Главные вкладки

    Методический семинар по применению технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
    методическая разработка на тему

    Описание опыта применения данной технологии на конкретных уроках

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Автор : Еджошвили Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №6» г. Людиново Калужской области 2016 год «Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам собирает понятия о предмете» Л. Выготский

    Слайд 2

    1) Формирование нового стиля мышления 2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность 3) Развитие аналитического, критического мышления. 4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации 5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

    Слайд 3

    1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. Реализация смысла: – получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения.

    Слайд 8

    Приём «Верные – неверные утверждения» Тема «Местоимение». (6 класс) Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.________ В предложении местоимения бывают только подлежащим._____________ В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим_______ Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.______________ Местоимения изменяются по падежам и числам._____________ В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом._____________

    Слайд 10

    «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали Биографию и некоторые стихотворные произведения Определение жанра «повесть» Почему так называется повесть Почему это произведение поэта написано в прозе Исторические события Российского государства Лиризм пушкинской прозы Понятия «честь»и «благородство»

    Слайд 11

    «  » – уже знал « + » – новое « – » – думал иначе « ? » – есть вопросы

    Слайд 13

    Значки Ключевые слова  Имя существительное-это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? + Имена существительные изменяются по числам и падежам. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, твори- тельный, предложный – Существительные в именительном падеже являются в предложении только подлежащим что ? Как называются существительные «метро», «пальто», «кино», «шоссе»?

    Слайд 16

    Деепричастие Признаки глагола Признаки наречия Обр. от глагола Обозн. добавочное действ. Сов. В. Несов. В. Не изменяется Явл. обстоят

    Слайд 17

    1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка: Отношение к теме , чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

    Слайд 18

    Мифы древнегреческие, сказочные прочитали, услышали, посмотрели много богов, героев и нереальности Сказания о греческих богах и героях

    Слайд 19

    Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков. сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации

    Слайд 20

    Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными. Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой. Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно». Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время. На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решении. Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.

    Слайд 21

    Н.В. Богатенкова Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей – СПб.: СПбГУПМ, 2001 Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, 1999. О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.156



    Предварительный просмотр:

    Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы.

             

    Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы начать нашу творческую встречу с притчи. 

    «Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...» 

    -  Коллеги, как вы думаете, что именно сказал мудрец? 
    (Ответы) 

    А вот слова старца: 
    «Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики? 
    Во-первых, сама жизнь. 
    Во-вторых, не спешите. 
    В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения. 
    В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято. 
    В-пятых, не жалейте сил и энергии. 
    И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни». 

    Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему? 

    Слайд 1. Мы примем во внимание все советы мудреца и успешно решим все проблемные вопросы в рамках нашего методического семинара. 

    Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. 

    Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). 

    Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. 

    Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. 

    Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. 

    Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? 
    По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". 

    Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств формирования УУД становится особенно значимым. 

    Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.

          Критическое  мышление, по мнению американских ученых Ж. Пиаже и Л. Выготского – это поиск  здравого смысла (как поступить логично, с учетом своей точки зрения,  а также других мнений) и отказаться  от собственных предубеждений. 

    Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

    Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

    Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Качества для формирования критического мышления складываются к 15- 16 годам:

    - готовность к планированию (упорядочение к планированию (упорядочение мыслей);

    - гибкость (если учащиеся не готовы воспринимать мысли других, они не способны генерировать свои мысли);

    -настойчивость;

    - готовность исправлять свои ошибки;

    - осознание;

    - поиск компромиссных решений.

         Американские педагоги разработали педагогическую технологию развития критического мышления посредством критического чтения.

    Слайд 2. Какие цели ставит данная технология?

    Слайд 3.  Проведение подобных уроков проходит три стадии.

