Конспект урока развития речи в 8 классе «Подробное изложение повествовательного текста»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Полтева Светлана Владимировна

Цели урока:

1. Знакомство учащихся с историей памятника Второй мировой войны.

2. Развитие творческих способностей, умения воспринимать и осмысливать текст, организовывать собственные мысли после чтения.

 3. Формирование культуроведческой компетенции: умение давать нравственную оценку событиям, воспитывать чувство гордости за свою Родину, за свой народ.

Оборудование: презентация, песня К. Ваншенкина и  Э. Колмановского «Алёша».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ютазинская средняя общеобразовательная школа»

Ютазинского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока развития речи в 8 классе

«Подробное изложение

повествовательного текста»

Подготовила учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Галлямова Светлана Владимировна

2015 г.

Цели урока:

1. Знакомство учащихся с историей памятника Второй мировой войны.

2. Развитие творческих способностей, умения воспринимать и осмысливать текст, организовывать собственные мысли после чтения.

 3. Формирование культуроведческой компетенции: умение давать нравственную оценку событиям, воспитывать чувство гордости за свою Родину, за свой народ.

Оборудование: презентация, песня К. Ваншенкина и  Э. Колмановского «Алёша».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня мы пишем подробное изложение повествовательного текста. Сейчас вы посмотрите презентацию и прослушаете песню. Ваша задача состоит в том, чтобы самим догадаться, о чём мы будем писать.

II. Чтение текста учителем.

     Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. За свою долгую историю он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать его улицы, дома, памятники.

     Одним из них является величественный холм Бунарджик, или «Холм Освободителей». Его венчает фигура советского солдата, высеченная из гранита.

     Освобождали Болгарию войска 3-го Украинского фронта под командованием маршала Ф.И. Толбухина. Эта операция вылилась в триумфальный поход. В сентябре 1944 года народ повсюду восторженно встречал Красную армию: нашим воинам преподносили хлеб-соль, забрасывали цветами. Жители Пловдива рассказывали, как один солдат сказал, что, пока его руки смогут держать оружие, розы никогда больше не будут обрызганы кровью. Народная память сохранила имя солдата – ласковое имя Алёша. С розами он и увековечен в камне.

     Солдат смотрит на восток, где восходит солнце, откуда пришло освобождение Болгарии. Свой автомат он направил к земле – конец войне, проклятому фашизму. Одиннадцатиметровый памятник водружён на шестиметровый постамент, украшенный барельефами. К монументу, стоящему посреди большой смотровой площадки, ведёт широкая лестница.

     7 ноября 1957 года памятник был торжественно открыт и сразу стал ещё одним символом города. Долгие годы холм Бунарджик был любимым местом отдыха жителей Пловдива.

     В 1966 году родилась знаменитая песня об Алёше. Удивительно задушевные слова К. Ваншенкина обогатились такой же необыкновенно мягкой лирической музыкой композитора Э. Колмановского. Песня «Алёша» была официальным гимном Пловдива двадцать пять лет.

     Но в 1993 году местные националисты потребовали снести памятник. Тогда пловдивчане встали на его защиту. Пожилые жительницы сплели ему гигантскую «мартиницу», традиционный символ здоровья и долголетия, и повесили её на груди каменного исполина.

     Монумент удалось отстоять. Так и «стоит над горою Алёша – в Болгарии русский солдат». И будет стоять, пока живы братские чувства болгар к народу России.

     Известный болгарский публицист Стефан Продев писал: «Россия дважды жертвовала жизнью своих сыновей за нашу свободу. Европа – великая и сильная, но там ещё не знают, что значит отдать свою жизнь за Болгарию».

(*Мартиница – один из самых почитаемых и древних болгарских обычаев. 1 марта близким дарят специальный двуцветный красно-белый амулет.

*Барельеф – скульптурное изображение, выступающее над поверхностью.)

III. Создание письменного пересказа текста.

IV. Вторичное чтение текста (через 10 минут).

V. Работа над текстом.

     *  Определение темы текста

     *  Определение основной мысли.

     *  Ответы на вопросы тестового характера.

     1.Памятник стоит в Софии, Пловдиве, Москве?

     2.Это фигура солдата, группы бойцов или боевая машина?

     3.Красную армию встречали с хлебом-солью, с ненавистью или

        не встречали?

4.Солдат смотрит на восток, запад, юг?

5.Памятник был торжественно открыт в 1953, 1955, 1957 году?

 6.Песня «Алёша» была написана поэтом Ваншенкиным и          композитором Колмановским в 1967, 1966, 1970 году?

7.Пожилые жительницы Пловдива сплели Алёше венок, мартиницу, верёвку?

VI. Ответы на вопросы, начинающиеся так: было ли такое предложение?

  1. За всю свою историю Пловдив был свидетелем многих событий.
  2. На верху холма стоит фигура советского солдата, высеченная из гранита.
  3. Маршал Ф.И. Толбухин руководил операцией по освобождению Болгарии.
  4. Во всех городах и сёлах наших воинов радостно встречали, забрасывали цветами.
  5. В памяти болгарского народа сохранилось имя русского солдата – ласковое имя Алёша.
  6. В его руке автомат, направленный к земле.
  7. Постамент украшен барельефами.
  8. К монументу ведёт широкая лестница.
  9. Долгие годы холм Бунарджик был любимым местом отдыха жителей Пловдива.
  10. Песня «Алёша» была официальным гимном города на протяжении 25 лет.
  11. И будет стоять, пока живы братские чувства болгар к народу России.

VII. Ответы на вопросы, начинающиеся так: говорилось ли об этом в тексте?

  1. Чем известен холм Бунарджик?
  2. В каком году произошло освобождение Болгарии от фашизма?
  3. Что сказал русский солдат жителям Пловдива?
  4. Символом чего стал памятник?
  5. Почему так полюбилась песня «Алёша»?
  6. Кто хотел снести монумент?
  7. Удалось ли отстоять памятник?
  8. Что писал о России болгарский публицист?

VIII. Редактирование первого варианта написанного текста.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Напишите изложение.

IX. Итоги урока.

  • Кто не знал до этого урока о памятнике, для кого полученные сведения стали настоящим открытием?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

Конспект урока развития речи по теме: Текст

Познакомить учащихся со строением текста; развивать речь, мышление, тренировать в умении находить предложения, слова в предложениях....

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета».

Дидактическая цель: создание условий для формирования навыков выявления особенностей текста ­ повествования и описания, признаков художественного стиля, выделения микротем текста, пересказа (в том чис...

Конспект интегрированного урока развития речи в 5 классе по тексту И.Шмелева "На святой"

Изложение по тексту Шмелева интересно по своей тематике , проводится в канун святого праздника Пасхи , формирует не только речевые навыки , но и воздействует на духовно-нравственные аспекты личности р...