Урок по литературе "Доброе в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Фёдорова Наталья Александровна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobroe_v_povesti_n.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Доброе в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»


Цель: ознакомление с повестью Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

             Задачи:

  1. Проследить, как проявляет себя добро на страницах повести;
  2. Рассмотреть, кто из героев является олицетворение добра;
  3. Проанализировать, что побеждает в финале – добро или зло?

Ход урока

  1. Оргмомент (настрой на работу)
  2. Актуализация знаний

Демонстрируется фрагмент мультфильма (момент колядок)
- Мы только что просмотрели фрагмент мультфильма, снятого по очень известному произведению. Вы узнали его?
Автор этого произведения - Николай Васильевич Гоголь. Он вводит нас, читателей, в радостную и таинственную атмосферу праздника. В описаниях мы видим любовь к родной природе и народу, к которому он принадлежит и среди которого он вырос.
На фоне такого прекрасного пейзажа разворачиваются картины народной жизни. Ребята, а кто из вас знает, как и почему встречали Рождество?

(Рождество издавна праздновалось на Руси. Сорокадневный пост заканчивался в Сочельник, есть можно было с появлением первой звезды – рождественской. Ели кутью – зёрна злаков, замоченные в воде, с медом. Обычно под Рождество начинались сильные морозы, но это не мешало народу, особенно молодежи, веселиться. Праздничная процессия шла с бумажной звездой и вертепом – ярко раскрашенным ящиком в два яруса. В нем с помощью деревянных фигурок разыгрывали сценки, относящиеся к Рождеству Христову. Колядование начинали дети, парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за это различное угощение).

- Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника – Рождения Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить зло на добрых людях.


III. Мотивация учащихся к деятельности.


- Обратите внимание на доску.
(На доске записаны пословицы:
- Добро на худо не меняют.
- Добро творить - себя веселить.
- Добро и во сне хорошо.
- Делать добро спеши).

- Внимательно прочтите эти пословицы и попробуйте предположить, о чём мы будем сегодня говорить на уроке. (О добре).


IV. Целеполагание.

Формулирование темы урока («Доброе в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» - записать её в тетрадь)

 А теперь давайте подумаем вместе, над чем мы сегодня будем работать, каковы цели нашей работы? (в ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:

  - проследить, как проявляют себя добро на страницах повести;

  - кто из героев является олицетворением добра;

  - что побеждает в финале – добро или зло?)


- А как вы понимаете слова добро, доброе, доброта? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этими понятиями?

- Словарь С.И.Ожегова даёт такое толкование этого слова: «Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное».

- Сегодня на уроке мы постараемся найти доброе в героях повести.

V. Открытие нового знания.

Работа в группах
- Чтобы разобраться в сегодняшней теме нам предстоит поработать в группах.
1 группа: Вакула. Каким изображен кузнец в повести? Определите положительные качества героя. Подтверждайте свой ответ цитатами из текста.
2 группа: Оксана. Какие качества Оксаны проявляются в повести? Определите положительные качества героини. Подтверждайте свой ответ цитатами из текста.
3 группа: Черт. Каким вы представляете себе черта? Боимся ли мы его? Почему? Подтверждайте свой ответ цитатами из текста.

Мы постарались определить положительные качества героев. Обратите внимание на доску. (На доске на карточках перечислены различные качества. Их нужно распределить в три столбика: качества, присущие Вакуле, Оксане, Чёрту).
      
Трудолюбие, избалованность, мстительность, доброта, гордость, хитрость, верность, зависть, глупость, умение любить, самолюбие , умение ценить прекрасное, насмешливость , готовность к самопожертвованию, способность осознать свои ошибки , красота. 
VI. Физминутка

VII. Продолжение изучения нового материала
Составление синквейнов об этих героях.

- Внимательно прочтите то, что у нас получилось. Скажите, кто из героев больше всего соответствует положительному образу, кто несёт добро? (Вакула).

- А что же мы можем сказать об Оксане? Она, обладая столькими отрицательными качествами, не вызывает у нас симпатии? О ней мы не можем сказать, что она является носителем добра? (Ответы детей могут быть неоднозначными, но это и хорошо. Это повод для дискуссии).

Не забывайте о том, что все события нашей повести разворачиваются в Рождественскую ночь. Эта ночь необычная, волшебная. Мы понимаем, что зависть, гордость, излишнее самолюбие Оксаны – это плохо.

Постараемся ответить на вопрос: удается ли темным, разгулявшимся силам в канун Рождества сломить веру кузнеца, заставить его согрешить, продать душу дьяволу за любовь Оксаны? (Этого не случится. Вера кузнеца настолько сильна, что ему удалось вовремя остановиться и не совершить греха. Душа героя оказывается сильнее козней злых сил).

- Как вы думаете, все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом или торжеством?

Демонстрируется фрагмент мультфильма (Конец)

- Что оказывается в финале сильнее? (В итоге мы видим торжество добра).

