Конспект интегрированного урока развития речи в 5 классе по тексту И.Шмелева "На святой"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Халева Татьяна Ивановна

Изложение по тексту Шмелева интересно по своей тематике , проводится в канун святого праздника Пасхи , формирует не только речевые навыки , но и воздействует на духовно-нравственные аспекты личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_izlozhenie.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока развития речи на интегрированной основе

Изложение по отрывку из рассказа «На святой» И. С. Шмелёва в 5 классе.

Цели урока: 

Образовательные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку

 продолжить обучение написанию изложения на литературном материале, познакомить детей с русской православной литературой, используя репродукции картин и музыку.

Оборудование: выставка книг православной литературы. репродукция икон, аудиозапись произведений П.И. Чайковского «Празднество» и  «Весна»

Ход урока

1.Чтение отрывка из рассказа «На святой» под музыку П. И. Чайковского «Весна»

После чтения необходима пауза, которая позволит каждому почувствовать настроение автора, осуществить внутреннюю работу( ученики сопереживают героям)

 Восприятие исходной информации.

Возникшие впечатления формируют эмоционально-образную среду и создают условия психологического комфорта, общения. После чтения необходима пауза, которая позволит каждому почувствовать настроение автора, осуществить внутреннюю работу (ученики сопереживают героям) Погружение в эмоционально-образную структуру темы урока. Привлекаемые образы разных видов искусств и работа по постижению способов их воплощения создают психологическую основу погружения в искусство музыки, живописи, литературы ( озарение, появление замысла)

2.Беседа по тексту.

-Какое настроение у музыки? ( Радостное, ликующее .Словно ожидание чего-то хорошего)

-Правильно. Чайковский написал эту музыку, чтобы показать своё отношение к пробуждающей природе.

-Каково настроение мальчика? ( Мальчик тоже восхищается острыми клейкими листочками тополя)

- Значит, чувства можно передавать как при помощи слов, так и при помощи музыки. А какова тема этого отрывка?

-Тема Пасхи.

Пасха - один из главных христианских праздников. Накануне этого дня принято печь куличи. Красить яйца луковой шелухой. Верующие идут в церковь, чтобы осветить куличи. Все дарят друг другу пасхальные яйца. Широко известен обычай- троекратный поцелуй со словами: «Христос Воскресе!», на который отвечают: «Воистину Воскресе!» Дата празднования Пасхи зависит от лунного календаря, и поэтому она может приходиться на разные дни. Однако всегда в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.

Обратите внимание, что репродукции иллюстрируют историю смерти и воскресения Иисуса Христа.(Звучит композиция «Празднество») 

На данном этапе урока происходит самовыражение личности через творчество. На этом этапе необходимо научить видеть проблему, постигать приемы создания и воплощения источников информации. Идёт сложная работа по постижению образа литературного героя, изучаемой темы, явления, события, произведения.

А теперь вернёмся к тексту. Найдите слова, которые помогли автору создать радостное, ликующее настроение. Как называются такие слова?

Гриша Лаптев. В тексте много эпитетов-это эмоционально-окрашенные прилагательные: «весёлый звон», «радостно-пунцовое яичко»

Луценко Артём. Есть в тексте сравнения: «как в волшебном саду», « светится как солнце», листочки тополя, «как плёночки»

Учитель. А можете сами проиллюстрировать это произведение?

Иванова Даша. Да. Мы можем нарисовать мальчика. Изобразить его радостное настроение, показать рисунком, что герой очень счастлив в этот праздничный день.

Учитель. Представьте себе, что мы с вами хотим создать фильм. Давайте подготовим сценарий фильма по рассказу « На святой»

Дети вместе с учителем составляют киносценарий, который поможет написать изложение.

 кадра

Время. Место съёмки

Содержание кадра

1.

Святая неделя

Общий план: Горкин обещает мальчику побывать во всех святых местах

2.

Утро. Пасха. Дом

Крупный план: радостно-возбуждённое лицо мальчика.

Средний план: мальчик видит в окно тополь

3.

Открытое окно

Средний план: мальчик видит в окно тополь

4.

Окно

Средний план: клейкие листочки

5.

Комната мальчика

Средний план: мальчик одевается

4.Текст читается ещё раз. Дети внимательно слушают, следят за текстом по получившейся таблице. Дети внимательно слушают, следят за текстом по получившейся таблице.

На основе конкретных образов создаётся собственный образ в воображении учащихся. Одновременно это этап внутреннего интегрирования, на основе которого появляется речь. Дети создают будущий текст , исходя из его особенностей, средствами выражения собственных мыслей и чувств.

5.Написание изложения 

6.Итог урока

Рефлексия

-Трудно было работать на уроке?

-Чем этот урок показался вам интересен?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»

На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....

План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс

Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...

Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».

Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...

План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"

   Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выра...

конспект интегрированного урока развитие речи+труд

Урок проведен во 2 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Наступила весна.(развитие речи). Бумажный кораблик. (труд)...

Интегрированный урок развития речи «Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Выполнение лингвистического анализа текста – рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», то есть выявление арсенала средств, используемых автором для создания художественного образа, художестве...

Интегрированный урок развития речи " Научный стиль, его особенности и признаки. Создание текста-рассуждения в научном стиле"./2 часа/

Данный материал представляет собой методическую разработку интегрированного урока развития речи, проеденного с использованием материалов о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева. Уче...