         1 стадия- стадия вызова. Слайды 5-8

    На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний, пробуждается интерес к получению новой информации, учащиеся сами ставят цели обучения.  Я на этой стадии предлагаю заполнить учащимся так называемый  лист ожидания ( ребята говорят, чего они хотят добиться в течение урока). Высказываются разные пожелания: хочу узнать что- то новое, хочу показать свои знания, хочу получить хорошую оценку, хочу понравиться гостям (если это открытый урок), хочу, чтобы мне было интересно на уроке и т. д. Все это заносится маркером на лист ватмана, прикрепленный на доске.

         2 стадия – осмысление содержания. Слайды 9-13. Дети получают новую информацию, корректируют поставленные цели.

         3 стадия – рефлексия. Слайды 14-18

         На второй и третьей стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция), анализ, интерпретация полученной информации.

         Особенно интересны виды работ на второй и третьей стадии: заполнение кластеров, таблиц, ведение записей типа дневников, бортовых журналов, маркировка текста с использованием значков «*» - уже знал, «+»- новое, «-«- думал иначе, «?»- есть вопросы (инсерт).

         Подобным образом можно проводить работу на уроке индивидуально, в парах или группах.

         Подробнее хочу остановиться на приемах и методах систематизации полученных знаний.

         Кластеры.

    Это гроздь выделения смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

                                                                Деепричастие

                                                       

                                          Признаки глагола                     Признаки наречия

                                 

     Обр. от глаг.                   Обозн. добав. действ.

                           

         Сов. В.            Несов. В.                                  Не изменяется          Явл. обстоят.          

    Ведение бортовых журналов эффективно на уроках- играх, во время уроков- лекций. Учитель читает фрагмент лекции, учащиеся записывают в бортовой журнал (даю им на это две минуты). Записи ведутся следующим образом:

    Известная информация

    Новая информация

    Инсерт  (запись «+ (новое), - (думал по- другому), ? (хочу спросить)

    Дневники (записи ведем так)

    Цитата

    Комментарии

         Как учителя- словесника меня не может не беспокоить то, что в век повального увлечения компьютерными технологиями книга постепенно отходит на второй  план. В своей практике часто приходится сталкиваться с трудностью, когда художественные тексты остаются непрочитанными. Какой уж тут может быть разговор о критически мыслящем читателе? Выходом из такой ситуации, на мой взгляд, является чтение с остановками на уроке (условие- текст не должен быть очень объемным).  Применять целесообразнее всего в 7-8 классах.

         Требования к такому уроку:

    Текст не должен быть знаком учащимся.

    Учитель должен заранее поделить его на части, части по объему могут быть разными.

    Делить текст на части следует логично, но остановок должно быть не более пяти.

    Вопросы и задания к тексту формулировать с учетом иерархии учета познавательной деятельности.

        Рекомендуется :

    Задавать простые вопросы(назвать факты, воспроизвести информацию).

    Уточняющий тип вопросов (я могу ошибиться, но мне кажется…)

    Объясняющие вопросы, ответы на которые начинаются со слова ПОТОМУ.

    Творческие вопросы (в таких вопросах есть элемент прогноза, предположения)

    Оценочные вопросы.

    Практические вопросы.

    Синквейн

         В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

         В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

         На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема    синквейна.

         На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему

    синквейна.

    На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к  теме синквейна.

         На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

         Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

    Выводы.

         Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения

    традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют

    исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся.

         А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала.

         И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

         В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

        Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Рассмотренные и апробированные мною - одни из самых целесообразных в деятельности учителя- словесника.

    Слайд 19-20.

    Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать  умения и навыки работы с информацией:

    • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
    • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
    • сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
    • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск  необходимых сведений, используя  различные источники информации

    Любой учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе с детьми:

    Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.

     

    Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.

     

    Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».

     

    Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.

     

    На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решении.

     

    Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.

     

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы

    Применение данной педагогической технологии позволяет пробудить интерес учащихся к получению новой информации, позволяет им сформулировать свои цели урока, анализировать свою деятельность и деятельнос...

    "Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"

    Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....

    Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

    Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, у...

    Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

    Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

    «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

    Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...

    Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

    Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства об...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА» (на примере применения приемов стадии вызована уроках русского языка в ...