и заполните  анкеты

Подчеркните нужное

На уроке я работал

активно

пассивно

Своей работой на уроке я

доволен

недоволен

Урок для меня показался

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

Домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

неинтересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе.Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания предмета(по отрывку из книги Л.Кассиля"Ранний восход")

Урок является закреплением понятия "подробное изложение",учит подробно излагать повествовательный текст с элементами описания предмета,совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.К...

конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"

конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"...

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...

Конспект урока развития речи в 8 классе «Подробное изложение повествовательного текста»

Цели урока:1. Знакомство учащихся с историей памятника Второй мировой войны.2. Развитие творческих способностей, умения воспринимать и осмысливать текст, организовывать собственные мысли после чтения....

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...

Архитектурные памятники России. Урок развития речи в 8-м классе. Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания "Храм Василия Блаженного

Цели: продолжить знакомство с архитектурными памятниками России;познакомиться с отличительными архитектурными особенностями храма Василия Блаженного;проверить умения подробного пересказа текста с испо...