- А что происходит с Оксаной? Ведь кроме внешней красоты мы в ней сначала ничего не видим. (В финале повести Оксана меняется, осознает свои ошибки, она понимает, что главное – не черевички, а чистая, светлая душа Вакулы. Именно искренняя любовь, верность Вакулы помогают изгнать из Оксаны всё плохое, открыть в ней доброе). Давайте в тексте найдем подтверждение нашим словам.

Вывод: Таким образом, мы убедились в том, что на фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествует добро.

- Ребята, а на кого из героев повести вам хотелось бы быть похожим? С кого можно брать пример?
- А вам приходилось бывать в театре? Вы знаете о том, что по многим произведениям Н.В.Гоголя поставлены спектакли, сняты фильмы? Сегодня мы попробуем создать афишу к повести «Ночь перед Рождеством». (На доску вывешивается заранее подготовленный лист ватмана, на котором указаны герои повести. Ученики напротив каждого героя подписывают фамилию и имя одноклассника, который мог бы сыграть эту роль).

- Вернёмся к пословицам, которые мы прочли в начале нашего урока. Какую бы из этих пословиц вы взяли себе в качестве жизненного девиза? Почему?
- Добра на худо не меняют.
- Добро творить - себя веселить.
- Добро и во сне хорошо.
- Делать добро спеши.

Рефлексия

Самооценивание

В конце урока мне бы хотелось узнать, каковы Ваши впечатления о повести после сегодняшнего урока:
1. Захотелось прочитать повесть ещё раз.
2. Хочу посмотреть фильм (художественный или мультипликационный).
3. Остался равнодушен.

Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами:
Добро – это свет, который не дает нашим душам заблудиться во мраке ночи.
Добро – это сила, которая помогает нам вынести любые испытания.
Так пусть ваши души будут наполнены добром,
И пусть оно будет верным и надежным спутником в вашей жизни.

Дифференцированное домашнее задание: 

- написать мини-сочинение «Чему учит меня повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»;

- нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду повести.

Самоанализ открытого урока в 5 классе

     В классе 13 человек. На 4 и 5 учатся 9 человек.  Слабых детей нет. Класс средних способней. При подготовке к уроку были учтены особенности и уровень подготовки учащихся данного класса.

     Тема: «Доброе в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

     Тип урока: объяснение нового материала.

На раздел  «Научная и ненаучная фантастика»   отводится 8 часов, это 7 урок - внеклассное чтение.

Цель: ознакомление с повестью Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством»    Задачи:

  1. Проследить, как проявляет себя добро на страницах повести;
  2. Рассмотреть, кто из героев является олицетворение добра;
  3. Проанализировать, что побеждает в финале – добро или зло?

В основу урока положен коммуникативно-деятельностный подход.

     Первый этап – организационно – мотивационный: здесь создавалась психологическая готовность учащихся к уроку (чтение стихотворения, просмотр фильма)

Формировались УУД: регулятивные, личностные.

     На 2 этапе – определение темы и постановка задач – использовались такие методы: эвристический (какова будет тема урока?), проблемный, репродуктивный, частично-поисковый.

Групповая форма работы позволяла держать в поле зрения весь класс и активизировать деятельность всех учеников. При этом развивается аналитическое мышление, умение обобщать.

Формировались УУД: коммуникативные, регулятивные.

     На 3 этапе – практическая работа – развивалось критическое мышление через чтение и анализ. На этом же этапе развивались коммуникативные умения (на уровне «ученик – ученик», «ученик – учитель»).

Материал предполагал творческий подход к заданиям любого уровня

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные.

На уроке применялось ИКТ.

     На этапе рефлексия ученики давали самоанализ своей деятельности и оценку проведенной работы.

Формировались УУД: регулятивные, коммуникативные.

     Домашнее задание носит дифференцированный характер.

     Перегрузка предупреждалась физкультминуткой (здоровьесберегающие технологии).

     Урок показал, что ученики могут самостоятельно извлекать необходимую информацию через анализ произведения и применять полученные знания на практике.

     Исходя из самоанализа урока, я считаю, что цель и задачи урока выполнены, т.к. урок является развивающим и соответствует требованиям новых стандартов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""

Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...

Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...

урок-викторина по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели: - обобщить и закрепить  знания по содержанию повести в игровой форме; - научить внимательно и осознанно читать произведение; -  развивать связную речь учащихся, логическое ...

урок-викторина по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели: - обобщить и закрепить  знания по содержанию повести в игровой форме; - научить внимательно и осознанно читать произведение; -  развивать связную речь учащихся, логическое ...

Презентация к уроку -игре по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед рождеством"

Презентация позволит провести урок внеклассного чтения  с использованием межпредметных связей, игровых технологий. Материалы, собранные в ней, расширят кругозор учащихся, позволят понять неразрыв...

Урок литературы с использованием ИКТ ("Хотлист") Особенности хронотопа в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Урок – объяснение нового материала  с ипользованием элементов методики  «Хотлист»   и  презентации Power PointЦель: сформировать представление о хронотопе как о композиционной особ...