Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
статья по теме

Шебалова Ольга Витальевна

В докладе содержатся  методические рекомендации по организации исследовательской работы на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_vahterovskih_chteniy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Шебалова Ольга Витальевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время.

Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных  действий, которыми должны владеть учащиеся.

Главной задачей школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, - научить ребёнка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие истины, о которых говорится в школе, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придёт к ним своим путём, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. «Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной», - сказал М. Бахтин.

        В настоящее время акценты образовательных целей смещены в сторону формирования мобильной, активной, интеллектуально и творчески развитой личности, имеющей свой опыт, свои способности, превращающейся из потенциального исполнителя в самостоятельного хозяина, потенциального работодателя и предпринимателя.

        Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и  литературы является одним из  приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения поискового характера, учебные проекты, исследовательская деятельность  позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Проектный и исследовательский методы не просто формируют умения, а формируют компетентности, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.

Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

  • личностно ориентирована;
  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

Проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы я занимаюсь сравнительно недавно. Но эта работа меня увлекает, а когда чем-то увлекаешься сам, то можешь увлечь и своих учеников, и я вижу, что и ребятам интересно быть исследователям, делать свои маленькие открытия. Мы не претендуем на новое слово в науке, но каждая наша работа для её автора является научным исследованием, так как ребята знакомятся с новыми авторами, произведениями, изучают критические статьи, анализируют, сопоставляют, учатся представлять свои открытия.

         В зависимости от объекта исследования работу учащихся по литературе можно разделить на следующие виды:

  • работа, в которой проводится анализ текста художественного произведения. Например: «Особенность поэтики «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева», «Чудики» Василия Шукшина»;
  • работа, в которой разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Например: «Образ скупого в русской литературе» (по трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь» и рассказу Л. Улицкой «Генеле-сумочница»), «Мотив дороги в произведениях литературы XIX века»;
  • работа, предполагающая интеграцию литературы,  истории, лингвистики, философии. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX », «Зеркало отражения: исторические личности и литературные произведения»;
  • работа, посвященная изучению жизни и творчества писателей.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

В организации исследовательской деятельности учащихся выделяются шесть этапов.

1 этап.     Знакомство с основами исследовательской деятельности (понятийный аппарат, методы исследования, требования, предъявляемые к оформлению работ).

2 этап.     Выбор и определение темы исследования, постановка проблемного вопроса.

3  этап.    Работа с текстом. Исследование.

4 этап.     Обзор литературы по выбранной теме.

5 этап.     Повторное обращение к тексту с учётом новых знаний.

6 этап.     Текстовое оформление работы.

7  этап.     Выступление учащихся с результатами исследования.

На первом этапе провожу несколько занятий, на которых актуализирую знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, как оформлять работу.

Самый важный и трудный этап – это выбор темы. Это процесс интенсивного размышления, серьезной умственной работы. Тема должна быть интересна ученику, и хорошо, если инициатива исходит от него. На этом этапе учитель выступает в роли советчика, предлагает темы для выбора, уточняет формулировку. Для анализа ребята чаще всего берут произведения, находящиеся за рамками школьной программы. А ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, требуют от учащихся изучения дополнительной литературы, научных источников, проведения теоретического или практического исследования способствуют повышению мотивации. 

В своих работах учащиеся объясняют, почему выбрали именно эту тему.

         Вот как объясняет выбор темы «Микротопонимическое пространство с. Чернуха Арзамасского района Нижегородской области» ученица 11 класса Федотова Екатерина:

«Эту работу я решила написать потому, что мне не безразлична судьба моего села. Время проходит, старшее поколение уходит, и вместе с ними  исчезают, забываются местные названия. А мы должны хорошо знать, любить свою малую родину. Соответственно, хранить язык наших дедушек и бабушек. Диалектные названия необходимо исследовать, так как региональные микротопонимы – это широкое поле для исследовательской деятельности».

На этапе погружения в исследование очень важным представляется постановка проблемы, которая может быть осуществлена учителем, а может быть осуществлена учениками. Когда учитель выступает в роли заказчика, он сам формулирует проблемно-мотивационную задачу, и она выливается в план работы над определенной темой. Так, например, к уроку, начинающему изучение деепричастия, группе семиклассников были даны задания:

  1. Растолкуйте значение слова "деепричастие".
  2. Перефразируйте высказывание В.И. Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного», -  применительно к деепричастию.
  3. Почему деепричастие называют "отглагольным наречием"?
  4. По каким морфемам можно найти деепричастие?        

