Конспект урока развития речи по теме: Текст
план-конспект урока (7 класс) по теме

Киселева Людмила Александровна

Познакомить учащихся со строением текста; развивать речь, мышление, тренировать в умении находить предложения, слова в предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_razvitiya_rechi_-tekst.zip26.45 КБ

Предварительный просмотр:

                 Конспект урока развития речи в 7 классе            

Киселева Людмила Александровна,

учитель русского языка и литературы.

                               ГБОУ СКОШИ №65.                                                          Тема: ТЕКСТ                

Цели:

- познакомить учащихся со строением текста;

- развивать речь, мышление, тренировать в умении

находить предложения, слова в предложении.   

Задачи: образовательная: создавать условия для ознакомления с понятием текст, расширение кругозора.

               воспитательная: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, прививать любовь к Родине;

               развивающая: формирование познавательного интереса к предмету, к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

    Методы обучения. Наглядный, словесный, практический, исследовательский.

    Средства обучения. Учебная, ИКТ.

                                       Ход занятия          

Ι. Организационный момент. Создание психологического настроя на работу.

- Здравствуйте.

- Какой сейчас урок? (урок развития речи).

- Какая тема урока? (текст).

ΙΙ. Целиполагания.

 - Что мы будем делать? Прочитайте план урока. (Мы будем работать над словом, над предложением, будем играть. Мы познакомимся с понятием текст).

ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний.

а) Работа над словом.

1) Найдите в данных словах другие слова, переставляя слоги или отбрасывая один:

камыш- ...                            морозы-  …

жало- …                              камыши- …

Навес- …                            тишина- …

Слова для справок: мышка, розы, ложа, мыши, весна, шина.

2) Дидактическая игра «Назови профессию».

-Образовать существительные при помощи суффиксов  –щик, -тель, -ист.

Ответ: часовщик, крановщик, каменщик, стекольщик, строитель, учитель, пианист, бульдозерист, тракторист.

б) Работа над предложением. 

– Написать, сколько слов в каждом предложении?

Каждое предложение в цифрах надо записывать с новой строчки.

Наступила осень. (2)

Сильный ветер качает деревья. (4)

В теплые страны улетают птицы. (5)

     В лесу охотник увидел лису.  (5)

Лексическая игра. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Что же случилось с поговоркой?

«Аппетит проходит во время еды».

Ответ: (о) заменили на (и).

 IV. Физминутка для глаз. Делай, как я. Учитель показывает движение 

    глазами, дети повторяют.

  V. Создание проблемной ситуации.

а) Сообщение темы и цели занятия.

б) Рассказ учителя:

- Слово текст - от латинского textum - ткань; связь, соединение. Текст- это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой или основной мыслью. Предложения между  собой соединены по смыслу и грамматически.

Основные признаки текста - тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой.

Смысловые отношения между предложениями различны:

       1). Содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого, при этом все предложения, начиная со второго и по смыслу, и грамматически связаны с первым - это параллельная связь. Схематически параллельную связь предложений в тексте  изображают так:

Особенности этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений; Например, (текст написан доске или для каждого ученика на карточках):

Кто не проклинал станционных смотрителей? Кто с ними не бранивался? Кто в минуту  гнева не требовал от них роковой книги?  А.С. Пушкин.

     Параллельные связи часто используются в поэзии.

2).Содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснить один из его членов, а содержание третьего – смысл второго и т. д. Это цепная связь.

Главное в цепной связи – повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения.

Например, (текст записан на доске или на индивидуальных карточках для каждого ребенка):

<…> Россия не только государство… Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега.

       Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

       Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия - меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

      Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. <>

      Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые … таятся в ее глухих недрах.

                                                                Н.Рерих.

в) Работа с данными на карточках текстами.

1) Прочитайте про себя текст А. Пушкина.

     - какая связь между предложениями?

    Ответ: параллельная связь.

2) Прочитайте вслух текст Н. Рериха.

   - Какая связь между частями текста?

   - Найдите ключевое слово, объединяющее предложения.

Ответ: цепная связь; ключевое слово – Россия.

д) Работа над культурой речи.

1) Слово учителя:

- Вы уже знаете много о том, как нам речь помогает в жизни.

Вспомните, для чего нам нужна речь.

(Чтобы узнавать новое, делиться своими мыслями и чувствами, сообщать знания…)

Давайте подумаем, как помогает нам речь влиять на чувства других людей.

- Вспомните, что говорит вам наша мама ( соседи, знакомые и незнакомые люди), когда вы делаете что-нибудь хорошее, помогаете детям и взрослым. (Молодец!)

 - Что вы при этом чувствуете? (Чувство радости).

- Помните ли вы произведения, в которых говорится о таких случаях?             ( С. Баруздин “ Когда люди радуются “.)

- А как еще могут воздействовать слова на чувства людей?

- Вспомните рассказ В. Осеевой “ Волшебное слово “

- Какое волшебное слово и как помогло Павлику? ( Пожалуйста).

- Какие еще волшебные слова вы знаете?

- Как вы думаете, кому лучше живется – вежливым или грубым людям?  

   Почему?

VI. Итог урока. Рефлексия.

     - Чему вы научились?

     - Что узнали нового?

     - Какая из пословиц больше подходит к рассказу В. Осеевой                        

       Волшебное слово “.

     2) Анализ пословиц, записанных на доске.

                                Пословицы.

      1. Доброе слово путь к сердцу открывает.

      2. Вежливость украшает человека.

      3) Вывод учителя:

- Тексты и наша речь помогает нам узнавать не только новое, сообщать что-то, делиться мыслями и чувствами, но и влиять, воздействовать на других людей, если надо, предупреждать, утешать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

Урок развития речи на тему Текст

Работа по составлению текст на тему "Олимпийские игры" с выходом на тему Олимпиады в Сочи. Собственно, это урок-практикум, закрепляющий знания, умения и навыки учащихся по составлению текста. на основ...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)

Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся....

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...