Данные вопросы определили стратегию работы над темой и в то же время стали проблемой мини-исследования учащихся, которое они представляли на уроке.

В роли заказчика могут выступать и сами учащиеся. Например, при обсуждении заданий в учебнике литературы по сказу Н.С. Лескова "Левша" интересным показалось задание, связанное с народной этимологией. И появилась проблема: «В чем смысл языковых курьезов?» Эта проблема стала предметом исследования ученицы, выполнившей краткосрочное индивидуальное исследование и представившей его на уроке.

Обсуждение плана работы над произведением, заданий, предложенных хрестоматией или учителем, позволяет развивать умение планировать свою деятельность с ориентацией на конечный результат.

После определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Главное, к чему нужно приучать ученика, взявшегося за исследование, - это многократное перечитывание текста. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования. Завершается работа презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в основном самостоятельная, то именно во время защиты мы узнаём, что было сделано во время проектной работы.

Наличие индивидуального задания мотивирует учащихся к чтению произведения, к изучению предмета в целом. Кроме того, в процессе индивидуальной исследовательской работы школьники самостоятельно знакомятся с основами научного метода, планирования и проведения анализа.

Исследовательская работа на уроках литературы - это самостоятельная творческая поисковая деятельность учащихся под руководством учителя. И чем раньше начнется поисковая и исследовательская литературная работа детей, тем быстрее они научатся видеть проблему и находить нестандартные, оригинальные пути решения ее, формировать свою точку зрения в оценке художественного произведения, выносить аргументированное суждение, а значит, смогут проецировать свои навыки на жизненные ситуации.

Опыт показывает, если учащийся один раз провёл исследовательскую работу, его это заинтересовало, то он захочет продолжать эту деятельность.

Проводя анкетирование на этапе рефлексии, убеждаюсь, что учебное время использовано продуктивно, поставленные цели и задачи реализованы. На вопрос анкеты «Чему научила исследовательская работа?» ученики отвечали:

  • «Я научился доделывать всё до конца и достигать поставленной цели» (Травин Сергей); 
  • «Презентовать результаты своего труда» (Пещерова Анастасия);
  • «Она научила меня внимательно читать произведение» (Буракина Алёна.);
  • «Работа заставила задуматься над главной проблемой и о том, как изобразить её в виде схемы» (Фадеев Максим);
  • «Работа научила абстрагироваться от конкретного содержания текста, выделять основные проблемы, понимать идею произведения» (Федотова Екатерина);
  • «Работа научила меня выражать свои мысли, обдумывать, рассматривать проблему с разных точек зрения » (Шаталова Татьяна).

Школьники отмечают, что работа была интересной именно потому, что выполнялась самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя; а 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, увереннее чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникабельны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференциях, в конкурсах исследовательских работ разного уровня. А также исследовательская  деятельность на уроках во внеурочное время позволила:

- повысить интерес учащихся к предметам;

- повысить мотивацию учащихся к обязательному знакомству с произведением;

- повысить уровень речевой культуры учащихся;

- приобрести навык интерпретации произведения, необходимый для успешной сдачи экзамена;

- повысить качество обучения русскому языку и литературе.

Ребята с большим удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, которая не только активизирует их мыслительную деятельность и реализует творческий потенциал, но и помогает каждому ребёнку ощутить себя членом социума, в недалёком будущем найти своё место в жизни.

Формирование навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности учащихся – процесс поступательный и непрерывный. Главное, чтобы, уходя в большую жизнь, молодой человек уносил с собой желание «творить, выдумывать, пробовать», чтобы по-горьковски «смысл жизни видел в творчестве». Наша задача – ему в этом помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...

Методическое пособие "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"

В методическое пособие «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» помещены материалы по организации проектно- исследовательской дея...

Педагогический проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время как средство повышения мотивационных интересов обучающихся».

Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на урокахрусского языка и во внеурочной деятельности, как средства раск...

ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В современной школе необходимо использование технологий и методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной  и твор...

Результаты работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время . ( 2015-2021гг)

Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо ра...